Terra Incognita

Содержание:   Фортификация   Маршруты   Достопримечательности   Малоизвестное   Заграница

Докладная записка наркому НКВД СССР т. Ежову о пересмотре соглашений между СССР и Финляндией от 28.06.1938 г. (12.04.12)

Докладная записка наркому НКВД СССР т. Ежову о пересмотре соглашений между СССР и Финляндией от 28.06.1938 г.

 

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР
ГЕНЕРАЛЬНОМУ КОМИССАРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

тов. ЕЖОВУ

Между Союзом ССР и Финляндией существует ряд конвенций и соглашений, являющихся для нас крайне невыгодными, представляющими Финляндии большие преимущества. Пользуясь этими конвенциями, финны имеют возможность "на законном основании" посещать нашу территорию, засылать к нам своих агентов и разных представителей, вести разведку у нас, вербовать и насаждать свою агентуру, изучать наши оборонные сооружения и мероприятия, подготовлять диверсии на мобилизационный период.

Из многочисленных соглашений с Финляндией, наиболее невыгодными для нас являются:

1. Соглашение между Россией и Финляндией о плавании финляндских торговых и товарных судо по р.Неве между Ладожским озером и Финским заливом, заключенное в Москве 5-го июня 1923 г. и дополнительное соглашение от 17 марта 1928 г.

Это соглашение дает право Финляндии беспрепятственно проводить по р.Неве из Ладожского озера в Финский залив и обратно торговые и товарные суда, на одинаковых с нашими судами условиях, право захода в Ленинградский торговый порт и использование всякого рода портовых сооружений.

Таким образом соглашение представляет безусловные выгоды Финляндии и крайне невыгодны для нас по следующим соображениям:

- почти все капитаны и часть команд судов, проходящих транзитом по р.Неве, являются представителями финской разведки.

Весь маршрут движения финского транзита представляет большой интерес для финской разведки: крупные предприятия, в том числе и оборонного значения, район заводов Балтийского и им. Марти, район завода "Большевик" и электростанции "Красный Октябрь", Волховская магистраль, Невдубстрой, полигон и лагери зенитных частей гарнизона Ленинграда, а также и наши фарватеры, имеющие стратегическое значение.

Таким образом весь маршрут является не только объектом, интересующим финскую разведку, но и в отдельных местах легко уязвимым в диверсионных целях: морской канал, Невские ворота, Ивановские пороги, извилина р.Невы выше д.Усть-Славянка и особенно, Кошкинский фарватер (Ладожское озеро).

В прошлом имелись агентурные данные о предполагаемом затоплении Кошкинского фарватера. Транзитные суда и баржи (всего 14) ветхие, с большой осадкой, перевозят преимущественно лес, уголь, соль, кирпич, песок и совершить диверсионный акт, с целью закрыть какой либо из наших фарватеров, большого труда для финской разведки не представляет.

За последние несколько лет (с 1935 года) отмечено большое количество нарушений со стороны капитанов финских транзитных судов: провоз личного оружия, фотоаппаратов, биноклей, последние безусловно в целях разведки, ибо отмечены случаи наблюдения в бинокль за нашими важными объектами, укрываясь от сопровождающих представителей погранвойск. Были пресечены попытки остановок на Кошкинском фарватере по мотивам "свежей погоды", а 22.5.38 пароход "Локки" не исполнил команду нашего лоцмана и умышленно посадил пароход на мель на Кошкинском фарватере.

На протяжении всего периода действия соглашения не прекращаются случаи нарушения его: несвоевременное сообщение о прибытии судов, что лишает нас возможности приготовиться для встречи и сопровождения их, часто неправильно оформлены документы на членов команды и груз, несоответствие груза записям в судовых документах и т.п. В 1935 году отмечено 7 случаев вынужденных стоянок финских судов в неразрешенных местах и два случая вынужденного захода в Кронштадт.

В пути следования, некоторые капитаны пристают к нашим представителям с назойливыми вопросами разведывательного порядка. В прошлом отмечены случаи вербовки наших лоцманов капитанами финских судов как в пути сопровождения, так и при умышленном увозе их в Финляндию под предлогом штормовой погоды (один только капитан парохода "Алтай" ПУТУ завербовал для шпионской работы в пользу Финляндии наших 9 лоцманов).

