Terra Incognita
Содержание: Фортификация Маршруты Достопримечательности Карты Малоизвестное Заграница
Прогулка по Лосево накануне перемен, 2009 г. (09.02.20)
Лосево, бывшее Кивиниеми… Пожалуй, трудно сегодня найти место на Карельском перешейке, в облике которого за десять лет произошло столько изменений.
Сперва здесь прошла новая железнодорожная линия, что само по себе удивительно, ведь немного у нас сегодня строится железных дорог, чуть позже капитально реконструировано шоссе, превращенное в современную автомагистраль, за короткое время через протоку возведены новые мосты …
Осенним днем 13 сентября 2009 года я совершил небольшую прогулку в Лосево, уже тогда мне было известно о предстоящем строительстве и я решил поторопиться запечатлеть на фотографиях такой знакомый и давно привычный с детства облик поселка.
Сначала я хотел снабдить этот фотоочерк и современными фотографиями, сделать фотосравнения в популярном сейчас формате “было-стало”, но потом решил, что не стоит постоянно переносить читателя из одного временного периода в другой, путь перед его глазами будет Лосево только таким, каким я его увидел 13 сентября 2009 года. Надеюсь, эта публикация будет востребована не только в год выхода материала, но и будущем и тогда читателю будет интересно сравнивать эти снимки с обликом поселка на текущий момент времени, к тому же уже сегодня картографические службы поисковых систем Интернета позволяют увидеть актуальные панорамы улиц не выходя из дома.
Прошло 10 лет и по моим наблюдениям, это именно тот срок, по прошествии которого становится очень интересно смотреть сделанные до этого фотографии, когда они из новых, вроде и не так уж давно отснятых, превращаются в старые, когда рассматривая снимки хорошо знакомых мест, невольно ощущаешь перемены, а если что-то и не изменилось, то это уже само по себе интересно. Меняешься и сам, порой видишь то, на что десятилетие назад и не обратил бы внимания, на некоторые вещи уже смотришь другими глазами. Да и фототехника тогда была другая, что тоже сказывается на выборе сюжета и качестве снимков.
Итак, начнем наше путешествие.
01. Так выглядела пл. Лосево в 2009 г. Синий электропоезд повышенной комфортности был cамым удобным и быстрым на Приозерском направлении задолго до появления скоростных “Ласточек”…
02. Сочетание мягких и удобных кресел с интерьером обычной электрички тогда казалось довольно непривычным.
03. Привезший меня электропоезд повышенной комфортности продолжает свой путь в сторону Кузнечного. Этот состав ЭТ2М-078 носил название “ЭКСПРЕСС” и ходил на Приозерском направлении до 2012 г. Сейчас он в обычной корпоративной раскраске, без собственного названия и комфортабельных кресел возит пассажиров с Балтийского вокзала. Кстати здесь же, в Лосево, на существовавшем тогда переезде на Приозерском шоссе летом 2011 г. этот состав пострадал от столкновения с лесовозом.
04. Вид на платформу из под навеса кассового павильона. Сейчас на этом месте возвышается насыпь новой железнодорожной линии Лосево-1 – Каменногорск.
05. Тропинка приводит меня к настоящему артефакту финского времени. Эти ступени, оставшиеся от комплекса старой станции Кивиниеми, многое повидали на своем веку… Сейчас это место поглотила новая насыпь…
06. И еще один артефакт ушедшего финского времени – грузовая платформа.. Когда-то Лосево, тогда еще Кивиниеми, была самой настоящей станцией с путевым развитием, вокзалом, водонапорной башней…
07. Впереди показался железнодорожный мост через Лосевскую протоку. Справа еще нет насыпи новой линии и нового моста. Именно такой вид был привычен в течении нескольких десятилетий…
08. Не доходя до моста через протоку, слева вижу знакомый небольшой каменный мостик под железной дорогой. В старом Кивиниеми он был необходим для проезда на пристань на оз.Суванто (ныне Суходольское). Мост этот существует и в наши дни, только подходящая к нему дорога едва протискивается между насыпью новой железной дороги и старой линией на Приозерск.
