malin yellow blue red black black black

Сестрорецкая и Приморская железные дороги.

Продукция Сестрорецкого оружейного завода вначале доставлялась в столицу сухопутьем, на подводах. Но существовавшая в то время дорога до Санкт-Петербурга была неудобна, поскольку пролегала вдоль берега по сыпучим пескам и низменностям, периодически затоплявшимися водами Финского залива. Поэтому позднее стали использоваться морские шаланды. Для этого в 1847 году была проведена конно-железная дорога от завода до Дубковской пристани на побережье Финского залива. На схеме этой дороги нет, перейти к описаниям других веток можно "кликнув" на соответствующую линию на схеме.

1. 1871 - 1873 гг. Белоостров - Сестрорецк.

Когда финны в 1870 году закончили строительство железной дороги Петербург - Риихимяки (и далее на Гельсингфорс-Хельсинки), то по заказу Российского Военного министерства для связи Сестрорецкого оружейного завода со стратегической Финляндской ж.д. они соорудили ответвление от станции Белоостров до Сестрорецка - "Сестрорецкую ветвь", движение по которой открылось 2 ноября 1871 года.

Уже в 1872 году в справочнике приведено расписание Сестрорецкой ветки - три пары поездов: утром, днем и вечером; время в пути - 25 минут. В Белоострове ветка начиналась за железнодорожным мостом (в сторону Выборга) и шла вдоль реки Сестры, не пересекая ее, до Сестрорецка. Поскольку завод располагался в низине, защищённой от озера плотиной, то сама железная дорога заканчивалась напротив него, на Песках.

2. 1873 - 1877 гг. Сестрорецк - гавань Миллера.

Первый год эксплуатации дороги принёс только убытки, и дирекция Финляндской железной дороги планировала законсервировать линию. Но тут в качестве предпринимателей выступили Коллежский Ассесор Мориц фон-Дезен и Титулярный Советник Михаил Иванович Миллер. Они решили приобрести у Финляндской дороги ветвь от Белоострова до Сестрорецка и организовать на ней пассажирское движение. Помимо этого, в планах значилось строительство новой морской пристани в 3 вёрстах от Сестрорецка, на берегу Сестрорецкой губы, а также дополнительной ветви к Тарховской косе, где пристань уже была сооружена и действовала.

Устав частного "Общества Сестрорецкой железной дороги" был утверждён в январе 1873 года, а с 19 апреля 1875 года Общество вступило во владение ветвью. Подвижной состав был взят в аренду у Финляндской железной дороги. В гавани, получившей название "Гавань Миллера", из валунов была отсыпана  50-метровая дамба, по которой проложили железнодорожную ветку к пристани. Эта ветка добиралась сюда по самому пляжу. Позже, в 1899-1900г., к открытию эспланады Курорта, линию окружили двумя невысокими заборчиками.

Сестрорецкий Курорт

Сестрорецкий Курорт, 1913 год.

Сестрорецкий Курорт

Курорт. Курзал, набережная
и жел. дорога, ведущие к гавани Миллера.

На этой ветке инженер Пироцкий в 1876 году проводил опыты по приспособлению рельсового пути к передаче электрогальванического тока для получения патента на изобретение "На электрический способ передачи сил по рельсовым и другим проводникам". Для опытов выделили участок протяжением в З 1/2 версты (3,73 км), соединяющий Сестрорецк с пристанью. Опытные машины были установлены на расстоянии свыше одного километра. В качестве проводников для электропередачи использовали рельсы: один как прямой, а второй как обратный провод. После обеспечения необходимых соединений на стыках рельсов, опытную электропередачу осуществили успешно. По утверждению автора установки, утечка тока в землю не была заметной. Коэффициент полезного действия передачи, по его же подсчетам, был достаточно высоким. Расходы на приспособление для электропередачи существующего железнодорожного пути были ничтожны - от 50 до 100 рублей на версту.

Гавань Миллера Гавань Миллера

Пристань Миллера.


