Балтийский Щит   Журнал "Балтийский Щит"

Содержание:

Первая столица Руси. Ладога - один из центров финно-скандинаво-славянских контактов в VIII - XI вв. (13.09.08).

Во взаимоотношениях финно-угорских племён Северо-Запада со скандинавами, а впоследствии и с восточными славянами большую роль играла Ладога. Контроль над низовьями Волхова открывал скандинавам большие возможности в Восточной Европе, и Ладога, как укреплённое поселение, стала опорным пунктом для них. Однако, как подчёркивают А.Н. Кирпичников, И.В. Дубов, Г.С. Лебедев, передвигаться и успешно действовать скандинавские пришельцы могли только после установления тесных и мирных связей с местным населением. Поэтому именно в Ладоге зарождались финно-варяго-славянские отношения.

Кто основал Ладогу?

Археологические данные позволяют полагать, что Ладога была основана норманнами. М.И. Артамонов, говоря о варяжско-финском населении Ладоги, отмечает, что оно было здесь задолго до славян.

Подтверждением этому является прослеживаемое по староладожским материалам хронологическое совпадение времени сооружения Ладоги со временем появления норманнов в низовьях Волхова. В частности, в I ярусе Земляного городища, который датируется 750 - 760 гг., была обнаружена керамика "ладожского типа". Эта керамика могла распространиться с южного побережья Балтики в Скандинавию, а оттуда в Северное Поволховье.

Есть основания полагать, что Ладога впоследствии была потеряна норманнами. С.Л. Кузьмин отмечал в IV ярусе, датируемом 810 - 840 гг., почти полное отсутствие вещей, которые указывали бы на постоянное пребывание норманнов. Можно предположить, что норманны, основавшие Ладогу, вынуждены были оставить её потому, что они попали в экономическую зависимость от окрестного сельского населения. Это население активно занималось земледелием, а земледелие в то время было главным условием для развития ладожской экономики.

Если учесть, что кроме норманнов, ещё до основания Ладоги, в этих местах жили финно-угры, то можно допустить, что именно они вытеснили скандинавов из низовьев Волхова.

Финно-угорские черты проступают в самых ранних ладожских сопках, что, как подчёркивают В.А. Булкин, И.В. Дубов, Г.С. Лебедев, согласуется с предположением о чудском характере сопок и длинных курганов VI - VII вв., генетически связанных также с чудской предкурганной культурой середины I тысячелетия. В следующем культурном пласте ладожских сопок исследователи видят балтские особенности обряда.

Скандинавские черты

Ладога - первая столица Руси

Н. К. Рерих "Заморские гости". 1901. Холст, масло. 85 х 112,5. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

В 840-х годах началось проникновение норманнов в Восточную Европу по балтийско-волжскому пути. В это время Ладога была завоёвана норманнами. Косвенно об этом завоевании свидетельствует франкская хроника "Бертинские анналы", в которой говорится о прибытии послов хакана "росов", оказавшихся шведами, к франкскому императору Людовику Благочестивому в 839 году. Эти сведения целесообразно сопоставить с материалами Староладожского поселения.

Прибытие послов "хакана" росов к Людовику Благочестивому датировано 839 г., а в V ярусе Земляного городища, который датирован 840 - 860-ми гг. зафиксирован значительный приток населения из Скандинавии, отразившийся в домостроительной традиции и вещевом комплексе.

В 840 - 850 гг. в Ладоге нарастает концентрация вещей скандинавского происхождения. Об увеличении интенсивности славяно-скандинавских контактов в Ладоге в это время свидетельствуют, в частности, находки культовых вещей: норманнские амулеты - обломки железной гривны и привешивающихся к ним железных топориков, палочка с рунической надписью. Эти находки свидетельствуют о присутствии в Ладоге скандинавов и, прежде всего, позволяют сделать вывод о том, что между Ладогой и Скандинавией поддерживались не только торговые контакты, так как культовые вещи скандинавского происхождения не представляли интереса для местного населения и, поэтому, не могли быть предметом торговли.

