Дибуны, Песочная

Станция Дибуны открылась в 1902 году. Деревянное вокзальное здание по типовому проекту архитектора Бруно Гранхольма появилось в том же году, но первоначально некоторое время использовалось лишь для технических целей. Для пассажиров его открыли в следующем – 1903 году. Тогда в Дибунах завершилось строительство посадочных платформ, у которых стали останавливаться пригородные поезда. Первое время деятельность «полустанка Дибуны» (а именно так назывался в начале XX века этот раздельный пункт) подчинялась начальнику соседней станции Белоостров, но вскоре в Дибунах появился свой начальник, а сам раздельный пункт повышен рангом до станции. Старый деревянный вокзал каким-то чудом сохранился в Дибунах до сих пор.

Дибуны. Дореволюционные фотографии. Из коллекции Алексея Булыгина.

Дибуны. Май 2006 г. Фото М. Браудзе.

Здание бывшего вокзала ст. Дибуны давно не используется по прямому назначению. А с 2014 г. вообще никак не используется.

 

Здание бывшего вокзала ст. Дибуны. Фото: Д. Верёвкин, 31.07.2015 г.

 

Из статьи В. Н. Свешниковой "ЛИНИЯ РИХИМЯКИ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ФИНЛЯНДСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (от Санкт-Петербурга до Белоострова)":

ПОЛУСТАНКИ ДИБУНЫ И ГРАФСКАЯ

В 1905 (?) году жена генерал-лейтенанта княгиня М. В. Вяземская, урожденная Левашова, и графиня О. В. Левашова разделили под дачи "пустопорожний участок с лесом из числа 93 десятин 504 кв. саженей", перешедший к ним по наследству от их отца, генерала артиллерии графа В. В. Левашова. Так появились два полустанка - Дибуны и Графская (Песочная), разделенные Черной речкой.

Со временем скромное пассажирское движение развилось и к 1915 году достигло 9300 человек в месяц на станции Дибуны, а на Графской - до 14 600 человек. Усилилось и товарное движение. В 1913 году со станции Дибуны было отправлено 3709 груженых вагонов, главным образом грузом кирпичного завода на Графской.

В 1915 году предполагалась реконструкция путей и зданий: постройка каменного двухэтажного вокзала в Дибунах на той же стороне, где находился навес для публики и где сейчас вокзал, построенный по типовому проекту. Старые станционные постройки планировали снести. Для товарного движения предполагалось строительство двух пакгаузов. В поселке Графская на земле О. В. Левашовой по проекту 1904 года гражданского инженера В. В. Сарандинаки Обществом религиозно-нравственного просвещения была построена деревянная церковь преподобному Серафиму Саровскому , ныне действующая. Улицы были названы именами членов семьи владельцев земли: Ольгинская (Центральная), Владимирская (Школьная), Андреевская (Октябрьская), Екатерининская и Леонидовская (Ленинградская), а по центру проходил Левашовский проспект (Вяземский).

Пассажирские платформы в Дибунах и Графской для дальних и местных поездов были длиной 250 м, "низкие с гранитным краем и с асфальтовым тротуаром". В Дибунах, где предполагалась конечная остановка ближних и местных поездов, был возведен сарай с отделением из двух пакгаузов на южном конце бангофа на левой стороне путей. Между станциями предусматривался поворотный круг диаметром 72 фута. Деревянный жилой дом в один этаж с необходимыми хозяйственными постройками был рассчитан на шесть семейств служащих. Железный мост на 418/24 километра длиной 10 метров поднят на 45 сантиметров. Фермы моста перестроены.

Сметы на перестройку путей станций определялись в размере 785 000 финских марок, из которых на 1914 год было ассигновано 200 000 марок для предварительных работ.

 

**********

Планам реконструкции станции Дибуны помешала затянувшаяся Первая мировая война. А после Октябрьской революции 1917 г. и последовавшего вскоре отделения Финляндии идея расширения станции в Дибунах стала и вовсе бессмысленной – размеры движения поездов по Белоостровской линии значительно сократились. Но совсем ликвидировать станцию, открытую в самом начале XX века, не стали. Поработав некоторое время в режиме остановочного пункта (в частности, в расписании на 1928 год указана «пл. Дибуны»), в 1930-е г.г. станция вновь оживает. Две пары утренних пригородных поездов в графике 1938 года следуют из Ленинграда только до Дибунов:

№ поездов

Отправление из Ленинграда

Прибытие в Дибуны

Отправление из Дибунов

Прибытие в Ленинград

275/282

6.17

7.01

7.21

8.08

279/286

7.39

8.23

8.52

9.38

Поскольку устройства для разворота локомотивов в Дибунах так и не были построены, паровозы, обслуживавшие эти две пары поездов, в одном из направлений следовали тендером вперёд. Это допускалось в некоторых видах движения, в том числе и в пригородном сообщении.

Как товарная станция, Дибуны в 1920-е – 30-е г.г. не имела сколь-нибудь серьёзного значения, а с закрытием в 1936 году основного местного грузоотправителя – кирпичного завода, и вовсе его потеряла. Вся работа трёхпутного раздельного пункта свелась к пропуску пригородных и немногочисленных в то время транзитных грузовых поездов.

