Железнодорожная линия Лосево – Каменногорск

На этой странице публикуются материалы, освещающие процесс строительства железнодорожной линии Лосево – Каменногорск, известной также как «Грузовой обход». Редактор железнодорожного раздела сайта «Терийоки» не ставит перед собой задачу полного описания хода строительства. Значительная удалённость трассы от Санкт-Петербурга и отсутствие в этом районе общедоступных путей сообщения являются препятствием для более-менее регулярного посещения этих мест, поэтому материалы о ходе строительства будут публиковаться по мере поступления, и не всегда в хронологическом порядке. После сдачи новостройки в эксплуатацию и начала регулярного движения поездов между Лосево и Каменногорском редактор планирует побывать на всех раздельных пунктах новой линии и опубликовать их описания в привычном «постанционном» формате, как это сделано на страницах остальных направлений ж.д. Карельского перешейка. Описания будут размещены в разделе «Эксплуатация».

Дмитрий Верёвкин, 12 апреля 2015 г.


О строительстве станции Каменногорск-2

В 2015 году на перегоне Каменногорск-Боровинка началось грандиозное строительство новой станции с условным названием Каменногорск-2. На протяжении пяти километров от Каменногорска до кривой перед Боровинкой ведутся значительные земляные работы, старая однопутка снята, путь уложен на новую насыпь. И лишь за километр до Боровинки поезда сворачивают на старую трассу.

Первоначальным проектом железнодорожной линии Лосево-Каменногорск предусматривался подход новой трассы непосредственно к существующей станции Каменногорск, причём на протяжении почти 6 км новая двухпутка должна была быть уложена параллельно существующей однопутке перегона Каменногорск-Боровинка. Позднее пришло понимание, что на имеющихся приёмо-отправочных путях станции Каменногорск будет затруднительно обрабатывать то количество поездов, которое предполагается пропускать здесь после окончания строительства. Особенно неудобно было бы пропускать поезда со стороны Лосево на Светогорское направление, так как им пришлось бы менять не только электровоз на тепловоз, но и направление движения. При этом существующий обходной путь, по которому в настоящее время следуют грузовые поезда из Боровинки на Пруды и обратно, остался бы без применения.

Поэтому в середине перегона Каменногорск-Боровинка решили построить дополнительную станцию с предварительным названием Каменногорск-2. Располагаться она будет в пределах 44-46 км существующей трассы. Здесь объединятся две линии, подходящие с востока – существующая однопутка из Боровинки (этот перегон получится совсем коротким, около 1,5 км) и новая двухпутка со станции Озерское строящейся линии Лосево-Каменногорск. Далее, на протяжении примерно 3 км в западном направлении, все поезда пойдут по новой трёхпутке до существующей станции Каменногорск. Расположить новую станцию ближе к Каменногорску и обойтись без соединительного перегона не представляется возможным по условиям рельефа местности.

От новой станции предусмотрен также подъездной путь на территорию строящейся тяговой электроподстанции. Земляное полотно для него уже отсыпано.

Главной задачей новой станции будет смена локомотивов у грузовых поездов, следующих из Лосево на станции Пруды и Светогорск (при этом направление движения поезда меняться не будет) и на "карьерные" станции Боровинка и Красный Сокол (со сменой направления движения).

Вниманию читателей сайта предлагается несколько фотографий, сделанных из окна вагона пригородного поезда Выборг-Хийтола, иллюстрирующие ход строительства станции Каменногорск-2 по состоянию на 6 апреля 2015 года.

Перегон Каменногорск-Боровинка, в пределах 43-44 км. Старая однопутка демонтирована, поезда идут по новой насыпи.
Фото: Д. Верёвкин, 06.04.2015 г.

Перегон Каменногорск-Боровинка, в пределах 44-45 км. Подготовка земляного полотна для будущей станции Каменногорск-2. Фото: Д. Верёвкин, 06.04.2015 г.

Строительство каркаса служебного здания будущей станции Каменногорск-2. Фото: Д. Верёвкин, 06.04.2015 г.