В горизонте Е2, который соответствует V-му строительному ярусу, открыты большие дома с очагом посередине. Вокруг них были построены амбары, поднятые на резных столбах, а также кладовые, загон для скота, огороженный плетнём. К скотному двору из дома вели деревянные мостки. Эти дома сравнивают со скандинавскими и восточно-финскими жилищами. Правда, точных соответствий большим домам не удалось у кого-либо найти. Очевидно, вследствие скандинаво-финно-балтского взаимовлияния в области домостроительной традиции сложился особый тип таких построек, неизвестный нигде, кроме Ладоги. Среди конкретных элементов традиции домостроительства, в которых отразилось это взаимовлияние, можно отметить наличие деревянных мостков между жилыми домами и скотным двором. У скандинавов как раз к концу I тысячелетия стали возводиться отдельные постройки для скота и начались попытки пристраивать одну постройку к другой. Кроме того, в Скандинавии в X в. появляются дома с очагом посередине. Эта особенность сближает их по типу с большими домами Ладоги IX в.

Ладога - первая столица Руси Ладога - первая столица Руси

Жилища Ладоги. Вторая половина VIII - X в. Реконструкции Ю.П. Спегальского (из книги Кирпичникова А.Н., Сарабьянова В.Д. Старая Ладога - древняя столица Руси).

Вполне возможно, что данная черта была привнесена норманнами, жившими в Ладоге уже более половины столетия.

Выявление на Земляном городище комплекса скандинавских вещей (в числе которых важно отметить наличие культовых предметов), резко увеличивающихся здесь в 40-50 гг. IX в., и домостроительной традиции, содержащей в себе элементы, либо первоначально скандинавские, либо заимствованные ими, свидетельствует о том, что функционирование V яруса связано с появлением и деятельностью здесь скандинавских поселенцев и с дальнейшим притоком норманнов в Ладогу в этот период существования поселения. Причём датировка верхней хронологической границы IV яруса (840 г.) основана на серии дендродат в интервале от 838 до 845 гг. Таким образом, материалы Земляного городища позволяют сделать вывод о резком увеличении скандинавского населения в Ладоге в 840-850-х гг.

При этом раскопами на Земляном городище была выявлена прослойка пожара, уничтожившего постройки в конце 30-х гг. IX в.

Часть ярусов Земляного городища Старой Ладоги (начиная с V и кончая XI) синхронна "основным горизонтам" на участке Варяжской улицы. В частности, начало функционирования V яруса совпадает по времени с основанием первых построек на Варяжской улице, датирующихся 40-ми гг. IX в.

Варяги, завоевавшие Ладогу, подчинили затем себе часть восточных славян и финно-угров, стали собирать с покорённого населения дань.

О чем рассказали старые монеты

Как свидетельствуют раскопки, в 840-е гг. число дирхемов на Готланде, по сравнению с предшествующим периодом, резко возрастает. Только в одно четвертое десятилетие IX в. здесь было найдено к 1970 гг. 589 дирхемов, а во второй период обращения дирхемов (833-900 гг.) в целом - 4 тысячи арабских монет (также открытых к 1970 гг.). Примерно во 2-й четверти IX в. дирхемы начинают поступать и в Бирку. Первая волна поступления арабского серебра в Бирку приходится на время до 839 г.

Нумизматический материал Скандинавии по 840-м гг. даёт основания полагать, что норманны после взятия Ладоги организовали военные и торговые экспедиции по Восточной Европе с целью поставить под свой контроль потоки арабского серебра. Судя по резкому увеличению количества дирхемов в Скандинавии, это им удаётся. Об этом же могут свидетельствовать обнаруженный на Земляном городище в горизонте Е2 клад дирхемов, а также клад куфических монет IX в. в устье Невы, на территории Галерной гавани.

