Terra Incognita
Содержание:
Фортификация
Маршруты
Достопримечательности
Карты
Малоизвестное
Заграница
Конкурс на проекты памятников на местах боев с белофиннами, 1940 г. (журнал "Архитектура Ленинграда", №4 за 1940 г.) (26.02.12)
ОТ РЕДАКЦИИ [журнала "Архитектура Лениграда"] (О конкурсе на проекты памятников на местах боев с белофиннами)
В этом номере нашего журнала мы помещаем материалы проведенного в Ленинграде товарищеского открытого конкурса на проекты памятников на местах боев с белофиннами. Редакция, учитывая большое политическое и творческое значение этого события, намерена еще не раз вернуться к этому вопросу в следующих номерах журнала, в связи с предполагаемым продолжением работы над проектами и проведением широкой творческой дискуссии среди архитекторов и скульпторов Ленинграда на конкретном материале конкурса, полно воспроизводимом в иллюстрациях настоящего номера.
Какие общие выводы напрашиваются при осмотре большой выставки проектов, представленных на этот конкурс?
Прежде всего, основное, что характеризует проведенный конкурс - это широкий творческий размах, большие творческие масштабы. Можно без преувеличения сказать, что почти весь творческий актив ленинградских архитекторов и скульпторов, находившихся в это время в Ленинграде, принял деятельное участие в конкурсе на эту необычную и волнующую тему.
Вряд ли можно назвать другой пример в прошлом, когда бы конкурс на архитектурно-скульптурное задание, как по охвату участников, так и по количеству творческих предложений, привлек столь большое число участников и дал такое обилие материала.
Вполне понятно, что количество материала не может еще являться критерием ценности итогов проведенного конкурса, но уже самый тот факт, насколько активно творческие силы скульпторов и архитекторов откликнулись на предложение Политуправления ЛВО, - является достаточно показательным.
Большое достоинство проведенного конкурса заключается в том высоком эмоционально-творческом подъеме, с которым ленинградские скульпторы и архитекторы подошли к решению этой большой и в то же время достаточно сложной задачи, несколько необычной по своему содержанию.
Тема проведенного конкурса не имеет прецедента во всей прошлой советской творческой практике (если не считать единственного в этом роде небольшого конкурса на оформление площади Жертв Революции в Ленинграде. проведенного в 1917 году).
Способы выражения одной и той же идейной сущности темы на конкурсе представлены в различной интерпретации и настолько многообразно, что первое знакомство с материалом выставки не дает еще твердой уверенности в окончательном суждении о преимуществах того или иного приема. В данном случае мы не имеем в виду незначительную группу проектов, явно слабых, с весьма примитивной трактовкой идеи, которые есть и на этом конкурсе, как и на каждом массовом конкурсе вообще. Развернутый диспут по материалам конкурса должен будет значительно помочь в определении этих преимуществ.
Какие основные приемы можно выделить как характернейшие в данном конкурсе?
Наиболее многочисленную группу (более 60 проектов) представляют проекты, где доминирует изобразительно-скульптурный момент, средствами которого авторы пытаются раскрыть идею героики и самоотверженности бойцов Красной Армии и пафоса победы.
Вторая по численности - группа, где авторы отдают предпочтение архитектурно-геометрическим композициям. В строгих и зачастую лаконичных формах они пытаются разрешить задачу величественной и несколько суровой монументальности, соответствующей суровой силе и величию той эпопеи, которую призваны отобразить проектируемые монументы. Особо распространенным приемом при этом явился обелиск, лаконичная и законченная форма которого привлекала многих авторов этой группы - Ко второй группе относятся, проекты Куликова, Бронштейна, Горохова, Кравченко, Ивановой, Гринберг, Гольдгор и др.
Отдельные, дополнительные аксессуары скульптур, но-изобразительного характера, использованные в ряде проектов, как помогающие раскрытию идеи темы, - имеют в данном случае подчиненное значение, не нарушая общей архитектурной, в основном, природы этой группы проектов (Левинсон и Фомин, Штеллер, Оль, Серебряков, Астафьев, Кричевский и другие).
Следующей за этими двумя необходимо выделить ту группу проектов, которая пыталась синтетически сочетать архитектурно-объемные формы с изобразительно-скульптурными элементами, трактованными либо в виде скульптурных фигур в сочетании с архитектурными объемами (или на фоне последних), либо в виде развитого постамента, либо, наконец, в композиционном сочетании, где те и другие трактованы как равнозначные элементы в общем композиционном замысле (Вальдман, Николаев, Слободинская, Янсон-Манизер, Рубанчик, Хомутецкий, Шершевский, Рубаненко, Голли и др.).
И, наконец, четвертая группа, которая в отличие от трех вышеуказанных - в целях большей увязки с природным окружением, пыталась раскрыть идейное содержание средствами изобразительной, объемной скульптуры и барельефа на естественном (или "под естественный") камне и фактуре сколотого гранита (Янсон-Манизер, Стрекавин, Явейн, Барутчев, Томский и др.).
Не останавливаясь в данном случае на отдельных недостатках, присущих той или иной группе проектов или отдельному автору, следует все же отметить одно весьма существенное, характерное для многих проектов обстоятельство: это явное завышение пределов заданной стоимости монументов, что может несколько затруднить окончательный отбор тех или иных решений для реализации в натуре.
Уровень формального мастерства, выразительность, масштабность и соответствие природному окружению, все эти и тому подобные моменты, различные по своей степени и качеству в проектах всех четырех основных групп, роднит общее, выраженное у всех авторов стремление отобразить величие событий борьбы с белофиннами, непобедимую мощь страны социализма, героизм и самоотверженность бойцов Красной Армии.
Особая ценность проведенной работы заключается еще в том, что конкурс способствовал синтетическому творческому единству ленинградских архитекторов и скульпторов, укрепление которого является крайне актуальным в развитии социалистического монументального искусства.
Общему успеху в проведении конкурса в значительной мере способствовали также большое внимание и забота Политуправления ЛВО, которые оно проявило к ленинградским архитекторам и скульпторам как в отношении уяснения самого задания, так и ознакомления участников конкурса с конкретной обстановкой и фактами героических боев.
Редакция призывает читателей нашего журнала, всех архитекторов и скульпторов принять активное участие в последующем обсуждении итогов конкурса как на страницах "Архитектуры Ленинграда", так и в стенах наших творческих союзов.
Все представленные ниже эскизы проектов памятников можно рассмотреть в увеличенном виде по клику на соответствующую картинку.
Добавьте Ваш комментарий :
Комментарии
Содержание
Фортификация
Карельский укрепрайон (КаУР)
Форт Ино
Крепость Выборг
Линия Маннергейма, Зимняя война, Великая Отечественная война
Финская береговая оборона
Линия VT
Маршруты
Пешком по Карельскому
Достопримечательности и знаменитости
Выборг и его окрестности, острова Выборгского залива
Зеленогорск/Терийоки, Курортный район Санкт-Петербурга, Карельский перешеек
Карты
Малоизвестные факты и проекты
Заграница
|