Кирхи Ленинградской Области. Велопутешествие двух энтузиастов. Дневник. (03.09.08)
Уважаемые читатели, ежели таковые, конечно, найдутся! Заранее прошу прощения за стилистику, обрывочность повествования и, возможно, излишнюю краткость или многословность. Моя профессия обязывает меня писать исключительно красивые тексты, но не всегда хватает времени и усилий. Текст написан от моего лица, однако вы найдете комментарии другого участника покатушки - Антона (выделены курсивом).
Итак, Ваш покорный слуга Юрий и его верный друг Антон решились объехать на велосипеде как можно большее число кирх ленинградской области. Подвигло нас на это дело несколько факторов, как то:
1. Мы очень любим кататься на велосипеде, чем дальше - тем лучше;
2. Раздел "Кирхи Карелии" сайта terijoki.spb.ru крайне увлек меня, так что я предложил в качестве маршрута для очередной покатушки использовать именно местоположение кирх.
Подготовка заняла не много времени, маршрут был проложен и забит в навигатор, рюкзаки собраны, велосипеды смазаны, а главное - бодрость духа присутствовала в изобилии.
Общий маршрут пробега на спутниковом снимке и карте Карельского перешейка.
Если по каким-то причинам карта над этой надписью, которую можно двигать и изменять масштаб,
не работает, то можно
посмотреть маршрут на интерактивной карте сервера Google Maps.
День 1.
Около часу дня прибыли в Сосново (фото 1) и незамедлительно поехали на поиски первой кирхи. Поначалу навигатор, в котором были координаты точки, привел нас на местное кладбище. Видимо, когда точки заносил, что-то напутал. На кладбище угрюмый сторож сообщил, что кирхи никакой нет и не было и рекомендовал поискать в центре Сосново. В самом поселке действительно нашлась кирха, а точнее фундамент, на котором нынче стоит Дом Культуры. Благо есть памятная табличка на здании (фото 2). Сфотографировавшись на фоне первой достопримечательности двинулись дальше.
Фото 1. Прибытие в Сосново.
Фото 2. Памятная табличка на месте кирхи в Сосново.
Погода была приятная и катилось очень бодро. Даже, несмотря на мое извечно больное плечо. Рюкзак, кстати, у нас оказался один, маленький заплечный не считаем (считаем-считаем! прим. А), и везти его мы решили по очереди, то есть день через день. Конечно, не совсем логично с точки зрения расходования сил, но другого выхода не было. (Весь первый день рюкзак вез Юрка, прим. А).
На выезде из Сосново, навстречу нам, из леса выехала большая группа велосипедистов. Судя по всему, они провели немало времени в лесу, потому как ехали не быстро и растянувшись на несколько километров. Улыбнувшихся нам туристов мы сочли добрым знаком и двинулись дальше.
Одно из многих впечатлений поездки - это обилие табличек запрещающих посещение леса. Видимо, таким образом, стремятся сохранить лес, наши дражайшие чиновники. И, в то же время, количество лесовозов, увозивших древесину в дружественную Финляндию, меня просто поразило. Такое впечатление, что в скором времени останутся одни пеньки. Это, как верно отметил Шарик в мультфильме, для бабушек хорошо. А на фоне явно вырубленного леса будут стоять, наглым образом выделяясь, таблички "Этот лес сжег ты, человек".
Фото 3. Монумент недалеко от Запорожского.
Следующая остановка была у памятного знака рядом с финским кладбищем в районе пос. Запорожское (бывш. Metsäpirtti). Надпись на памятнике гласит "Монумент был воздвигнут в 1936 году в честь крестьян, боровшихся за свои права". На ступеньках памятника местный подросток раскрашивал ручкой лямки рюкзака (возможно, это какой-то народный промысел, прим. А), а сгонять юношу мы постеснялись. Так прямо и запечатлели памятное место (фото 3).
Дорога от Запорожского до берега реки Бурная нас поразила. Такого гладкого асфальта в области увидеть нельзя! "Нам это снится" - думали мы. Однако, подъехав к берегу, мы поняли в чем дело - красивейшие коттеджи на берегу и катера у пристани свидетельствовали о том, что отдыхающие могут себе позволить и домик у реки и асфальта несколько километров, на радость велосипедистам. Однако радость велосипедистов кончается ровно там, где начинаются частные владения хозяев этих земель. К реке просто так уже не подойдешь, кругом заборы. прим А.