В 1877 году на линии действовало четыре пары поездов, которые обслуживали в основном дачников в летний период, зимой же ими пользовались лишь чиновники да торговцы. Объём заводских перевозок оказался очень невелик из-за конфликтной тарифной политики со стороны Финляндской ж.д. Возведённая пристань бездействовала. В результате Общество оказалось в бедственном финансовом положении. Большинство из намеченных планов так и не было осуществлено. В середине 80-х годов Общество Сестрорецкой железной дороги окончательно разорилось, и с 1 января 1886 года дорога была для движения закрыта.

3. 1890-е. Приморская железная дорога.

Вопрос о железнодорожном сообщении с Сестрорецком был поднят в конце 1889 года, когда создаётся "Акционерное общество Приморской Петербурго-Сестрорецкой железной дороги", председателем правления которого стал инженер-путеец Пётр Александрович Авенариус, сын сестрорецкого артиллерийского чиновника. В январе 1890 года он обращается в Комитет министров с предложением построить конно-железную дорогу между Петербургом и Сестрорецком. 11 февраля 1892 года были утверждены новые условия постройки и эксплуатации Приморской железной дороги из Санкт-Петербурга в Сестрорецк. Была разрешена эксплуатация железной дороги с возможным применением паровой тяги, с установленным сроком строительства в 3 года - "постройка дороги должна быть окончена в течении времени не далее исхода 1895 года". 23-го июля 1893 года была открыта Озерковская линия дороги: из Санкт-Петербурга (Новая Деревня) через Комендантское поле, Коломяги до Озерков (7 км).

  
  (Основа карты взята с сайта "Окрестности Петербурга")

Мост в Сестрорецке

Железнодорожный мост между Сестрорецком и ст. Разлив.

Вторым участком дороги, принятым в эксплуатацию, стал Лахтинский, открытый 12 июля 1894 года. Особенностью этого отрезка дороги был возведённый через Лахтинский разлив 200-метровый свайный мост, располагавшийся параллельно Лахтинской дамбе, по которой шла сухопутная дорога.

31 октября 1894 года было открыто пассажирское сообщение от Лахты до Раздельной, а также движение на ветке к Пароходной пристани на ст. Лисий Нос, протяжённостью 3 версты. Таким образом 26 ноября 1894 года закончилась постройка Санкт-Петербурго - Сестрорецкой Приморской железной дороги по направлениям:
- Новая Деревня - Сестрорецк (27 км),
- Раздельная - Лисий Нос (3 км),
- Новая Деревня - Озерки (7 км).

 

4. 1900-е. Сестрорецк - Дюны.

Мост в Сестрорецке

Мост на дороге в Дюны.

Приморская железная дорога не приносила больших доходов своим владельцам. Они вынуждены были даже выпустить облигации своего 5-типроцентного займа с погашением купонов 2 раза в год. Чтобы как-то поправить свои финансовые дела, Петр Александрович Авенариус обратился к царскому правительству с просьбой отпустить земли в окрестностях столицы для устройства Курорта. Конечно же, предполагалось получить участок вблизи Сестрорецка. Просьба акционеров была удовлетворена, и 64 десятины земли в устье р. Сестры на берегу Финского залива были выделены под строительство. В 1900 году из Сестрорецка за год проложили ветку до узловую станции Курорт.

В конце XIX века началась застройка правого берега Сестры в районе Ржавой канавы. В начале XX века здесь строится много дач различных благотворительных организаций ("Общество школьных дач", гомеопатический санаторий и др.) и столичной интеллигенции. Для улучшения связей с новой дачной территорией у станции Курорт был построен сначала гужевой, а затем рядом - железнодорожный мост. Через него в сторону Русско-Финской границы была проложена новая ветка. Колея, плавно поворачивая влево, поднималась в песчаный холм и уходила к Ржавой канаве. Здесь конечным пунктом была сооружена станция Дюны. Чуть дальше, у слияния р. Сестры и Ржавой канавы, разместился Дюнский таможенный пункт.

