Железная дорога:Подвижной состав : Моторвагонный состав

Железная дорога::Подвижной состав::Моторвагонный подвижной состав

Содержание:

Ретро-«Лахта»

2 января 2023 года состоялся первый рейс туристического электропоезда «Лахта» по маршруту Санкт-Петербург – Выборг и обратно, проложенному необычным образом – с заездом на станции и остановочные пункты Приозерского направления, наиболее популярные у любителей лыжного спорта. Мероприятие широко и заблаговременно освещалось в разнообразных средствах массовой информации, поэтому недостатка в пассажирах этот поезд не испытывал.

В качестве подвижного состава на маршруте был задействован электропоезд ЭР2К*-980, построенный в 1972 году Рижским заводом в десятивагонной составности. Ещё несколько лет назад эту электричку можно было увидеть на железнодорожных станциях и перегонах Карельского перешейка. В частности, она использовалась в качестве дополнительного поезда сообщением Санкт-Петербург – Советский, назначаемого на участке «Большой Приморки» в летний период по выходным дням. Правда, в ней тогда было уже только шесть вагонов. Затем последовала капитальная реконструкция с возвращением, насколько это было возможно, исторического облика и доведением составности до изначальных десяти вагонов. При этом, внутреннее оборудование пассажирских салонов претерпело существенные изменения из-за необходимости обеспечить пассажирам-туристам должный уровень комфорта с учётом современных требований. Работы были выполнены в моторвагонном депо СПб-Балтийский. В силу ряда причин, в состав 980-й пришлось включить несколько вагонов, взятых от других поездов той же серии ЭР2, что заметно по написанию бортовых номеров на кузовах и внутрисалонных табличках этих вагонов.

Один из последних рейсов электропоезда ЭР2К-980 на тепловозной тяге по “Большой Приморке” в сезоне 2014 года. Зеленогорск, 6-й путь. Тепловоз уже отцеплен, электропоезд готов к отправлению на СПб. Фото: Д. Верёвкин, 28.08.2014 г.

Ушково. ЭР2К-980 на тепловозной тяге следует из Советского в Зеленогорск. Фото: Д. Верёвкин, август 2010 г.

Электропоезд ЭР2-К-980 на станции Ладожское Озеро. Фото: А. Шомин, 06.10.2018 г.

График следования туристического электропоезда был составлен так, чтобы полный оборот состава не захватывал ночного времени, но при этом длительность стоянки в Выборге позволила бы отдохнуть локомотивной и поездной бригадам перед обратным рейсом. Отправление с Финляндского вокзала г. Санкт-Петербурга происходило в 8 час. 30 мин. Далее электропоезд шёл по Приозерскому направлению, останавливаясь лишь на «лыжных» станциях и платформах – Токсово, Кавголово, Орехово и 69 км (вблизи горнолыжного курорта Игора). Слухи о строительстве специальной временной платформы прямо напротив «Игоры», в пределах 70 км перегона Орехово-Сосново, не оправдались. Начавшиеся было работы по монтажу временных конструкций свернули, и пассажиров от существующей платформы 69 км до «Игоры» и обратно возил автобус, временно назначенный на дни курсирования «Лахты».

Проследовав техническую станцию Лосево-1, ретро-электропоезд отклонялся на построенную несколько лет назад грузовую линию Лосево-Каменногорск. Следующая остановка для посадки-высадки пассажиров была в Каменногорске, где «Лахту» уже ждала согласованная для пересадки скоростная «Ласточка» сообщением СПб – Сортавала. И наконец, пройдя ещё 40 километров по исторической Карельской железной дороге, маршрут поезда заканчивался за пять минут до полудня в Выборге. Обратный путь пролегал точно так же, с теми же остановками, прибытие на Финляндский вокзал г. Санкт-Петербурга происходило по графику ровно в 21 час.

На первом ретро-электропоезде проехал наш постоянный автор, железнодорожник из г. Выборга Владимир Шефер. Вот каковы его впечатления от поездки:

Из Выборга до Питера добрался на утренней «Ласточке» отправлением в 6 час 56 мин. Проезжая мимо электродепо ТЧ-20, узрел "Лахту", и пока шёл по первой платформе от «Ласточки» и переходил к 9 пути, откуда должно было быть отправление, эта самая ретро-штука пришвартовалась полная огней. Народ неистовствовал, все купе были заняты, хотя общая заполненность вагонов составляла примерно 60% от максимально возможного. На остановке 69 км вошла в вагон и расположилась на скамейке рядом со мной супружеская пара, ехавшая до Выборга.

