Балтийский Щит   Журнал "Балтийский Щит"

Содержание:

Лесной Дворец - потерянная сказка. (20.01.09).

При средней школе в поселке им. Калинина уже несколько лет действует музей усадьбы Суур-Мерийоки. Судя по фотографиям, хранящимся здесь, имение представляло собой необычайно красивое строение, будто лесной дворец, сошедший к нам со страниц книги волшебных сказок. Много сил и энергии исследованию истории усадьбы, поиском документов, проливающим свет на судьбу ее владельцев, отдает известный выборгский педагог, ныне преподаватель Выборгского филиала Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета Л. В. Геращенко.

Мы попросили Лилию Валентиновну рассказать о том, что удалось разузнать об имении, которое ныне утрачено, похоже, безвозвратно.

- Лилия Валентиновна, когда и почему появилась эта усадьба под Выборгом?

- Имение Суур-Мерийоки (ныне поселок им. Харитонова), "Лесной дворец", было расположено в окрестностях города Выборга, в трех километрах от современного поселка им. Калинина (бывший поселок Тиенхаара). В начале XX века имение было куплено Максимилианом Отмаром Нойшеллером (в России его фамилия звучала и как Нейшеллер), который являлся одним из основных держателей акций завода "Треугольник" - производство резины в Санкт-Петербурге (официальное название компании - "Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры").

Максимилиан Отмар Нойшеллер.

Склад готовой продукции на "Треугольнике".

Выставки, в которых принимал участие завод "Треугольник".

Лодочная прогулка по реке Укспяя.

С начала возникновения и вплоть до конца своей деятельности "Треугольник" был монополистом резинового производства в России. Максимилиан Нойшеллер в 1900 году приобрел для своей семьи в окрестностях Выборга место для проведения летнего отпуска. Общая площадь всех земель, которыми владел М. Нойшеллер, составляла 1548 га, из них пахотной земли 615 га, где сеяли в основном овес и рожь. Берег залива находился примерно в 6 км от границ усадебных земель. В намерения Нойшеллера входило соединение земель усадьбы каналом с берегом залива, но грандиозному плану не удалось осуществиться, а вместо этого семья использовала для своих поездок в Выборг в качестве водного пути речку Укспяя (Селезневка).

- Кто же проектировал это чудо-сказку?

- М. Нойшеллер обратился к архитектурному бюро Сааринена, Гезеллиуса, Линдгрена с целью создания ими проекта усадебного комплекса. Молодые архитекторы к тому времени стали знаменитыми после победы в 1900 году в Париже, представив финский павильон.

Архитекторы Э.Сааринен, Г.Гезелиус, А.Линдгрен.

С учетом того, что заказчику М. Нойшеллеру нужен был дом для отдыха, подъема душевных и творческих сил, архитекторы сделали первый выбор - определили место будущему строению. Девственный лес окружал главное здание со всех сторон. Небольшая речушка Мерийоки, извилистая и порожистая, скрытая за густыми ветвями прибрежных кустов, и сегодня тревожит воображение прохожего. Здание было построено на возвышенности, к нему вела липовая аллея. Спроектировано здание было таким образом, что создавалось впечатление замкнутого пространства. Массивная ограда из природного камня и само здание образовывали прямоугольный двор. Однако по двум лестницам внутри здания возможен был выход и за пределы двора - прямо в лес. Угловая башня с конусообразным шпилем, массивные стены придавали строению облик средневекового добротного особняка. Фундамент здания из природного камня как бы привязывал замок к земле. Вход во внутренний двор и подвальные помещения во многом напоминают гроты.

Главное здание усадьбы.

Светлая штукатурка здания ярко контрастировала с красной черепичной крышей. В углу прямоугольного дворика была сооружена беседка, крыша которой была выполнена из специального материала, имитирующего солому. Внутри беседки находилась винтовая лестница.

- Так живописно выглядел особняк снаружи. А что примечательное было в его внутреннем облике?

- Оказавшись внутри здания, в его главном холле, спроектированном Саариненом, человек погружался в атмосферу средневекового собора, о чем напоминал двухъярусный крестовый свод, дверные проемы в виде стрельчатого свода, колонны, фрески на стенах. Главный холл представлял собой двухсветное пространство, его размер 10x10 м. Из холла можно было попасть во все части здания (в спальни, кухню, детские), а также - на террасу и внутренний двор. Холл как бы властвовал над всем домом и в духовном смысле, как бы указывал на то, что только та семья крепка, где все собираются вместе. Здесь каждое мгновение видно и слышно всех: отца и мать, детей, слуг, друзей, гостей. Иными словами, дом предназначен для такой семьи, которая заключает в себе идеальную модель семейной жизни.