Когда поезд приходил на станцию Курорт, состав отцеплялся, а паровозик с двумя вагончиками шел дальше в Дюны, проходя полустанок Школьная, расположенный у санатория гомеопатов. Такое название полустанок получил потому, что там было учебное заведение для больных мальчиков, которые жили там на полном пансионе и учились.

Рядом со ст. Дюны была построена деревянная церковь. В ограде дюнской церкви в 1911 году был noxopoнен П. А. Авенариус. "Созидателю сего храма, преобразователю глухой местности в Сестрорецкий Курорт П. А. Авенариусу" - так было начертано на беломраморном основании надгробного креста. В первое же лето после октябрьских событий 1917 года в Дюнах произошло несколько пожаров, уничтоживших много дач. В 1919 году сгорела и церковь Спаса Преображения.

Ст. Курорт Ст. Курорт Ст. Курорт

Станция Курорт.

Ст. Курорт Ст. Школьная Ст. Дюны

Окрестности Курорта.

Станция Школьная.

Около Дюн.

Ст. Ермоловская Ст. Дюны Ст. Дюны

Станция Ермоловская.

Поворот у залива.

Станция Дюны.

Ст. Дюны

Станция Дюны и церковь Спаса Преображения.

5. Вокзалы и платформы Приморской железной дороги.

Приморская железная дорога строилась по типу городского парового трамвая и предназначалась в основном для пригородного движения.

Вокзал "Новая Деревня" Приморской ж.д. (соответственно - Приморский или Сестрорецкий) размещался в северной части города на Новодеревенской набережной у западной границы Салтыковского сада (сад у метро "Черная Речка") на месте нынешнего дома N 15 по Приморскому проспекту. Это был деревянный маленький вокзальчик с хорошим буфетом и садиком между "Виллой Родэ" и рестораном "Славянка". "Вилла Родэ" - фешенебельный ресторан с эстрадой, великолепными оркестрами и первоклассной кухней. "Славянка" находилась на самом берегу Невки, с пристанью, куда подходили пароходы, а зимой подкатывали тройки. Сразу за вокзалом линия пересекала Черную речку, а за мостом поезда шли по трем направлениям:
1) - через Лисий Нос на Сестрорецк. Вначале поезда имели следующие остановки после Новой Деревни: Вторая верста, Дамба, Лахта, 13-я верста, Раздельная, Каупилово, Горская, Александровская, Тарховка, Разлив, Сестрорецк. Потом появились Ермоловская и Курорт, ещё позднее Школьная, Дюны и Ольгино. Разъезды: 2-я верста, Дамба и 13-я верста были для технических целей и на них посадку и высадку пассажиров не производили.

Ст. Новая Деревня Ст. Лахта Ст. Ольгино Ст. Раздельная Ст. Горская

Новая Деревня

Лахта

Ольгино

Раздельная

Горская

Ст. Александровская Ст. Тарховка Ст. Разлив Ст. Разлив Ст. Сестрорецк

Александровская

Тарховка

Разлив

Сестрорецк


2) - через Коломяги до Озерков. Сначала там было 3 станции: Коломяжская, Графское и Озерки. Когда в 1893 году на Комендантском поле был устроен ипподром, между вокзалом и Коломяжской появилась платформа Скачки.
3) - до товарной станции Приморской железной дороги "Флюгов разъезд", которая находилась на нынешнем пересечении Белоостровской улицы, Большого Сампсониевского проспекта и Кантемировской улицы. Кроме того, существовала промежуточная платформа Сердобольская. Ветка была открыта в 1904 году.

