Балтийский Щит   Журнал "Балтийский Щит"

Содержание:

Подземный Выборг. (13.02.08).

Одним из интересных сюжетов, связанных с историей Выборга и Выборгского замка, является вопрос о существовании здесь подземного хода.

Археолог В.А.Тюленев в своем очерке "Изучение Старого Выборга" рассуждает о том, почему тема "подземного хода" так интригует современного человека, справедливо отмечая, что о подземных ходах, как правило, сохранилось много упоминаний в письменной и устной форме, которые с течением времени "обрастали" легендами, "приобретая" новые факты.

Старый Выборг. Гравюра 1550 г.

Действительно, Выборг, как известно, город, который принадлежал и шведам, и финнам, и русским. И даже если существовали фактические данные о подземных тоннелях, то с течением времени при переходе города под владычество нового хозяина, они терялись, искажались, окутываясь таинственными легендами и мифами. При заселении города одним народом, имевшим свои культурные и духовные традиции, при переходе к другому народу терялись старые и приобретались новые исторические предания.

Важно иметь в виду, что для Выборга сохранились исторические документы XVI-XVII вв., где встречаются такие термины, как "тайный ход" и "тайный дом". Однако специалистами в области истории и архитектуры еще не было проведено комплексного анализа документов на эту тему, подкрепленного результатами практических исследований. Вопрос о существовании и расположении подземного хода в Выборге остается открытым.

Прежде всего, рассмотрим вопрос о том, что же послужило поводом для разговоров о существовании хода, соединявшего под землей замок с городом.

В.А.Тюленев обращает внимание на факты, содержащиеся в упоминающихся в литературе документах. Так, в материалах, собранных А. Хакманом, в 1561-1562 гг. упомянут "тайный дом" на валу над водой, место расположения которого не конкретизировано. Позднее в записи 1603 г. говорится о перекрытии из 300 досок над "тайным ходом" и постановке двух железных дверей в воротах. В 1610-1613 гг. снова упомянуты ворота с дверью на стороне, обращенной к городу. Через десять лет, в 1622-1623 гг. появились две записи о "тайном ходе", пострадавшем во время бури. В 1660 и 1668 гг. в записях упоминается "отверстие Матти", которое А.Хакман отождествлял с началом подземного хода. В 1680 г. упомянут "люк" над валом напротив городской башни Рингпортен.

Связав все эти факты, можно предположить, что местом расположения этих сооружений является открытый восточный двор замка.

Интересно, что во всех записях отмечены только элементы, "намекающие" на подземный ход, но нигде нет ни слова о какой-то протяженной галерее.

Принимая во внимание данные 1561-1562 гг., где помимо упоминания о "тайном доме" говорится еще и о строительстве "соединительной стены" между замком и городом, можно выдвинуть гипотезу о существовании такой галереи.

Для проведения работ по строительству дамбы от Замкового острова до Монашеских ворот городской стены, по сведениям А. Хакмана, были использованы 359 бревен, которые были вбиты в дно поперек узкого восточного пролива; из образовавшегося котлована откачали воду, затем провели землеройные работы и кладку стены, после чего бревна убрали.

Как следует из документов и планов 17 - 18 веков, насыпь дамбы в центральной части прерывалась. Здесь был оставлен проход для судов, через пролив перебрасывался подъемный мост, что все же исключало наличие сухой галереи внутри переправы.

Вспомним упоминание 1603 года о перекрытии "тайного хода" 300 досками. Поскольку перекрыть герметичную подземно-подводную галерею досками невозможно, то, скорее всего, перекрывали какое-то сооружение на суше.

Сооружением, выполняющим функцию воротного устройства, служило здание, возведенное на крутом восточном холме Замкового острова. Через много лет, во время прокладки трубопровода оно было частично исследовано, а во время раскопок в 1980 году уточнили и многие его детали.

Выборгская крепость, 1935 г.

Сначала (в XVI в.) это было башнеобразное, прямоугольное здание, использовавшееся для обороны, с внутренней лестницей, выводившей на берег острова. Оно состояло из двух ярусов. Верхняя часть здания могла быть оформлена в виде боевой башни, существование которой на восточном дворе подтверждается письменными свидетельствами. С течением времени нижний ярус засыпали, пристроив перед этим к основанию глухие казематы с выходом на нижнюю площадку лестницы. И уже в начале XVII в. именно это пространство могли перекрывать во время работ по увеличению высоты восточных укреплений. Вспоминаются и сведения 1603 года о постановке двух железных дверей в воротах. В виде одной из этих сводчатых дверей и был оформлен выход из подземного хода, а само здание было увеличено на высоту примерно одного этажа с выходом на верхнюю площадку земляного бастиона.

