Terra Incognita

Содержание:   Фортификация   Маршруты   Достопримечательности   Карты   Малоизвестное   Заграница

Кладбище на о. Сорвали в Выборге. (25.06.07).

ИНТЕРРЕГ-ТАСИС ПРОЕКТ ИНТЕРРЕГ-ТАСИС "МЕМОРИАЛЬНЫЙ ПАРК СОРВАЛИ - НАШЕ ОБЩЕЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ"

Карта Сорвальского кладбища.

Карта православной части Сорвальского кладбища.

Расположение Сорвальского кладбища на снимке Выборга.

 - Часть 1. Краткое описание проекта. Хроника работ. Книга.
 - Часть 2. Ханс Эмиль Андерсин. Памятная роща Сорвали.
 - Часть 3. Зинаида Новосёлова. Сорвальское кладбище - хранитель военной истории края.
 - Часть 4. Юлия Мошник. Несколько слов об "инженере" Фримане.
 - Часть 5. Воспоминания о посещении Выборга человеком, которого следует помнить, и о его похоронах.
 - Часть 6. Сеппо Тикка. Воспоминания о кладбище в Сорвали.
 - Часть 7. Сеппо Тикка. Отто фон Феандт.
 - Часть 8. Леена Репо. Сеятели поля будущего. Виллиам и Эстер Отсакорпи.
 - Часть 9. Юлия Мошник. Мемориал семьи Хакман.
 - Часть 10. Храм Успения Божией Матери на Сорвальском кладбище.
 - Часть 11. Зинаида Новосёлова. Карл Готлиб Бем.
 - Часть 12. Леена Репо. Матильда Хоффманн.
 - Часть 13. Зинаида Новосёлова. Е.В. Нигрицкая (1851 - 1925).
 - Часть 14. Зинаида Новосёлова. Храмы на погостах.
 - Часть 15. Матти Рюнен - нити жизни.

Часть 14. Зинаида Новосёлова. Храмы на погостах.

Северная война (1700-1721) России со Швецией завершилась Ништадтским мирным договором, по которому весь Карельский перешеек с Выборгом и Кексгольмом вошел в состав Российской империи. В этот период в Выборге наблюдается приток русского населения, как гражданского, так и военного.

Город постепенно разрастался, расширял свои границы. В ХVIII веке здесь возникли форштадты: Выборгский (ныне Петровский поселок) и Петербургский (район нынешней Красной площади и Ленинградского шоссе). Проживало здесь преимущественно русское население. В конце ХVIII века в этих пригородах возникают кладбища, а при них - храмы. Этому процессу способствовали и правительственные постановления. Так, в 1772 году вышли указы Сената "О запрещении хоронить умерших внутри городов" и "О постройке церквей на кладбищах". Были приняты меры и по сохранности могил. Еще при Анне Иоанновне варваров, тревоживших покой умерших, приговаривали к смертной казни. При Екатерине II был издан - 5 октября 1772 года - указ Сената "О сохранении кладбищ и могил от разрытия и наказании виновников, покусившихся на сие преступление". Что это были за наказания, свидетельствует пример крестьянина деревни Тушино Московского уезда, который за подобное преступление был бит кнутом на площади, затем ему вырвали ноздри, "поставили знаки на лбу и щеках" и сослали навечно "в тягчайшую работу" (в наше время таковые поступки преступлениями, к сожалению, не считаются и совершаются безнаказанно).

В Выборге кладбищенские храмы существовали на Ильинском, Ристимякском и Сорвальском кладбищах, из них два первых были приписными к Спасо-Преображенскому собору, Сорвальский храм относился к военному ведомству.

Храм святого пророка Илии

В 1796 году в центре Петербургского форштадта "тщанием прихожан" был сооружен, а в феврале 1799 года освящен храм во имя святого пророка Илии. В ряде документов он именуется одновременно церковью Живоносного источника. Архитектором храма был Иоганн Брокман. Стоящий на естественном высоком холме, над деревянной застройкой пригорода, белоснежный и изящный, выдержанный в канонах классицизма, храм был одной из примечательнейших построек Выборга.