По плану через речку нас должен был перевезти паром. Однако, как выяснилось, паром то ли сломан, то ли уже давно сгнил. Не так давно, когда деревья были большими, паромчик возил колхозников, технику и другие полезные вещи через Бурную. Однако, колхоз развалился, техника сгнила, а на реке теперь катера да яхты. В общем надо было как-то переправляться. К слову сказать, пару лет назад я уже пытался переправиться на другой берег в этом месте. Тогда паром еще существовал - перевозил с одного берега на другой грузовики с силосом. Паром - эдакая платформа на перетянутом через реку тросе, оснащенная дизельным двигателем. Двигатель дышал на ладан и частенько ломался. прим. А.
Антон деловито направился "над обрывом, по над пропастью" к пристани, откуда слышались голоса и звуки различного характера. Через некоторое время он вернулся, и мы помчались на пристань уже через ворота (на магнитном замке, о как). Антон сумел договориться с одним из рыбаков о переправе на тот берег (человек больше походил на холопа, обслуживающего технику барина прим. А) (фото 4 и 5). Небольшая лодочка с хорошим американским навесным мотором (мотор на самом деле был не ахти какой, просто хотелось что-то приятное сказать человеку, который вызвался нам помочь, прим. А) мигом доставила нас на берег, угрюмому лодочнику еле сумели дать 100 рублей, ибо он оказался альтруистом и денег брать отказывался.
Фото 4-5. Переправа через реку Бурную.
Кроме кирх, у нас были еще цели, а именно - клады. Прекраснейшая игра геокешинг, к которой мы пристрастись после покупки навигатора, добавляла интриги и интереса в нашу поездку. Подробнее об игре можно почитать на официальном сайте. В данном случае мы искали тайник в обломках дота с интересной историей (я уже ее забыл :) (фото 6).
Дорога до Громово оказалась вполне себе проселочной - через каждые 50 метров лужи, глубиной по 50 см. (Отличная дорога для покатушек выходного дня! Для начинающих - самое то! прим. А) (фото 7). Таким образом, главное было - не останавливаться, дабы не сесть в лужу. На пути повстречался нам настоящий лось. Причем говорящий. Причем на велосипеде. Дядя, лет 50 (Юра погорячился, мужчине было около 40, прим. А), с большим рюкзаком за спиной ехал обедать на берег Ладоги (ехал он смотреть остатки батареи, что в этих местах, прим. А). Одет крайне легко, ночевал под полиэтиленом, а вечером собирался к друзьям в Кузнечное. В общем, понимаете - лось, он и в Карелии лось. Мы дядечке помогли, чем смогли - дорогу подсказали, и двинулись далее.
Фото 6. В поисках геокешерского тайника.
Фото 7. Дорога в сторону Громово.
Далее я бы должен был рассказать о кирхе в Громово. Но мы ее не нашли. Да и сил искать уже не было. Дневной пробег приближался к 100 км и было крайне тяжко. Особенно мне, так как во-первых с непривычки ноги устали а во-вторых рюкзак тянул к земле. В итоге, заключительные 20 км я преодолел с трудом, пытаясь несколько раз упасть в обморок не слезая с велосипеда. Стоянку с трудом нашли на небольшом мысе Вуоксы возле деревни Ромашки (рюкзак так тянул к земле, что подъезжая к стоянке через небольшой овраг, Юрий опрокинулся на спину, и подняться смог только через какое-то время, прим. А). Палатку Антон собирал в одиночестве так как я мог только лишь лежать и вяло пить водичку.
Однако, плотный ужин и вечерняя беседа у костра вдохновили, а крепкий сон вернул бодрость духа и тела. Наутро было холодно...
День 2.
Наутро температура не превышала 1-2 градусов тепла, по сему собрались мы быстро и
покатили к очередной кирхе. Кирха в Ромашках (бывш. Vuoksela), которая находится
на другом берегу Вуоксы относительно деревни, еще сохранилась (фото 8). Однако,
что нас немало удивило, находится на частной территории рядом с красивым коттеджем.
Договорившись с местными "охранниками" мы прошли на территорию и полюбовались
кирхой вблизи (фото 9). Однако, внутрь нас не пустили - сказали что разрушается
прямо на глазах. Обидно.
Неподалеку стоит камень в память о финских солдатах погибших в этих землях с 1939
по 1944 гг. Финны, вообще, молодцы. Проехали по всем маленьким деревенькам и на
месте всех кирх или поселений поставили монументы, памятники и т.д. Вызывает
уважение такое отношение к истории своего народа.
