Вокзал Терийоки 30 ноября 1939г. Начало Зимней войны.

 

Рассказ из первых уст всегда звучит достовернее. Георг Берг, рапорт которого мы представляем читателям, в 1939 году был начальником станции Терийоки. В январе 1940 года был написан этот документ, направленный в управление путей сообщения. Он лаконичен по стилю, но повествует о первых минутах Зимней войны и несёт в себе дыхание того тревожного времени..
Издан в финском железнодорожном журнале "Resiina" 02-2000.

- Имею честь сообщить о последних событиях в Терийоки.
29 Ноября работали как обычно. От военных не получили никаких уведомлений об обстановке. Ночь 29.11 30.11 прошла спокойно. Ночная смена в билетной кассе досталась барышне Эльзе Итконен.

Пассажирский поезд N 248 отправился из Терийоки вовремя (6.40). 30 числа примерно в 7.00 на смену заступил практикант Рихард Тиркконен. Я находился в своей квартире, когда в 7.00 позвонил мне по телефону Тиркконен: "Стреляют!" В то же мгновение первый снаряд пролетел над станцией. Канонада доносилась с разных направлений от границы. Бросился вниз в контору. Достал из сейфа деньги и бухгалтерские книги, загодя уже упакованные в ящик. Закрыл сейф. Тиркконен сообщил, что по цепи передали: - "можем уходить". Отправился на перрон посмотреть обстановку. Снаряды частью рвались в воздухе, другие падали на землю. В сам вокзал попаданий не было.

Кроме железнодорожников и людей из подразделения обслуживания дороги и складов, на станции скопилось много гражданских лиц, и прибывали всё новые. Принялся разыскивать среди железнодорожников табельщика второго класса Аарне Ахола. Пошёл в контору просить Тиркконена позвонить в контору грузоперевозок, поскольку Ахола обычно ночевал там. Тиркконен сказал, что незадолго, до семи часов Ахола звонил и просил идти послушать радио. Теперь телефон не отвечал. Я решил, что Ахола отправился домой в деревню и поэтому отсутствовал.

Пассажирский вагон серии "Е" (слева, за паровозом).

К нашим услугам на станции оставался маневровый паровоз, один маленький вагон серии Е (пассажирский), а также несколько крытых грузовых вагонов, из которых сформировали поезд. Штатный поезд со станции Раяйоки, который ночевал в Терийоки, ушёл в 7.05. Всех людей, находящихся на станции, погрузили в вагон Е и грузовые. Было решено отправляться между 7.30 и 8.00. Хотя мы и проводили заблаговременно тренировки на случай подобной ситуации, волновались всё же очень сильно и хочу отметить, что из конторы начальника станции прошли специальные тренировки лишь Тиркконен и ваш покорный слуга. Нам нужно было спасти большое количество людей и очистить пристанционную территорию от всех лишних под сугубо военные нужды. Понятно, что нужно было оставить запас вагонов и т.д. По грузовым перевозкам я не имел представления о вагонах и количестве товаров.

Грузовой вагон серии "G".

Конечно, на складах пакгауза было приготовлено к отправке много грузов. В отделе срочных грузов на путях остался гружёный вагон серии Gt. Отправитель привокзальный ресторан. В пакгаузе для срочных грузов товаров осталось не много. Часть их и прибывшие посылки были спасены. На всё это составлен список, куда занесены и некоторые предметы оборудования. Был также спасён вагон N 39058, с оборудованием, вывезенным из Оллиа, Канерва и Келломяки. В Выборге я попросил отправить этот вагон дальше на Миккели, и передал ключи начальнику станции Каартинену. Вагон терийокского полицейского управления N 51991, который также прибыл в Выборг, был на попечении местного констабеля. Спасена бухгалтерская книга, часть печатной продукции, набор посылочных штемпелей, чеки оплаченных возвратов (13.190) и деньги 4.886:45, (всё это ещё у меня). Активы Национального Акционерного банка 50.000: - передал под расписку кассиру в Миккели. У практиканта Тиркконена была разменная касса с выручкой 500: - и собственная касса с выручкой в 400:- а также билеты за 29.11. Попросил Тиркконена отправить деньги в Миккели.

В заключение хочу отметить, что практикант Рихард Тиркконен, в опасный для Терийоки момент, работал спокойно и во всём образцово, от чего мне была большая помощь.

Георг Берг.
Начальник станции Терийоки.

P.S.
Почтовый поезд N 4 Раяйоки Хельсинки, с ухудшением ситуации на границе, отправился из Раяйоки раньше срока по расписанию и потому ночевал в Терийоки. Почтовый поезд N 7, шедший в направлении границы, развернулся в Райвола.

Ещё одно отступление: - "1 Декабря 1939 года в гор.Терийоки (Восточная Финляндия) по согласованию левых партий и восставших солдат образовалось новое правительство правительство Финляндской Демократической Республики..." (из публикаций в советской прессе).

/ Публикация подготовлена Дмитрием Шитовым /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   

Комментарии

1. 2005-10-28 12:42:58 Никита ()
Спасибо. Очень интересно и познавательно!


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.