Terra Incognita
Содержание:
Фортификация
Маршруты
Достопримечательности
Карты
Малоизвестное
Заграница
К 65-летию прорыва линии Маннергейма в районе Суммакюля-Суммаярве (09.02.05).
65 лет назад в это же время войска РККА пытались прорвать т.н.
"линию Маннергейма", эшелонированную оборону Карельского перешейка от Финского
залива до Ладожского озера, состоящую из общей сложности 130 долговременных
огневых сооружений[1]. Укреп.районы были расположены по линии от берега
Финского залива до Ладожского озера. Общая протяженность "линии Маннергейма"
составляла около 140 км. В состав линии входило почти пять тысяч оборонительных
объектов[2].
Я с лета собирался посетить место, где советские войска прорвали эту мощную
систему укреплений в начале февраля 1940 года. Два раза в прошлом году мы уже
обходили два укрепрайона - Суммакюля (Sk) и Суммаярви(Sj). Отчет о втором
походе есть здесь.
Но мне было интересно побывать именно в дни годовщины прорыва в месте, в том
самом месте, где творилась История.
В этот день (05.02.2005 г.) было не очень холодно. По проторенному пути мы
доехали до Кирилловского, там взяли такси и за 30 р. с носа доехали до поворота
на "танковую директрису". Но указанная дорога закончилось зданием, поэтому мы
стали обходить сооружение слева. Наконец мы увидели будку и следы машины,
прошедшей на север в сторону М-line после снегопада. Сначала дорога была
вполне проходимая, но метров через пятьсот ,на целине, местами снег доходил
почти до колена. К счастью, после принятых пяти капель, дорога заметно
улучшилась. Без приключений мы добрались до первой точки пути - Sj-4("Поппиус").
11 февраля 1940 года этот ДОТ пал, существенно облегчив прорыв линии обороны
финнов. Я рассказал Илье, что можно пролезть в подземелья ДОТа и сразу же он
выразил желание осмотреть их. Я пошел первый, подсвечивая путь фонариком.
Протиснувшись в дверь я стал светить Илье, куда ступать . Но тут произошло
для меня неожиданное - слой льда, на котором я стоял, вдруг проломился и я
хорошо черпнул ботинком воду... Мой совет : не стоит лезть в Sj-4 без фонарика
и резиновых сапог. Хотя мы и без сапог осенью все облазили.
|
|
|
I.1 Вид с грейдера на полигон. |
I.2 Надолбы в снегу. |
I.3 Вид на форт "Поппиус". |
|
|
|
I.4 Вид на форт "Поппиус". |
I.5 Вход в форт "Поппиус". |
I.6 Лунный кратер под снегом (следы раскопок). |
Выжав ботинки, мы продолжили путь. Sj-2 и Sj-8 нашлись легко. Далее мы вернулись по целине,
что летом называется проселочной дорогой, к надолбам и пошли вдоль них к высоте
"Язык". Сквозь лес виднелись очертания высоты. Справа в шашечном порядке стоят
"зубья дракона" - линия надолбов.
|
|
|
I.7 Sj-2. |
I.8 Sj-8. |
I.9 Между "Поппиусом" и "Миллионером". |
Вот мы проходим место, где идеальный порядок нарушен - нет "зубьев". Уж не
здесь ли прорвались советские танки?
|
|
|
I.10 Впереди ДОТ "Миллионер". Вид от места прорыва. |
I.11-12 Впереди "Лощина смерти". |
Мы влезли на высоту "Язык", посмотрели ДОТ "Миллионер" Sj-5. Прошли мимо западного
каземата Sj-5 и спустились к противотанковому рву. По воспоминаниям ветеранов
здесь были предприняты многочисленные попытки штурма высоты. Сколько солдат
полегло... О том ,что здесь происходило одно из кровопролитнейших сражений этой
войны мы не забывали. Теперь не важно, кто на чьей стороне воевал. Вечная всем
им память.
Мы прошли к плотине через Майяйоки. Вода в заводях и в правду имеет сумашедший
кровавый цвет. Сразу вспомнилась легенда о Белом Финне, погибшего на берегу
этой самой маленькой речушки. Далее мы, пользуясь тем, что сейчас зима, прошли
по льду о.Суммаярвии, вышли на дорогу в районе вырубки и совсем рядом от Sk-7.
Дорога оказалась накатанной - до нас здесь пара машин прошла. Быстро дошли до
шоссе, пройдя по дороге мимо памятника 204-м неизвестным финским солдатам.
Выйдя на шоссе, мы повернули направо и через метров четыреста увидели слева
громадину штаба взвода ( Sk-16). Согласно описаниям, на входом должна была быть
мемориальная доска на двух языках, но и сюда добрались любители цветного металла.
Табличка срезана - ничего святого нет у отдельных граждан.
|
|
|
I.13-14 Дот Sk-16. |
I.15 Внутренний вид Sk-16. |
Осмотрев Sk-16, мы вернулись на шоссе и поймали машину прямо до Каменки, где
спустя несколько минут остановили рейсовый автобус до Кирилловского.
Так закончилось наше небольшое приключение. Несколько советов для желающих
повторить наш маршрут:
* Теплее одевайтесь
* Будьте готовы к большим сугробам
* Не лезьте в Sj-4. Воды там сейчас много.
* Осторожнее- кругом арматура и колючая проволока.
* Пожалуйста, ничего не ломайте.
Помните о бушевавшей здесь "Неизвестной войне".
Источники:
1. "ЛИHИЯ МАHHЕРГЕЙМА И СИСТЕМА ФИHСКОЙ ДОЛГОВРЕМЕHHОЙ ФОРТИФИКАЦИИ HА КАРЕЛЬСКОМ ПЕРЕШЕЙКЕ" (c) Балашов Е.А., Степаков В.H. - СПб.: Hордмедиздат, 2000 - 84 с. (http://www.around.spb.ru/fort/linja/linja.php)
2. А.И.Козлов .Финская война. Взгляд "с той стороны". (http://www.around.spb.ru/finnish/kozlov/part_02_05.php)
Материалы с сайтов:
1. www.mannerheim-line.com
2. www.around.spb.ru
3. www.terijoki.spb.ru
/ 05.02.2005 © Гуринский Г., Пакконен И. Фото Г.Гуринского./
Добавьте Ваш комментарий :
Комментарии
Содержание
Фортификация
Карельский укрепрайон (КаУР)
Форт Ино
Крепость Выборг
Линия Маннергейма, Зимняя война, Великая Отечественная война
Финская береговая оборона
Линия VT
Маршруты
Пешком по Карельскому
Достопримечательности и знаменитости
Выборг и его окрестности, острова Выборгского залива
Зеленогорск/Терийоки, Курортный район Санкт-Петербурга, Карельский перешеек
Карты
Малоизвестные факты и проекты
Заграница
|
1. 2005-02-11 17:47:05 Петр ()
Интерестная поездка. Если ехать из Питера на машине и после Каменки повернуть на лево в сторону Кириловское, то слева будет поворот на директрису, насколько я понял. Как найти этот поворот? Там много отворотов на лево. И сколько примерно км. по дирректрисе по карте это около 8 км. Зимой, насколько я понял, по ней не проехать, а летом можно?