Балтийский Щит   Журнал "Балтийский Щит"

Содержание:

Больше, чем просто уроки. (06.02.08).

Выборг

Схема расположения здания шведской женской гимназии в Выборге

В феврале 2007 года исполнилось 125 лет зданию, построенному для "Шведской школы для барышень в Выборге", где сейчас располагается Выборгский филиал Северо-Западной Академии Госслужбы.

Стоит заметить, что место, где стоит здание, освящено; так как с 1863 года здесь находилась церковь, построенная и освященная во имя Богородицы Всех Скорбящих Радости. Вот как рассказывает предысторию ее строительства известный выборгский краевед З.А. Новоселова.

В начале 1860-х годов был поднят вопрос об очередном ремонте и реконструкции Спасо-Преображенского собора. Поскольку объем работ предполагался значительным, возникла проблема, где проводить богослужения, пока этот главный православный храм Выборга будет закрыт. Для решения всех связанных с реконструкцией собора вопросов был создан Строительный комитет. "Не имея в виду удобного и приличного помещения для отправления Богослужения на то время, как будут производиться работы", Комитет обратился к прихожанам и те "изъявили готовность собственными средствами устроить временное помещение для совершения Богослужения".

Рассмотрев проект храма, губернатор Выборгской губернии Бернхард Индрениус дал свое согласие на его строительство, а магистрат города выделил значительный участок, предварительно оговорив требование о разборке этого временного храма "по окончании возобновления Выборгского Преображенского собора". Комитет обратился также в Финляндское Духовное правление с просьбой "зависящего с его стороны ходатайства... о перенесении из Выборгского Преображенского Собора, на время исправления оного, во вновь устраиваемое временное деревянное здание Св. Престола, Антиминса и церковной утвари".

В 1863 году небольшая, но довольно вместительная церковь была построена и освящена во имя Богородицы Всех Скорбящих Радости. В ней служил однажды литургию Выборгский епископ Иоанникий, в сентябре 1863 года храм посетил император Александр II, следовавший из Петербурга в Гельсингфорс (Хельсинки) на открытие Финляндского Сейма.

Выборг Ленинградский пр., 11

Вид на здание школы от перекрестка теперешнего Лениградского пр. с Крепостной ул. Фото с сайта koti.phnet.fi.

В 1868 году, когда ремонт Спасо-Преображенского собора завершили, храм Всех Скорбящих Радости был разобран и перенесен на недавно открытое кладбище Ристимяки ("Крестовый холм") в двух-четырех верстах от Выборга. Позже на месте храма Всех скорбящих радости будет построено по проекту архитектора К. Киселева каменное здание шведской женской гимназии. Ныне Ленинградский проспект, д. 11.

Обратимся теперь к восемнадцатому веку, царствованию Екатерины II, к истории женского образования в Выборге.

Благодаря интересу императрицы Екатерины II к распространению просвещения во всех концах ее огромной империи, в состав которой входила так называемая Старая Финляндия, в апреле 1788 г. здесь была основана женская гимназия - по нашим данным, первая на Севере Европы. И Выборг этим может по праву гордиться.

Это означало значительный вклад в историю культуры Финляндии. Уже тот факт, что Выборг имел с тех лет официальную школу для девочек, когда еще ни в одной скандинавской стране таковых не было, говорит о большом интересе в Выборге к духовному воспитанию.

Это также говорит и о зарождении гражданского общества, выражающегося в стремлении к просвещению, готовности к основанию учебного заведения - и это было не на бумаге - как многие планируемые при Екатерине II школы.

Надо признать, что деятельность Екатерины II для школьного образования имеет не меньшее значение, чем деятельность Петра I.

В указе Екатерины II от 30 июля 1767 года говорится, что просвещение народа имеет огромное значение. Тогда-то в Санкт-Петербурге и была основана знаменитая "Pitershulle".

В 1745 году директор Колбе разработал для Выборгского наместничества план реорганизации школ в соответствии с новыми требованиями.

С 18 декабря 1786 года вступил в силу императорский указ о подчинении школ Коллегии Призрения в Выборге, в ведомство которой входили также здравоохранение, образование и другие социальные сферы.

Школа была доступна для всех граждан - независимо от классовой принадлежности и денежного обеспечения.

Но в 1800 г., к сожалению, реакционная тенденция восторжествовала, и дети простолюдинов не смогли иметь доступ в школы.

