Сестрорецкая и Приморская железные дороги

Содержание:

 

И. С. Лапин. К истории «соединительной» ветки Белоостров – Курорт (по материалам «Красной газеты»)

История прямого железнодорожного сообщения между Белоостровом и Сестрорецком берет начало в 1871 году, когда было построено ответвление от Финляндской линии к Сестрорецкому заводу. В 1875 году эта дорога перешла в частные руки и просуществовала до 1886 года. Во время Первой Мировой войны была сооружена новая заводская ветка. Движение по ней открылось в 1916 году и прекратилось вскоре после революции. Обе эти ветви заканчивались на Песках, напротив Сестрорецкого завода. Наконец, в 1925 году была построена существующая ныне линия Курорт – Белоостров, соединившая Приморскую и Финляндскую дороги. Строительство этой ветки довольно подробно освещалось на страницах ленинградской «Красной газеты».

План Приморской и Белоостровской линий с показанием соединительной ветви Белоостров – Курорт, «Красная газета» от 2 июля 1925 г.

План Приморской и Белоостровской линий с показанием соединительной ветви Белоостров – Курорт, «Красная газета» от 2 июля 1925 г.

Соединявшая Петербург и Сестрорецк Приморская железная дорога еще в дореволюционные годы с трудом справлялась с большим «дачным» пассажиропотоком. В годы военного коммунизма в связи с тяжелой экономической ситуацией и сокращением населения города эта проблема отошла на второй план, однако к 1924 году она вновь стала актуальной. Именно в то время и возникла идея соединить два отдельных направления – Приморское и Белоостровское – и организовать по ним круговое движение с Финляндского вокзала с тем, чтобы максимально использовать высокую пропускную способность «технически сильной Белоостровской линии».

Первое сообщение об этом проекте появилось в «Красной газете» 11 марта 1925 года. В заметке указывалось, что в 1924 году ежедневный пассажиропоток по Приморской железной дороги достиг 9000 человек, и Октябрьская ж. д. «не могла вполне справиться» с перевозкой такого числа пассажиров. Проекты по увеличению пропускной способности требовали реконструкции полотна и усиления подвижного состава, что стоило бы до полутора миллионов рублей. Соединение же станций Белоостров и Курорт обошлось бы гораздо дешевле и потребовало бы лишь строительства 6 верст двухпутной колеи (в реальности был построен только один путь, прим. автора). При этом авторы проекта оценивали пропускную способность новой схемы движения в 17 тысяч пассажиров ежедневно. Проект был быстро согласован и уже 21 марта газета сообщала о выделении 310 тысяч рублей на его реализацию, к которому правление Октябрьской ж. д. приступало «немедленно».

Непосредственно строительство началось в мае 1925 года, на работах были задействованы 400 человек. К середине июня были уложены четыре из шести верст пути, заканчивалось работы на двух мостах – через Сестру-Заводскую и Сестру-Пограничную. 12 июня «Красная газета» сообщала читателям, что с открытием дороги на станцию Курорт-Сестрорецк в сутки можно будет отправлять до 40 поездов «с общим количеством пассажиров до 40.000».

1 июля в 18 часов с Финляндского вокзала отправился поезд в составе 7 вагонов, в которых находилась специальная комиссия из представителей службы пути, движения, тяги и связи. После осмотра работ на станции Курорт, она направилась по новой дороге. Это был первый сквозной поезд на соединительной ветке. В отчете об этой поездке, опубликованном 2 июля, в частности, говорилось: «... Пройдя расстояние между 1-м мостом (через реку Сестру-Заводскую) и вторым (через реку Сестру-Пограничную), поезд развивает скорость до 30 верст в час. Комиссия нашла состояние дороги вполне удовлетворительным. Новая ветка вполне способна пропускать поезда с тяжелым составом. На обратном пути поезд развивает скорость до 35 верст в среднем, достигая местами скорости в 50 верст».

В последующие два дня были пущены пробные круговые пассажирские поезда. А уже 4 июля, в субботу, открылось регулярное пассажирское сообщение. В первые дни не удалось избежать определенных трудностей – так, 7 июля «Красная газета» сообщала о перебоях в круговом движении.

Новый круговой пассажирский тариф был установлен еще до открытия линии. Он составлял 85 копеек (проезд от Ленинграда до Сестрорецка стоил 41 копейку). В заметке «Как ехать по кольцевой», опубликованной 12 июля уточнялось, что по круговому билету пассажир может сделать остановку на ст. Сестрорецк или ст. Курорт и вернуться оттуда в Ленинград по любому направлению. А вот с обратным билетом Ленинград – Сестрорецк возвращаться можно было только с поездами Приморской линии. «В виду частых недоразумений в пути с проездными билетами, - продолжала газета, - надо к сведению публики сказать, что пассажиру, едущему в Сестрорецк, гораздо удобнее взять билет на Курорт (стоит 43 коп. – дороже всего на 2 коп.), так как такой билет дает право выехать обратно по любому направлению, даже через Белоостров, кругом по кольцевой».

Расписание поездов по кольцевой линии из «Красной газеты» за 12 июля 1925 г.

Расписание поездов по кольцевой линии из «Красной газеты» за 12 июля 1925 г.

 

/ ©  И. С. Лапин, 17.05.2015 г. Публикация сайта terijoki.spb.ru /

^ вверх

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.