В период электрификации участка Ленинград – Зеленогорск (1951 г.) путевое развитие станции Дибуны было изменено. Третий путь стал тупиковым. На нём предполагалось производить смену кабин управления машинистами электросекций, следовавших только до Дибунов. Для исключения «режущих» маршрутов с пересечением одного из сквозных главных путей, третий тупиковый путь сделали средним, - он шёл по оси нынешнего второго главного пути (по нему в настоящее время следуют поезда в сторону С.-Петербурга). А сквозной путь направления «к Ленинграду» в начале 1950-х г.г. огибал платформу №2 с южной стороны. По нему пропускали как электрички, следовавшие из Белоострова, Зеленогорска и Рощино, так и возраставший из года в год поток грузовых поездов. В то же время, с пуском электрифицированного участка до станции Рощино (1954 г.), стала окончательно ясна никчёмность «зонного пути №3 станции Дибуны» - именно так официально назывался этот тупик. По летнему графику 1954 года в Дибунах оборачивался только один пригородный поезд в сутки – прибывал из Ленинграда в 17.38 и отправлялся назад в 18.17. Поэтому от мудрёной схемы путевого развития решили избавиться. Приказ о закрытии "зонного пути №3" со снятием стрелок был издан, скорее всего, в начале 1955 года (точная дата в документе не поставлена). Так станция Дибуны превратилась в остановочный пункт пригородных поездов, пребывая в этом статусе и в настоящее время. Поезда чётного направления (в сторону Ленинграда/Санкт-Петербурга) снова пошли по совершенно прямой линии, восстановленной по схеме, существовавшей с дореволюционных времён. Как память о былом путевом развитии, в Дибунах долгое время сохранялись массивные сварные металлические опоры контактной сети, установленные на значительном расстоянии от южной кромки пассажирской платформы №2 (как мы помним, с той стороны платформы в 1950-х г.г. проходил ещё один путь). Со временем их постепенно заменили более современными, установив в стандартном габарите к существующему пути. Остатки «изогнутого» главного пути, обходившего платформу №2 с южной стороны, сохранялись, по меньшей мере, до второй половины 1960-х г.г., затем были окончательно демонтированы.

 

**********

Говоря о станции Дибуны, невозможно не упомянуть и остановочный пункт Графская, возникший на левом берегу Чёрной речки почти одновременно с Дибунами. Посадочные платформы и деревянный пассажирский павильон построили в 1904 году, а расстояние от них до Дибуновского вокзала составляло ровно один километр. До наших дней не сохранилось крупномасштабного изображения пассажирского павильона в Графской, но по общему фотоснимку территории остановочного пункта можно судить о том, что это был самый заурядный деревянный вокзальчик, какие во множестве существовали в те времена на сети дорог Российской империи. Картину захолустья дополняли две узенькие дощатые платформы и отсутствие пешеходного настила через пути.

Но пассажиропоток рос год от года, и к 1915 году значительно превысил аналогичные показатели соседней станции Дибуны. Конечно, хороший каменный вокзал был бы нужен и в Графской. Все планы дальнейшего развития этой территории перечеркнула сначала Первая мировая война, затем – революция и последовавшие за ней драматические события. Словно торопясь искоренить память о былом, уже в мае 1919 года поставлен вопрос о переименовании остановочного пункта. Сначала выбрали название «Чернореченская» - ведь рядом протекала Чёрная речка. Вскоре выяснилось, что такой раздельный пункт уже есть на Транссибе, в пределах территории тогдашней Томской железной дороги. После недолгих раздумий, 1 августа 1919 года было принято решение о переименовании платформы Графская в платформу Песочная. Это название сохраняется за остановочным пунктом до настоящего времени.

За более чем столетнюю историю в Песочной так и не построили хорошего вокзального здания, а время и обстоятельства утраты первоначального строения пока остаются неизвестны. Во второй половине XX века на высоких пассажирских платформах, появившихся здесь в связи с пуском «электричек» между Ленинградом и Зеленогорском, существовали навесы от дождя и билетные кассы в маленьких кирпичных каморках. В конце 1990-х г.г. кассы за нерентабельностью закрыли, а навесы на платформах сохраняются до сих пор. В ходе реконструкции участка для организации движения скоростных поездов «Аллегро» в Песочной и в Дибунах построили крытые пешеходные мосты-галереи.

На открытке, изданной Графско-Дыбунским П.О. в 1905 г., изображено только что построенное одноэтажное деревянное здание, подписанное как «семафорная будка». Никакого отношения собственно к остановочному пункту Графская этот объект не имел. В здании располагался исполнительный пост соседней станции Дибуны. Служащий, дежуривший там, управлял посредством рычагов и гибких тяг крыльями входного семафора станции Дибуны. Поскольку семафор находился на другом берегу Черной речки по отношению ко всей остальной территории станции, то и пост управления им должен был быть тут же. Дальнейшая судьба «семафорной будки» ни в каких документах не отражается. Строение могли со временем ликвидировать за ненадобностью, или же разобрать и перевезти куда-то на другое место. Интересно, что вблизи современной платформы Песочная, с той же южной стороны ж.д. линии, до настоящего времени сохранилось похожее по архитектуре деревянное здание начала XX века, используемое как жилой дом. Возможно, это и есть та самая «семафорная будка»...

Общий вид остановочного пункта Графская. Репродукция открытки нач. XX в.

Остановочный пункт Графская. Вид пассажирской платформы направления «от С.-Петербурга». Репродукция открытки нач. XX в.

Окрестности о. п. Графская. «Семафорная будка», относящаяся к хозяйству соседней станции Дибуны. Репродукция открытки 1905 г. изд.

Общий вид остановочного пункта Песочная. Фото: Верёвкин Д.Ю., 09.07.2015 г.

Крытый пешеходный мост-галерея остановочного пункта Песочная. Фото: Верёвкин Д.Ю., 09.07.2015 г.

Здание бывшей «семафорной будки» в окрестностях пл. Песочная сто десять лет спустя. На торцевой стене хорошо заметен наглухо заделанный проём выхода на крыльцо, существовавшего ранее. Фото: Верёвкин Д.Ю., 31.05.2016 г.

 

/ Материал подготовил Д. Верёвкин. Последнее обновление от 01.06.2016 /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.