Terra Incognita
Содержание:
Фортификация
Маршруты
Достопримечательности
Карты
Малоизвестное
Заграница
Остров Новик, военно-морской некрополь. (19.07.07).
Остров Новик расположен в Финском заливе, юго-западнее Выборга, на Большом (Внешнем) Транзундском рейде,
недалеко от Северного (Пильского) фарватера. Остров небольшой, можно обойти весь за полчаса-час. Природа острова не
совсем обычна для этих мест. Остров не скалистый, а песчаный, плоский, поросший сосной. Больше похоже на северное побережье
Финского залива в районе Комарово-Зеленогорск-Ушково.
|
|
Расположение о. Новик на картах. |
|
|
|
Песчаная коса на северной оконечности острова. |
Остатки фундамента. |
Бухточка на западном берегу. |
|
|
|
"Мы провожаем пароходы, совсем не так, как поезда". |
Вид с западного берега. |
Бухта в северной части острова. |
|
|
|
Пятница? |
Нет, туристы. |
Икебана. |
Новик - не простое имя. Оно прославлено в Российском флоте. Первым его носил корвет "Новик" водоизмещением 903 тонны и, кроме парусного вооружения, имел еще и паровую машину. Корвет был построен в Петербурге на Охтинской верфи в 1856 году. В составе эскадры винтовых кораблей "Воевода", "Боярин" и клиперов "Пластун" и "Джигит" принял участие в кругосветном плавании. В сентябре 1861 года корвет "Новик" вновь отправился в Тихий океан, но 14 сентября 1868 года, попав в туман у берегов Северной Америки в районе Сан-Франциско, корвет сел на камни и затонул.
В русско-японскую войну 1904 -1905 годов самый быстроходный легкий крейсер "Новик" (командир капитан II ранга Н.О.Эссен, будущий командующий Балтийским флотом) совершил не один дерзкий выход навстречу японским кораблям. И именно на нем, подняв флаг командующего Тихоокеанским флотом, вышел на помощь миноносцам "Решительный" и "Стерегущий" вице-адмирал С.О.Макаров.
В 1913 году имя "Новик" получил первый представитель качественно нового класса эсминцев - эскадренный миноносец большой серии "Новиков", который на момент постройки по своей огневой мощи, маневренности и скорости хода превосходил все корабли мира этого класса. Построенный на верфи Путиловского завода, "Новик" ознаменовал собой подлинную революцию в развитии кораблей. На ходовых испытаниях в районе о.Бьёрке "Новик" показал небывалую скорость - 37,3 узла! Это был первый турбинный эсминец русской постройки - на нем были установлены паровые турбины и котлы, работавшие на нефти. На верхней палубе было установлено шесть двухтрубных торпедных аппарата и рельсы для постановки мин. По предложению вице-адмирала Н.О.Эссена новому эскадренному миноносцу и было дано имя непобедимого легкого крейсера Порт-Артурской эскадры "Новик".
Продолжая эту традицию, в 1997 году Калининградский судостроительный завод "Янтарь" заложил корабль XXI века ≈ многоцелевой сторожевой корабль "Новик".
По инициативе выборгских судостроителей в 50-е годы в честь и в память этих прославленных кораблей Российского флота и получил свое имя Новик небольшой островок в северо-западной части Транзундского рейда, носивший ранее имя Менц-Саари. И на нем, на о.Новик, находится старинное военно-морское кладбище ≈ Морской некрополь, до недавнего времени заброшенное и варварски разграбленное, а сейчас восстановленое и ухоженное.
Историческая справка о русском военно-морском кладбище на острове Новик (Менц-Сари)
"Во время пребывания Практической эскадры и
Учебных отрядовъ на Транзундском рейде ежегодно
бываютъ смертные случаи от болезней или морских случайностей,
и число могилъ на острове Менцъ-Сари сделалось уже значительнымъ. Необходимо, чтобы это Транзундское морское кладбище было приведено въ такой порядокъ, который бы свидетельствовалъ перед местным населениемъ объ уважении русских моряковъ къ месту Христианскаго упокоения товарищей, умершихъ на службе."
(Приказ 102 от 19 августа 1888 г. командующего Практической эскадрой Балтийского флота вице-адмирала Н. Чихачева).
