Старые дачи:Дачники
 

Старые дачи::Дачники

Содержание:

Е. В. Смирнова. Усадьба М. В. Крестовской Мариоки: "Луной был полон сад..." (22.03.2016)

Возникновение усадьбы Мариоки связано с событием, которое произошло 28 апреля 1891 года в церкви иконы "Всех скорбящих радость" (современный адрес С.-Петербург, Шпалерная улица, д.35а) – венчанием писательницы М. В. Крестовской и Е. Э. Картавцова - бывшего управляющего Крестьянским поземельным и Дворянским банками.

Фото 1.1. Церковь иконы «Всех скорбящих радость», С.-Петербург, Шпалерная улица, д.35а(1)

Фото 1.2. Иконостас церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», современная фотография

Фото 1.3. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», перенесенная из храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице в Спасо-Преображенский собор(2)

Фото 1.4. Копия иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», установленная в 1868 г. в нише восточной стороны храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице

На лето 1895 года супруги сняли дачу в Териоках: «Дачу наняла в Финляндии, у "брега холодного залива"»(3), а в конце лета приобрели участок и начали строительство дома (согласно архивным данным первый участок был оформлен на Е. Э. Картавцова в марте 1896 г., но фактически работы могли начаться раньше) «... наши милые Мариоки, названные так в честь меня и соседних Терриок, где мы проводили нынешнее лето и благодаря которым узнали и приобрели это место».

Ниже приведена таблица участков, приобретенных Е. Э. Картавцовым в Метсякюля, из которых было сформировано имение "Мариоки"(4). Следует иметь в виду, что приобретенные участки позже дробились, порой неоднократно, на более мелкие, кадастровые номера участков при этом изменялись. К примеру, первый из приобретенных Е. Э. Картавцовым участков с кадастровым номером 4-12 первоначально был выделен из более крупного участка 4-2, а позже был разделен на участки 4-54 и 4-55, последний из которых при смене владельца получил номер 4-67 и был разделен на участки 4-79 и 4-80.

Дата приобретения

Название участка

Номер участка

Дата приобретения

Название участка

Номер участка

1896-03-04

 

4-2->4-12->(4-54, 4-55->4-67->(4-79, 4-80))

1912-04-10

Mannikko 1

4-31->4-52

1896-09-15

Rantala

10-1->10-3->(10-51, 10-52)

1912-04-10

Mannikko

4-31->4-53->4-66

1898-05-16

Marijoki

4-2->4-17->4-63

1912-04-12

Niemela

3-12->3-13

1898-05-16

Jennula

4-2->4-18

1912-04-12

Marijoki

3-12->3-14

1898-05-21

Rajala

4-15->4-20

1912-04-12

Kirkkolantti

4-12->4-54

1898-10-11

Fantasia

10-7->10-13

1912-04-12

Emapalstatila

4-12->4-55->4-67->(4-79, 4-80)

1909-12-18

Marijoki

10-14->10-49

1912-04-12

Sanatoriumintie

4-50->4-56

1910-11-17

Marijoki-pelto

2-4->2-17

1912-04-12

Marijoki

4-50->4-57

1910-11-17

Marijoki-niitty

3-2->3-12

1912-04-12

Sanatorium

10-50->10-53

1910-11-17

Marijoki

4-2>4-50

1912-04-12

Marijoki

10-50->10-54

1910-11-17

Marijoki

10-14->10-50

1912-11-20

Marijokimetsa

4-41->4-58

1911-10-19

Marijoki

2-5->2-18

1929-06-12

Mannikko

4-53->4-66

1912-04-06

Kirkkotantti

10-3->10-51

1929-06-12

Rantala

10-52->10-82

1912-04-06

Rantala

10-3->10-52->(10-81, 10-82)

1929-10-01

Emapalstatila

4-55->4-68

1912-04-10

Kirkkotie

4-31->4-51

1932-08-04

Jenny

10-20->10-93

 

На фрагменте финской топографической карты 1930-х гг. с показанными кадастровыми участками, синим цветом отмечены участки Е. Э. Картавцова.

Фрагмент финской топографической карты 1930-х гг. с показанными кадастровыми участками, синим цветом отмечены участки Е. Э. Картавцова

 

В то время архитектор, если таковой имелся, обычно делал как проект дома, так и общее планировочное решение парка или сада.