Упомянутые факты связывают с летописными сообщениями о варяжской дани. Однако и наличие кладов в рассматриваемый период на восточноевропейском севере также связывают с этой данью. В.Я. Петрухин говорит о варяжской дани, распространявшейся на север Восточной Европы в 1-й половине IX в., указывая, что современная археология и нумизматика подтверждают вероятность этой дани. Г.Ф. Корзухина предполагает, что клады, зарытые в IX в. на севере Восточной Европы, могли быть связаны с варяжской данью. Новейшие исследования, как замечает В.Я. Петрухин, подтверждают и дополняют это предположение. И увеличение, по сравнению с предыдущим периодом, находок дирхемов в Скандинавии в 40-х гг. IX в., и многочисленность таких находок на севере Восточной Европы позволяют предполагать варяжскую дань. Рост числа дирхемов в Скандинавии и наличие их в северных районах Восточной Европы примерно в одно и тоже время свидетельствует о том, что закрепившиеся в Ладоге норманны часть восточного серебра реэкспортировали из Восточной Европы в Скандинавию.

Ладога - первая столица Руси Ладога - первая столица Руси Ладога - первая столица Руси

Рассмотренные археологические и нумизматические данные позволяют, с учётом хронологической близости отражённых в них событий, связанных с прибытием послов "хакана росов" к Феофилу и Людовику Благочестивому, утверждать, что именно эти ладожские норманны и являлись "народом" Rhos.

Ладожский каганат и призвание варягов

Итак, возникновение "каганата росов" было связано с появлением в Восточной Европе скандинавов. В дальнейшем, на протяжении эпохи викингов, скандинавские вожди часто появлялись в различных восточноевропейских областях, создавая отдельные княжества, или ярлства, и участвуя, таким образом, в процессе формирования древнерусской государственности. Первым же политическим образованием, возглавляемым скандинавами, на территории будущей Древней Руси стал рассматриваемый ладожский каганат.

Владычество норманнов вызвало противодействие славян и финно-угров. Совместная антиваряжская борьба и привела к созданию суперсоюза, публичная власть в котором к концу IХ в. была у словен. Объединившись в этот суперсоюз, славянские и финно-угорские племена изгнали варягов.

Об этом изгнании под 862 годом сообщает Новгородская I летопись: "И въсташа Словене и Кривици и Меря и Чудь на Варягы и изгнаша я за море и начаша владети сами собе и городы ставити." Сообщает об изгнании варягов и Повесть Временных Лет: "И изъгнаша варягы за море и не даша им дани..."

Сообщения летописей находят своё подтверждение в археологических данных. Верхняя датировка V яруса Земляного городища - 860-е гг. - примерно совпадает по времени с изгнанием варягов. Причём V ярус отделён от VI прослойкой пожара. Такое совпадение свидетельствует о том, что Ладогу сожгли восставшие восточные славяне и финны, потому что она была оплотом норманнской власти на севере Восточной Европы. Ладожский каганат был, таким образом, уничтожен.

Позже начались междоусобные войны, за которыми последовало летописное "призвание варягов". Повесть Временных Лет сообщает об этом "призвании": "И ркоша: "Поищем сами в собе князя, иже бы володел нами и рядил по ряду по праву. "Идоша за море к Варягом, к Руси. Сице бо ся звахут тьи Варягы Русь, тако се друзии зовуться Свее, друзии же Оурмане, Анъгляне, друзии инеи Готе, тако и си. Ркоша Русь, Чюдь, Словене, и Кривичи и вся земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и и володети нами." И изъбрашася трие брата с роды своими, пояша по собе всю Русь, и придоша к Словеном первее и срубиша город Ладогу и седе старейший Рюрик, в Ладозе, а другий, Синеус на Белеозере, о третий Трувор в Изборьсце".

Чем было вызвано это "призвание"? Представляется убедительной точка зрения Г.С. Лебедева, который говорил о поиске словенской знатью союзников против некоторых племенных сил и шведских находников-варягов. Такими союзниками и стали датские варяги. Именно данная расстановка сил в Балтийском регионе и скрывается за "призванием" варягов. В частности, словене обратились за военной помощью к одному из датских вождей - Рюрику (он же, как показали А.Н. Кирпичников, И.В. Дубов, Г.С. Лебедев, - известный по франкским хроникам, Рёрик Ютландский).