К лету 2016 года на территории будущей станции Каменногорск-2 был выполнен значительный объём строительных работ. Полностью готово земляное полотно под укладку станционных путей. По состоянию на июнь 2016 года уложены три главных пути на всём протяжении станции и трёхпутный перегон, связывающий действующую станцию Каменногорск со строящейся станцией Каменногорск-2. Также начата укладка боковых приёмо-отправочных путей. Построено служебное станционное здание, внутри него ведутся отделочные работы. На территорию тяговой электроподстанции завезено оборудование, но монтаж контактной сети над станционными путями ещё не начинался, – к настоящему времени установлены ещё не все необходимые для неё опоры. Движение поездов на тепловозной тяге осуществляется по всем трём главным путям. Один из них является частью действующего перегона Каменногорск-Боровинка, два других ведут на новостройку, в сторону будущей станции Озерское и сюда заходят пока только рабочие поезда. Выход подвижного состава на любой из этих трёх путей возможен только с территории существующей станции Каменногорск, – процесс укладки стрелочных переводов на главных путях станции Каменногорск-2 ещё только начинается, и пользоваться теми из них, которые уже существуют, пока не разрешено.

Кроме собственно станционной инфраструктуры, уже полностью построен автодорожный путепровод над трёхпутным перегоном Каменногорск – Каменногорск-2, в районе отметки 47 км 7 пк.

Фотографии, сделанные 26 июня 2016 года из окна вагона пригородного поезда Выборг-Хийтола, иллюстрируют текущую обстановку на строительстве станции Каменногорск-2.

Служебное здание будущей станции Каменногорск-2 уже построено. Фото: Д. Верёвкин, 26.06.2016 г.

На территории будущей станции Каменногорск-2 начата укладка боковых приёмо-отправочных путей. Фото: Д. Верёвкин, 26.06.2016 г.

Территория будущей станции Каменногорск-2 размещена в окружении гранитных массивов. Фото: Д. Верёвкин, 26.06.2016 г.

К лету 2016 года так и не стало окончательно ясным – какое же название будет, в конечном итоге, носить строящаяся станция. Сейчас употребляются, по меньшей мере, три её наименования. К первоначальному обиходному «Каменногорск-2» добавилось громоздкое «Новый парк в районе станции Каменногорск», упоминаемое, главным образом, в проектной документации. А на схеме новой линии из пресс-релиза ОАО РЖД, распространённого в апреле 2016 г., эта станция подписана как «Каменногорск-1» – видимо, по аналогии с уже существующей на другом конце этой новостройки станцией Лосево-1. Каким будет окончательное название – покажет время (и табличка на станционном здании).


 

Об открытии рабочего движения поездов по участку Лосево – Каменногорск

3 августа 2015 года состоялась официальная церемония открытия рабочего движения по строящемуся участку железной дороги между станциями Лосево-1 и Каменногорск. Дизель-поезд с комиссией, в составе которой были начальник Октябрьской ж.д. Валинский и министр транспорта РФ Соколов, прибыл по действующему участку Приозерского направления из Санкт-Петербурга на станцию Лосево-1, затем отправился на новый участок и через некоторое время оказался у пассажирской платформы станции Каменногорск линии Выборг-Хийтола. Таким образом, стал возможным сквозной пропуск подвижного состава с Приозерского направления на Каменногорское, минуя длительный объезд через станцию Хийтола.

Во время служебной поездки руководители дороги сделали ряд заявлений о ходе строительства и перспективах новой линии. Что же выполнено к настоящему времени и чего следует ожидать в дальнейшем?

Состоявшийся факт сквозного пропуска поезда из Лосево-1 в Каменногорск позволяет судить об укладке хотя бы одного рельсового пути на всём протяжении новой линии. Кроме этого, уже готовы и искусственные сооружения – мосты, водопропускные трубы, путепроводы. Очень важный объект – автодорожный путепровод в точке пересечения новой линии с Приозерским шоссе (между посёлками Лосево и Сапёрное), сдан в эксплуатацию 20 июня 2015 года. Со стороны станции Лосево-1 въезд на новостройку осуществляется по путям, предусмотренным проектом, а вот соединение в противоположном конце линии выполнено пока по временной схеме. Причина этого – неготовность узловой станции Каменногорск-2. Работы там только начались и продлятся как минимум до конца 2016 года.

Термин «рабочее движение поездов» означает возможность пропуска по участку железной дороги локомотивов, вагонов и самоходных путевых машин, необходимых для проведения дальнейших строительных работ. При этом организация такого движения происходит по упрощённым нормам, с пониженными скоростями и без использования стандартных устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), которые, как правило, ещё не готовы к моменту открытия рабочего движения. О пропуске обычных грузовых поездов, и тем более – пассажирских, речь не идёт. Для того, чтобы дорога начала работать в штатном режиме, потребуются долгие месяцы и даже годы напряжённого труда.

Строительство высокой пассажирской платформы будущего остановочного пункта Лосево Каменногорского направления. Фото: Д. Верёвкин, 26.05.2015 г.

