Terra Incognita
Содержание:
Фортификация
Маршруты
Достопримечательности
Карты
Малоизвестное
Заграница
Якобы Павловские укрепления на севере о.Твердыш под Выборгом (24.01.05).
Обращаем внимание любителей бездумного копирования материалов для последующего размещения их на других сайтах, в том числе и в википедии, без проверки на соответствие действительности, на то, что нижеприведенные тексты отражают уровень знакомства с вопросом на момент их написания, изобилуют ошибками, неточностями и заблуждениями. Эти тексты не могут рассматриваться в качестве источников точной и проверенной информации, но представляют собой своего рода дневниковые записи, вынесенные на всеобщее обозрение с целью нахождения ошибок и неточностей.
Примечание от 31.10.2010: Термин "Павловские" при написании этого текста был применен ошибочно, это было заблуждение, вызванное слабым знанием материала. Эти укрепления на самом деле называются укреплениями гр.Чернышева - это наименование было им присвоено в 1910 году, когда праздновалось 200-летие пребывания Выборга в составе штатных крепостей России. Тем не менее, текст в целом мы сохранили в первоначальном виде, отражающем наши представления на 2005 год.
22.01.05 мы прошли на север о.Твердыш под Выборгом в поисках Павловских укреплений
(батарей), расположенных там. Известно про эти укрепления очень немного. Построены в 1916
году, названы Павловскими по имени соседней Павловской слободы, якобы находившейся на
самом севере о.Твердыш. Там и сейчас осталось несколько домиков, в которых
кто-то живет.
Назначение Павловских батарей также понятно не полностью. По словам директора
парка Монрепо Е.И.Труфанова, которого мы встретили уже на обратном пути,
укрепления представляли собой пороховые склады. Однако кажется маловероятным,
что укрепленные склады были построены в достаточно удаленном месте просто так.
На сайте "Северные Крепости"
сделано предположение, что там была расположена артиллерийская позиция с морским
орудием большого калибра.
Раньше о.Твердыш назывался Линно-саари (Linnosaari). В Центральном Государственном
Архиве ВМФ (ЦГА ВМФ) А.Павлов обнаружил интересную информацию.
На стр.8-9 "Записки о состоянии Выборгской Крепости, об ее укреплениях и
техническом оснащении" К отчету за 1915 год СЕКРЕТНО" (ф.1350. оп.1, д.178)
сказано: "...в начале 1915 г., когда выяснилось, что на усиление обороноспособности
крепости могут быть даны ассигнования ... В первую очередь начаты были:
1. Постройка большого порохового погреба с лабораторией на о-ве Линно-саари
и тоннельного порохового погреба у мызы Хертуала...." Это подтверждает то, что
Павловские укрепления представляют из себя пороховые склады. Подробнее общая
схема укреплений Выборгской крепости представлена в прилагаемой "Справке".
- Справка "Общая схема укреплений Выборгской крепости".
- Часть 1. Дорога на север. Павловские укрепления.
- Часть 2. Павловские укрепления. Спуск в ров. Внутри.
- Часть 3. Северная оконечность о.Твердышь.
- Часть 4. Парк Монрепо - как было и как сейчас. Капелла Людвигштайн - вид с залива.
Часть 1.
I. По железной дороге до северной оконечности о.Твердыш.
Кратчайший путь на север о.Твердыш проходит по железной дороге. Мы и пошли от
Выборгского вокзала по шпалам, через железнодорожный мост. Этой дорогой
пользуются и многие местные жители. Тут же мы совершили маленькое географическое
"открытие". Оказалось, что основная железная дорога, показанная на имевшейся у нас
карте начала 60-х годов, полностью разобрана. И напротив, дорога, показаная на
карте так, что мы решили, что это старая, частично разобранная и
заканчивающаяся на севере о.Твердыш тупиком, оказалась действующей. По ней мы
и потопали.
Уже позднее выяснилось, что на карте показана не "старая" дорога, а момент строительства новой, которой раньше просто не было. И на карте отражен
момент подготовки основания новой дороги - насыпи и выемки в скальной породе.