Рюрик и Ладожская крепость

Что сделал Рюрик для того, чтобы эта помощь была эффективной? Косвенно на этот вопрос отвечает Повесть Временных Лет, которая сообщает, что призванные братья "срубиша город Ладогу". Ладога как город была основана в конце VIII в. и функционировала как укреплённое поселение. Во время изгнания варягов оно было сожжено. С другой стороны, для защиты от шведских викингов и борьбы за господство в суперсоюзе нужна была надёжная крепость. Её и основал Рюрик. А.Н. Кирпичников, И.В. Дубов, Г.С. Лебедев, сравнивая упомянутое летописное известие с сообщениями Повести Временных Лет об основании Новгорода, Полоцка, Ростова и Белоозера, приходят к выводу о проведении единой согласованной акции, в которой представители княжеской администрации в союзе с племенной верхушкой возвели подчинённые центральной власти укрепления.

Одним из таких укреплений и стала Ладожская крепость. Тогда, как не без оснований полагают А.Н. Кирпичников, И.В. Дубов, Г.С. Лебедев, скандинавы (скорее всего шведы - П.А.) стали употреблять по отношению к Ладоге название "Альдейгьюборг", что переводится как "крепость на Ладоге". А.Н Кирпичников подчёркивает, что твердыня обеспечивала безопасность судоходства и самого города, что она должна была, прежде всего, защитить горожан от разбойничьих набегов викингов. Автор отмечает, что эта задача была решена успешно.

Вместе с тем Ладога стала формироваться как крупный торгово-ремесленный центр. В 860 - 870 гг. зафиксировано увеличение поступления восточного серебра в Скандинавию и на Готланд. В.М. Потин связывает этот факт с укреплением политических и экономических связей Руси со Скандинавией, которое, как отмечает исследователь, известно как "призвание варягов".

Установлено, что в Ладоге в это время стал формироваться особый торгово-ремесленный класс. А.Н. Кирпичников пишет о расширении территории города, занявшего оба берега Ладожки, устье которой стало служить естественной общегородской гаванью. Сообщая о раскопках, которые показали, что городская земля была разделена на равные по площади парцеллы, учёный пишет, что эти парцеллы заселили торговцы-ремесленники. Такой универсальный по своим занятиям класс береговых жителей, по его мнению, обеспечил невиданный тогда подъём благосостояния Ладоги. Проводя аналогию между ладожскими парцеллами и сходными парцеллами, которые были открыты археологами в Рибе (Дания), А.Н. Кирпичников обращает внимание на определённый порядок городского землепользования и распределения стандартных участков. Это расширение ладожского поселения А.Н. Кирпичников склонен связывать с деятельностью Рюрика или Олега. Есть основания полагать, что именно тогда происходит становление Ладоги как открытого торгово-ремесленного поселения.

Итак, следы деятельности Рюрика в Ладоге очевидны. Основание крепости и формирование крупного торгово-ремесленного центра, несомненно, связано с летописным "призванием" варягов.

Каковы следы пребывания в Ладоге Рюрика и где их надо искать?

А.Н. Кирпичников, И.В. Дубов, Г.С. Лебедев связывают с приходом Рюрика появление курганного могильника в урочище Плакун. Рассматривая погребения в курганах Плакуна, археологи отмечают, что здесь раскопано около 15 курганов, в 7-8 из которых находились погребения по обряду сожжения в ладье. Археологи обращают внимание на одно погребение в деревянной камере, датируемое около 880 г., отмечая свершение нового обряда, характерного для раннефеодальной знати и представленного в это же время в Бирке и Хедебю. Возможно, это погребение Рюрика, особенно если учитывать летописную дату его смерти - 879 г. Спорной является характеристика этой знати как феодальной, но замечание учёных по поводу аналогий в Бирке и Хедебю ценно. Весь могильник исследователи датируют 850-925 гг. Отмечая скромные по составу материалы Плакуна (бусы, ладейные заклёпки, обломки гребней, единичные находки оружия), исследователи констатируют, что они соответствуют представлениям о положении Рюрика и его дружины, цитируя данные Никоновской летописи, сообщающей, что варяги, откликнувшись на предложение славян и чуди, "едва избрашася". Урочище Плакун - красноречивое свидетельство пребывания и правления Рюрика в Ладоге.