Во время служебной поездки начальник Окт.ж.д. Валинский подтвердил намерение запустить в обращение по участку четыре пары пригородных электропоездов. Надо сказать, что движение электричек предусматривалось первоначальным проектом 2006-2007 г.г., но с течением времени, с учётом общего упадка пригородного сообщения в стране, возникли большие сомнения в реальном осуществлении этих планов. И всё же, - электрички обещаны. Видимо, это не просто слова. В районе остановочного пункта Лосево Приозерского направления ещё весной началось строительство высокой пассажирской платформы на насыпи новой линии. Кроме того, на схеме железных дорог Карельского перешейка, вывешенной в кассовом зале Зеленогорского вокзала, обозначены все проектируемые остановочные пункты линии Лосево-Каменногорск. Вот их названия, перечисленные по порядку движения от Лосево до Каменногорска:

  • Лосево-1 (техническая станция в начале новой линии, посадки-высадки пассажиров нет)
  • Пл. Лосево (рядом с существующим остановочным пунктом Приозерского направления)
  • Пл. Понтонное
  • Пл. Ромашки
  • Дружное (станция с путевым развитием на левом берегу р. Вуокса-Вирта, в пределах 19 – 21 км от нулевой отметки на ст. Лосево-1)
  • Пл. 27 км
  • Озерское (станция с путевым развитием вблизи одноимённого посёлка Выборгского р-на Ленинградской области)
  • Пл. 45 км
  • Пл. 50 км
  • Пл. 56 км
  • Каменногорск

Поскольку схема, с которой взяты названия станций и остановочных пунктов, была изготовлена в 2012 году к открытию Зеленогорского вокзала после капремонта, на ней не указана станция Каменногорск-2. По этой причине, остановочный пункт «Пл. 56 км», скорее всего, изменит своё название на «Каменногорск-2», так как это место как раз находится на территории будущей станции. Видимо, поменяется и километраж в этом районе, - по существующей линии (перегон Каменногорск-Боровинка) он встречный.


 

Ж. д. линия Лосево – Каменногорск через месяц после церемонии открытия рабочего движения. Фоторепортаж

Вниманию посетителей сайта предлагается подборка фотографий ж. д. линии Лосево-Каменногорск, выполненных 4 сентября 2015 года на начальном отрезке новостройки – в районе, прилегающем к действующему остановочному пункту Лосево (бывш. Кивиниеми) Приозерского направления. Степень готовности объектов инфраструктуры новой линии, которые можно наблюдать здесь, достаточно высока. Это и внушительных размеров мост через Лосевскую протоку р. Вуокса, и путепровод подъездной автодороги к остановочному пункту Лосево (бывш. Кивиниеми) Приозерского направления, и почти полностью смонтированная контактная сеть над обоими перегонными путями... Вдоль насыпи на 92-93 км уже установлены шумозащитные экраны, строятся две новые пассажирские платформы на остановочном пункте Лосево. Всё увиденное вселяет надежду на то, что сдача новостройки в постоянную эксплуатацию произойдёт, как это и было запланировано, во втором полугодии 2016 года.

Станция Лосево-1. Вид со стороны путепровода Приозерского шоссе. На дальнем плане – служебное здание и пассажирские платформы для посадки-высадки дежурного персонала

Путепровод Приозерского шоссе. Вид со стороны станции Лосево-1

Путепровод Приозерского шоссе. Вид со старого участка шоссе, подходившего к ликвидированному переезду 92 км

Путепровод Приозерского шоссе. Вид с северной стороны

Бывший переезд 92 км. На переднем плане – двухпутный въезд на новостройку Лосево-Каменногорск со станции Лосево-1. Один из путей перегорожен временным тупиком. Контактная сеть в этом месте и далее на протяжении около 500 м ещё не смонтирована, чтобы исключить возможность попадания высокого напряжения в район новостройки, пока там работают негабаритные машины и механизмы

Бывший переезд 92 км. Вид с восточной стороны. Шлагбаумы наглухо закрыты, дополнительно в целях безопасности снят фрагмент дорожного покрытия

В месте пересечения новостройки с бывшим переездом установлен километровый столб 92-93 км. Его расположение именно тут вызывает некоторое недоумение – ведь на действующей линии Приозерского направления аналогичный столб расположен в 400 м севернее, за кривым участком пути, гораздо ближе к мосту через Лосевскую протоку р. Вуокса

Участок действующей линии между станцией Лосево-1 и остановочным пунктом Лосево (бывш. Кивиниеми). «Правильный» километровый столб 92-93 км. В левой части снимка хорошо заметно начало смонтированного участка контактной сети на новостройке