Маршрут из Осиновецкого маяка на Ладожском озере до приемного маяка Ленинграда - 170 км. Это расстояние покрывается финскими судами за 7-14 часов.

В силу маломощности, суда лишены возможности плавать при ветре свыше 3 баллов. В таких случаях они отстаиваются на озерном рейде в Шлиссельбурге по 5-10 суток, используя это время для разведки судов Погранвойск и КБФ.

Из наиболее ярких представителей финской разведки нам известны:

   1. Капитан парохода "Алтай" ПУТУС Адам, 1880 г.р., резидент финской разведки. Сын служит в полиции. Главным его заданием является сбор сведений о Кронштадте укрепленном районе и вербовка агентуры на нашей территории. Хорошо владеет русским языком. Во время прохождения транзитом, лично ведет наблюдение за берегом.

   2. Капитан парохода "Калева" КУУСЕЛА Леопольд, в прошлом занимался доставкой в СССР к-р литературы Питкоранской монархической организации.

   3. Капитан парохода "Канас" СОИНИ Иозеф, 1910 г.р., агент финской полиции. В прошлом провозил контрабанду.

   4. Его брат СОИНИ Август, плавает на том же пароходе, агент финской разведки, в прошлом задерживался с крупными партиями контрабанды. В октябрьские дни 1917 г. доставлял в Ленинград оружие для белых.

   5. Капитан парохода "Утту" Сихвонен Альберт задерживался с крупной партией конрабанды.

   6. Матрос РЮТЕО Вильгельм, 1893 г., провокатор финской охранки. Хорошо владеет русским языком.

Уже по названным выше можно судить, что проходящие транзитом финские пароходы укомплектованы старыми кадрами финской разведки, занимающимися разведывательной работой и способными в любой момент, по заданию финской разведки совершить крупный диверсионный акт.

 

2. Конвенция между Союзом ССР и Финляндией о рыбном и тюленьем промысле на Ладожском озере, заключенная в Москве 25 мая 1934 года.

Эта конвенция представляет финнам право ловить рыбу и бить тюленя в нашей части Ладожского озера на расстоянии свыше 30 км от линии границы (до мыса Морвенского на западном берегу Ладожского озера и устья реки Олонки на восточном берегу).

Для регистрации своих документов, финские рыбаки имеют право приставать к нашему берегу в Никулясы и Видлицы. Представители Финляндии могут посещать некоторые наши рыбоводные заводы.

Финны широко используют эти права. Ежегодно несколько сот рыбаков, а в текущем году около 500 человек на траловых, моторных и других судах опусташают рыбные богатства нашей части озера. Пристают к нашим берегам, особенно в районе д.Никулясы, где имеются оборонные сооружения и ведут разведку за берегом. Установлено, что на своих судах рыбаки переправляют к берегам, отстоящим на значительном расстоянии от границы агентов разведки для проникновения в Ленинград.

Кроме этого, финны имеют возможность широко общаться с нашими рыбаками и вербовать их: в 1937 году разоблачено 8 человек завербованных финляндской разведкой на озере. Отмечено ряд случаев, когда рыбаки, пользуясь правом схода на наш берег при стихийных бедствиях, изучали подходы к нашим берегам.

Нам конвенция, кроме вреда, ничего не дает, хотя пользуемся теми же правами, что и финны. Наша часть озера богаче рыбой и нет необходимости искать ее в Финляндии. В течение последних 10 лет не отмечен ни один случай захода наших рыбаков в финляндские воды.

Нецелесообразно вообще посылать в финляндские воды рыбаков, среди которых много финнов и карел и подставлять их финляндской разведке для вербовки.

Конвенция предусматривает возможность денонсации ее в любое время и она теряет силу по истечении года со дня вручения заявления о денонсации. Назрела необходимость использовать это право и немедленно отказаться от конвенции.

 

3. Конвенция об оленях между Союзом ССР и Финляндией, заключенная в Гельсинки в июле 1933 года.