Варяжская русь

Дальнейшая деятельность Рюрика связана с Новгородом (Рюриково городище). Функционирование княжеской резиденции на Рюриковом городище, а в более ранний период и в Ладоге, нашло отражение и в сведениях восточных авторов о трёх центрах русов: "Куябе", "Славии" и "Арсе". Большинство исследователей в Куябе видят Киев, в Славии - либо Новгород, либо центр на месте или рядом с будущим Новгородом (последнее вернее - П.А.), в Арсе - Тмутаракань, но позже стало утверждаться мнение о существовании Арсы на северо-востоке будущей Руси.

Среди этих центров особое место занимает "Славия". По данным Идриси Славия - самый главный город. А.П. Новосельцев, сопоставляя это указание со сведениями русской летописи, отмечает, что, согласно этим сведениям, до захвата Киева Олегом и перенесения туда резиденции главным городом "руси" был Новгород. Это, по мнению исследователя, и зарегистрировали арабские осведомители того времени (50-80 гг. IX в.), назвавшие русов ас-Славия высшими и главными.

Ценное наблюдение учёного нуждается только в одной поправке. В 850-е и в начале 860-х гг. столицей русов, а следовательно "Славией", была Ладога. В верховьях Волхова русы правили примерно со 2-й половины 860-х до начала 880 гг.

Но под контролем Рюрика было не только Поволховье, но и Изборск, земли полочан, территория будущей Северо-Восточной Руси. На севере Восточной Европы образовалось новое протогосударство - протогосударственное образование, подвластное Рюрику. Оно охватило территорию, через которую проходили ответвления Волжского, Днепровского и Двинского путей. Правда, доступ к Двинскому пути был утрачен после походов княжившего тогда в Киеве Аскольда на полочан и кривичей. Следствием этих походов стало покорение упомянутых союзов племён. Но контроль над ответвлениями пути "из варяг в греки" и "из варяг в арабы" был сохранен.

Эти ответвления находились под контролем варяжской "руси", которая продолжила начатое этносоциумом "Rhos" формирование основ древнерусской государственности. Это касается, в частности, власти князя. И.Я. Фроянов говорит: "С превращением отдельных пришельцев-варягов в древнерусских князей тенденции к отрыву княжеской власти от народа, наметившиеся в восточнославянском обществе, получили новый импульс". Здесь же И.Я. Фроянов раскрывает причину этого импульса. Он пишет, что "...причиной послужило то, что варяги являли собой инородное тело, которому надлежало прижиться в чужой среде. Вот эта инородность и способствовала углублению упомянутых тенденций. Не надо, разумеется, чрезмерно переоценивать данный факт, ибо варяжские князья весьма скоро ассимилировались со славянами. Но какую-то роль, пусть даже минимальную, он все-таки сыграл".

Оборотной стороной этой ассимиляции станет трансформация понятия "русь", первоначально обозначавшего воинов-варягов, из профессионального термина - в этническое самоназвание восточных славян. Эта трансформация окончательно произойдёт при потомках Рюрика.

Во времена Олега

Дальнейшая деятельность варяжской "руси", направленная на формирование основ древнерусской протогосударственности, связана с именем преемника Рюрика - Олега.

У "руси" было несколько отправных пунктов для продвижения вглубь Восточной Европы. Прежде всего, таким пунктом была Ладога. Г.С. Лебедев ведёт речь о "княжеском домене" времён Олега, которым, как утверждает учёный, оставалась Ладога. Он обращает внимание на возвращение туда Олега ко времени совершеннолетия Игоря. Это возвращение, по Г.С. Лебедеву, закрепляет позицию Ладоги в структуре "трёх центров Руси" (трёх центров русов - П.А.), специализированных либо на выходе в Каспийский бассейн, либо - в Византию, либо - на выходе с обоих путей, Волжского и Днепровского, с Волхова - на Балтику.