Транспортные связи населения Кронштадта, после постройки линии Н. Деревня - Сестрорецк, ориентируются на наш (северный) берег. Пристань в гавани Лисьего Носа была соединена железнодорожной веткой со станцией Раздельная. Пристань и ветку Лисьего Носа обслуживало военно-морское ведомство, имевшее здесь разного рода постройки и сооружения. Движение поездов по этой ветке было согласовано с расписанием движения пароходов. Поезд находился в пути 10-12 минут, 7-8 минут на посадку пассажиров и через полчаса - в Кронштадте. Всего на поездку из Петербурга в Кронштадт уходило 1 час 30 минут. В распутицу, туман, мелководье (отлив) и в бурную погоду пароходы ходили по мере возможности. Железнодорожная станция и пристань Лисий Нос вошли в историю первой русской революции под именем "лобное место". Сюда поездом, а чаще буксиром, из Петропавловской крепости доставлялись революционеры, приговоренные к смертной казни. Из Кронштадта на буксире привозили разборную виселицу, совершали казнь, а тела казнённых закапывали в береговой песок.

6. I-я мировая война. Заводская линия.

1914 год стал началом I-ой мировой войны. 18 июля Петербург, вскоре переименованный в Петроград, был объявлен на военном положении. Сестрорецкий завод, был крупнейшим оружейным предприятием. Вновь возникла необходимость его прямой транспортной связи с сетью Российских железных дорог.

Для обеспечения завода удобной транспортной связью в 1910-х годах было начато строительство государственной железной дороги ("заводской") Белоостров - завод. Полностью миллеровскую линию не стали восстанавливать, но часть ее, от границы до Сестрорецка, использовали. От Белоострова линия была построена заново, а также возведен через реку Сестру железнодорожный мост. В эксплуатацию эта ветка была сдана в мае 1916 года (на схеме - красная линия). Последние следы этой ветки - останки железобетонных емкостей, платформ и пакгаузов - были снесены при строительстве домов в Сестрорецке по улице Урицкого на Песках.

7. После революции.

Заводская железная дорога просуществовала недолго. В 1918 году Приморская Петроградско-Сестрорецкая железная дорога была национализирована и грузы на завод стали доставляться по ней, а в следующем году она вошла в состав Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги, и от угла Флюгова пер. и Большого Сампсониевского проспекта доведена до Финляндской линии.

Газета "Петроградский голос" в статье "Развал на Приморской ж. д" в №120 от 3 июля 1918 года писала:

"Даже в прежнее, довоенное время, наша Приморская железная дорога, соединяющая петроградцев с единственным в окрестностях Петрограда Сестрорецким курортом, не отличалась аккуратностью. Ныне эта дорога находится в стадии форменного развала. Поезда ходят крайне неаккуратно.
В субботу, на прошлой неделе вечерний поезд, вышедший из Петрограда в 5 ч. 7 м. по дороге до курорта несколько раз останавливался и, наконец, не доезжая Ермоловки, стал совершенно. Часть публики решила добраться до курорта по способу пешего хождения, а остальные стали ждать прибытия вспомогательного паровоза.
В понедельник, на дороге творилось нечто необычайное. По случаю праздничного дня и хорошей погоды, в Сестрорецком курорте и на всех промежуточных станциях остались на ночлег многие из петроградских обывателей. В понедельник вся эта масса двинулась на станцию, чтобы поспеть к утреннему поезду. Некоторые встали до 5 часов утра, имея в виду, что первый поезд отходит из Сестрорецкого курорта в 5 ч. 07 м. утра. Однако, в назначенное время этот поезд не отошел. Как оказалось, машинисты, придя на станцию, нашли топки не в исправности. Паровоз капризничал. Тем не менее, поезд с опозданием минут на 10-12 двинулся вперед, но проехал недалеко. В Тарховке поезд остановился и долго настраивался.
Остановка затянулась почти на 30 минут. Население поезда все увеличивалось. Дышать сделалось трудно. На следующих станциях число ожидающей публики было чрезвычайно велико. Пассажиры вмещались с трудом.
На Раздельной поезд простоял более 40 минут. Публика страшно возмутилась и едва не расправилась с машинистами самосудом. Машинисты уверяли, что они тут не при чем и что виновато топливо, а также технические неисправности в паровозе. Машинисты извлекли из топки огромные глыбы сплавившегося вместе с углем металла.
- Вот полюбуйтесь!
Публика стала осаждать начальника станции. Последний отговорился лишь тем, что подобные неисправности наблюдаются уже давно и что об этом все знают, и что на такие пустяки не следует обращать внимания. Постоянные дачники подтвердили, что такие безобразия наблюдаются ежедневно почти со всеми поездами. На Лахту поезд пришел только около 9 час. утра. Наиболее опытные дачники отправились в Петроград на службу пешком. Все остальные поезда пришли с такими же и даже большими задержками.
Все жалобы дачников на царящие на Приморке возмутительные порядки не приводят ни к чему. Дачники в отчаянии. Служащие не могут попасть на службу. Делами на Приморской жел. дор. заведует комитет рабочих и служащих, на котором и лежит ответственность за все хозяйство дороги."