Вокруг храма располагалось кладбище. Обязанности сторожей, как правило, исполняли отставные солдаты. Так, в 1812 году в сторожах состоял "отставной солдат Иван Миронов", получавший ежемесячно "за караул" 6 рублей. Сменившему его в октябре того же года "отставному солдату Парфенову" платили уже 7 рублей.

На Ильинском кладбище нашли свой последний приют многие известные в городе лица: государственные чиновники, военные купцы... В декабре 1799 года здесь был погребен выборгский губернатор Петр Васильевич Желтухин. В октябре 1839 года у стен храма была похоронена жена губернатора Фридриха Стевена Софья Андреевна, урожденная Маркевич, "происходившая из влиятельных русских кругов".

Когда в 1914 году потребовались "Сведения о находящихся в пределах губернии монументальных сооружениях - памятников битв и походов русских войск в Финляндии", то среди прочих были названы "Ильинская церковь и фамильный склеп князей Чернецовых возле Ильинской улицы".

Еще в начале 1960-х годов, уже тогда заброшенном кладбище, среди густых зарослей сирени, можно было видеть надгробия с именами выборгских купцов 1-й, 2-й, 3-й гильдий, а на тропинке между ними валялась колонна из полированного серого гранита с золотистой надписью: "прахъ выборгского губернатора".

Прихожане заботились о своем храме, благоустраивали кладбище. В 1824 году территория вокруг него была "обнесена каменною оградою", которая была сооружена на их пожертвования.

Еще в 1868 году все принадлежащие Ильинскому храму "огородные места" были переданы железнодорожному ведомству в связи со строительством железной дороги. В связи с этим, а также "с устройством вокзала и других зданий, хоронить умерших на этом (т.е. Ильинском - З.Н.) кладбище" признано неудобным вследствие близости построек. После этого, по ходатайству прихожан, городской магистрат отвел для православного кладбища другое место, в четырех верстах от города, "по почтовой петербургской дороге, рядом с кладбищем иноверцев", т.е. на Ристимякском кладбище.

Утвержденный приходским собранием в 1898 году Кладбищенский комитет взял на себя заботу по уходу за Ильинским кладбищем.

20 июня 1914 года в Ильинском храме состоялось отпевание епископа Сердобольского Киприана. Вечером 19 июня гроб с его телом был доставлен из Петербурга и в сопровождении духовенства, военных и многочисленных прихожан доставлен в Ильинский храм. На следующее утро архиепископом Финляндским и Выборгским Сергием "с приходским и военным духовенством была отслужена заупокойная литургия с панихидой". Вслед за тем - через Сердоболь (Сортавала) останки епископа были доставлены на Валаам, где и состоялось погребение.

С июня 1918 года в храме проходили лишь заказные службы. В июле 1919 года здесь шли ремонтные работы. О дальнейшей судьбе Ильинского храма имеются лишь отрывочные сведения: 11 декабря 1929 года был создан Выборгский финский православный приход. Ильинский храм находился в его ведении.

В период Второй мировой войны значительная часть убранства, предметов культа православных храмов Выборга и Выборгской губернии была вывезена в Финляндию. Многие из них стали экспонатами Музея православия в городе Куопио. Среди них имеются предметы культа из Ильинского храма.

В период военных действий здание храма было частично разрушено.13 июля 1945 года в протоколе Исполнительного комитета Выборгского городского Совета депутатов трудящихся было записано решение "отвести под воинское кладбище участок бывшего городского кладбища у железнодорожного моста на горе" и "обязать Горкомхоз...передать разрушенную церковь командованию Красной Армии как строительный материал (кирпич)". Данное постановление так и осталось на бумаге.

Прошли годы... Руины храма разобрали, вырубили сирень, Комбинат благоустройства свез надгробия на свои склады. Здесь с них стесывали старые надписи, вырубали новые. Часть кладбища была срыта при строительстве котельной на улице Маяковского, другая - оборудована под кооперативную автостоянку. Казалось, что все кончено, что это святое место утрачено навечно...