Ладога - первая столица Руси

Большими, свободно поставленными усадьбами была застроена Ладога в IX в. (Из книги Г.С. Лебедева Археологические памятники Ленинградской области).

Став киевским князем, Олег не порывал связей с Севером. Н.И. Петров, говоря о Ладоге времён Олега, затрагивает вопрос о её военно-административном значении. Но вместе с тем, он говорит о засвидетельствовании материалами раскопок поселения на Земляном городище появления у Ладоги в конце IX в. статуса военно-административного "второго центра". Исследователь пишет о сооружении здесь в 890-е годы "большого дома", остатки которого были обнаружены раскопками Е.А. Рябинина, и обращает внимание на возведение позже подобных построек на этом же месте вплоть до 970-х годов. Поддерживая версию С.Л. Кузьмина, интерпретировавшего данную постройку как княжеский двор, либо двор княжеского наместника, Н.И. Петров считает при этом целесообразным предположение Е.А. Рябинина о связи обитателей рассматриваемого "большого дома" с торговой деятельностью.

Исследователь говорит о ладожско-новгородской руси, из представителей которых состоял княжеский военно-административный аппарат Поволховья, отмечая, что на них возлагалась реализация акций, планируемых в Новгороде киевской княжеской властью. Таким образом, эта русь была привилегированным социальным слоем, который окончательно сформировался при Олеге.

Надо полагать, что этнический состав ладожско-новгородской руси был неоднородным. Повесть Временных Лет называет племена, подчинённые Олегу. И.Я. Фроянов заметил, что словене, помогавшие князю завоевать Киев, в перечне подвластных ему племён опущены. Есть все основания полагать, что словене в это время, как и варяги, входили в состав ладожско-новгородской руси. На юге упомянутая русь стала частично подчинять, частично включать в себя новые племена. М.И. Артамонов отмечает, что многие славяне, для того чтобы обезопасить себя от руси, поступали к ней на службу и сами становились русью.

Входя в состав руси, восточные славяне должны были закрепляться в её опорных пунктах, в том числе и в Ладоге. Это, в свою очередь, должно было способствовать сближению норманнских и славянских обычаев. В.Я. Петрухин указывает, что древнейшая камерная гробница на Руси открыта в Ладоге, главных "воротах" Варяжского моря. Археолог склонен поддерживать версию о норманнском происхождении этого обряда, но при этом отмечает, что обряд ингумации в камерных гробницах развивается под воздействием восточноевропейских традиций во 2-й половине Х в.

Последнее святилище варягов

Деятельность ладожско-новгородской руси, как привилегированного слоя, судя по всему, после смерти Олега идёт на спад. В числе укреплённых пунктов этой руси были Любшанское городище и Новые Дубовики. Н.И. Петров обращает внимание на резкое уплотнение жилой застройки в 920-930-х годах в VIII ярусе (920-950-е гг.). Это говорит, по Н.И. Петрову, скорее всего, о переселении сюда жителей Любшанского городища и Новых Дубовиков - поселений, которые перестали функционировать в это же время (920-930-е гг.). С другой стороны упомянутое переселение свидетельствует о возрастании роли самой Ладоги. Г.С. Лебедев отмечает, что после смерти Олега княжеский контроль над Ладогой усилился. Почему тогда падает роль ладожско-новгородской руси? Потому, что новый киевский князь - Игорь, в отличие от Олега, не был её представителем. Более того, он был для полян своим правителем, гибель которого они тяжело переживали. Кроме того, начавшаяся ассимиляция в славянах приводила к тому что, упомянутая русь уже не была особым, стоящим над восточными славянами слоем. Этот слой, как таковой, переставал существовать.

Ладога - первая столица Руси

В X в. Ладога становится древнерусским городом. (Из книги Г.С. Лебедева Археологические памятники Ленинградской области).