11. Железнодорожный мост. Кстати, он не оригинальной конструкции, а построен по типовому проекту, разработанному институтом “Проектстальконструкция” еще в 1944 г. Мосты с пролетными строениями такого типа уже не так часто можно встретить в наши дни, но созданный в то трудное военное время типовой проект позволил упростить изготовление и повысить производительность труда за счет максимальной унификации элементов. Это было крайне необходимо при большом объеме восстановления разрушенных в войну мостов при малой мощности заводов. Надо сказать, что в финское время существовавший мост имел совсем другие очертания, ферма имела полигональный верхний пояс.
Справа видна опора воздушной проводной линии связи, следующая такая опора стояла уже на противоположном берегу протоки. Сейчас столь привычные в прежние годы воздушные линии связи уходят в прошлое…
12. Спускаюсь к протоке. Сейчас как раз на этом месте проходит новая железнодорожная линия на Каменногорск и построен новый мост…
16. Здание бывшего кооперативного магазина ближе. Это здание с интересной историей и судьбой, было построено для местного кооперативного магазина волости Саккола (Sakkolan osuuskauppa) в 1920-30 гг.. Во время войны оно пострадало от пожара и было восстановлено со значительными изменениями, поэтому в его облике не сразу заметны особенности, характерные для финской архитектуры. В советские годы здесь располагалась станция юных туристов, это было самое большое здание поселка. Подробнее о его истории можно ознакомится вот здесь
Кстати, на снимке хорошо видно, что существующее шоссе проходило совсем рядом с боковой стеной здания и при уширении трассы его сноса было не избежать… Стоит отметить, что в финское время дорога на Какисалми, нынешний Приозерск, шла совсем по-другому: пройдя по висячему мосту через протоку, она поворачивала налево и проходила как перед главным фасадом здания магазина. Таким образом, нынешняя Гостиничная ул. является фрагментом старого шоссе.
Сейчас на месте бывшего магазина расположена автомобильная парковка…
17. Еще одно каменное довоенное здание. В финское время в нем тоже располагался магазин и в его левой части первоначально были большие окна - витрины. Сейчас здание практически не видно из-за огромного шумозащитного экрана, защищающего близлежащие дома от гула оживленной трассы…
19. Подхожу к протоке и оглядываюсь назад . Передо мной шоссе на Приозерск, слева уже стоит современное здание магазина, но это еще не “Магнит”.
21. У протоки расположено летнее кафе, приятно посидеть здесь за столиком с видом на пороги! Сейчас тут произведено благоустройство, проложены пешеходные дорожки…
24. Любители водных видов спорта – без них Лосево невозможно представить ни тогда, ни сейчас… Вместо старых неаккуратно наваленных железобетонных плит сейчас сделано современное укрепление берега…
25. Перехожу мост, вид на берег. Кстати, этот мост, как и железнодорожный, тоже построен по типовому проекту, разработанному в 1950-х гг. Так, в Ленинградской области подобный мост можно было увидеть на Мурманском шоссе через р. Сясь, а в пос. Мга существовал путепровод через железнодорожные пути аналогичной конструкции. Все эти сооружения устарели морально и физически и в последние годы были заменены на новые. Помню, что в советское время здесь был пост охраны, автомобилям и пешеходам не разрешалось останавливаться на мосту, действовал запрет и на фотосъемку.
26. Вид на мост с южного берега. Кстати, формально на этом берегу уже не Лосево, а Варшко – соседний населенный пункт. А до 1944 г. здесь даже проходила граница двух советских республик – РСФСР (Ленинградская область) и Карело-Финской ССР, упраздненной позже шестнадцатой советской республики!
27. Вид на протоку и железнодорожный мост. Это, пожалуй, классический лосевский “открыточный” кадр, но теперь этот вид уже совсем другой: в наши дни на переднем плане располагается новый высокий железнодорожный мост.