См. подробное описание истории старой и новой трассы перегона Выборг-Пригородная.
Часть участка железной дороги проходит в живописном гранитном ущелье. Местная
разновидность гранита - раппакиви - довольно рыхлая, поэтому отдельные скалы
укреплены цементыми стяжками или металическими каркасами. На некоторых
трещинах видны маленькие цементные "маячки", датированные 2004 годом.
Ближе к северу острова дорога выходит из гранитного ущелья на насыпь. Справа от
дороги проходим мимо небольшого лесного озера. Дойдя почти до самого железнодорожного
моста через пролив, у табличек "Пограничная зона" сходим с насыпи направо по
крутой деревянной лестнице и попадаем в маленький поселок. Видимо когда это и
была Павловская слобода.
|
|
|
I.1-2 Часть дороги проходит среди гранитных скал. |
I.3 Озеро справа от жел.дороги. |
II. Павловские укрепления. Вид снаружи. Выборгская "Мория".
От железнодорожной насыпи до Павловских укреплений - метров 300 в западном
направлении. С северной стороны укрепления ничем не впечатляют, видна небольшая
бетонная стена. И только поднявшись на эту стену и оказавшись на крыше
укреплений осознаешь масштаб сооружения.
Укрепления "встроены" в старый гранитный карьер, часть гранитной выработки в виде
канала в форме лежащей буквы "Г", по которому видимо вывозили гранит с основной площадки, выровнена и
превращена в укрепленный ров. Высота рва - не менее 3-х метров, высота укреплений
от основания рва до крыши - на глаз метров 7. На крыши расположены две
цилиндрических бетонных крышки, закрывающих видимо вентиляционные шахты.
Войти в укрепления можно только изо рва. Три входа, на замковым камне центрального
входа выбит год постройки - 1916. В ров выходят также полукруглые окна казематов
и круглые окна неизвестного назначения. Рядом с правым входом - загадочная
"наскальная" надпись - "Брат черного тюльпана".
Увиденное сразу напомнило нам Толкиеновскую Морию, царство гномов, укрытое в скалах.
Если бы Питер Джексон, снимая свою кинотрилогию "Властелин колец", знал о
Павловских укреплениях, он бы, возможно, перенес часть съемок сюда и сэкономил
бы на компьютерных эффектах...
Зимой надо быть очень аккуратными в передвижениях, особенно по крыше укрепления
и по стенам рва! Под снегом везде лед, одно неосторожное движение и можно навернуться
в каменный ров с 3-10 метровой высоты.

|
|
|
II.1 Северный фасад - ничего особенного. |
II.2-3 Укрепленный гранитный ров. |
|
|
|
II.4 Цилиндрическая крышка одной из вентиляционных шахт(?). |
II.5 |
II.6 |
|
|
|
II.7-8 Вид на укрепления с другой стороны рва. |
II.9 Левый вход. |
|
|
|
II.10 Центральный вход. |
II.11 Надпись на центр.входом. |
II.12 Правый вход. |
|
|
|
II.13 |
II.14 |
|
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Справка.
Полезные ссылки
- План-схема укреплений
- Отчет о посещении
- Отчет о посещении
/ А.Браво, Г.Гуринский, В.Котляр, MavAG. Фото А.Браво. 22.01.2005 /
Добавьте Ваш комментарий :
Комментарии
Содержание
Фортификация
Карельский укрепрайон (КаУР)
Форт Ино
Крепость Выборг
Линия Маннергейма, Зимняя война, Великая Отечественная война
Финская береговая оборона
Линия VT
Маршруты
Пешком по Карельскому
Достопримечательности и знаменитости
Выборг и его окрестности, острова Выборгского залива
Зеленогорск/Терийоки, Курортный район Санкт-Петербурга, Карельский перешеек
Карты
Малоизвестные факты и проекты
Заграница
|
1. 2005-01-24 19:57:49 LB ()
Здоровски! Что еще можно добавить.