Грузовой поезд с электровозом ВЛ15-021 прибывает на станцию Лосево-1 со стороны Приозерска

Вид ж. д. линии Каменногорского направления от моста через Лосевскую протоку р. Вуокса в сторону станции Лосево-1. По обеим сторонам насыпи установлены шумозащитные экраны. В этом месте контактная сеть уже смонтирована над обоими путями

Новый и действующий ж. д. мосты через Лосевскую протоку р. Вуокса. Вид со стороны станции Лосево-1

В непосредственной близости от мостовых переходов через Лосевскую протоку р. Вуокса хорошо заметна разница в высоте насыпей новой и действующей ж. д. линий

Двухпутный ж. д. мост линии Каменногорского направления через Лосевскую протоку р. Вуокса. Вид со стороны станции Лосево-1

Двухпутный ж. д. мост линии Каменногорского направления. Вид с южного берега Лосевской протоки р. Вуокса

Действующий однопутный ж. д. мост линии Приозерского направления. Вид с насыпи Каменногорской новостройки

Новый и действующий ж. д. мосты через Лосевскую протоку р. Вуокса. Вид со стороны остановочного пункта Лосево (бывш. Кивиниеми) Приозерского направления

Путепровод подъездной автодороги к остановочному пункту Лосево (бывш. Кивиниеми) Приозерского направления. Вид со стороны строящейся пассажирской платформы № 2 Каменногорского направления

Путепровод подъездной автодороги к остановочному пункту Лосево (бывш. Кивиниеми) Приозерского направления. Вид со стороны посёлка

Путепровод подъездной автодороги к остановочному пункту Лосево (бывш. Кивиниеми) Приозерского направления. Вид со стороны действующей ж. д. линии Приозерского направления

Общий вид остановочного пункта Лосево (бывш. Кивиниеми). Временный пассажирский павильон превращён в свалку бытового мусора. Слева вверху – строящаяся пассажирская платформа № 1 Каменногорского направления

Остановочный пункт Лосево (бывш. Кивиниеми). Разница в уровне насыпей ж. д. линий Приозерского и Каменногорского направлений здесь ещё более значительная

Остановочный пункт Лосево (бывш. Кивиниеми). Строящаяся пассажирская платформа № 2 Каменногорского направления. К сожалению, она будет расположена в кривом участке пути, что создаст дополнительные трудности машинистам электропоездов при наблюдении за посадкой-высадкой пассажиров

Вид остановочного пункта Лосево (бывш. Кивиниеми) с отметки 94-95 км Приозерского направления. Строящаяся пассажирская платформа № 1 Каменногорского направления также частично будет находиться в кривом участке пути

Район остановочного пункта Лосево (бывш. Кивиниеми). На Каменногорском направлении работает путевая машина

/ © Д. Ю. Верёвкин, 21.11.2015 г. Фото автора, 04.09.2015 г. /


 

Участок ж. д. линии Лосево – Каменногорск с 3 по 10 км. Ход работ по состоянию на август 2016 г. Фоторепортаж.

В 2016 году продолжались работы по строительству железнодорожной линии Лосево-Каменногорск и приведению её инфраструктуры в рабочее состояние. 22 августа 2016 г., в ходе осмотра и фотодокументирования части будущего перегона между станциями Лосево-1 и Дружное (с 3 по 10 км), выяснилась достаточно высокая степень готовности этого участка. Состояние пути уже позволяет перемещаться путевым машинам со скоростями 40-60 км/час, что и было продемонстрировано оказавшимися в тот день на линии механизмами. Вдоль обоих путей перегона установлены все необходимые опоры контактной сети. Сама контактная подвеска смонтирована полностью до отметки 6 км 2 пк, далее – находится в разной степени готовности. Начата установка перегонных (проходных) светофоров автоблокировки, а воздушная питающая линия устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) уже протянута на всю длину осмотренного участка. Выполнены предварительные работы по строительству остановочного пункта Понтонная на восьмом километре трассы. Построены и эксплуатируются два путепровода – на Приозерском шоссе и на автодороге Сапёрное – Ромашки.

Фоторепортаж Дмитрия Верёвкина даёт возможность более подробно ознакомиться с этим участком новостройки. Для удобства просмотра фотографии сгруппированы по направлениям движения – нечётному (от Санкт-Петербурга) и чётному (к Санкт-Петербургу).

