Terra Incognita

Содержание:   Фортификация   Маршруты   Достопримечательности   Малоизвестное   Заграница

Пешком по Карельскому: Пл. Лазаревка - пл. Кархусуо - ст. Верхне-Черкасово. (07.12.11)

Любой из предлагаемых маршрутов в рубрике "Пешком по Карельскому" может быть пройден за один день без ночёвки лицами, не имеющими специальной туристической подготовки и снаряжения. Маршруты составлены в расчёте на жителей Санкт-Петербурга.

Маршрут: Пл. Лазаревка - пл. Кархусуо - ст. Верхне-Черкасово.

Протяжённость : 9 км.

Трасса этого пешеходного маршрута ведёт путешественника по окрестностям города Выборга. Добрая половина пути проходит по насыпи недействующего в настоящее время участка железной дороги Выборг - Вещёво, который когда-то был составной частью ж.д. линии Выборг-Мичуринское.

Пешеходная часть маршрута начинается от пл. Лазаревка (бывш. Liimatta), расположенной на 125-м километре Выборгского направления железной дороги. Электропоезд от Финляндского вокзала идёт до неё 2 часа 20 минут. Нам годятся только обычные электрички "С.-Петербург - Выборг". Электропоезда повышенной комфортности (по-другому называемые "скоростными") тут не останавливаются!


Фото 1. Лазаревка.
Вид с пассажирской
платформы в сторону СПб

Выйдя на платформу в Лазаревке, необходимо пройти по ней в сторону последнего вагона. Здесь есть переход через ж.д. пути (фото 1). С платформы видны три направления железных дорог: Направо - однопутка на Высоцк и Приморск, прямо - двухпутка на Санкт-Петербург, и слева от неё - заржавленная однопутка на деревянных шпалах. Это и есть оставшаяся часть бывшей железной дороги Выборг-Мичуринское. Вдоль неё мы и пойдём.

Несколько слов о технике безопасности во время прогулки. Последний пригородный поезд на Вещёво прошёл по этому участку пять лет назад. Затем некоторое время здесь изредка "оживало" и снова прекращалось малодеятельное грузовое движение, но в 2009 году закончилось и оно. Железнодорожный путь начал зарастать кустарником и мелкими деревцами. Но! Официально линия Выборг - Вещёво числится действующей, на ней продолжают работать светофоры, и поэтому не исключена возможность возобновления движения в любой момент. Так что, передвигаясь по полотну этой ж.д. линии, нужно хотя бы изредка посматривать назад - а не приближается ли к Вам какой-нибудь "поезд вне расписания"?..

Участок железной дороги в районе платформы Лазаревка является составной частью большой станции Выборг-Товарный. Поэтому самое начало Вещёвской ветки, проходящее по Лазаревке, выглядит вполне прилично. Кустарник и, тем более, деревья на пути отсутствуют. Оставив позади пристанционный посёлок из нескольких домов (фото 2), мы уже очень скоро приблизимся к выходному светофору со станции Выборг-Товарный на Вещёвский перегон (фото 3). Называется светофор Ч63 и сигнализирует красным огнём. Но это - для поездов, а мы смело идём дальше.

Фото 2. Лазаревка. Пристанционный поселок

Фото 3. Лазаревка. Выходной светофор с 63 пути станции Выборг-Товарный

Первое время путь тянется почти параллельно главному Санкт-Петербургскому ходу. Вскоре слева от нас появится ещё один светофор, на сей раз - развёрнутый в сторону Вещёво (фото 4). Это - входной сигнал станции Выборг-Товарный, и одновременно - её граница. Факт пересечения этого рубежа очень быстро подтверждается увеличением растительности на путях (фото 5) - на перегонах уже никто не обязан "полоть травку".

Фото 4. Лазаревка. Граница станции Выборг-Товарный

Фото 5. Первый километр Вещевской ветки

Продолжая двигаться по довольно редко встречающейся в наши дни железной дороге с деревянными шпалами на песчаном балласте, мы вскоре увидим и первый километровый столб. Цифр "1-2" на нём почти не заметно, - табличка вся изрешечена пулями (фото 6). За километровым столбом начинается плавная кривая. Она окончательно уводит нас в сторону от главного Санкт-Петербургского хода. Поначалу слева виднеются каменистые россыпи (фото 7), но скоро они заканчиваются, и дорога опять идёт по болотистой низине.

Фото 6. Здесь тренировались в пулевой стрельбе

Фото 7. Начало второго километра. Каменистые россыпи в лесу

Примерно через 700 м пути можно видеть ещё один светофор встречного направления (фото 8). Это - предупредительный сигнал ко входному светофору станции Выборг-Товарный. Удивительно, но он оказался исправным, и на нём был включен, в соответствии с действующими инструкциями, жёлтый огонь (фото 9). Как говорится, "движенья может и не быть, но светофор гореть обязан"!