В начале лета 1896 года Картавцовы въехали в новую дачу: «Отвечайте мне... Финляндия, жел. дор. ст. Терриоки, Черная речка, дача Картавцова». Работы по отделке дома и разбивке парка продолжались.

Фото 1.5-1.6. Зимний сад. Международная выставка садоводства, 1899 г.(5)

Усадьба обустраивалась всем типичным для русской усадебной жизни: «... у нас рояль, лодки ,шарабан и лошадки... у нас свои коровы», «... и , просидев на маленькой скамейке часа 2 (в верхнем парке над обрывом); ... и какие розы и пионы расцвели в саду, какая земляника зреет в огороде...»

Весной 1900-го года Мария Всеволодовна пишет своей подруге: «Мариоки отделаны окончательно и удивительно похорошели.». Т. Л. Щепкина-Куперник так описывает Крестовскую этого периода: «Крестовская, в эффектной черной шляпке с пером и в меховой пелеринке... Она была очень интересная, стройная женщина с великолепными голубыми глазами, балованная и привыкшая к светскому обществу, муж ее был действительный статский советник и её величали "Ваше превосходительство"»(6).

В 1899 году в С.-Петербурге в Таврическом дворце проводится 3-я Международная садовая выставка, организованная Императорским обществом садоводства. Выставка освещалась всеми Петербургскими газетами. Журнал "Нива" сообщал: «Выставка эта, совершенно небывалая у нас по своим грандиозным размерам, представляла замечательную картину растительного царства всех стран».

Посещение выставки произвело сильное впечатление на М. В. Крестовскую и она пишет: «Приглядевшись на зтот мир цветов, хочу их много-много развести у себя в Мариоках ...».

Но, примерно до 1902-го года парк и сад являются для Марии Всеволодовны фоном для ее жизненного процесса. Она только отмечает красоту сада «...у нас нынче цветение сирени прямо феерическое, огромные грандиозные букеты и весь сад и даже комнаты наполнены ее ароматом». Она поглощена своей личной жизнью. А вот в 1903 г. она уже пишет: «Вот мечтаю уже о весне, о моих Мариоках и их цветах, их будет нынче много, как никогда еще не бывало, и розы, и лилии, и тюльпаны, и ирисы, я отовсюду их повыписывала, одних луковиц посадили более 3000... Это тоже творчество, только чистое и прекрасное». В это же время, когда она в Швейцарии лечится и приходит в себя после личностных потрясений, ей впервые приходит мысль о создании в Мариоках санатория. В конце июля 1903 г.: «Лучшее время Мариок – время роз, цветущих жасминов... оргию роз, что бушевала здесь нынче... не даром же я так ходила за ними все время». Увлекшись всерьез садоводством, она сама ездит за цветами для посадки в Европу: «... какие тюльпаны , я ездила за ними в самый Гаарлем...».

Вершиной развития усадьбы можно назвать 1907 г. В усадьбе проходят значительные работы по обустройству, проводится водопровод по всему дому и саду, ставится фонтан перед домом и "на большом газоне", строится несколько лестниц. Особенно впечатляет описание новой аллеи в нижнем парке: «...по обеим сторонам... посажены непрерывной массой яркие многолетники, маки, флоксы, дельфиниумы и другие, пересекается эта аллея гигантской группой сирени в круглой каменной чаше...».

Т. Л. Щепкина-Куперник писала в одном из писем о парке Мариок: «Нигде не было такой восхитительной сирени, как в Мариокском парке,.. таких огненных азалий, пылавших, как живые костры в июньские белые ночи, таких изящных красивых кленов, пестролистных ясеней, лиственниц...».

В 1908 г. М. В. Крестовскую оперируют в Германии по поводу рака желудка, но в 1910 г. она умирает и по завещанию ее хоронят рядом с ее последним произведением – парком. Для исполнения воли покойной Е. Э. Картавцов приобретает несколько участков земли (участки 4-56, 4-47, 10-53 и ряд других). По проекту скульптора В. В. Лишева, бывшего тогда еще студентом Академии художеств, на могиле устанавливается памятник. Проект выполнен в 1911 году. В 1912 году архитектор И. А. Фомин выполняет проект церкви иконы "Всех Скорбящих радость". Строительство было закончено в 1914 году перед началом Первой мировой войны. И, если бы церковь не была убита, мы имели бы один из лучших образцов неорусского стиля времен ретроспективизма. «Мы констатируем , что храм в Мариоках следует отнести к САМЫМ значительным памятникам неорусской стилизации этого времени, с ним могут сравниться лишь немногие здания и проекты того времени»(7).