30. Ну а вот тут, похоже, за 10 лет так ничего и не изменилось… Стремительное течение, камни, непрекращающийся шум воды.
31. По старому железнодорожному мосту идет электричка… Время, когда электрички были зелеными… Правда не совсем: в советские годы они действительно были полностью зеленого цвета, а потом на электропоездах нашей Октябрьской ж.д. появилась серая полоса между окнами вагонов. Сейчас весь подвижной состав Российских железных дорог имеет новую корпоративную окраску.
Думаю, что мне удалось передать на этих снимках тот облик Лосево, каким оно было с 1970-х годов до начала строительства новой железнодорожной линии.
Конечно, с одной стороны жаль, когда изменяются привычные места, особенно те, которые тебе дороги, с которым много связано, но с другой стороны, любой город или поселок является живой подвижной системой и за исключением охраняемых исторических зон там постоянно что-то строится и реконструируется, такова жизнь…
Я не ставил перед собой задачу выступать здесь с критикой тех новых изменений, которые так преобразили облик поселка за последние годы, но не все-таки не удержусь и отмечу пару моментов.
Во-первых, сам новый железнодорожный мост и общее расположение трассы являются решением, вроде бы интересным и достойным с инженерной точки зрения, но совершенно не вписывающимся в исторически сложившийся ландшафт Лосевской протоки. Полагаю, что в задании на проектирование просто не было заложено каких-либо особых архитектурных требований к возводимым сооружениям.
Ну и во-вторых, очень жаль, что не удалось сохранить здание бывшего финского кооперативного магазина, оно не являлось памятником архитектуры и не состояло под охраной государства. В идеале было бы неплохо восстановить его в первоначальном виде и тогда белоснежное и довольно стильное здание стало бы настоящим украшением поселка!
© В. Патрунов специально для сайта terijoki.spb.ru, февраль 2020 г.
Добавьте Ваш комментарий :
Комментарии
2. 2020-05-28 18:42:46 Екатерина ()
Спасибо за статью. Жаль мало старых фотографий. Прежнего Лосево больше нет. Тем более следов Кивиниеми. Уничтожено все до основания. И старые дома и базы,и деревья, и природный ландшафт берега и лес. Сейчас конец мая 2020 года и здесь только что началось "благоустройство" северного берега Вуоксы. Душа разрывается глядя на этот вандализм.
Содержание
Фортификация
Карельский укрепрайон (КаУР)
- В краю гравицапп, пепелацев и некормленных комаров. Участок Елизаветинского БРО КаУРа.(04.07.05).
- Сестрорецкий батальонный район обороны Карельского укрепрайона (КаУР) (19.03.05).
- Линия оборонительных укреплений КаУР в районе Белоострова. (11.01.05).
Форт Ино
- Прогулки на форт "Ино". Батарея "Б".(23.06.05).
- Прогулки на форт "Ино". Батареи "Д", "Г" и "В".(21.06.05).
- Прогулки на форт "Ино". Гавань и батарея "Е". (06.06.05).
Крепость Выборг
- Ниемельская батарея на острове Ракосаари. (03.03.07).
- Лафет для русской пушки на п-ве Кейхасниеми (Смоленском) под Выборгом. (18.08.06).
- Полуостров Кейхасниеми под Выборгом. (08.05.06).
- Вокруг полуострова Лоханиеми под Выборгом. (31.03.06).
- Фортификационные сооружения на о.Большой и Малый Щит под Выборгом. (21.03.06).
- Пильская передовая батарея на о.Черновом (Mustasaari) под Выборгом. (18.02.06).
- Опорный пункт лит."А" Западного тет-де Понта. (29.11.05).
- Средний и левый сектора обороны Средней позиции Западного Тет-де Понта Выборгской Крепости. (07.06.05).
- Крепость Выборг. Западный тет-де Понт. (12.05.05).
- Якобы Павловские укрепления на севере о.Твердыш под Выборгом. (24.01.05).
