Станция Зеленогорск (бывш. Терийоки/Terijoki)
  
Первый деревянный вокзал в Терийоках появился в 1870 году, одновременно с окончанием строительства железной дороги. Вначале это была первая станция на финской стороне после Белоострова.
 
Тогда еще никто не ожидал, что "дачный бум" охватит все финское Побережье,
от Дюн до Ваммельсуу и дальше. Петербуржцам, имевшим дачи, например, в
Куоккала, нужно было выходить из поезда либо в Белоострове, либо в
Терийоках, и затем брать извозчика. Через несколько лет выросли
промежуточные платформы: Куоккала (1889, станция с 1897), Келломяки (1901,
станция с 1903), Оллила (1901, станция с 1906), Тюрисевя (1908), Канерва
(1914, между Келломяками и Куоккалой, ныне не существует). 
 
Резкий рост пассажиропотока привел к тому, что старое здание вокзала перестало 
удовлетворять потребности пассажиров. Поэтому одновременно со зданием ст. Раяйоки 
в 1917 году началось строительство нового, каменного, здания вокзала в Терийоках. 
Ввиду военного времени, строительство велось медленными темпами. Оба здания были 
введены в эксплуатацию лишь 1 декабря 1917 года. Архитектором обоих зданий был 
Бруно Гранхольм. 
 
Новая Терийокская станция строилась почти в 700 метрах к западу от Старой 
станции, в районе Койвикко. Между нею и Старой станцией образовалась 
Асемакату ("Станционная улица"), которая вела мимо Новой станции через 
Кивеннавантие (Кивеннапская дорога - продолжение Виертотие) к Старой станции. 
Перед перекрёстком Асемакату была настолько широка, что там возникла стоянка 
извозчиков. Там же в 1930-х годах была стоянка такси. Железнодорожный переезд 
через Виертотие был теперь оформлен великолепным путепроводом. Для этого 
пришлось поднять насыпь и заглубить полотно дороги. Так образовалась пологая 
дорожная выемка длиной почти 250 м. Новая станция и мост были закончены 
к 1917 г.
 
  
 | 
  
 | 
  
 | 
 
Вокзал. Внутренний вид  | 
Вокзал. Ресторан  | 
Железнодорожный мост  | 
 
  
 | 
  
 | 
    | 
 
 Пассажирский поезд отправляется в сторону границы. Фото 1930 ходов. Локомотив "Пикку Юмбо", почтовый и кондукторский вагоны и далее пассажирские серии Ei. (Фото предоставлено Д. Шитовым)  | 
 Отправка поезда на Выборг. (Фото предоставлено Д. Шитовым)  | 
 Терийоки, 1939 г. Вход в вокзал со стороны платформ  | 
 
 
Во время военных действий 1939 и 1941-44 гг. здание сильно пострадало - центральная часть была практически полностью разрушена, большие повреждения получило западное (пасположенное в сторону Выборга) крыло. Железнодорожный мост был разрушен. В 1950 году здание было перестроено по проекту архитектора А. А. Гречанникова.
 
    | 
    | 
    | 
 
Взорванный железнодорожный мост на станции Терийоки, декабрь 1939 г.  | 
Вокзал Терийоки между осенью 1941 и летом 1944 гг.  | 
Восточное крыло вокзала Терийоки, сентябрь-октябрь 1941 г.  | 
 
  
 | 
  
 | 
    | 
 
Вокзал. 1942 год  | 
Западное крыло вокзала. 1944 год  | 
Вокзал Терийоки, 4 июня 1946 г.  | 
 
 
В 80-х годах (точной даты у авторов нет) на железной дороге в районе Зеленогорска, а точнее на ответвлении этой дороги в сторону Пухтоловой горы к консервационному депо, группа "Аквариум" во главе с Б.Гребенщиковым (БГ) снимала клип на
свою песню "Поезд в огне". На снимке А.Павлова для любителей железнодорожной техники представляет интерес паровоз серии Ов, ласково называемый "Овечкой", а для поклонников БГ - он сам, на снимке держится за трубу паровоза.
 
  
А вот как выглядело само консервационное депо (среди железнодорожников называемое "база холодных паровозов") летом 1991 года.
 
Все фотографии вокзалов Терийоки/Зеленогорска можно посмотреть в нашей фотогалерее.
 
  
/ Фото 2003, 2004 гг. А.Браво. Последнее обновление 06.01.2014 г. /
 
^ вверх
  
Добавьте Ваш комментарий :
Комментарии
 
 
 
	 
         |