Конвенция распространяется на Карельскую и Мурманскую границы и имеет целью регулировать возвращение оленей, переходящих через государственную границу. Согласно этой конвенции представители договаривающихся стран обязаны представлять друг другу право переходить границу и участвовать в рассортировках оленей, производящихся периодически в приграничных населенных пунктах. На рыбачьем полуострове сами оленеводы имеют право переходить в упрощенном порядке границу и разыскивать своих оленей.

Эта конвенция на практике оказалась не только не нужной, но и вредной для нас. Близко к границе оленеводы не допускаются и поэтому переходы оленей через границу не представляют собою массовое явление (наших оленей переходит в среднем в год 200-35- голов и столько же финских). На наши заявки финны чаще всего отвечают, что олени не обнаружены. В среднем в год представители сторон передают друг другу не более 2-х десятков оленей.

Таким образом практическое значение конвенции ничтожно, но финны, пользуясь предусмотренными правами, требуют от нас допуска своих представителей в наши колхозы для участия в рассортировках. Под предлогом поиска оленей финляндская разведка засылает на рыбачий полуостров своих агентов (в 1935-36 г.г. задержано 6 человек).

От этой конвенции целесообразно полностью отказаться. На Карельской границе, в районах оленеводства будет в текущем году закончена изгородь на границе, построенная нами и Финляндией. Таким образом на этом участке переходы оленей прекратятся совершенно. На границе Кольского полуострова переходы оленей немногочисленны и передачу их будут вести представители на разрешение пограничных конфликтов, т.е., командование пограничных войск. Они же будут разрешать и все другие вопросы, связанные с вопросами оленеводства в приграничной полосе.

 

4. Конвенция между РСФСР и Финляндией о сплаве лесных материалов по водным система, простирающимся от территории России на территорию Финляндии и наоборот, заключенная в Гельсинки ?? октября 1933 года и конвенция по ее изменению, заключенная там же 15 октября 1935(?) года.

Эта конвенция регулирует вопросы сплава на приграничных реках. Она предоставляет права сплавщикам причаливать к берегу сопредельного государства и проходить по его территории на расстояние 100 метров, что используется финнами для спуска на наш берег агентов разведки и проникновения [неразборчиво].

Конвенция 1933 года предусматривает право сплавных организаций иметь на сопредельной территории своих представителей, держать служащих и рабочих. На практике это привело к тому, что ежегодно финны посылали к нам своих представителей, которые, по условиям сплава, проживали на нашей территории от 3 до 5 месяцев. В течение 1938 г. разоблачено 6 человек, завербованных в качестве агентов разведки, находившимися в разное время на нашей территории представителями финляндских сплавных организаций.

На Карельском перешейке сплав ведется только финнами, нашего сплава там нет. Между тем, именно на этом участке границы финны имеют возможность во время сплава широко изучать наши оборонные сооружения, расположенные местами очень близко от границы.

Конвенции о сплаве необходимо пересмотреть, исключить из них водные системы Карельского перешейка и пункты, предоставляющие право перехода и нахождения на нашей территории финляндских сплавщиков.

 

Прошу поставить вопрос перед правительством об отказе от невыгодных для нас и ненужных нам конвенций и соглашений с Финляндией и пересмотре тех из них, которые не отвечают требованиям теперешней обстановки.

НАЧАЛЬНИК УККВД ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛ.
КОМИССАР ГОЗБЕЗОПАСНОСТИ
( ЛИТВИН )

№ 352337

28.VI. 38 г.

ВЕРНО: <подпись неразб.>

Докладная записка наркому НКВД СССР т. Ежову о пересмотре соглашений между СССР и Финляндией от 28.06.1938 г.

/ ©  Публикация terijoki.spb.ru, 12 апреля 2012 г. Благодарим Г. Андреевского за помощь в подготовке материала./

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   


Содержание

 

Фортификация

Карельский укрепрайон (КаУР)

Форт Ино

Крепость Выборг

Линия Маннергейма, Зимняя война, Великая Отечественная война

Финская береговая оборона

Линия VT

 

Маршруты

Пешком по Карельскому

 

Достопримечательности и знаменитости

Выборг и его окрестности, острова Выборгского залива

Зеленогорск/Терийоки, Курортный район Санкт-Петербурга, Карельский перешеек

 

Малоизвестные факты и проекты

 

Заграница


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.