Линия Маннергейма, Зимняя война, Великая Отечественная война
- Протоколы допросов интернированных лиц, оставшихся на оккупированной территории Карельского перешейка, и переданных Финляндии советской стороной 29 мая 1940 года. (09.06.20)
- Необычная история памятника на братской могиле советских воинов, погибших во время Советско-Финской войны 1939-40 гг. в п. Сосново. (04.12.17)
- "Чтоб злобно истекли заморские удавы бессильным потоком отравленной слюны..." Из газеты "На страже Родины" за декабрь 1939 г. (01.08.15)
- Герой Советского Союза Сергей Игнатьевич Буфетов. (09.04.15).
- Укрепрайон Суммакюля линии Маннергейма. (30.11.14).
- Докладная записка наркому НКВД СССР т. Ежову о пересмотре соглашений между СССР и Финляндией от 28.06.1938 г. (12.04.12).
- Конкурс на проекты памятников на местах боев с белофиннами, 1940 г. (журнал "Архитектура Ленинграда", №4 за 1940 г.) (26.02.12).
- Советский Терийоки - закрытый город. (07.12.10).
- Герой Советского Союза капитан Н.С. Угрюмов. (13.03.08).
- Письмо с Зимней войны. (24.12.07).
- Ожгибесов А. А. Советско-финляндская война 1939-1940 гг. Основные итоги и её влияние на развитие отечественного оперативного военного искусства первой половины XX-го века. (19.11.07).
- Финские и советские плакаты времен Зимней войны 1939-1940 гг. (03.11.06).
- Артиллерийский форт "Вяйнёмяйнен" укрепрайона Нойсниеми (03.09.05).
- К 65-летию прорыва линии Маннергейма в районе Суммакюля-Суммаярве (09.02.05).
- Линия Маннергейма в районе Summajarvi. (22.11.04).
Финская береговая оборона
Линия VT
Маршруты
- М. Подкопаева, И. Лапин. Краткое известие об экспедиции "В сторону Ладоги-2009". (09.12.09).
- Старая Ладога. (24.06.09).
- Старая Ладога. Город ночью. (12.02.07).
-
- Кирхи Ленинградской Области. Велопутешествие двух энтузиастов. Дневник. (03.09.08).
- Соловки. Личные впечатления и переживания. (04.09.07).
- Остров Новик, военно-морской некрополь. (19.07.07).
- Сортавала - столица Северного Приладожья. Записки любопытного командировочного. (30.12.06).
- Вокруг Ладоги на автомобиле за три дня. (28.09.06).
- Велоприключения зеленогорцев в Карелии. Метаморфозы манящей земли. (02.10.05).
- Зеленогорск-Петровское-Приозерск-Севастьяново-Мельниково-Васильево-Зеленогорск. (28.09.05).
Пешком по Карельскому
- Прогулка по Лосево накануне перемен, 2009 г. (09.02.20).
- Пл. 59 км - пос. Михалёво – пос. Бородинское. (14.10.19).
- Пл. Тарасовское – пос. Уткино – пос. Поляны. (02.06.14).
- Ст. Ермилово - пос. Малышево - ст. Куолемаярви. (17.04.14).
- Пл. Лазаревка - пл. Кархусуо - ст. Верхне-Черкасово. (07.12.11).
- Пл. Ушково - г. Зеленогорск (ж.д. вокзал). (10.08.11).
- пос. Мичуринское - ж.д. платформа Лосево. (13.07.11).
- пос. Ленинское - оз. Б.Симагинское ("Красавица"). (23.06.11).
- Ст. Куолемаярви - озеро Высокинское. (18.05.11).
- Пл. Ушково - ст. Приветненское. (11.05.11).
- Ст. Куолемаярви - озеро Александровское. (20.04.11).
- Громово - Суходолье. (13.04.11).
- Пл. 13 км - ст. Гвардейское - пл. Пионерлагерь. (06.04.11).
- Пл. Заходское - Красноперские озера - оз. Грачиное. (30.03.11).