Но административное значение Ладоги повышается. Г.С. Лебедев отмечает, что Ладога после смерти Олега выступает центром контроля над окружающими территориями. Ладогу 920 - 950-х гг. учёный называет (по летописной терминологии - П.А.) Ладогой "великаго князя рускаго". Археолог отмечает, что большой дом в 920-х годах сменяет двухэтажный деревянный "дворец", простоявший около полувека.

На Варяжской улице, как отмечает Г.С. Лебедев, возводятся в это время жилые срубы и "большая постройка", ставшая святилищем для ладожских варягов. Можно предположить, что это последнее поколение варягов, которое принадлежало к уходящей в прошлое ладожско-новгородской руси. Возникновение святилища, по Г.С. Лебедеву, связано с социальной организацией города, которая, как указывает учёный, перейдёт в церковно-административную структуру древнерусского Новгорода и Ладоги после Крещения Руси.

Не падает и торгово-ремесленное значение Ладоги. На Староладожском поселении работали ремесленные мастерские мастеров-универсалов. В Ладоге было массовое производство стеклянного бисера, нужного для устойчивого обмена пушнины на серебро.

Однако с течением времени масштабы этой торговли сократились. А.Н. Кирпичников обращает внимание на то, что "серебряная" торговля в конце X в. приходит в упадок, но отмечает, что Ладога сохраняет значение международного порта, торгового, ремесленного и культурного центра. Г.С. Лебедев указывает, что Ладога в 950 - 997 гг. - приморский порт, предшествующее в начале русской истории Санкт-Петербургу "окно в Европу", где вполне комфортно и вольготно чувствуют себя, как заезжие, так и давно осевшие на Руси варяги.

Красноречивым свидетельство пребывания здесь норманнов, является обнаруженная в руинах святилища на Варяжской улице подвеска с рунической надписью, которая, по вполне вероятному предположению Г.С. Лебедева, принадлежала одному из тех варягов, которые помогли Владимиру Святославичу стать киевским князем.

При Владимире, после принятия христианства, в Ладоге произошли перемены. Святилище ладожских варягов было разрушено, а на его месте построена церковь. Сами они, по вероятной гипотезе Г.С. Лебедева, приняв православие, сохранили свой прежний статус и укрепили его. В связи с основанием церкви ценным представляется наблюдение И.В. Дубова, который отметил, что на Варяжской улице последний период строительства относится к середине к середине 90-х годов X в. Примерно в это время на Руси разрушались языческие святилища и строились первые христианские церкви.

Ладожская земля и древнерусская народность

Ладога - первая столица Руси

Материальная культура Ладоги VIII -Х вв. (из книги Лебедева Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси).
1 - височное кольцо; 2 - нагрудная подвеска; 3 - трапециевидная подвеска; 4 - костяные " уточки"; 5 -подковообразная фибула; 6 - игольник; 7 - гребни; 8 - скандинавская овальная фибула; 9 - скандинавская фибула с длинной иглой (литейный брак); 10 - декоративный топорик (реконструкция по Г. Ф. Корзухиной); 11 - цепедержатель (литейный брак); 12-боевой топор; 13 - деталь узды; 14 - деревянные игрушечные мечи; 15 - наконечники копий; 16-сошники; 17 - мотыга; 18 - фризский кувшин (реконструкция поГ. Ф. Корзухиной); 19 - лепные сосуды.

А.Н. Кирпичников, И.В. Дубов, Г.С. Лебедев обращают внимание на то, что норманны рассматривали Ладогу, как владение "Вальдемара Старого" (киевского князя Владимира), когда в 997 г. викинги ярла Эйрика Хоканарского разрушили город и сожгли крепость. Через два десятилетия Ярослав Мудрый отдал Ладогу во владение своей жене Ирине (Ингигерд), дочери шведского конунга, а великокняжеским наместником в Ладоге стал Йотский ярл Регнвальд. В эти годы в Ладоге находили себе прибежище норвежские конунги, которые изгонялись из своей страны во время междуусобиц.