Главный холл здания.

Семья Максимилиана Нойшеллера. Фото 1908 г. В первом ряду слева направо: Корнелия (Александра), Иоганна, Мария, Владимир. Во втором ряду: Генрих (Андрей), Леопольд, Максимилиан, супруга Леопольда Люси Ван де Пальс.

Ряд скульптур для Суур-Мерийоки были выполнены Ф. Нюлунгом и Лойей Сааринен. Отметим, что значительную часть скульптур изготовили из дерева. Образы в них трактуются мягко, лирично. Сделаны они искусно и стали замечательным аккордом для общей симфонии под названием "Лесной Дворец".

Скульптуры Л. Гезеллиус-Сааринен .

Максимилиан Нойшеллер предоставил архитекторам полную свободу, чрезвычайно важно, что они не были связаны в финансовом плане, к выполнению заказа были привлечены лучшие специалисты, мастера своего дела; и таким образом архитекторы смогли воплотить многие свои идеи.

Главное здание усадьбы Суур-Мерийоки интересно, прежде всего, как памятник синтеза искусств, как один из лучших образцов финского национального романтизма. Группе художников, архитекторов, скульпторов, декораторов, работавших в усадьбе, удалось создать композиционное единство искусств, целостный архитектурно-художественный образ "Лесного Дворца".

- Усадьба, судя по старым фотографиям, утопала в зелени.

- Главное здание усадьбы находилось в глубине парка. И по сей день здесь растут великолепные старые деревья, жива дубовая аллея, посаженная Нойшеллером. Пейзажный парк в английском стиле, окружавший главное здание усадьбы Суур-Мерийоки, сохранился относительно нетронутым и представляет собой расположенный на скалистой местности хвойный лес с сетью тропинок. Парковая зона заросла сейчас в основном елями, кое-где встречаются и сосны.

- А что можно сказать о самом владельце "Лесного Дворца"?

- М.О. Нойшеллер был разносторонним, одаренным человеком. Он увлекался музыкой, что досталось ему, по-видимому, в наследство от матери, которая была профессиональной певицей.

Одним из увлечения Максимилиана Нойшеллера была астрономия. На полях усадьбы Суур-Мерийоки в 1910 году была построена обсерватория, для которой был приобретен телескоп. С большим увлечением занимался Нойшеллер и цветной фотографией, используя самые новейшие технические методы.

Фотографии, выполненные М. О. Нойшеллером. Справа - обсерватория Нойшеллера на фоне вечернего неба.

Лучшие годы жизни усадьбы, это годы с 1900 по 1917 год, но в конце 1917 года М. Нойшеллера арестовали, как владельца капиталистической собственности, и доставили в Москву. Рабочие "Треугольника" собрали делегацию, которая ходатайствовала об освобождении Нойшеллера, и им это удалось, но по возвращении из Москвы в Петербург Нойшеллер скончался.

- И волшебная сказка о Лесном Дворце закончилась...

- Вдова Нойшеллера умерла в 1924 году, а через два года усадьба была продана финскому коммерсанту Ингману, а позднее - вооруженным силам Финляндии. На полях усадьбы были созданы взлётные полосы для аэродрома. В главном здании разместился офицерский клуб. Во время войны в здание попала бомба, случился пожар.

Повреждены были крыша и верхний этаж, но позднее здание все еще использовалось в качестве больницы. Окончательное разрушение пришлось на послевоенный период.

- Есть ли надежда, что когда-нибудь эта утраченная красота будет воссоздана?

- Печально, что парковая зона усадьбы сегодня - место разгула варваров. Как их остановить?! Понятно, что сейчас просто изучать старинные усадьбы, фиксировать то, что они разрушаются, этого, конечно, не достаточно. Один из вариантов сохранения хотя бы памяти о знаменитой усадьбе предложен музеем архитектуры в Хельсинки. Этот вариант включает в себя восстановление внутреннего двора и беседки для отдыха. В сентябре 2006 года на территории усадьбы был установлен памятный знак.

Беседу вела Вера Смирнова

/ Материал любезно предоставлен редакцией журнала "Балтийский щит".
Использован ряд материалов фотогалереи сайта terijoki.spb.ru.
Дополнительная информация об усадьбе Суур-Мерийоки. /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)





Содержание


 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.