- Пос. Попово - г. Высоцк. (23.03.11).
- Ст. Верхне-Черкасово - пос. Перово - пос. Гончарово - пл. Пальцево. (15.03.11).
- Куолемаярви - Лужки - берег Финского залива (бухта Окуневская). (06.03.11).
- От Кузнечного до Севастьяново. (27.02.11).
- Овсово. (20.02.11).
Достопримечательности и знаменитости
Выборг и его окрестности, острова Выборгского залива
- Выборг. Панорама центральной части города, 1940 г.
- Виртуальная реконструкция вокзала в Выборге по проекту Э. Сааринена. (04.06.17).
- Виртуальная реконструкция ресторана Эспиля в Выборге. (04.06.17).
- Панорамы Выборга 1865 и 1935 гг. (14.03.15).
- Старые открытки и фотографии на карте Выборга. (10.03.12).
- Н. Тропин. Карл Петрович Ридингер, губернатор Выборга в 1797-1799 гг. (20.05.14).
- Выборг. Здание военного госпиталя на Светогорском шоссе. (24.05.11).
- Выборгское граффити. (11.04.11).
- О чем рассказала трофейная ваза. (21.11.09).
- Статьи из шведскоязычной выборгской газеты "WIBORGS NYHETER" ("Выборгские новости") за 2009 г. Перевод со шведского Э.Н. Абакшиной. (14.11.09).
- Ю.И.Китнер. "Новое о Преображенском соборе в Выборге". (12.07.09).
- М. Костоломов. WIBORGIANA. Имена и судьбы. Поэт с острова тысячи яблонь. Выборгская Эллада - архипелаг Эмиля Циллиакуса. (05.11.08).
- М. Костоломов. WIBORGIANA. Территории и поселения. Земля босых коров, первых школ и первых заводов. Вахвиальская волость довоенной Финляндии. (05.11.08).
- М. Костоломов. WIBORGIANA. Территории и поселения. ЗЕМЛЯ ПОЛЬКИ, ТАНЦА СПАСИТЕЛЬНОГО. Сяккиярвская волость довоенной Финляндии. (05.11.08).
- Кладбище на о. Сорвали в Выборге. (25.06.07).
- Усадьба на Фруктовом острове. (29.01.07).
- Выборг Ульберга. Виртуальная экскурсия. (09.11.06).
- Усадьба на Русском острове. (31.03.06).
- Острова Финского залива под Выборгом. Загадочная башня Тура на о.Верхолаз и сооружения на о.Овчинный. (28.01.06).
- Карта финских усадеб вокруг Выборга. (15.10.05).
- От Рапаттилы до Лаволы. (29.11.05).
- Финские усадьбы Хиетала и Пюхякаллио под Выборгом. (11.11.05).
- Финские усадьбы Херттуала и Пиени-Херттуала под Выборгом. (30.10.05).
- Усадьба Суур-Мерийоки (Suur-Merijoki). (02.06.05).
- Зима в парке Монрепо (Выборг). (14.12.04).
Зеленогорск/Терийоки, Курортный район Санкт-Петербурга, Карельский перешеек
- К. Отраднов. Лосевская протока и мост. (03.03.21).
- Зеленогорск. Исчезнувший Комсомольский переулок и его жители. (21.09.20).
- Братская могила и воинский мемориал в Зеленогорске. (05.05.20).
- В. Декстер. Испытания огнём. История испытательной станции в Зеленогорске. (26.03.18).
- В. Патрунов. Памяти здания Кооперативного магазина в Кивиниеми (Лосево). (25.05.17).
- А. К. Молчанов, к.г.н. О защите берегов Финского залива. (19.09.16).
- Н. Н. Рогалева. Нагорный бульвар «Корниш» и береговой уступ Серово. (26.04.16).
- Н. Н. Рогалева. Пионерлагерь «Восток-6» и карельские берёзы. (07.07.14).
- Е. Миронов. Зоя Степановна. (07.05.14).