"Ладожское ярлство" (территория к востоку от Ладоги) представлено культурой приладожских курганов IX - XII вв. В этой культуре отражены разные эпохи. В Х в. на реках Приладожья появляются поселенцы - посредники пушной торговли, которые, как полагают А.Н.Кирпичников, И.В.Дубов, Г.С.Лебедев, были из Ладоги, в их числе они видят и скандинавов. Авторы указывают на проявление в погребальном обряде курганов финно-скандинавского синтеза.

Своеобразие погребальных традиций приладожского населения конца IX - XII вв. заключалось, в том, что собственно курган возводился как точное подобие дома - с очагом и очажной утварью в центре, строгим делением на мужскую и женскую половину. Первоначальная форма насыпи была, как правило, квадратной в плане. Г.С. Лебедев отмечает, что эти "дома мёртвых" восходят к восточно-финским традициям. В приладожских курганах прослеживаются и скандинавские особенности обряда.

Таким образом, указание А.Н. Кирпичникова, И.В. Дубова, Г.С. Лебедева на финно-скандинавский синтез в Юго-Восточном Приладожье представляется бесспорным.

А.Н. Кирпичников, И.В. Дубов, Г.С Лебедев, говоря о "Ладожской земле" ("Ладожском ярлстве" - П.А.), отмечают, что она не ограничивалась районами Приладожья, приводя сообщение из "Саги о Хальвдане, сыне Эйстена" о том, что одно время Альдегьюборг (Ладога) и Алаборг (Олонец) составляли единое "ярлство" и что при этом сама Ладога являлась исходной точкой для освоения русского Севера. История Ладоги, в общем виде, представляется такой, какой её видят А.Н. Кирпичников, И.В. Дубов, Г.С Лебедев. Но в системе взглядов этих учёных содержатся положения, с которыми трудно согласиться.

Они отмечают, что IX-X вв. - это время её расцвета как крупнейшего торгового международного центра восточных славян на Балтике, что не могло не сказаться на русско-скандинавских связях. Здесь, по А.Н. Кирпичникову, И.В.Дубову, Г.С.Лебедеву, с наибольшей полнотой отразились все этапы этих связей с VIII по XII вв.

Ладога действительно была крупнейшим торговым международным центром на протяжении X века, как и последующих столетий. Но если рассматривать Ладогу IX века, то надо отметить, что торгово-ремесленные функции в Ладоге стали выступать на первый план только со времён Рюрика. Во 2-й половине VIII - 1-й половине IX вв. ладожская экономика базировалась главным образом на земледелии.

Спорным оказывается вопрос о доминирующем этническом компоненте. А.Н. Кирпичников, И.В. Дубов, Г.С. Лебедев придерживаются мнения о преобладании восточных славян в Ладоге. К Ладоге 2-й четверти X в. и более поздних времён точка зрения учёных относится полностью. Но более древняя Ладога была варяго-финской. Впоследствии скандинавы и чудь ассимилировались в восточных славянах. Окончательная ассимиляция завершила процесс формирования древнерусской народности в рассматриваемом регионе.

В связи с этим, ценным представляется наблюдение Г.С. Лебедева, который отметил, что в материальной культуре ранней Ладоги органично соединились субстратные, местные финно-угорские традиции, славянские и балто-славянские элементы, скандинавские ремесленные инструменты, вооружения, украшения, орнаментальные мотивы, западные и восточные импорты, давшие в результате синтеза всех этих компонентов возникновение новым, древнерусским формам.

/П.Атанов преподаватель истории, сотрудник Комплексного музея краеведения СОШ №4 (город Сосновый Бор).
Статья любезно предоставлена редакцией журнала "Балтийский Щит". /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

Комментарии

1. 2011-05-03 12:32:56 капустин алексей (capustin.alexsey2011@yandex.ru)
Интересно, что по этому поводу заявляют сами скандинавы и есть ли у них центры по изучению прошлого Ладоги?





Содержание


 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.