Но все же чудеса возможны! Благодаря инициативе, неимоверной настойчивости и упорству искусствоведа Е.Е. Кеппа и его помощников восстановление храма стало возможным. Возник православный приход, настоятелем которого был назначен священник Игорь Аксёнов, появились бескорыстные помощники, благотворители. И вот уже возведен дом привратника, поднимаются стены храма... В 1998 году его прихожане впервые почтили престольный праздник - день Ильи-Пророка. И наконец, 31 октября 1999 года состоялось освящение Свято-Ильинского храма, которое провел митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

В настоящее время строительство православного церковного комплекса на Ильинской горе продолжается.

Храм Всех святых в Ристимяки

В начале 1860-х годов был поднят вопрос об очередном ремонте и реконструкции Спасо-Преображенского собора. Поскольку объем работ предполагался значительным, возникла проблема: где проводить богослужения, пока этот главный православный храм Выборга будет закрыт. Для решения всех связанных с реконструкцией собора вопросов был создан Строительный оргкомитет. "Не имея в виду удобного и приличного помещения для отправления Богослужения на то время, как будут производится работы", Комитет обратился к прихожанам и те "изъявили готовность собственными средствами устроить временное помещение для совершения Богослужения."

Рассмотрев проект храма, губернатор Выборгской губернии Бернхард Индрениус дал свое согласие на его строительство, а магистрат города выделил значительный участок, предварительно оговорив требование о разборке этого временного храма "по окончании возобновления Выборгского Преображенского собора".

В 1863 году "небольшая, но довольно вместительная церковь была построена и освящена во имя Богородицы "Всех Скрорбящих Радости". В ней служил однажды литургию Выборгский епископ Иоанникий, в сентябре 1863 года храм посетил император Александр II, следовавший из Петербурга в Гельсингфорс (Хельсинки) на открытие финляндского сейма.

В 1868 году, когда ремонт Спасо-Преображенского собора был завершен, храм "Всех Скорбящих Радости" был разобран и перенесен на недавно открытое кладбище Ристимяки ("Крестовый холм") в 2-4 верстах от Выборга. На новом месте возведением храма занимался выборгский купец Павел Яковлевич Яковлев. Уже 15 сентября 1868 года состоялось освящение кладбищенской церкви во имя "Всех Святых". Известно, что ее иконостас был одноярусным, церковь "была холодною, без печей". Богослужение совершали священнослужители кафедрального Спасо-Преображенского собора, к которому был приписан храм.

Что же касается П.Я. Яковлева, то 1 июня 1880 года он скончался и был похоронен на Ристимякском кладбище.

15 октября 1900 года состоялось торжественное освящение храма после капитального ремонта. Совершил его архиепископ финляндский и выборгский Николай (Н.А. Налимов) "в сослужении городского духовенства... Несмотря на отдаленность новоосвященного храма и сырую погоду, при освящении, а затем на литургии храм был переполнен молящимися". Церковная ведомость за 1900-й год дает о храме следующие дополнительные сведения: "Зданием деревянная, с таковою же в одной связи колокольнею, крепкая, теплая. Ограда вокруг кладбища каменная из неотесанного гранита. Престол в ней один во имя Всех Святых (неделя 1-я по Пятидесятнице)...Иконостас одноярусный. Утварь достаточна. Святых икон особенно чтимых, явленных и чудотворных не имеется. Замечательных по древности вещей нет. Причта не положено. Богослужение отправляет соборный причт. Земли усадебной, пахотной и сенокосной нет. Дома для причта не имеется... Церкви принадлежит дом деревянный, одноэтажный в церковной ограде для помещения кладбищенского сторожа..."

В храме Всех Святых совершались богослужения и для православных финнов. Об этом, в частности, свидетельствует одна из корреспонденций "Финляндской газеты" за 1902 год: "11 августа в церкви Всех Святых в Выборге была совершена литургия на финском языке для православных финнов... В выборгском приходе их числится около 450 лиц. Из них взрослых присутствовало 60 человек, кроме православных, и даже в два раза больше их, было любопытствующих лютеран..."