Таким образом, "тайный дом" - это, скорее всего, вход на Замковый остров, встроенный в восточный бастион.

Сведений о строительстве какого-либо прохода через городскую стену не сохранилось. Возможно, однако, что в городе был подземный тоннель, начинавшийся в основании оборонительной стены.

Ратушная площадь, вид на восточную стену замка. Справа видно здание на углу площади и набережной. Фото 1911 г.

С помощью хода люди быстро и без проблем, миновав мост, могли попасть из Замка в город. Известно, что аналогичным сооружением внутри города ("выходом" из подземного хода), для строительства которого изымались земельные участки у собственников под тремя домами, было здание, находящееся на углу набережной и площади Ратуши. (Современный адрес: ул. Северный Вал, 3).

В источниках имеется упоминание о подземном ходе (в 1603 и 1622 гг. отпускались деньги на ремонт прохода) в связи с первоначальной застройкой береговой части мыса Салаккалахти. Известно, что она велась параллельно со строительством замка.

Это здание неоднократно перестраивалось на протяжении практически всей истории города. В его облике были отражены элементы всех веяний и стилей архитектуры XVI-XVII вв. Анализ сведений, содержащихся в "Истории Выборга" И.Руута и в книге "Уютный старый Выборг" Ю.Виисте, на основе архивных чертежей Выборга XVIII-XIX вв., собранных М.И.Мильчиком в альбоме "Оборонное зодчество Выборга", "Исторической справки" В.В. Дмитриева и натурных исследований, проведенных В.В.Дмитриевым в 1980-1982 гг. (Выборгский филиал института "Ленгражданпроект") и И.А.Хаустовой в 1992 году, можно хорошо представить историю этого здания.

По устным упоминаниям, такое сооружение входило составной частью в подвал здания, находящегося на берегу. Однако если действительно здесь был выход из тайного прохода, то должен был быть и еще один этаж, который не был обнаружен.

С реконструкцией Ратушной площади, перестраиваются в новом стиле все здания. Угловой участок в это время принадлежал очень богатому купцу Борхарду, который в конце 1650-х годов построил новый дом, самый нарядный в городе.

Через много лет, в связи с разорением купца, дом перешел во владение богача, крупного владельца домов, лесопилен, смолокурни, флотилии - Юхана Векрута, который произвел значительные изменения и перестройки, закончившиеся к 50-м годам XVIII в.

В 1780-е годы здание перешло к магистрату уже в связи с разорением сына Юхана, Филипа Векрута. С 1786 года в нем разместилась таможня. Судя по планам таможни, переделок в доме произведено не было.

В середине XIX в. века хозяином дома стал консул И.Спарров, а к 1897 г. - советник верховного суда Н.Перандер.

"Во время войны здание почти не пострадало. Исчезли только отдельные элементы отделки фасадов. После войны какое-то время здесь располагались медицинские службы КЭЧ - лазарет, аптека, аптечный склад. Верхние этажи использовались под жилье. Многие помещения были перегорожены. Вся внутренняя отделка исчезла. В 1990 г. после расселения в здании возник пожар, во время которого пострадали внутренние стены третьего этажа", - отмечал В.А. Тюленев.

Археологический интерес к истории и действительному существованию подземного хода тесно связан с модернизацией канализационных и водонапорных сетей, в ходе которой и было сделано большинство находок.

К концу XIX в. 27 процентов населения жило в Старом городе, районах Салаккалахти и Репола. Именно в этот период происходит модернизация канализационных и водопроводных сетей, что было связано с проведением земляных работ.

О том, что обнаруживалось при этих работах, красочно описывали исследователи Руут и Лагус в своих книгах по истории Выборга. Работы эти проводились с 1873 по 1880 г. под руководством городского инженера Юханнеса Эдварда Пациуса, который был инициатором строительства здания железнодорожного вокзала, порта, новой набережной в Южной гавани, а так же автором больших проектов канализационных и водопроводных сетей.

Как справедливо отметил историк И.Руут: "При строительстве современного города мы на каждом шагу встречаемся со старым городом. В то время как новые дома вырастают в высоту, открывается старый город под землей".

Прогонная ул., слева дом конторы Хакмана и Ко. Фото 1913 г.

