Terra Incognita
Содержание:
Фортификация
Маршруты
Достопримечательности
Карты
Малоизвестное
Заграница
Пильская передовая батарея на о.Черновом (Mustasaari) под Выборгом. (18.02.06).
На о.Черновом (Mustasaari) находится Пильская передовая батарея, входившая в морскую
позицию крепости Выборг и призванная прикрывать огибающий остров с трех
сторон Пильский (Северный Транзундский) фарватер. Это самый северный, самый
глубокий и самый извилистый из трех фарватеров, идущих через
Транзундский архипелаг к Выборгу.
Ближайший населенный пункт - поселок Подборовье Выборгского района
Ленинградской области. От поселка дорога ведет на мыс Шатунок, или как его называют
местные жители и рыбаки - Форелевую косу. С оконечности косы или с узкой
перемычки в ее середине до восточного берега о.Черновой - меньше километра.
Идти нужно на развалины пристани, держась левее хорошо видной издалека трапеции
тыльного траверса батарей.
Внимание ! Ни при каких условиях, ни при каких морозах не следует идти по льду
правее пристани и, тем более, обходить остров по Пильскому проливу между
о.Черновой и о.Клёст ! Не следует приближаться по льду к западному берегу
о.Черновой !
Из-за перепада глубин в проливе и вдоль западного берега о.Чернового
образуются локальные сильные течения, размывающие лед даже в самые сильные морозы.
А причина тому - ряжевые заграждения, установленные в проливе в середине XIX-го века.
Кроме того в этих местах, в том числе и на подходе к восточному берегу острова, много
рыбацких майн, проделанных во льду при установке сетей. Майны обозначены
прутиками, не следует подходить к ним слишком близко.
Часть 1. Пильская батарея на о.Черновом. Описание. Казарма.
Часть 2. Пильская батарея. Большие (запасные) пороховые погреба.
Часть 3. Пильская батарея. Малые (расходные) пороховые погреба. Ниши для снарядов. Колодец.
Часть 4. Южная оконечность о.Чернового. Остров Густой. Танк Т-26 в Выборге.
Часть 2.
IV. Большие (запасные) пороховые погреба.
Большой (запасной) пороховой погреб, обозначенный на карте цифрой
2, находится в восточной части острова,
сразу у дороги, ведущей от пирса. Пожалуй, это одно из самых разрушенных
сооружений. Хорошо сохранились только выложенные из камня откосы. Погреб, похоже,
состоял из центральной части - двух широких помещений со сводчатыми потолками,
почти полностью обрушенной, и двух боковых коридоров
, входы в которые почти полностью засыпаны землей.
Здесь мы впервые увидели как выполнялась гидроизоляция кирпичных перекрытий.
Между верхним слоем кирпича и землей проложены металлические листы, совершенно
не затронутые коррозией. Оцинкованного железа тогда еще не было, да и тонкий
слой цинкового покрытия, как мы хорошо знаем по крышам наших домов, без покраски
служит не больше 5-7 лет, после чего железо под ним начинает ржаветь. На свинец
эти листы не похожи, не очень пластичны и не тяжелы. Предположительно это
листовой цинк, а точный ответ даст химическая экспертиза.
Второй большой пороховой погреб расположен в центральной части укреплений и
обозначен на карте цифрой 5. Он сохранился
существенно лучше первого. Четыре входа, два прямоугольных в узкие боковые
помещения и два сводчатых - в основное помещение.
В стенах погреба хорошо видны вентиляционные отверстия и ходы. Часть вентиляционных
отверстий находится снаружи.
Обратило на себя внимание то, что многие кирпичи имеют клейма. Номера
попадаются как на самих кирпичах, так и на отпечатках раствора на стенах, где
кирпичи отвалились. Наиболее часто встречалось клеймо БЗ36.
В этом погребе на потолке обнаружилась металлическая "серьга", находящаяся,
видимо, в последней степени разложения. Металл превратился в бумагу, а "серьга" -
в художественный объект. Трогать ее не стали, побоялись, что рассыпется в руках.
У этого погреба имеется еще один выход - по обходному коридорчику сзади небольшой
тоннель выходит справа от основного входа. Этот выход был закрыт решеткой, ныне
частично разрушенной.
Вертикальная часть стен выходного помещения сложена из камней.
Благодаря решетке помещение больше напоминает тюремную камеру.
Интересно, что решетка не сварная, металические прутья в точках пересечения
"связаны" металлическими скобами с резьбой, замкнутыми на обратной стороне
пластинами, зафиксированными гайками.
Недалеко от второго большого порохового погреба нашли перевернутую рельсовую
тележку. Лежит она в начале наклонного пандуса, выложенного камнем и ведущего
наверх, в сторону стрелковых позиций на внешних насыпных брустверах. Возможно,
что такие тележки использовались для подъема снарядов из погребов на позиции.
Выше пандуса обнаружился металлический предмет, очень напоминающий швартовочный
кнехт, стоящий, правда, посреди острова. Может он использовался для
крепления тросов, которыми тянули наверх тележки со снарядами ?
|
|
|
IV.19 Перевернутая рельсовая тележка. |
IV.20 Пандус. |
IV.21 Швартовочный кнехт посреди острова. |
Часть 1.
Часть 3.
Часть 4.
/ © А.Браво, А.Павлов. Выборг - о.Черновой - о.Густой. 11.02.2006.
Фото А.Браво, А.Павлова.
Благодарим Сергея и Виталия за помощь в организации и проведении поездки.
Использованы материалы сайта
"Морские крепости"
и статьи В.В.Дмитриева "Морские укрепления Выборга" из сборника "Выборг. Фортификация",
СПб, 2005, ISBN 5-8015-0190-8. /
Добавьте Ваш комментарий :
Комментарии
Содержание
Фортификация
Карельский укрепрайон (КаУР)
Форт Ино
Крепость Выборг
Линия Маннергейма, Зимняя война, Великая Отечественная война
Финская береговая оборона
Линия VT
Маршруты
Пешком по Карельскому
Достопримечательности и знаменитости
Выборг и его окрестности, острова Выборгского залива
Зеленогорск/Терийоки, Курортный район Санкт-Петербурга, Карельский перешеек
Карты
Малоизвестные факты и проекты
Заграница
|
1. 2006-02-18 20:31:05 Гудвин45 ()
Ээээ,я опять все пропустил...=(((