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 3 км 4 пк. Кран-путеукладчик в районе строящейся пассажирской платформы остановочного пункта Лосево

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 3 км 4 пк. Проходной светофор автоблокировки нечётного направления

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 4 км 5 пк. Путерихтовочная машина ВПРС-02 следует в направлении станции Лосево-1

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 3 км 10 пк. Вид в нечётном направлении

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 4 км 10 пк. Вид в нечётном направлении. На дальнем плане – путепровод Приозерского шоссе

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 5 км 10 пк. Вид в нечётном направлении

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 6 км 10 пк. Вид в нечётном направлении

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 7 км 10 пк. Вид в нечётном направлении

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 8 км. Общий вид остановочного пункта Понтонная

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, Остановочный пункт Понтонная. Табличка-указатель платформы № 1

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, остановочный пункт Понтонная. Табличка-указатель платформы № 2

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, остановочный пункт Понтонная. Вид со стороны посёлка Речное

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, остановочный пункт Понтонная. Светофоры будущей пешеходной дорожки

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 8 км 10 пк. Вид в нечётном направлении

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 9 км 9 пк. Вид в нечётном направлении. На дальнем плане – путепровод автодороги Сапёрное-Ромашки

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 9 км 10 пк. Вид на S-образную кривую 10 км с насыпи путепровода автодороги Сапёрное-Ромашки

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 9 км 10 пк. Вид в чётном направлении с насыпи путепровода автодороги Сапёрное-Ромашки

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 8 км 10 пк. Вид в чётном направлении. На дальнем плане – остановочный пункт Понтонная

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 8 км 4 пк. Монтаж контактной сети в районе пассажирских платформ остановочного пункта Понтонная

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 8 км 1 пк. Вид в чётном направлении

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 7 км 1 пк. Вид в чётном направлении

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 6 км 1 пк. Вид в чётном направлении

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 5 км 3 пк. Вид в чётном направлении на путепровод Приозерского шоссе

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 5 км 1 пк. Вид в чётном направлении. На дальнем плане виднеется зеркало озера Суходольского

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 4 км 6 пк. Вид в чётном направлении. Светлая полоса на дальнем плане – это шумозащитный экран в районе жилой застройки посёлка Лосево

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 4 км 1 пк. Вид в чётном направлении. Последняя кривая перед остановочным пунктом Лосево

Ж. д. линия Лосево-1 – Каменногорск, 3 км 9 пк. Вид в чётном направлении. На дальнем плане в кривой – строящаяся пассажирская платформа остановочного пункта Лосево

/ © Д. Ю. Верёвкин, 27.08.2016 г. Фото автора, 22.08.2016 г. /


 

/ © Материал подготовил Д. Верёвкин. Последнее обновление: 27.08.2016 г. /

^ вверх

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   

Комментарии

1. 2016-02-11 21:59:52 Реквием Кивиниеми ()
Прожил в Кивиниеми с 2 лет по 21 год, с 1983 года. Самая родная земля в мире! Но глянув эти фотки - новой РЖДэшной постройки, пришел в ужас. Это просто монстр, задавивший все вокруг. Помню и знаю там каждый не просто дом, но каждый красивый куст! Стройкой уничтожена финская кладка стены вдоль жд станции, старый павильон с деревьями (конечно он был никакой, но вековые дубы вокруг были прекрасны). Удивительно, что выжил шиповник рядом со ступеньками старой платформы. Он растет там еще с 1980-х годов, словно напоминание о былом. Ранним летним утром, в ожидании поезда, можно было любоваться его розовыми цветами, с возившимися в них пчелками. Руины финской платформы до сих пор чуть выглядывают основательным гранитным камнем. Им же выложен и старый путепровод, а вот новый - грубый бетонный ляп. И новый мост, своим видом из "страны великанов", и высоченные новые платформы - все нависает чудовищем над окружающей карельской природой, озером Сувантоярви. А ведь можно было иначе подойти, тоньше. И мост выстроить вровень, и дизайн выполнить в гармонии со старым мостом. Но видимо прав был Г. Греф: "Россия, страна-неудачник". Люди здесь не научились своей красотой дополнять красоту природной страны. Они действуют как враг земли: только изгаживая, ухудшая из года в год окружающее их пространство. Проект РЖД в Лосево тому пример. Грубая, топорная безвкусица. Любимому старому Лосево-Кивиниеми ныне можно только пропеть Реквием.

2. 2016-06-04 00:37:25 алексей (clients@aport2000.ru)
проставьте координаты платформ ,пожалуйста!!!

3. 2016-06-04 22:23:28 abravo ()
Алексей, пока у нас недостаточно информации, чтобы проставить координаты платформ на карте. Рано или поздно мы это обязательно сделаем, но явно не в ближайшее время.


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.