Фото 8-9. Кирха в Ромашках.
Через N километров мы выехали к Вуоксе и поехали по трассе. Точнее, бывшей трассе федерального значения. Ныне же, она труднопроходима даже для велосипеда (встречные автомобили передвигаются группами, видимо на случай, если кого-то придется вытаскивать из трясины, прим. А). Увы, берега реки в этих местах облюбованы нечистоплотными рыбаками и бутербродниками, в связи с чем, горы мусора портят не только окружающий вид но и настроение таким чистоплотным туристам и любителям природы, как мы.
Кирха в Озерском (бывш. Vuoksenranta) (фото 10) сохранилась достаточно хорошо, если можно так сказать - остались стены и колокольня. Двери и окна забраны решетками, внутри запустение. Вряд ли ее когда-либо восстановят, ибо финнов давно нет, да и поселение русских стремительно уменьшается.
Дальнейшая дорога ничем особенно в этот день не отмечена. На месте кирхи в Антреа мы нашли снова памятный камень (фото 11). Стоит отметить, что никто из встреченных нами коренных жителей, не смог подсказать, где находится искомый нами монумент.
Заночевали в прекраснейшем березовом лесочке на берегу Вуоксы (фото 12).
Фото 10. Кирха в Озерском.
Фото 11. Памятный камень на месте кирхи Антреа.
Фото 12. Стоянка на берегу Вуоксы.
День 3.
Утро оказалось крайне теплым, хотя до этого 2 дня было прохладно и мы уже не рассчитывали, что доведется снять ветровки и флиски. Как обычно плотно позавтракав, двинулись по маршруту.
Однако, перед первой запланированной на тот день кирхой заехали по дороге найти очередной геокешерский клад "деревня викингов". Клад нашли сразу, а вот в деревне задержались почти на час (фото 13, 14).
Фото 13. Берег озера у деревни викингов.
Фото 14. Деревня викингов.
По сути, место представляет из себя несколько домов, сараев, хлев и какие-то мелкие постройки. Организовали поселение энтузиасты, немного повернутые на истории в целом и викингах в частности. Ребята там живут, принимают туристов, организовывают корпоративные мероприятия. В одном здании расположился небольшой музей, где можно увидеть орудия труда и войны древних жителей тех мест.
Во время нашего посещения в деревне оказалась лишь одна девушка, которая починяла одежку на крылечке, в окружении козы и собаки. Мужчины, по ее словам, ушли то ли за дровами, то ли еще куда. Девушка сама программистом оказалась, уже год живет среди "викингов" и вроде как довольна. Хотя, насколько я понял, "текучка кадров" у них большая. Оно и понятно - натуральное хозяйство, воду только с реки носить, баня по-черному и другие прелести сельского быта не все могут долго терпеть.
Выслушав небольшую, но занимательную лекцию от прекрасной хозяйки мы поехали далее и уже через 10 минут нашли искомое - памятный камень на месте кирхи в Ихантала (фото 15, 16). Финны, как всегда, постарались.
Фото 15. Остатки фундамента кирхи в Ихантала.
Фото 16. Памятник жителям Иханталы, погибшим в войнах 1939-40 и 1941-44 гг.
Дальнейший путь к Лесогорскому был отмечен обилием лесовозов, безжалостно вывозившим древесину в Финляндию. Очередную запланированную кирху в Правдино, точнее ее остатки, мы не нашли. Аборигены одной из деревень нам советовали посмотреть настоящую водяную мельницу, однако мы вежливо отказались от лестного предложения. Лишние 5 километров ехать не хотелось. Тем более на спуске с одной крутой горки я умудрился въехать задним колесом в выбоину и погнуть обод. Двигаться дальше можно было, а вот задними тормозами пользоваться - почти нереально.
Уже на подъезде к Лесогорскому я начал опасаться злых пограничников, о которых наслушался рассказов. Было бы обидно быть выдворенными за пределы приграничной полосы на самом интересном месте. Однако, все обошлось благополучно. Добрый пограничник на въезде в Светогорск поднял нам шлагбаум и пропустил безропотно. Кирхи в Лесогорском и Светогорске мы опять же не нашли. Но сие нас сильно не расстраивало. Все-таки цель нашей поездки состояла не только в ознакомлении с историей края, но и просто в единении с природой.