Так две Скорбященские церкви вехами стоят на общем жизненном пути М. В. Крестовской и Е. Э. Картавцова.

Фото 1.7. Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в Мариоках и могила М. В. Крестовской. Фото М. Г. Никитина

Фото 1.8. Могила М. В. Крестовской в Мариоках. Фото 1938 г.

Фото 1.9. Колокольня церкви в Мариоках. Фото 1942 г.

Фото 1.10. Иконостас церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Мариоках

Фото 1.11-1.15. Архитектор И. А. Фомин. Проектные рисунки церкви в Мариоки, 1912 г. Слева направо: перспектива храма, первоначальные варианты северного и западного фасадов, западный фасад звонницы, план

После смерти Крестовской усадьбу посещали и некоторое время жили: О. В .Крестовская – сводная сестра М. В., В. И. Икскуль, Т. Л. Щепкина-Куперник с мужем, невестка Крестовской – Марта фон Хаартман. Здесь родился ее внук Игорь. После революции Е. Э. Картавцов эмигрировал во Францию. Марта фон Хаартман покинула Россию весной 1917 года. В 1921 году она посещала Мариоки и в своих воспоминаниях писала об имении: «... было разграблено в революцию и войну, даже оконные рамы были сняты и увезены». В 1924 году дом был продан и разобран, а из материалов построена школа в Койвисто (ныне г.Приморск Ленинградской обл.), которая сгорела во время Зимней войны.

А парк тихо засыпал рядом с могилой своего создателя. Церковь иконы "Всех Скорбящих радость" была взорвана в 1956 г. Скульптурная группа памятника на могиле отсутствовала уже летом 1940 года. А проект санатория Марии Крестовской работы арх. Л. Р. Сологуба так и остался проектом.

Реконструкция плана усадьбы и парка "Мариоки" на топографической основе конца 1970-х - начала 1980-х гг.

Реконструкция плана усадьбы и парка

 

На сегодняшний день планировочное решение усадьбы видится следующим: дом стоял на самом высоком месте у Средне-Выборгского шоссе (фото 2.1, 2.2; на карте - поз.1). Это также подтверждают посадки роз (фото 2.5) и наличие сливного колодца с трубой (фото 2.6 – 2.8).
Пятно застройки располагалось между двумя куртинами старых берез (фото 2.9, 2.10; на карте - поз.2). Скорее всего, фасад дома был увит девичьим виноградом, что было характерно для того времени (фото 2.3).

Фото 2.1. Вид с дороги на усадебный дом

Фото 2.2. Современный вид с Выборгского шоссе

Фото 2.3. Мариоки, главное усадебное здание, вид со двора

Фото 2.4. Возможный вариант планировки придомовой территории усадьбы Мариоки

Фото 2.5. Подвой розы

Фото 2.6-2.8. Сливной колодец

Фото 2.9-2.10. Куртины старых берез

Вдоль дороги (нынешнее Средне-Выборгское шоссе) усадьба была оформлена живой изгородью из караганы (жёлтая акация, фото 2.11) и дерена (свидина, фото 2.12), разросшиеся посадки которых сохранились до настоящего времени. Правее дома располагались посадки роз и сирени (фото 2.13,2-14; на карте - поз.3), также встречаются яблони (фото 2.15; на карте - поз.3).

Фото 2.11. Карагана (жёлтая акация)

Фото 2.12. Дерен (свидина)

Фото 2.13. Куст роз

Фото 2.14. Сирень

Фото 2.15. Яблоня

Далее, вероятно, была хозяйственная зона с теплицей (фото 2.16, 2.17; на карте - поз.4) и плодовый сад, где и сейчас можно увидеть старые яблони (фото 2.18, 2.19; на карте - поз.5).

Фото 2.16-2.17. Остатки фундаментов хозяйственной зоны

Фото 2.18-2.19. Старые яблони плодового сада

Затем , в постепенно понижающейся зоне, выходящей к полукруглой террасе – посадки кустарников, из которых сейчас можно определить бузину (фото 2.20; на карте - поз.6), дерен и черемуху. На всем протяжении этого участка встречаются в большом количестве натурализовавшиеся подвои некогда сортовых роз (фото 2-21,2-22; на карте - поз.6).