Фото 8. Предупредительный светофор на втором километре. Вид сзади

Фото 9. Предупредительный светофор на втором километре. Вид спереди

В конце второго километра, у живописного болотца (фото 10), начинается ещё одна кривая. Сам километровый столб находится в гораздо лучшем состоянии (фото 11 и 12), чем его предшественник.

Фото 10. Болотце в конце второго километра

Фото 11. Километровый столб 2-3 км. Вид в сторону Вещёво

Фото 12. Километровый столб 2-3 км крупным планом

Ещё через пару сотен метров насыпь железной дороги пересекает безымянный ручей. Для пропуска его вод построена весьма капитальная труба (фото 13). Далее путь идёт по прямой, а вдалеке виднеется железобетонный путепровод автодороги "Скандинавия" (фото 14). Она пересекает Вещёвскую ветку как раз на отметке 3-4 км, но старый километровый столб был здесь уничтожен во время строительства моста-путепровода, а нового так и не поставили.

Фото 13. Водопропускная труба на третьем километре

Фото 14. Путепровод автодороги Скандинавия

После прохода под "Скандинавией" колея Вещёвской ветки "ныряет" в густые заросли кустарника (фото 15). Но совсем ненадолго - уже через сотню метров пейзаж кардинально меняется (фото 16).

Фото 15. Густые заросли кустарника в начале четвертого километра

Фото 16. Вскоре эти заросли заканчиваются

Слева начинается небольшая каменистая гряда, поросшая соснами (фото 17). А чуть дальше узенькая насыпь однопутки расширяется в обе стороны. Здесь когда-то начиналось путевое развитие финской ж.д. станции Кархусуо/Karhusuo (фото 18). Справа от станционной площадки, на невысоком земляном валу, есть отдельно лежащие камни (фото 19). Постелив на них какой-либо теплоизолирующий материал, можно устроить небольшой отдых после не очень привычного для большинства людей хождения по шпалам.

Фото 17. Вид слева в двухстах метрах после путепровода автодороги Скандинавия

Фото 18. Земляное полотно первоначального путевого развития станции Кархусуо

Фото 19. На гребне выемки есть отдельно лежащие камни

Отдохнув, продолжаем наш путь вдоль линии железной дороги. Территорию бывшей станции Кархусуо пересекает грунтовая дорога, которая ведёт от развязки на "Скандинавии" к домам посёлка Светлое. В месте пересечения оборудован переезд (фото 20), ставший к настоящему времени совершенно непроезжим для поездов - желоба контррельсов закатаны песком, а кое-где в них даже выросла трава. Никакой сигнализацией этот переезд не оборудован (фото 21). По неизвестным автору причинам, боковые пути станции Кархусуо были укорочены уже через несколько лет после сдачи линии в эксплуатацию и стали начинаться только за переездом. Этот факт отражён на финской топографической карте, изданной в 1937 году (фрагмент карты крупным планом см. в рубрике "Железная дорога / Выборг-Мичуринское / Кархусуо").

Фото 20. Переезд 4 км

Фото 21. Дорожных знаков и сигнальных устройств на переезде нет

За переездом линия железной дороги опять погружается в заросли кустарника. Метров через двести, на небольшом закруглении можно заметить одиноко стоящий осветительный столб (фото 22). Подводящие провода давно срезаны, да и лампочка разбита... (фото 23).

Фото 22. В кустах виднеется столб с остатками арматуры освещения

Фото 23. Подводящие провода давно срезаны

Здесь был остановочный пункт пригородных поездов, сохранивший своё первоначальное наименование Кархусуо. Вид на старую финскую пассажирскую платформу (фото 24) и находящийся рядом с ней фрагмент высокой грузовой платформы (фото 25) открывается достаточно внезапно, так как всё вокруг заросло кустарником. О том, что здесь не так давно ходили поезда, свидетельствуют пятна от дизельного топлива и масла, капавшего с тепловозов на песчаный балласт во время их остановки у платформы. Да и тропинка, по которой пассажиры шли от железной дороги к посёлку Светлое, пока ещё существует (фото 26).

Фото 24. Пассажирская платформа остановочного пункта Кархусуо

Фото 25. Остатки старой финской грузовой платформы

Фото 26. Начало тропинки от платформы Кархусуо к домам посёлка Светлое

Дальнейший участок железной дороги в сторону Вещёво совершенно зарос, по крайней мере, в пределах видимости (фото 27). Поэтому первоначальные планы пройти по Вещёвской ветке пешком до посёлка Перово пришлось откорректировать и направиться обратно до путепровода автодороги "Скандинавия", а затем - в сторону станции Верхне-Черкасово. Выход на берег находящегося вблизи платформы Кархусуо Голубого озера (бывш. Mättäänjärvi) оказался также невозможен из-за практически непроходимого болота, окружившего это озеро (фото 28). В озеро впадает несколько мелких ручьёв, один из которых протекает в непосредственной близости от платформы Кархусуо. Полотно железной дороги он пересекает по водопропускной трубе (фото 29).