В 20-х годах Приморский вокзал ликвидировали, и поезда на Сестрорецк стали отправляться с Финляндского вокзала.

В 1919 году из Петрограда по железной дороге Раздельная - Лисий нос прибыли красные курсанты для штурма северных фортов во время кронштадтского мятежа.

В 20-е годы граница между Советской Россией и независимой Финляндией была полностью закрыта. Вдоль неё протянулись ряды колючей проволоки, а все мосты - взорваны. Земли Сестрорецкого Курорта вошли в пограничную зону, которая начиналась между посёлками Горская и Александровка.

8. Круговая Сестрорецкая ветка.

В начале 20-х годов ветка в Озерки сначала стала производственной, а затем начались работы по её разборке (наполовину выполненые к 1927 году). На Сестрорецкой ветке были ликвидированы разъезды: 2-я верста, Дамба, 13-я верста, Каупилово, платформа Ермоловская. Станция Раздельная получила название Лисий Нос. В те же годы для нужд развивающихся железных дорог Советской страны были сняты вторые пути на большинстве станций и на перегоне Сестрорецк - Курорт. Рабочие танк-паровозы бывшей Приморской железной дороги постепенно переводились на трамвайные рельсы Ленинграда, где использовались для подвоза материалов к строящимся линиям, а также для пассажирских перевозок на участках, где контактная сеть ещё не была проведена.

23 сентября 1924 года в Ленинграде произошло одно из сильнейших наводнений. Железнодорожное полотно у станции Новая деревня, а также на перегоне Новая Деревня - Лахта было залито водой. Лахтинская дамба, защищающая полотно, а также всю местность, была разрушена до основания, а свайный мост через Лахтинский разлив - полностью уничтожен. Для восстановления железной дороги требовалось отсыпать новую дамбу в Лахте. Кроме того, было принято решение продлить путь от станции Курорт до Белоострова. В 1925 году в песчаной дюне прорыли выемку и соединили Курорт с Белоостровом. Примерно к этому же времени закончились ремонтные работы и в Лахте. Для пропуска вод Лахтинского разлива был построен деревянный мост между охотбазой и деревней Бобыльская. Таким образом получилась круговая Сестрорецкая ветка Октябрьской железной дороги (показана черной линией).

В 1941 бронепоезд, стоявший в Новой Деревне, совершал ночные рейды в сторону Белоострова для обстрела позиций противника. В конце 1943 года железнодорожное сообщение с Сестрорецком было вновь открыто. Правда, первый поезд был обстрелян, и его пришлось отвести в Разлив. Но затем движение на дороге не замирало. По ветке Ленинград - Лисий Нос подвозились войска и боеприпасы для Кронштадта и "Ораниенбаумского пятачка", это была часть "Малой дороги жизни". За годы Великой Отечественной войны от артобстрелов погибли многие здания Сестрорецка и Курорта, в том числе и Курзал. В районе Ржавой канавы сохранились только дачи детского ревматологического санатория.