Фото 2.20. Бузина

Фото 2.21-2.22. Подвои роз

На краю террасы растет старая липа более, чем столетнего возраста (фото 2.23; на карте - поз.7), которую можно назвать "паркообразующим" деревом, поскольку от нее в разных направлениях до сих пор читаются аллеи (фото 2.24; на карте - поз.8). В сторону моря от липы хорошо просматривается "виста" (фото 2.25; на карте - поз.9).

Фото 2.23. Липа

Фото 2.24. Аллея

Фото 2.25. «Виста»

Парк делится на верхний и нижний. Между аллеей, ведущей от липы на юго-запад к ели и рвом неизвестного происхождения располагается круговая посадка дубов (фото 2.26-2.28; на карте - поз.10). Круговая посадка деревьев отсылает к культу друидов – культу поклонения и обожествления парков. Круговые посадки деревьев у друидов отмечали сакральные места. В парке Мариоки две круговые посадки – дубов и берез у фонтана "над обрывом" (фото 2.29; на карте - поз.11). В конце 19-го – начале 20-го веков были очень популярны различные оккультные течения – мистицизм, спиритизм и т. д. Мария Всеволодовна была очевидно знакома с ними, т. к. в одном из писем она упоминает об огнепоклонниках. Вероятно, места в парке,отмеченные круговыми посадками деревьев, были особо значимы для нее.

Фото 2.26-2.28. Круговая посадка дубов

Фото 2.29. Круговая посадка берез

От старой липы вдоль склона террасы просматривается дорожка, ведущая к более крутой части склона. Здесь можно встретить большое количество старых берез (фото 2.30; на карте - поз.12), впрочем, как и во всем парке. Также можно предположить, что от липы к более высокой части верхнего парка вела дорожка или даже лестница, выходящая к большому углублению (фото 2.31; на карте - поз.13), вероятно, бывшему пруду, оформленная березами и заканчивающаяся посадками чубушника (фото 2.32). У пруда верхнего парка до сих пор растет разросшаяся кустовая липа (фото 2.33, 2.34; на карте - поз.14).

Фото 2.30. Старые березы

Фото 2.31. Углубление пруда в верхнем парке

Фото 2.32. Чубушник

Фото 2.33-2.34. Кустовая липа

Круговая дорожка по склону выходит на дорожку, напоминающую пандус (фото 2.35,2.36; на карте - поз.15) и, плавно огибая склон, выводит к фонтану над обрывом (фото 2.37; на карте - поз.16). Это место оформлено особенно интересно. До сих пор можно видеть венгерскую сирень, на склоне встречается ракитник (фото 2.38). Каменная волнообразная лестница (фото 2.39; на карте - поз.17), ведущая в нижний парк, оформлена лиственницами, березами, кленами. От середины лестницы отходит дорожка, ведущая к "пандусу".

Фото 2.35-2.36. Дорожка-пандус

Фото 2.37. Фонтан над обрывом

Фото 2.38. Ракитник

Фото 2.39. Каменная волнообразная лестница

В парке повсюду встречается интересная особенность – 3 или 4 березы и между ними овальное углубление (фото 2.40, 2.41; на карте - поз.18). Возможно, между березами были посажены сирени, обилие которых отмечается во всех упоминаниях о парке.

Фото 2.40-2.41. Группы берез с овальным углублением между ними

Рядом с фонтаном, напротив круговой посадки берез, над обрывом, вероятно, стояла скамейка, опоры которой видны и сейчас (фото 2.42; на карте - поз.19). От скамьи к дому вела круговая дорожка, проходившая мимо верхнего пруда, пересекавшаяся с широкой аллеей-дорожкой. Около нее находится разросшаяся группа спиреи и пузыреплодника (фото 2.43; на карте - поз.20). Из сохранившихся растений можно отметить также магонию падуболистную (фото 2.44).

Фото 2.42. Опоры скамьи

Фото 2.43. Пузыреплодник

Фото 2.44. Магония падуболистная

От дома в южном направлении вела хорошо читаемая до сих пор аллея, вдоль которой также разрослась спирея. Эта аллея и вела к каменной лестнице в 76 ступеней, которой так гордилась Мария Всеволодовна. В конце аллеи у склона видны остатки опор (фото 2.45; на карте - поз.21), с восточной стороны которых – разросшаяся кустарниковая группа (фото 2.46; на карте - поз.22).