Следующая школьная реорганизация была проведена в 1804 году.

Первоначально в школе был лишь один класс, разделенный на три отделения, "Demoisellen Classe" с немецким языком, как основным. Количество учащихся в первый год было 37 человек. Учеба длилась 3-4 года, и учащиеся имели свободу выбора предметов.

В 1788-1800 годах в школе преподавала учительница, которая вела практическое знание французского языка, ручной труд, рисование и катехизис.

Другие предметы (религия, история, география математика, немецкий, русский и французский языки, каллиграфия) преподавали учителя из мужской гимназии. Они оканчивали академию в Або (Турку), университеты в Дерпте, в Геттингене и в Йене.

С 1800 года классов стало два с подготовительными отделениями, а продолжительность учебы продлилась до 4-5 лет. Название школы по-немецки уже звучало "Töchterschulle zu Wiborg". К преподаваемым предметам добавилось изучение окружающей среды.

По указу Александра I от 8 сентября 1802 года в России было создано Министерство просвещения. В основу была положена немецкая система образования. Все образование в Прибалтийских районах и в Финляндской Губернии было в ведении Дерптского университета ( ныне это Tartu в Эстонии).

Новый учебный план был одобрен 9 августа 1805 года и торжественно объявлен профессором Карлом Моргенстерном из Дерптского университета.

А вот каким было распределение часов в неделю на каждый предмет.

II класс (младшие): религия и мораль - 2 часа; счет - 2 часа; французский язык - 3 часа; русский язык - 2 часа; география - 2 часа; каллиграфия - 3 часа; женский труд - 11 часов.

I класс (старшие): религия и мораль - 2 часа; арифметика - 3 часа; география и история - 3 часа; изучение окружающей среды - 2 часа; немецкий язык - 3 часа; французский язык - 2 часа; русский язык - 2 часа; рисование - 2 часа; женский труд - 9 часов. С 1810 года стало преподаваться пение (2 часа в неделю).

Весь школьный курс был рассчитан на 5 лет. Учебный год начинался 1 августа. Летние каникулы длились 5-7 недель. Осенний семестр заканчивался 20 декабря, а весенний начинался 6 января. Уроки проходили, начиная с 8-9 часов, заканчивались в 11-12 или с двух до четырех (за исключением среды и субботы - в эти дни учащиеся занимались до обеда).

Экзамены начинались после праздника "середина лета" (Ивана Купалы) (20 июня). Членами экзаменационной комиссии были директор, представитель магистрата и родители.

В школу приглашались педагоги из других городов. После воссоединения Старой Финляндии с Великим Княжеством Финляндским в 1811 году условия в школах оставались те же в большей степени, хотя многие преподаватели уехали из Финляндии в 1812 году на родину в Германию.

В 1826 началось изучение православия в школе для учеников православного вероисповедания.

В 1842 году была проведена реорганизация школы, которая теперь стала называться по-шведски "Большая гимназия для барышень в Выборге", а языком преподавания стал шведский. Школа получила одного ординарного педагога, преподававшего религию, историю, арифметику и каллиграфию; и двух ординарных учителей, преподававших практическое знание языка и ручной труд. Почасовики преподавали иностранные языки теоретически. Пение преподавал специально приглашенный учитель.

Первый "шведский" аттестат датирован 1845 годом.

По инициативе учительницы Александры Солдан в 1861 году было введено добровольное преподавание на финском языке для учащихся третьего класса. Оно просуществовало до 1885 года. А с 1885 г. финский язык стал изучаться в обязательном порядке.

В 1862 году стала преподаваться гимнастика также по инициативе А. Солдан, которая до 1883 года и была учительницей по этому предмету.

Существовавший с 1870 года Школьный Совет с 1919 года стал называться Родительским Советом (из 3-5 членов).

С 1874 г. появился четвертый класс, в связи с чем старое (с 1796) помещение стало тесным, и благодаря энергии школьного совета во главе с председательствующим надворным советником Эмилем Форсманом и учительницей Инесс Циллиакус, было построено новое школьное здание, где девочки учились до 1936 года.

В 1936 году часть учащихся школы были переведены в финский классический лицей.

С 1886 г. школа стала 5-классной, а с 1919 - 6-классной.