Деревянное здание церкви ветшало, и почти ежегодно часть средств выделялась на те или иные ремонтные работы. В 1915 году архитектором Вяйно Кейноненом был составлен проект нового здания храма, но был ли он осуществлен?

В декабре 1917 года храм Всех Святых был разграблен и подожжен. Место, где он располагался, "представляло грустное зрелище - куча кирпича, камня, земли". Но уже 16 июня 1918 года на приходском собрании было принято решение: "утвердить комиссию по постройке новой Ристимякской церкви в составе следующих лиц: Федора Ивановича Сергеева, протоиерея М. Казанского, А.Ф. Сергеева, П.К. Морозова, А.В. Жаворонкова, П.Д.Маркелова, А.Н. Кузнецова, А.К. Яковлева и А.Л. Смирнова". Коммерции советник Ф.И. Сергеев потратил тогда 45 тыс. марок "на постройку на кладбище часовни и на благоустройство кладбища" 205 тыс. марок он пожертвовал на строительство храма.

Шло время... Комиссия по строительству нового Ристимякского храма продолжала существовать, из года в год теряя своих членов. В 1929 году на место выбывших членов комиссии были избраны новые.

Эскиз и проект нового храма были заказаны архитекторам У. Ульбергу и Н.А. Никулину. 11 августа 1935 года состоялась торжественная закладка храма во имя Всех Святых, совершенная по установленному чину архиепископом Германом. Уже 3 октября освятили и подняли на храм крест и колокола. Зимой начались внутренние отделочные работы.

Многие прихожане приняли участие в работах по окончательной чистке и украшению храма. В воскресенье, 18 октября 1936 года состоялось его освящение.

Что касается Ристимякского кладбища, то оно занимало довольно обширную территорию, на которой располагались последовательно шведско-немецкое, греко-католическое, финское приходское, еврейское, магометанское, финское городское кладбища. Вся территория была огорожена оградой из каменных валунов, в которой находилось несколько ворот в виде четырехугольных кирпичных столбов с металлическими створками.

На собрании выборгского православного прихода, проходившем 25 октября (6 ноября) 1898 года был учрежден кладбищенский комитет "для заведования приходскими кладбищами в Ристимяки и при Ильинской церкви". Последнее к этому времени уже было закрыто.

Кладбище было разделено на 6 участков: церковный и с 1-го по 5-й. На участке ╧ 5 места для захоронений отводились бесплатно, на остальных - по установленной для каждого участка таксе.

За определенную плату комитет принял на себя заботы об уходе за могилами. Так, например, в 1915 году на попечении комитета был 372 погребения, из них "56 обеспеченные соответствующим денежным взносом для ухода за ними навсегда и 316 - взносом на один год. На Ристимякском кладбище были, в частности, похоронены священники Г.Н. Соболев, А.Д. Судаков, здесь находились фамильные захоронения известных выборгских купцов Аленевых, Жаворонковых, Москвиных, Сергеевых, Чусовых и других. Весной 1918 года свой вечный покой нашли здесь жертвы трагических событий гражданской войны.

С 1888 года при православном приходе существовал певческий комитет. В это же время для прихожан был введен "обязательный взнос" на содержание хора. Церковный хор участвовал в богослужениях, проводившихся в Спасо-Преображенском соборе, Ильинском и Ристимякском храмах, принимал участие в похоронах. Если похороны проходили на Ристимякском кладбище, то певчим "сверх платы по таксе" полагались "извозчики для проезда на кладбище и обратно".

Храм Всех Святых был разрушен в 1940 году в ходе артобстрела в период советско-финляндской войны.

В период войн ХХ века Ристимякское кладбище пострадало больше других. Почти все склепы и надгробия были разбиты, перевернуты, по всей территории зияли воронки от бомб, валялись порушенные деревья. Немногие сохранившиеся захоронения уже в последующее время были разграблены, большинство надгробных памятников исчезло.