Второе, кстати, нам отлично удалось ближе к вечеру. После Светогорска мы углубились в дебри, где дорога была отмечена лишь следами гусеничных тракторов. Ехать по ней было почти невозможно и, большую часть времени, велосипед несли или везли рядом (поначалу дорожка была вполне себе, мы просто свернули в сторону оз. Ворошиловского в поисках ночевки, прим. А). Ночлег был запланирован на берегу озера Ворошиловское, однако дороги или тропы, отмеченной на карте, в реалии не оказалось. Это было крайне обидно, потому как понемногу начинало темнеть, да и мысль об ужине с маленькой бутылочкой перцовки, купленной в Светогорске, теребила душу.
Решив не сдаваться на пол пути мы пошли (ну да, пару километров мы шли с велосипедами) к озеру практически по лесу (фото 17). Но, наша целеустремленность была вознаграждена. Мы вышли к настолько прекрасному месту для стоянки, что оно оправдало все дневные тяготы. Песчаный берег озера, тишина леса, кострище и скамейки (свидетельство того, что это рыбацкая стоянка) - все это восхитило и обрадовало нас без меры (фото 18).
Фото 17. По дороге к стоянке на озеро Ворошиловское.
Фото 18. Стоянка на озере Ворошиловском.
Вообще, места для стоянок, при прокладке маршрута, я выбирал практически наугад. Единственное на что ориентировался - наличие населенного пункта с магазином километров за 20-30 до стоянки. В основном, чутье меня не подводило и места были прекрасные. За одним исключением, о котором позже.
За ужином, как полагается, расслабили уставшие мышцы небольшим количеством алкоголя. И поговорив и помолчав, под треск хвороста в костре и шум набегающих волн, отправились на боковую. Предварительно, Антон совершил благороднейший поступок, разместив в палатке настил из пары деревяшек и положив на него раскаленные камни из костра. В палатке стало крайне тепло, и сохранялось оно почти до утра. Однако, и это не спасло меня непредусмотрительного от болезни. Нехватка теплых носков с собой дала о себе знать и на утром я проснулся с больным горлом и насморком. Да и погода несколько испортилась - ветер поднялся сильный.
День 4.
Утро выдалось холодным и промозглым. Сытный завтрак и снова дороги, дороги.
Прекраснейшая стоянка остается позади, а мы тащим велосипеды по грязи и
бездорожью. Путь наш проходит в приграничной полосе, хочу отметить. Далее,
уважаемый читатель, ты поймешь почему я обратил на это внимание. До населенного
пункта Свободное идет грунтовка, по которой как будто только что прошел грейдер.
И вправду, через пол часа обгоняем одинокий усталый трактор, ровняющий дорогу.
Увы, нам его труды только мешали - дорога больше походила на стиральную доску.
Фото 19. Мемориал на месте кладбища и кирхи в Кирву.
На месте очередной кирхи в Кирву (фото 19) снова памятные камни (вокруг, прямо на
кладбище, следы каких-то ритуалов - многочисленные свечи и всякий мусор, прим. А).
Вокруг - заброшенное поселение и разбитый индустриальный пейзаж. Редкие люди,
встречающиеся на пути, не радуют, а только пугают - что они тут делают, в этом
забытом Богом краю?
В небольшой деревне Бородинское мы останавливаемся у магазина, пополнить запасы.
Пока стоим у прилавка, обращаем внимание на то, что люди в нашу сторону как-то
странно поглядывают, но мы не придали этому особенного значения. Закупились,
вышли на улицу и присели на лавочке, обсудить дальнейший маршрут. Тут к нам
подошел человек, которого я сначала принял за местного пьянчужку, и уже ожидал от
него вопроса про 10 рублей на опохмел, но человек совершенно неожиданно для нас
обоих вытащил из кармана удостоверение сотрудника ФСБ и тут же задал прямой
вопрос о том, что мы тут, в пограничной зоне, собственно, делаем, и есть ли у нас
все необходимые для пребывания тут документы. Кроме паспортов, никаких других
документов у нас не было, о чем мы немедленно и сообщили. Человек поинтересовался,
как же мы попали в погранзону без документов, и услышав о том, что мы совершенно
беспрепятственно прошли КПП в Светогорске, немедленно куда-то позвонил и кого-то
вздрючил. Нас же он после краткой беседы отпустил, как не представляющих опасности.
Тем более, что мы как раз двигались по направлению к выезду из погранзоны.
прим. А.