С 1896 г. по инициативе Циллиакус были созданы два, а затем три частных курса, готовящих учениц к студенческому экзамену. Эти шведские курсы были первыми в Финляндии для женщин. Подобная частная инициатива позволяла экспериментировать, и в дополнение к учебным программам присоединилась стенография, ведение домашнего хозяйства, машинопись. К поступлению в высшие учебные заведения были подготовлены 217 учениц.

Количество учащихся варьировало. Кульминацией был 1922 год - 203 ученицы!

С 1788 по 1937 год школу закончили 3000 человек. Большую роль сыграла ректор Ингрид Борениус ("Кини"), заботившаяся о будущем незамужних учениц, которые благодаря своему образованию могли работать гувернантками.

Педагогическая работа была на высшем уровне. Учащимся повезло иметь таких ректоров как Инесс Циллиакус, Айно Оттелин и Ингрид Борениус.

Девушки, окончившие гимназию стали врачами, медсестрами, агрономами, писательницами, журналистками, художницами, пианистками, певицами и актрисами. Среди них - первая в Финляндии женщина-профессор Хельсинского университета Альма Седерйельм, первый директор Объединенного Финского Банка A. M. Мехелин, первый инспектор железной дороги Финляндии - Е. Тойкандер. Вспомним, что в Российской Империи женские курсы были организованы П.Ф. Лесгафтом только в начале 20 века. Женщины до этого времени в университеты не принимались.

Впоследствии, с 1932 г., все шведские учебные государственные заведения основали совместный лицей (женская школа воссоединилась с мужской).

Что касается жизни помимо уроков, то она была богатой и интересной. В школе организовывались праздники, встречи, скаутское движение (под руководством госпожи Эльвинг), поездки за границу, международная переписка, обмен учащимися. В каникулярный период учащиеся ездили в Стокгольм в 1930 году и в Ревель в 1932 году.

Сохранились интересные сведения о "жизни" гимназии из отчетов Айно Оттелин, которая уже в 1905-1908 годах предвидела необходимые реформы - в деле политического и социального равноправия женщин, требующего широкого и равного образования, как у мужчин. Магистр филологии, ректор шведской женской гимназии с 1905 по 1919 год, она преподавала немецкий язык и основы здоровья, включая гимнастику, начала преподавательскую деятельность в 29 лет.

Она писала: "Ученики и педагоги чувствуют, что они образуют единое целое и понимают, что есть что-то большее, чем просто уроки".

Из истории школы можно отметить, что она участвовала во всероссийской забастовке в ноябре 1905 года. Это был, так называемый, период "Финляндского кризиса".

В 1917-1918 годах был создан хор из пяти классов. В репертуаре были духовные песнопения и парадные песни.

В 1919 году были открыты курсы "самаритян", где изучались анатомия и физиология. Учащиеся могли при случае оказывать первую медицинскую помощь.

Количество учащихся достигло 205 человек (151 - шведы, 11-финны,13-другие национальности; из них 157 - лютеране, 13 - православные, 5-мусульмане).

Преподавателем религии и финского языка был пастор Грэсбэк.

В школьной библиотеке насчитывалось 2 314 томов, собрание трудов из античной истории, коллекции бабочек и кораллов. Школе был подарен бюст полярного исследователя Норденщельда.

По инициативе Школьного Правления исследовалось влияние кинематографа на подрастающее поколение. "Живые картины" и спорт были наиболее любимы тремя низшими классами, в то время как старшеклассники предпочитали фильмы о природе и народных фестивалях, исторические картины и драмы, документальные фильмы о мировых событиях и мелодрамы со счастливым концом. Большинство было против фильмов об убийствах, казнях, пытках и насилии вообще.

Гимназия участвовала в сборе средств на памятник финскому классику Захариусу Тапелиусу.

Школьный совет состоял из профессора Р. В. Гранберга (председатель), Герды Альфтан, доктора философских наук госпожи Агнесс Лукандер и госпожи Иды фон Нумерс - уважаемых горожан.

Несмотря на первую мировую и гражданскую войну, учеба продолжалась, но в гимназии стало тесно, так как с 1914 по 1915 года в ней размещался госпиталь. Поэтому гимназия стала занимать уже два учебных помещения.

Из-за войны было уменьшено финансирование, поэтому профессор Гранберг и фон Нумерс организовали акционерное общество. В марте 1917 года капитал составлял 50 000 марок. В акционерном обществе приняли участие 16 известных жителей Выборга - и это было выдающимся событием в культурной жизни города.