В мирное послевоенное время для старой насыпи Озерковской ветки вновь нашлось применение. По ней, и далее через поля Комендантского аэродрома к ЦПКиО протянулась узкоколейная трасса Малой Октябрьской детской железной (к сожалению, похоже, что в 2007 году детская железная дорога в Озерках прекратит свое существование, мешая бурной застройке этого района). Сама железная дорога в Сестрорецк, так и оставшаяся до нашего времени одноколейной, была реконструирована. В 1952 году ее электрофицировали и в Сестрорецк пошли первые электрички.

 

Материал подготовлен Сергеем Чепуриным и Аркадием Николаенко. Благодарим И. Лапина за предоставленный текст статьи из газеты "Петроградский голос" №120 от 3 июля 1918.

При подготовке использованы материалы сайтов:
1. Приморская железная дорога
2. Железные дороги Карельского перешейка. "Сестрорецкие железные дороги".
3. Российская национальная библиотека. По Санкт-Петербургской губернии на поезде.
4. История санатория "Сестрорецкий Курорт".
5. "Окрестности Петербурга".

Май 2007 г. Последнее дополнение: 04.02.2013

 

Добавьте Ваш комментарий:

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   

Комментарии

1. 2007-05-21 13:50:00 Мария из Белоострова ()
Спасибо!Как интересно это все!Как много нового я узнала из этого материала.Респект авторам.

2. 2007-05-21 17:37:22 Сергей ()
Надо исправить текст под иллюстрациями: Школьная и Ермоловская были лишь платформами!

3. 2008-11-27 21:02:33 alex19530711 ()
спасибо показать бы еще на современной карте расположение ст ДЮНЫ и поточнее ищу ее год

4. 2008-11-27 21:13:43 abravo ()
Alex, Вы напишите свой вопрос у нас на форуме по истории и краеведению, там эту тему легче обсуждать. Тем более, что на форуме Вы уже зарегистрировались.

5. 2008-12-16 17:28:38 А.С. (samar@AS6725spb.edu)
> показать бы еще на современной карте расположение > ст ДЮНЫ и поточнее ищу ее год Вот ссылка на координату станции Дюны в GoogleMaps: http://maps.google.com/?ie=UTF8&ll=60.125754,29.958601&spn=0.010367,0.027637&t=h&z=15 А вот картинка: View Larger Map На спутниковой съемке хорошо видна идущая с юго-юго-юго-востока старая просека, по которой шла ж.д., а станция была на прогалине. Там до сих пор на склоне рядом с колючей проволокой территории "Гольф-отеля «Несси»" видны остатки бетонных свай фундамента вокзала и платформ. Платформа Школьная была возле нынешнего санатория "Детские Дюны" (там до сих пор остался старый краснокирпичный корпус с буквами О.П.Б.Д. (Общество попечения о бедных и бесприютных детях). Для нее данные GoogleMaps будут примерно такие: http://maps.google.com/?ie=UTF8&ll=60.115792,29.963322&spn=0.010371,0.027637&t=h&z=15 View Larger Map Еще можно посмотреть на крупномасштабную карту-схему (она не вполне точна, но примерное представление о конфигурации ж.д. линии дает): http://www.nlr.ru/petersburg/spbsuburbs/images/sestrorezk.jpg

6. 2009-07-04 17:48:12 Артём ZKoshak Крюковский (koshak_is@mail.ru)
А откуда взято, что Приморский вокзал был на территории дома 15? По анализу спутникового снимка, разных карт и "полевого" обследования, это скорее дом 7 - он даже по размерам и форме больше соответствует бывшему зданию вокзала. И территория от этого дома в сторну Савушкина более ровная, чем за 15м, вдобавок довольно широкая свободная полоса на Карельском пер между тротуаром и домом 1 и далее вдоль дома 3 за которым должен был быть тогда поворот к мосту через Чёрную речку - чётко просматривается вдоль дома 5, у этого поворота по схемам ещё товарная платформа была.


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2014