Платформа Комарово/Келломяки (Kellomäki)

Поселок Келломяки получил свое название во времена строительства железной дороги от того, что расположенный рядом колокол сигнализировал время начала, окончания работ и перерыва на еду.

Дачный поселок в Келломяки начал развиваться до того, как тут стали останавливаться поезда. Если не считать действующего с 1870 года вокзала в Терийоках, то ближайшая платформа с 1889 года была в соседней Куоккале (ныне Репино). В 1901 году железнодорожная платформа была построена и в самих Келломяках, в 1903 году в связи с ростом пассажиропотока она была преобразована в станцию. Количество проданных железнодорожных билетов свидетельствует о быстром росте Келломяки - уже в 1905 году было продано 19500 билетов из Петербурга в Келломяки и столько же в обратном направлении.

Уникальным для Карельского перешейка делало Келломяки то, что как ненаселенную местность его можно было застраивать по плану. По обе стороны железной дороги прямые улицы шли с севера на юг, выходя там прямо к берегу моря. Идущих с запада на восток, поперечных улиц было на севере несколько, на южной стороне лишь одна - шоссе. Вдоль него на высоком откосе располагались самые большие и красивые дачи, такие как знаменитая "Замок-Арфа". Южная территория была отведена под дачный поселок, тогда как коммерческая жизнь была сосредоточена на северной стороне.

Железная дорога была видным местным работодателем. Еще до времен независимости на ст.Келломяки было, кроме начальника станции, 6 должностных лиц, а также десяток станционных служащих (рабочих, линейных сторожей) и стрелочников. Рядом со станцией было большое и представительное служебное жилище начальника станции, а для штата был построен довольно большой многоквартирный дом. Служебное жилище начальника станции почти 40 лет до того, как разразилась Зимняя война, было домом для двух начальников станции и их семей: первого начальника ст.Келломяки Пауля Фредерика Александра Стенберга (Paul Fredrik Alexander Stenberg, 1865-1940), за которым, после его ухода в 1930 году на пенсию, последовал Юхо Рейно Тепери (Juho Reino Teperi). Уйдя на пенсию, первый начальник станции со своей семьей (родившей в Австрии женой Анной и дочерью Майя-Лиизой ) жил в знаменитой, сохранившейся и поныне, Вилле Гернанд ("Замок-Шишка"/Käpulinna), не очень большой, с башнями, террасами и остекленными верандами, даче, весь фасад которой собран из маленьких кусочков дерева, наподобие деревянной черепицы.

Станционная платформа длиной 160 метров и шириной 10 метров была излюбленным местом встреч, где помимо пассажиров были провожающие, а также просто местные жители.

Платформа Комарово/Келломяки (Kellomäki). Дореволюционная фотография

Пауль Фредрик Александер Стенберг с работниками железнодорожной ст. Келломяки

После выхода на пенсию в 1930 г. П. А. Стенберг жил с семье на вилле «Шишка»

Литература:
1. Дипломная работа высшего профессионального училища Тампере о пос.Келломяки, автор Ева-Кристина Мяккеляйнен (Eva-Christina Mäkeläinen), сс.29-49, перевод А.К.Молчанова.

/ Последнее обновление: 16.06.2014 /

 

Платформа Канерва (Kanerva)

Этот основательно забытый в наше время остановочный пункт располагался на восточной окраине посёлка Келломяки (Комарово). Работы по его строительству велись в 1913 году, и одновременно с посадочными платформами тут появилось также здание для пассажиров. Официальное открытие остановочного пункта Канерва состоялось уже в 1914 году, 1 июня, приуроченное к началу летнего сезона. Новая платформа, административно относящаяся к станции Келломяки, разместилась ближе к Санкт-Петербургу и предназначалась, главным образом, для удобства петербургских дачников. В то время на восточной окраине посёлка Келломяки дома стояли ещё довольно редко, и платформу построили с перспективой дальнейшей застройки этой территории дачами. Название Канерва переводится с финского как «вереск» и было дано потому, что в окрестных сосновых лесах действительно росло много вереска.

После революции 1917 года значение остановочного пункта снизилось, однако он продолжал функционировать. Когда осенью 1939 года возникла угроза советского вторжения и население этих мест отправилось в добровольную эвакуацию, было решено с 1 декабря того же года перевести платформу Канерва в разряд остановочных пунктов без персонала (Seisäkki). Но этим планам не суждено было осуществиться, так как территория перешла под контроль советских войск.

Остановочный пункт Канерва в 1910-е годы. Грузовой поезд следует в сторону Российско-Финляндской границы

Остановочный пункт Канерва на финской топографической карте 1930-х г.г.

Пешеходный переход на территории посёлка Комарово. В полукилометре от него в сторону Репино и находилась когда-то платформа Канерва. Фото: Д. Верёвкин, 10.05.2011 г.

По завершении Зимней войны в марте 1940 г. деятельность остановочного пункта не возобновлялась. К настоящему времени никаких следов платформы Канерва на местности не сохранилось. Район её расположения можно увидеть, встав на пешеходный переход через ж.д. линию в створе улиц Кривцова и Отдыха. На расстоянии около 500-600 м в сторону Санкт-Петербурга, в узком коридоре между двух высоких «аллегровских» шумозащитных экранов, и будет та самая точка, где сто лет назад высаживались из дачных поездов состоятельные петербуржцы. На территории посёлка эта точка соответствует пересечению улиц Громыхалова и Привокзальной.

Описание подготовил Д. Верёвкин, последнее обновление 03.11.2016 г. При подготовке материала использованы сведения, опубликованные в книге: J. Iltanen. «Radan varrella. Suomen rautatieliikennepaikat». Karttakeskus/Affecto Finland OY, 2009.

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.