- Н. С. Наумкина. Сохраним северное побережье Финского залива. (03.04.14).
- Фотографии 1939-1944 гг. из архива Сил обороны Финляндии на карте Карельского перешейка. (14.06.13).
- Прогулка по Ушково/Тюрисевя. (11.08.13).
- Дача приюта для детей-идиотов и эпилептиков Братства во имя Царицы Небесной в Сосновой Поляне. (04.10.12).
- А. К. Молчанов. Откуда течет "ручей Зеленогорский". (02.09.12).
- Е. Евдокимов. Курортный район Ленинграда - 1948. (24.03.12).
- Е. Евдокимов. Цветной документальный фильм "Ленинградская здравница (Зеленогорск)", 1949 г. Комментарии. (24.10.11).
- И. Лапин, М. Подкопаева. К истории католической церкви на Карельском перешейке: братья Арман и Робер де Калюве. (06.09.11).
- А. К. Молчанов. Валуны побережья Зеленогорска как возможный туристический объект. (28.08.11).
- Кивеннапа-Первомайское. (24.10.10).
- Евгений Евдокимов. Фонтан "Девочка удэ с рыбой".
- Древние Териоки. (01.04.10).
- Сосновый Бор (Халила). (16.08.09).
- С. А. Симкина. Дачи модерна на северном побережье Финского залива. (13.06.09).
- После войны. Создание экспериментальной базы Гидрологического института в п.Ялкала (Ильичево). (01.12.08).
- Сикстен Рингбом. Йозеф Стенбек и национальный романтизм камня. (06.12.08).
- Архитектор Йозеф Стенбек (Josef Stenbäck). (11.09.08).
- Новиков, хозяин дачи Новикова в Терийоки, кто он? (29.08.08).
- Памятник М. Я. Герценштейну и его московские аналоги. (21.08.08).
- Финский период жизни Анны Александровны Танеевой-Вырубовой. (23.02.08).
- Евгений Евдокимов. Ресторан "Олень". (31.12.07).
- Заказник "Линдуловская лиственничная роща" - Корабельная роща. (17.10.07).
- Установка памятного знака на скале Рускеавуори в честь Ореховецкого мира. (14.08.07).
- Музей истории "Сестрорецкого курорта" (10.11.06).
- Алакирьола или история дачи Эдлы Нобель. (21.09.05).
- На берегу озера Онкамо. Эдит Седергран. (09.07.05).
- Тюрисевя/Ушково - "Место Красивых Надежд". (20.05.05).
- Приморск (бывш.Койвисто). Здание лютеранской церкви (03.04.05).
- Вилла "Бьянка" или дача Прокопэ - дом в Терийоках, в котором действительно бывал Маннергейм (07.03.05).
Карты
- Малые гидроэлектростанции Карельского перешейка
- Памятники, посвященные Гражданской войне 1918 г. в Финляндии
- Фотографии 1941-1944 гг. из архива Сил обороны Финляндии SA-Kuva
- Старые открытки и фотографии на карте Выборга
Малоизвестные факты и проекты
- Кладбище на о. Сорвали в Выборге. (25.06.07).
- Проект муниципального парка в пос.Смолячково. (24.08.04).
- Курортный район. История создания и развития в документах - от Сталина до Путина. (24.04.04).
- Как Териоки стали Зеленогорском. (13.03.04).
- Териоки с высоты птичьего полета. (04.03.04).
Заграница
- А. К. Молчанов. Поездка в Торнио-Хапаранда. (20.07.16).
- Алексей Григорук. Соло в Гималаях. (01.11.11).
- Велосипедная поездка по Аландским островам (Финляндия) - "Ferry Tale". (14.06.09).
- Кафедральный собор Турку. (08.05.09).
- Испания. (08.11.07).
- Зачем русский брат убивает грузина ? (24.09.04).
- Копнуть как можно глубже суть бытия в Праге. Ноябрь 2003.
1. 2020-02-19 18:36:51 Виталий ()
превосходно, спасибо вам за эту стать