"В 1840-е годы проводились раскопки, как пишет Рейнхольм, на Нижней улице (ул. Прогонная) - там провалились рабочие со всеми своими инструментами в пустое пространство под улицей - и это был подземный ход, по которому рабочие прошли к востоку или северо-востоку, т.е. в сторону Санкт - Петербурга."

Это пространство, куда провалились рабочие, возможно, и есть та самая "Матвеева дыра" или "Отверстие Матти", которое А. Хакман, в свое время, отождествлял с началом подземного хода.

В статье также упоминаются некая дверь, которая была на пути рабочих и которую они не решились открыть, а также ход, ведущий от улицы Серых братьев к усадьбе Экстрема (дом на скале), где он преграждался железной дверью (на Прогонной улице). Инженер Пациус, проводивший эти работы, констатирует: "Ход был таким высоким, что человек мог проходить в полный рост".

В связи с подземным ходом И. Руут упоминает здание гимназии на углу улиц Прогонной и Чёрных братьев.

Когда в 1855 г. была срыта часть старой стены в районе Хиекка, рабочие также обнаружили ход, в котором несколько каменных ступеней вели вниз, в направлении к Замку. В одном из углов находилась ниша, в ней был обнаружен скелет и сделаны другие находки. Г.Лагус считал, что "вероятно, это остатки каземата, найденные вблизи Абоского моста, в старом городе - когда в 1840 году эта часть города перестраивалась под руководством полковника Кульмана.".

И.Руут продолжает: "Позднее при земляных работах в разных частях города - у дома обществ (Societehuset), новой гимназии, усадьбы Альфтана - обнаружили бревна, кирпичи, каменные кладки и прочие остатки, свидетельствующие, как культурные слои земли поднялись в течение веков".

Старые улицы оказались на метровой глубине. При прокладке канализационных сетей в 1870-е годы под землей находили в разных частях улиц Соборной, Царской, Сторожевой башни и Новопортовской пули, а также серебряные и медные монеты.

Под Епископской улицей около собора нашли пушку. До сих пор встречаются старые погреба (подвалы), откуда идут ходы под землей. Под домом Теслефа на Северном Валу в 1870 г. обнаружили большие квадратные пространства с крышей, дверьми и окнами. Под современной Рыночной площадью, в конце Торкельской улицы на глубине 2 метра обнаружили останки воина в полном снаряжении.

Прокладка новых канализационных сетей была весьма актуальной. В Выборге, впервые в Финляндии, средневековые деревянные трубы были заменены на новые. И.Руут рассказывает о члене Магистрата по фамилии Цинк, который активно участвовал в прокладке канализационных систем еще в XVII в. Тогда было сооружено 700 метров каналов из дикого камня и 500 метров деревянных каналов. Им была выполнена прекрасная карта инженерных сетей.

К XIX в. эти старые сети устарели. Городской инженер Эдуард Пациус представил Городскому правлению новый проект. Под руководством его и его преемников работы проводились столь успешно, что город уже в 1895 году имел канализационную сеть длиной 13 800 метров.

В 1895 году в Выборге было 4,4 км каналов из дикого камня и цемента, 8,7 км глазированных труб, 440 м бетонных и несколько десятков метров железных труб. В Аннинских укреплениях находилось 200 м деревянных труб. 21 марта 1895 года председатель выборгского технического клуба архитектор Эдуард Диппель сделал доклад о техническом развитии города.

Работы по прокладке водопровода начались в 1891 году по проектам главного инженера стокгольмского водопровода А.О. Алрутца. Эдуард Пациус был председателем строительного правления, а Линдроос - руководителем практических работ.

Вид на Выборг с Папулы. Фото 1911 г.

В 1892 году начала действовать насосная станция из озера Mattaanjarvi (в 7 км от Выборга). Система состояла из 2 источников, заключенных в трубы в Тикканумме; двух паровых насосов и водонапорной башни на горе Паппула, вмещающей 1,1 млн. литров воды; трубопровода длиной 18 000 м. С каждым годом протяженность труб увеличивалась, так как строились новые улицы и кварталы.

Эти успехи не остались незамеченными. Выборг стал единственным городом в Финляндии, который был награжден почетным дипломом за свои водопроводные и канализационные сети на гигиенической выставке в 1893 г. в Санкт-Петербурге.

Изучение старого Выборга - увлекательная тема для исследований. Нас ждет еще немало открытий, которые дадут более обширное представление об истории города.

/ Дарья Шатрова, Филиал СЗАГС в г. Выборге. Иллюстрации из галереи сайта terijoki.spb.ru.Статья любезно предоставлена редакцией журнала "Балтийский Щит". /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   


Содержание


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.