А теперь сделаем акцент на современном здании СЗАГС и отведенном ему месту в контексте истории размещения школы (гимназии).

Где находилось здание "Hauptschulle" с самого начала не было достоверно известно.

По самым старым документам - в 1788 году школа находилось в отдельном здании. Согласно преданию, это был дом, принадлежавший купцу Филиппу Векруту.

Уже в январе 1789 года дом родмана Иохима Христиана Сутгоффа на углу нынешней Крепостной улицы и Бывшей Епископской улицы (ныне Подгорная) вплоть до пожара 1793 года использовался как квартира для педагогов и, возможно, как учебное помещение для девочек.

Большой пожар повредил здание "Haupshulle" в доме Векрута и дом Сутгоффа. Поэтому гражданский инженер фон Гюцель решил использовать для размещения школы, так называемый, "дом ревизии" ("Revisionshauset" ). К сентябрю 1793 года это было деревянное здание, принадлежащее Финляндской землемерной комиссии. Оно находилось в укреплениях Св. Анны, предположительно - у входа в парк "Терваниеми" (современная Петровская площадь) или немного севернее и состояло из 18 комнат (10x10 метров). Женская школа размещалась здесь около двух лет.

В сентябре 1795 года школа переехала в совсем другую часть города в усадьбу Лангелла. По сведениям Руута, усадьба эта находилась на углу современной Рыночной площади и Торговой улицы, где сейчас возвышается Северный Банк. Еще в начале двадцатого века там стояло каменное здание в два этажа.

"Haupshülle", между тем, в 1796 году оставила "ревизионный дом" и переехала в старый епископский дом, принадлежавший консулу Пациусу. В апреле 1796 года Коллегия по образованию купила вышеупомянутый дом Иохима Сутгоффа за 11 829 руб. 34 коп.

Дом был построен в 1786 году. Сначала, вероятно, он был одноэтажный; летом 1794 года его основательно отремонтировали после пожара 1793 года.

Для того времени это был импозантный дом с крышей из голландской черепицы, с высокой деревянной лестницей, которая слева вела на второй и третий этажи с Екатерининской улицы (ныне Крепостная). В 1862 году дом был перестроен в камне. На втором этаже размещалась женская школа, и там была квартира для учительницы, в то время как весь дом был рассчитан на проживание педагогов. Позже, после того, как учителя получили новые квартиры в других домах, этот дом стал собственностью женской школы. Классные комнаты не были большими (7x6 и 7x10 м.) и плохо вентилировались; не хватало места для игр, так как двор был тесным. Но другие школы находились еще в худшем состоянии. И потому надо признать, что школа работала в сравнительно приемлемых условиях. Между тем число учащихся возрастало. Вместе с тем возрастала потребность в удобствах (большем помещении с залами для гимнастики и "солярием").

С 1 сентября был снят зал в Старой ратуше (второй), для гимнастического зала. Но это не удовлетворяло потребности в большем помещении. В 1873 году возникла мысль о необходимости нового здания для школы. И уже в 1874 году был выделен участок под строительство (сейчас на этом месте находится здание СЗАГС).

Количество учащихся неслыханно возросло. Теснота - и как следствие увеличение заболеваний из-за плохого воздуха в отсутствии вентиляции, ускорило строительство нового школьного здания (по Постановлению Школьного Совета при Финляндском Сенате).

Управление по Строительству Общественных Зданий заказало проект ассесору Константину Киселеву из Хельсинки. Строительство началось в феврале 1882 года под руководством известного выборгского архитектора Якоба Аренберга и под авторским надзором Киселева. Фундамент и кирпичную кладку осуществил подрядчик Виклунд. При строительстве фундамента возникло много осложнений. Дом частично располагался (и сейчас располагается) на старых валах Рогатой крепости (16 век), поэтому (из-за песка) под фундамент была подложена бетонная "подушка". Когда дом был возведен под крышу, то в одном из помещений возник пожар, поэтому работы затянулись. Общая стоимость здания с инженерными сетями, каменной кладкой, отмосткой, тротуарами и мостовыми, а также мебелью была 219 000 марок.

5 февраля 1885 года произошло торжественное открытие нового здания школы.

/ Дарья Шатрова. Статья любезно предоставлена редакцией журнала "Балтийский Щит". /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   


Содержание


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.