Возникновение в начале последней трети 19 века и существование военно-морского кладбища на острове Менц-Сари (Новик) в Выборгском заливе связано с пребыванием в Транзунде Практической эскадры Балтийского моря с придаваемыми ей шхерным и минным отрядами, специально организуемой с 1858 г. для практических плаваний судов Балтийского флота во внутренних водах и ежегодно вступавшей в первых числах мая в кампанию, завершавшуюся в первых числах сентября. Особое значение эти плавания приобрели с 1864 г., когда с появлением броненосного флота стало возможным формирование эскадры из броненосных судов для испытания их в действии и освоения командами. Ее сборным пунктом стал наиболее удобный по своему положению Транзундский рейд, избранный для проведения здесь якорных учений. По данным командующего Практической эскадры Балтийского флота вице-адмирала Н.И.Казнакова, содержащимся в его донесении в Главный морской штаб от 31 августа 1891 г., начало кладбищу на Менц-Саари, где в течение почти трех десятилетий ежегодно хоронили умиравших во время летних кампаний нижних чинов Эскадры, было положено в 1862 году, погребением на острове кадета Морского корпуса В.А.Развозова.
В этом же донесении сообщалось, что за давностью лет сведений о том, кем первоначально устроено существующее кладбище и от кого на это получено разрешение, в документах Эскадры не сохранилось. По справке, предоставленной Архивом Морского министерства, никаких сведений о передаче морскому ведомству острова или его части для устройства кладбища в архивных делах за 1802≈1880 гг. не оказалось.
В результате возникшей тогда же переписки по вопроса принадлежности острова выяснилось, что он является казенной собственностью Великого Княжества Финляндского, а о заведении здесь и существовании русского военно-морского кладбища Финляндской администрации ничего не известно. Срочность и многоадресность этой переписки, которую вел Главный морской штаб, в том числе с выходом на Канцелярию генерал-губернатора Финляндии и на выборгского губернатора, была вызвана необходимостью установить правомерность существования военно-морского кладбища на Менц-Сари, где завершались начатые в 1889 г. работы по его упорядочению.
15 ноября 1888 года фланг-капитан командующего Практической эскадрой капитан I ранга Нелидов рапортовал в Главный морской штаб, что по приказанию временно управляющего Морским министерством вице-адмирала Н.М.Чихачева, командовавшего в кампанию 1888 г. Практической эскадрой, и согласно письму исполняющего должность начальника Главного морского штаба от И августа, для улучшения состояния кладбища на Менц-Сари на Эскадре и в приданных к ней отрядах была проведена подписка и собрано 708 руб. 58 коп. Первоначально было решено обнести кладбище каменной оградой с деревянными воротами и соорудить часовню. Стоимость ограды, по соглашению с выборгским купцом Тааканеном, должна была составлять 608 руб. Для сооружения же часовни остатка денег не хватало и требовались ассигнования из средств Морского министерства.
Окончательным вариантом проекта упорядочения кладбища, к осуществлению которого приступили в 1889г., предусматривалось ограждение его не каменной, а решетчатой железной оградой и пристройка деревянной часовни.
3 августа 1889 г. Главный морской штаб уведомил главного священника гвардии, гренадера армии и флота Желобовского о предполагаемом в текущем году сооружении на устроенном на Менц-Сари кладбище часовни и ограждении кладбища с целью улучшения погребения скончавшихся во время пребывания судов на Транзундском рейде.
В уведомлении содержалась просьба срочно, к понедельнику 7 августа, дать заключение прилагаемой записке Комиссии по упорядочению кладбища с планами часовни (фасад и разрез) и ограды, которые сохранились и содержатся в документах архива. В ответ на это отношение последовало одобрение проекта и благословение главного священника на его существование.
5 сентября 1889 г. были заключены контракты на производство работ, по которым строителем часовни стал выборгский купец Андрей Виклунд, а изготовить и соорудить ограду подрядился выборгский фабрикант Эрнест Галлен. 31 июля 1890 г. Галлен и Виклунд уведомили Главный морской штаб о завершении ими этих работ.
7 июля 1891 г. командующий Практической эскадрой рапортовал в Главный морской штаб, что кладбище на Менц-Сари приведено в полный порядок и остается лишь своими силами подкрасить ограду, обшить досками углы часовни для предохранения сруба от гниения, а на дополнительно собранные по подписке деньги исполнить в часовне живописный образ без каких-либо украшений, чтобы он мог оставаться здесь и зимой, не требуя сторожей и установить перед ним лампаду.
Часовня с образом Святого Николая Чудотворца и лампадой, сооруженной "усердием чинов Эскадры 1891 г.", была освящена 29 августа 1891 года.