Фото 2.45. Остатки опор

Фото 2.46. Разросшаяся кустарниковая группа

Фото 2.47-2.48. Финские фотографии лестницы

Фото 2.49. Склон на месте лестницы

Местонахождение лестницы подтверждается:
  - описанием М. В. Крестовской;
  - описанием А. Мгберова (см. статью К. Виноградова Сказки и сны Мариок");
  - путеводителем "Карельский перешеек", Лениздат, 1962 год;
  - топографически - уклон лестницы на финской фотографии (фото 2.47, 2.48) совпадает с уклоном рельефа в районе овражка (фото 2.49);
  - схемой приобретений Е. Э. Картавцова – данный участок приобретен до 1910 года.

Возможный вариант устройства лестницы имения Мариоки

Возможный вариант устройства лестницы имения Мариоки. (c) Е. В. Смирнова

В статье К. Виноградова "Сказки и сны Мариок" цитируется письмо М. В. Крестовской своей подруге, в котором она пишет, что в парке Мариок прибавилось несколько лестниц, "из которых одна 76 ступеней с 6-ю площадками, и с которых с каждой открывается изумительный по красоте вид чуть не на 40, верст, если не больше, вокруг, и на каждой площадке стоят по две каменных же скамейки и по огромной клумбе цветов подле них с каждой стороны, а наверху, на самой верхней, огромная полукруглая в греческом стиле, скамья, за которой будет стоять статуя фавна и нимфы, а пока посажены вьющийся виноград и... пламенные азалии, и масса роз. Эта лестница сделана с верхнего парка... в нижний парк. Она опускается у пруда к широкой аллее, по обеим сторонам которой посажены непрерывной массой яркие многолетники, маки, флоксы, дельфиниумы и другие; пересекается эта .аллея гигантской группой сирени а круглой каменной чаше, а заканчивается такой же греческой полукруглой скамьей..."

По склону в этом районе растет натурализовавшаяся жимолость. В нижнем парке у пруда (фото 2.50; на карте - поз.24) сохранились старые березы и спирея (фото 2.51; на карте - поз.23).

Фото 2.49. Пример полукруглой греческой скамьи. Петергоф, Царицын остров

Фото 2.50. Нижний пруд в окружении берез

Фото 2.51. Спирея у нижнего пруда

От дома к памятнику М. В. Крестовской вела аллея, вдоль которой сохранились кусты караганы и несколько кустиков айвы.

По территории парка проходила линия электроснабжения. Остатки столбов-опор указывают на направление к дому (фото 2.52-2.55).

Фото 2.52-2.55. Остатки столбов-опор линии электроснабжения

Невозможно сказать, какие сорта растений высаживала в саду М. В. Крестовская. Некоторые из них могут быть утеряны навсегда.Сохранение старинных сортов – сложный вопрос. Вот несколько фотографий растений, которые можно назвать "привет из прошлого" по аналогии с "письмами из прошлого".

Фото 2.56-2.57. Знаменитые французские сирени селекции Виктора Лемуана – «Конго» (1896 г.) и «Лемуане» (1878 г.)

Фото 2.58. Травянистый пион «Фестива Максима»

Фото 2.59. Ирис германский – его аромат лег в основу духов знаменитой французской фирмы Гермес «Iris»

Фото 2.60. Нарцисс поэтический – один из самых старых нарциссов

 

Данная публикация состоялась благодаря дружеской помощи и участию в предоставлении материалов Е.М. Травиной, Т.Б. Френкель, А.И.Старкова и А.Е. Браво. Спасибо.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Фотография из книги С. Шульца "Храмы Санкт-Петербурга" с сайта sobory.ru
2. Фотография с сайта preobragenskiy.cerkov.ru
3. Здесь и далее цитируются письма М. В. Крестовской к подруге Р. Н. Сафьянниковой
4. Провинциальный архив г. Миккели (Финляндия), журналы земельного комитета Выборгской губернии
5. Фото из брошюры "Таврический дворец", Лениздат, 1988 г. ISBN 5-289-00216-2
6. Т. Л. Щепкина-Куперник. Избранное. Москва, 1954 г.
7. В. В. Седов, доктор искусствоведения, профессор. "Иван Фомин: проект церкви в Мариоках.". Предмет архитектуры. Искусство без границ, Москва.

/ ©  Е. В. Смирнова, 22.03.2016 г.
©  Публикация terijoki.spb.ru, 22.03.2016 г. /

 

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.