Вокзалы.
В начале 1870 года
выборгский купец Павел Яковлев, взявший подряд на строительные
работы, закончил в столице возведение каменного Финляндского вокзала по
проекту гражданского инженера П.С. Купинского.
Здания вокзалов на остальных станциях были построены по проектам
финских архитекторов. Первые станционные здания были деревянными, украшенными
резьбой. На
пригородном петербургском участке их проектировал Вольмер Вестлинг,
далее, на территории Финляндии, - Кнут Нюландер. К моменты официального
пуска железной дороги в сентябре 1870 года все работы по строительству
были завершены.
К началу 20-го века стало ясно, что деревянные вокзальные здания не
соответствуют возросшему объему перевозок.
Грандиозный проект нового Финляндского вокзала, возникший на рубеже века,
реализован не был, зато по всей линии приступили к замене старых
станционных зданий. На самом напряженном пригородном участке решено
было построить каменные, приспособленные для зимнего времени.
Первым, летом 1906 года, был сдан вокзал в Парголове, через два года
завершилось строительство в Шувалове и Левашове. В 1910 году появилась
Ланская, а еще через два года управление Финляндских железных дорог
признало, что и на Удельной "количество путей, а равно и станционное здание
оказались не соответствующими требованиям движения". Работы по ее
переустройству начались осенью 1912 года, но из-за конфликта с Удельным
ведомством задержались до 1915 года. В это время был разработан проект
каменного вокзала в Дибунах, конечной остановке ближних пригородных
поездов, который не был осуществлен.
Автор всех перечисленных сооружений - финский архитектор Бруно Гранхолм
(1857-1930). Он
родился в волости Мюрскюля в семье настоятеля местной церкви. Учился в
Политехническом институте в Гельсингфорсе, который окончил в 1882 году с
дипломом архитектора. Был учеником Теодора Хейера, крупного зодчего
финской эклектики, у которого работал и по окончании учебы.
ГРАНХОЛЬМ, БРУНО ФЕРДИНАНД (GRAHNHOLM, BRUNO FERDINAND)
1857 - 1930, архитектор, родился в Мюрскюля, Финляндия.
В 1882 г. закончил Политехнический институт в Хельсинки. Архитектор Главного
управления железных дорог Финляндии (с 1892), главный архитектор водных
сооружений (с 1895).
Основные постройки: В Хельсинки: дом на Лайвастокату, 16 (1901-1902),
дом "Семафор" (1903). Вне Хельсинки: здания станций Финляндской железной
дороги Шувалово (1898), Озерки (1902), Парголово (1906), Левашово (1908),
Ланская (1910), Удельная (1915), Раяйоки (1917, не сохранилось), вокзал в
Терийоках (в наст. вр. Зеленогорск) (1917, перестроен в 1950-м
А.А.Гречанниковым).
( по материалам сайта А.Мамлыги "Национальный романтизм в архитектуре Хельсинки и Тампере" )
Студентом Гранхолм проходил практику в железнодорожных мастерских, а
после того, как в 1892 году стал архитектором Главного управления железных
дорог Финляндии, целиком посвятил себя проектированию сооружений этого
назначения. За три десятилетия архитектурной практики Гранхолм возвел в
Финляндии десятки станций, отличающихся простотой, функциональностью,
экономичностью и своеобразной трактовкой архитектурных форм модерна.
|
Вокзал в Парголове |
|
Вокзал в Шувалове |
Вокзал в Парголове напоминает средневековый замок в миниатюре: башни с
чешуйчатой кровлей, узкие окна-бойницы, срезанный щипец в центре. Это -
одна из первых в России построек из силикатного кирпича, светлый тон
которого хорошо подчеркивали детали из темно-красного клинкера .
Вокзал в Шувалове близок к образцам "кирпичного стиля" XIX века; о модерне
напоминает лишь расположение окон, расширенных в пассажирском зале и
узких, взбегающих ступеньками вдоль пролетов лестниц.
|
Вокзал в Ланской |
|
Вокзал в Удельной |
Ланская демонстрирует рациональную ветвь "нового стиля". Здание,
прислоненное к высокой железнодорожной насыпи, предельно аскетично. Его
выразительность достигается строгим геометризмом объемов,
живописно-асимметричным силуэтом и ритмом оконных проемов: прихотливо
разбросанные по глади стен, они отражают внутреннюю структуру здания.
Рациональность свойственна и импозантному зданию Удельной, сдержанный
облик которого обогащает плавная "барочная" линия карниза.
Вокзалы в
Ланской и Удельной уникальны для предреволюционной архитектуры
Петербурга и предвосхищают искания функционализма 1920-х годов.
На станциях в Парголове, Шувалове и Левашове сохранились
кессонированные потолки темного дерева, прекрасные изразцовые камины,
двери в стиле модерн, металлические оправы для часов, зонтики над входом.
Нельзя сказать, чтобы художественное убранство тщательно сберегалось.
Уцелело оно скорее по случайности, о чем говорят утраты последних лет:
разобранные камины на втором этаже в Парголове, закрашенные печи в
Левашове, пропавшие из пассажирского зала в Шувалове часы...
Несмотря на это, станционные вокзалы - хорошо сохранившиеся памятники
северного модерна. Бруно Гранхолм воплотил в них лучшие достижения этого
стилистического направления: "целесообразность плана, пластичность
объемного решения, чистоту плоскостей и линий". Интересны они и как
образцы "утилитарной" архитектуры, которая все более привлекает внимание
исследователей. В 1987 году Государственная инспекция по охране
памятников взяла станции на учет.
Литература:
1. А.В.Кобак "Ансамбль за окнами электрички." ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПАНОРАМА
N 1 1988 с. 34,35.
Добавьте Ваш комментарий :
Комментарии
|
1. 2006-02-05 15:50:47 Дмитрий ()
Это очень хороший материал!Спасибо за публикацию!!