Фото 20. Кирха в Мельниково.
Дальше - начинается благословенный асфальт. Катится хорошо, просто прекрасно.
Кирха в Мельниково приятно радует глаз. Она хорошо сохранилась, хотя и не
используется по назначению (внутри внушительного строения из камня теперь
расположен местный клуб, прим. А) (фото 20). Перекусив в уютном парке,
двигаем дальше.
Фото 21. Кирха в Севастьяново.
Приближается время ночлега, запланированного на оз. Шушинском. Однако, тут
вступает несоответствие карты и действительности. По плану к озеру должна идти
уверенная дорога или тропа. В реальности видим еле различимую тропку, всю
заросшую и заваленную деревьями. Отправляюсь на разведку. Через километр болот,
бурелома, следов лосей, медведей и ети - подхожу к озеру. Берег не подходит для
стоянки совершенно. Обидно, но возвращаюсь и приходится ехать дальше. Потеряли
на этом около часа. Увы, подробные карты со спутника отсутствуют для этой
местности.
Кирху в Севастьяново (фото 21) проезжаем и осматриваем крайне оперативно, так как
темнеет, да и усталость накапливается. Здание также неплохо сохранилось, однако,
это только остов. Внутри, как всегда, разруха.
Находим приемлемое для ночлега место на берегу Бегуновки. Место так себе, однако
ознаменовано обилием бобров (бобрятник какой-то, настоящий бобриный рай,
прим. А). Деревья вокруг повалены, плотина построена, а в реке то и дело
раздаются громкие всплески. Спать ложимся достаточно быстро, так как дров для
костра мало, да и устали за день порядочно.
День 5.
С самого утра льет дождь. Благо, до финиша остается не долго. Мокрые и усталые
проезжаем Кузнечное (фото 22). Если бы не надо было завтра на работу - заехали бы
на скалы, где как раз проходил скальный фестиваль.
Заключительный перегон до Приозерска (фото 23) дается с трудом. Особенно для моего больного
плеча. В городе праздник - 9 мая. Горячий сладкий чай, раздаваемый бесплатно на
военно-полевых кухнях воспринимается как нектар. Наблюдаем за патриотическими
танцами на импровизированных сценах и поедаем нехитрую пищу. (Где-то в этот
момент приходит осознание того, что наш велопоход подошел к концу. Становиться
немного грустно. прим. А).
Фото 22. Подъезжаем к Кузнечному.
Фото 23. Кирха в Приозерске.
На вокзале облизываемся на экспресс-поезд до Санкт-Петербурга, но понимаем, что
после 5 дней в лесу нас в приличное место вряд ли пустят. Так что садимся на
обыкновенную электричку и с морем впечатлений возвращаемся к любимым женщинам,
теплым квартирам, горячим ваннам и разнообразной еде.
Поездка прекрасная, что тут лукавить. Уже по дороге обратно планируем проехать по
Кирхам Карелии. В лесу - хорошо. И дома тоже. Как сказано в песне одного
малоизвестного барда:
"Но нужен дом, что б из него бежать
И нужен Питер, чтобы возвращаться".
P.S. Благодарим участников форума за помощь в подготовке маршрута!
1. 2008-09-04 19:57:48 Олег () Ах, какие молодцы!!! )))
2. 2008-09-05 19:35:07 Никита () Огромное спасибо за рассказ! Очень интересно и познавательно!
3. 2008-09-13 18:11:30 matti tersa Финляндия (mter@luukku.com) Соглашен с Никитой и Олегом!!! Уима самому хотелось по перешейку.
4. 2008-09-19 13:36:25 Denlewod () Спасибо. Приятно что кому-то пригодилось. В скором времени напишем отчёт по северному приладожью
5. 2009-02-27 16:30:17 alex (poor-pic-picture@mail.ru) похожим курсом двигался в августе 2008 и с аналогичной целью)))
и тоже летом 2009 поеду по северному берегу ладоги!!!
привет, сотоварищи!!!
6. 2010-02-12 12:18:05 denlewoв (denlewod@gmail.com) Надо собраться да написать отчет о кирхах Северного Приладожья...
7. 2010-02-12 12:23:20 abravo () denlewod - конечно, и сделаем как вторую часть этого отчета. Идею поддерживаю :)
8. 2011-06-04 23:52:40 Слава () Спасибо,замечательные сведения-ждем еще
1. 2008-09-04 19:57:48 Олег ()
Ах, какие молодцы!!! )))