Фото 27. Дальнейший участок ЖД пути совершенно зарос

Фото 28. Берега Голубого озера сильно заболочены

Фото 29. Водопропускная труба в Кархусуо

Вернувшись к путепроводу и поднявшись по его лесенке на обочину автотрассы, необходимо двигаться в южном направлении около 400 м до развязки. Она хорошо видна уже от путепровода. Обочина широка, отделена от асфальта ограждением, и потому достаточно безопасна для пешеходов. Достигнув развязки, нужно выйти на песчаный уступ в левой её части. Там начинается небольшой заброшенный участок старого Восточно-Выборгского шоссе (фото 30). После ввода в эксплуатацию "Скандинавии" этот участок стал тупиковым, сквозной проезд автомобилей по нему невозможен, поэтому их тут очень мало, - автору данного описания встретилось всего две машины на протяжении двухкилометрового пути. Недалеко от входа на этот участок со стороны развязки "Скандинавии" есть оборудованное двумя скамейками место отдыха (фото 31) - здесь можно устроить большой обеденный привал. Отсюда же начинается короткая лесная дорога к высокому южному берегу Голубого озера (фото 32). Однако, к самой воде и тут подойти будет невозможно.

Фото 30. Неиспользуемый участок старого Восточно-Выборгского шоссе. Начало

Фото 31. Вблизи поворота к Голубому озеру есть уголок отдыха

Фото 32. Так выглядит Голубое озеро с высокого южного гребня

Отдохнув у озера, выходим на завершающий отрезок пути. Хорошо сохранившийся асфальт, даже с остатками разметки (фото 33), и почти полное отсутствие автотранспорта позволят нам без труда выйти к точке пересечения с действующей трассой "Скандинавии" (фото 34).

Фото 33. Неиспользуемый участок старого Восточно-Выборгского шоссе. Продолжение

Фото 34. Выход с неиспользуемого участка Восточно-Выборгского шоссе на автодорогу Скандинавия

Здесь же, не доходя бензоколонки, - поворот на дорогу к станции Верхне-Черкасово (бывш. Säjniö)(фото 35). Двигаясь по ней, надо соблюдать осторожность - дорога узкая, а движение автотранспорта достаточно интенсивное. Примерно в середине этого полуторакилометрового отрезка - спуск в пристанционную долину (фото 36).

Фото 35. Поворот с автодороги Скандинавия на Верхне-Черкасово

Фото 36. Спуск в пристанционную долину

Выйдя к посадочной платформе, нам остаётся лишь подождать в вечерней тишине электричку на Санкт-Петербург и увезти с собой приятные воспоминания от столь необычной прогулки.

Пл. Лазаревка - пл. Кархусуо - ст. Верхне-Черкасово
Маршрут на довоенной финской карте

/ ©  Дмитрий Веревкин, декабрь 2011 г. Фото автора, октябрь 2011 г. Специально для terijoki.spb.ru /


Читайте также в рубрике "Пешком по Карельскому":
Пл. Тарасовское – пос. Уткино – пос. Поляны
Ст. Ермилово - пос. Малышево - ст. Куолемаярви
Пл. Ушково - г. Зеленогорск (ж.д. вокзал)
пос. Мичуринское - ж.д. платформа Лосево
Пос. Ленинское - оз. Б.Симагинское ("Красавица")
Ст. Куолемаярви - озеро Высокинское
Пл. Ушково - ст. Приветненское
Ст. Куолемаярви - озеро Александровское
Громово - Суходолье
Пл. 13 км - ст. Гвардейское - пл. Пионерлагерь
Пл. Заходское - Красноперские озера - оз. Грачиное
Пос. Попово - г. Высоцк
Ст. Верхне-Черкасово - пос. Перово - пос. Гончарово - пл. Пальцево
Куолемаярви - Лужки - берег Финского залива (бухта Окуневская)
От Кузнечного до Севастьяново
Ст. Гвардейское - пос. Овсово - протока между Соколиным и Губановским озёрами

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   

Комментарии

1. 2011-12-17 14:24:22 Олег ()
Большое спасибо за прекрасный рассказ и фото!


Содержание

 

Фортификация

Карельский укрепрайон (КаУР)

Форт Ино

Крепость Выборг

Линия Маннергейма, Зимняя война, Великая Отечественная война

Финская береговая оборона

Линия VT

 

Маршруты

Пешком по Карельскому

 

Достопримечательности и знаменитости

Выборг и его окрестности, острова Выборгского залива

Зеленогорск/Терийоки, Курортный район Санкт-Петербурга, Карельский перешеек

 

Малоизвестные факты и проекты

 

Заграница


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.