В настоящее время почти все Ристимякское кладбище застроено промышленными зданиями. Сохранилась лишь территория шведско-немецкого кладбища и малая часть греко-католического. На последнем и сейчас можно видеть остатки фундамента кладбищенской церкви, ряд надгробий. К ним вплотную подошла застройка, которая вот-вот, судя по всему, шагнет и на эту территорию, и тогда исчезнет с лица земли то немногое, что позволяло нам вспомнить тех, кто когда-то являлся славой и гордостью Выборга.

Храм Успения Божией Матери на Сорвальском кладбище

После выхода в свет указа сената от 19 декабря 1772 года "Об учреждении кладбищ в Выборгской губернии и прочих Остзейских губерниях" "в отдаленных от жилья местах", уже в следующем 1773 году появилось лютеранское кладбище на Выборгском форштадте. В самом конце ХVIII века кладбища возникли на острове Сорвали близ Выборга. Здесь, на земле, приобретенной у владельца острова барона Л.Г. Николаи, располагались шведско-немецкое, финское лютеранские кладбища, а также кладбище евреев и мусульман.

Со временем Сорвальское кладбище стало одним из самых красивых и благоустроенных кладбищ Финляндии. На его могильных памятниках, многие из которых имели высокую художественную ценность, можно было прочитать имена известных не только Выборгу лиц: местных и государственных чиновников, ученых, просветителей, педагогов, инженеров, меценатов, купцов и промышленников, воинских чинов... В планировке и украшении кладбища принимали участие архитекторы, скульпторы. Сорвальское кладбище являлось своеобразным хранителем истории края в различных его аспектах.

Поскольку в Выборге был расквартирован значительный русский гарнизон, часть православного кладбища была отведена для захоронения умерших или погибших воинов. На выборгском гарнизонном кладбище были, в частности, похоронены участники сражения близ Трангзунда 1 июня 1855 года (Крымская война), воины, павшие в период Первой мировой войны, жертвы белого террора в период гражданской войны в Финляндии (1918 г.)

В 1888 году на территории православного кладбища была построена церковь "В память Успения Св. Девы Марии". По описанию, приведенному в статье О.И. Меурмана, была она "деревянной, крестово-купольной. Здание было достаточно крупным, в русском стиле, притвор маленький, над передней частью основного зала... возвышалась маленькая четырехгранная башенка-шатер, служившая колокольней. Две маленькие башенки с луковичками находились по сторонам, над алтарной частью. Изображение интерьеров церкви показывает, что она была весьма внушительной, но не богатой, без пышного иконостаса. От самого входа в церковь открывался вид на две сверхъестественных размеров иконы в алтаре, над ними - икона в полукруге (над царскими вратами), а еще выше - крест. Светильником служила скромная крестообразная электрическая люстра в стиле модерн. Отделка потолка имитировала арочные своды. Длина церкви - 27 метров (не считая передней части). Храм имел центральное отопление.

В Успенской церкви проводились отпевания умерших, иногда и богослужения. Относилась она к военному ведомству, была приписана к гарнизонной церкви во имя апостола Павла (находилась на Выборгском форштадте, ныне Петровский поселок), и в обязанности воинских частей Выборга входило выделение ежегодной суммы на оплату церковного сторожа. Об этом сообщается, в частности, в "Приказе ╧ 4" по гарнизону от 4 января 1911 года, в котором комендант Выборгской крепости генерал-лейтенант А.К. Петров предписал следующее: "По примеру прошлых лет (приказ по гарнизону 1910 г.) для уплаты жалованья вольнонаемному сторожу, при Успенской военно-кладбищенской церкви, в течение 1911 года доставить от частей войск гарнизона в Выборгское крепостное инженерное Управление деньги по... расчету: всего 600 марок".