В 4 номере журнала "Гангут" от 1992 года исследователь А.А.Аллилуев высказывает мнение, что военно-морское кладбище на о. Новик появилось с погребением здесь русских моряков в период российско-шведской войны 1788-790гг. Здесь вопрос не в исторической полемике, а в том, что мы обратились к истории и судьбе Морского некрополя на о. Новик и любая информация ценна. И есть твердое убеждение, что историки флота и краеведы Выборга до конца исследуют и установят дату начала существования Морского некрополя и восстановят имена покоящихся здесь защитников Отечества, а также вместе с воинами и общественностью Выборга приведут в порядок и восстановят варварски разрушенные могилы.
Последние два года мы наблюдается картина, что к острову Новик все чаще подходят катера, яхты, шлюпки. Люди разных возрастов (в подавляющем большинстве молодежь) идут к кладбищу, несут цветы, венки, чтобы почтить память русских моряков, покоящихся на этом уютном, красивом острове, и стараются как-то его благоустроить.
Так участники шлюпочного похода "Дорогами Петра Великого", юные моряки клуба юных моряков "Адмиралтеец" и их наставники из Санкт-Петербурга, клуба "юных моряков" из Костромы и детско-юношеского клуба "Юный моряк" из города Кронштадта установили у границы Морского некрополя изготовленный заранее деревянный крест. У основания креста доска с надписью: "Здесь на острове Новик (Менц-Сари) похоронены моряки Российского флота. Упокой, Господи, души усопших рабов твоих."
Восстановлен крест на небольшом, хорошо сохранившемся, мраморном надгробии кадета Развозова. Надпись на нем легко читается:
"Рабъ Божiй
Василий Развозовъ
Кадет Морскаго Кадетскаго
Корпуса
Утонул. 21-го iюля
1862 года".
В июле 2007 года мы нашли некрополь чистым и ухоженным. На всех могилах установлены деревянные кресты, восстановлены надписи на могилах матросов Моисея Степанова, Сергея Жученкова, Ивана Соломатина, Дмитрия Ежова, Андрея Князева, Никифора Захарова. В 2002 году на некрополе была вновь построена небольшая часовенка. Рядом с кладбищем в аккуратном сарайчике можно передохнуть и помянуть погибших моряков - бутылка водки и чистые стаканы заботливо приготовлены.
|
|
|
Общий вид военно-морского некрополя. |
Часовня. |
Сарайчик для паломников. |
|
|
|
Памятный крест. |
Основной памятник некрополя. |
|
|
|
Старый рисунок памятника с обозначением захоронений. |
Основной памятник некрополя. |
Могила матроса Моисея Сергеева. |
|
|
|
Могила матроса Степана Жученкова. |
Под памятником справа похоронен Иван Соломатин. |
А слева - Дмитрий Ежов. |
|
|
|
Могила матроса Андрея Князева. |
Могила матроса Никифора Захарова. |
Могила кадета Василия Развозова. Одно из первых захоронений на Новике. |
|
|
|
Часовня и общий вид кладбища. |
|
|
|
Внутри часовни. |
Уважаемые туристы, яхтсмены, рыбаки! Пожалуйста, не превращайте этот замечательный остров в помойку, не оставляйте там мусор, не жгите костры. Остров уже неоднократно горел. По мере возможности помогите поддерживать чистоту и порядок на военно-морском кладбище, отдавая дань памяти погибшим росийским морякам.
|
|
До свидания, остров Новик. |
/ © terijoki.spb.ru, 15 июля 2007 г. Фото А. Браво, историческую справку подготовила arhiopterikc. /
Добавьте Ваш комментарий :
Комментарии
Содержание
Фортификация
Карельский укрепрайон (КаУР)
Форт Ино
Крепость Выборг
Линия Маннергейма, Зимняя война, Великая Отечественная война
Финская береговая оборона
Линия VT
Маршруты
Пешком по Карельскому
Достопримечательности и знаменитости
Выборг и его окрестности, острова Выборгского залива
Зеленогорск/Терийоки, Курортный район Санкт-Петербурга, Карельский перешеек
Карты
Малоизвестные факты и проекты
Заграница
|
1. 2008-04-24 12:57:02 Andry ()
Дай Бог здоровья всем, кто участвовал в восстановлении и последующем уходе за часовней и могилами матросов! От местных рыбаков слышал что в "спонсировании" строительства часовни участвовали "выборгские бандиты" и что рабочим даже не заплатили денег за последние работы...