В период вхождения Выборга в состав Финляндской республики (1918-1940 гг.) храм и кладбище были действующими. В информации, опубликованной в журнале "Содружество" (╧4 за 1935 год) сообщалось о том, что 24 и 25 марта 1935 года в выборгских православных храмах был "произведен тарелочный сбор в пользу зарубежных русских инвалидов", в результате которого в Спасо-Преображенском соборе было собрано 797 финских марок, а в Сорвальской церкви - 147. 29 июля 1937 года у стен Успенского храма был похоронен известный в Выборге врач, выпускник Санкт-Петербургской Военной академии М.М. Карпинский (1868-1937 гг.).

Перед началом советско-финляндской войны 1939-1940 гг. священником Успенского кладбищенского храма был Алексей Столяров, сторожем - Владимир Волков.

В 1940 году перед приходом войск Красной Армии значительная часть внутреннего убранства храма была вывезена в Финляндию.

Успенский храм был разрушен в ходе боев в июне 1944 года и более не восстанавливался. В послевоенные годы шоссе, идущее вдоль Гвардейского поселка (бывший Сорвали) было спрямлено и прошло через юго-восточную часть Сорвальского кладбища, разделив его на две части: справа от шоссе расположена его основная территория, слева - небольшая часть русского кладбища, ограниченная с южной стороны, вдоль улицы Шестакова, сохранившейся каменной оградой. По некоторым сведениям, именно на этом участке находился когда-то храм Успения.

Поддержав инициативу группы горожан, глава администрации МО "Выборгский район Ленинградской области" Г.А. Порядин 18 июля 2003 года подписал Постановление "О создании на территории исторического кладбища в пос. Гвардейский мемориального парка "Сорвальское кладбище". Был создан общественный комитет, который, в частности, поставил вопрос о постройке на территории бывшего православного кладбища часовни. Архитектором И.В. Качериным был составлен ее проект. К сожалению, на деле все ограничилось эпизодической работой (по несколько дней в течение 2003-2006 гг.) молодежного интернационального отряда "Певческое поле" и проведением ряда субботников студентами, учащимися школы ╧ 3, общественностью Выборга.

В начале 2007 года был дан старт совместному российскому проекту "Мемориальный парк Сорвали наше общее культурное наследие".


  Часть 1.   Часть 2.   Часть 3.   Часть 4.   Часть 5.   Часть 6.   Часть 7.   Часть 8.   Часть 9.   Часть 10.   Часть 11.   Часть 12.   Часть 13.   Часть 15.


/ Все материалы предоставлены АНО "Центр Виипури". Менеджер проекта по восстановления Сорвальского кладбища - Алла Матвиенко. /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

Комментарии

1. 2012-11-03 00:14:26 сергей ()
почему на берегу и в воде где это кладбище очень много битой посуды попадаются брошки,манеты.В песке у берега как будто специально сыпали, или дома были?

2. 2016-10-01 23:35:52 Петр (peter.dubrowsky@yandex.ru)
Смотря на такое, никак не пойму. Ведь не война такое сделала, все это происходило в послевоенное время. Люди так много сделали для города, жителей... Нет, не понимаю я такого отношения, за гранью моего понимания.

3. 2019-10-05 00:21:12 Ярослав (doctor-pirogov@yandex.ru)
Здравствуйте. Я ищу своих предков по фамилии ЛЕР (скорее всего православные, но может быть и лютеране), которые проживали в Выборге в конце 19-начале 20 века. Есть сведения, что они похоронены на Сорвальском кладбище.Если кто-то располагает какой-нибудь информацией, прошу написать мне. Спасибо.





Содержание

 

Фортификация

Карельский укрепрайон (КаУР)

Форт Ино

Крепость Выборг

Линия Маннергейма, Зимняя война, Великая Отечественная война

Финская береговая оборона

Линия VT

 

Маршруты

Пешком по Карельскому

 

Достопримечательности и знаменитости

Выборг и его окрестности, острова Выборгского залива

Зеленогорск/Терийоки, Курортный район Санкт-Петербурга, Карельский перешеек

 

Карты

 

Малоизвестные факты и проекты

 

Заграница

 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.