Поезд шёл быстро до Лосева, а далее – не более 60 км/ч, трижды тормозили ни с того ни с сего (предполагаю, происходил сбой кодов локомотивной сигнализации). После станции Дружное наименования остановочных пунктов исчезли, хотя Озерское успел прочесть на здании. Там же обнаружилось наличие людей, увидел дымок из трубы.

В районе входного светофора станции Каменногорск вновь было значительное торможение, далее на станцию въезжали со скоростью не более 20 км/ч.

Опоздали с прибытием в Каменногорск мы минут на десять. Сортавальская «Ласточка» уже ожидала в сцепе с тепловозом. А отправились на 12 минут позднее расписания, при этом «Ласточка» ещё стояла.

По пути следования почти никто из вагонов не выходил, все ехали до Выборга. Всю дорогу из вагона в вагон фланировали пятеро телевизионщиков, снимали сюжет про «Лахту» для 78 канала. Молодёжь и взрослые наслаждались горячими напитками, бутербродами и сластями в следующем от нас 7-м вагоне.

На одном из фото видна табличка с номером вагона «7», как в дальних поездах, но здесь - совсем бесполезная нумерация, как оказалось. Граждан несколько раз громко зазывали посетить вагон-бар в 4-м вагоне, куда народ устремился, оказалось же, что это совсем не бар, а обычный вагон, где работники общепита расположились у стола с розеткой для включения чайника. И вагон этот не четвёртый по ходу движения, а седьмой, согласно той самой табличке. Четвёртый же он с хвоста.

По вагонам блуждали Деды Морозы с внучками-Снегурочками и другими сопровождающими лицами. Все находились в приподнятом громком состоянии, поскольку прокатиться на этом поезде собрались чуть ли не все любители железных дорог.

Вообще, среди пассажиров этого поезда нельзя было выделить какую-то определённую возрастную категорию. Ехало много подростков, отроков и юношей. Но также были и взрослые пары, и семьи с детьми. Не было только лыжников - лыжные стойки всю дорогу оставались совсем пустые.

Поездная команда была одета в форму 1980-х годов, машинист и начальник - в фуражках. Билеты проверяли два молодых человека тоже в форме 1980-х годов с пришитыми петлицами и "птичками" на левой (!!!)** стороне груди.

До Выборга машинист все 12 минут нагнал, прибыли вовремя.

По дороге водители на переездах и железнодорожники с обочин и из окон «дежурок» с большим интересом следили за проходом этого многочисленно лампированного, с занавесками и украшениями поезда.

**************************

Вот такой необычный поезд появился в январе 2023 года на участках железных дорог Карельского перешейка. И пусть его эксплуатация на маршруте до Выборга является временной и более напоминает некий новогодний аттракцион, чем поезд как средство сообщения между начальным и конечным пунктами, всё же это событие стало очень важной вехой в местной железнодорожной истории. Впервые по новому участку Лосево-Каменногорск, запущенному в эксплуатацию пять лет назад как грузовой обход основной Выборгской трассы, началось движение общедоступных пассажирских (пригородных) поездов. Любой желающий может прийти в кассу, купить билет и отправиться в путешествие по линии, куда раньше обычному пассажиру добраться было не на чем. Может быть, успешная эксплуатация ретро-электрички станет тем отправным рубежом для дальнейшего освоения недавно построенного участка Лосево-Каменногорск в плане организации там регулярного движения электропоездов. Также, по мнению авторов, давно назрел вопрос перевода на электротягу пригородных поездов участка Выборг-Каменногорск. Всё необходимое техническое оборудование, включая недавно построенные высокие пассажирские платформы, для этого есть.

 

Примечания:
* Буква «К» в обозначении серии говорит о прохождении данным электропоездом капитального ремонта с продлением срока службы. Первоначально обозначение серии этого электропоезда записывалось как «ЭР2» (Электропоезд Рижский, 2-й тип).
** Ношение эмблемы железных дорог «колесо с крыльями» (в просторечии – «птичка») на левой стороне форменной одежды есть грубое нарушение традиций советского времени. «Птичку» закрепляли на форменный китель только справа.

 © Дмитрий Верёвкин, Владимир Шефер. Январь 2023 г.
 © Публикация terijoki.spb.ru, 05.01.2023 г.

Ретро-электропоезд ЭР2К-980 «Лахта». Перед отправлением с 9-го перронного пути станции СПб-пассажирский-Финляндский. Фото: Шефер В.Д.

Бортовой номер одного из вагонов. Фото: Шефер В.Д.

Бортовой номер одного из вагонов. Фото: Шефер В.Д.

Порядковый номер одного из вагонов. Фото: Шефер В.Д.

Внутренний интерьер одного из вагонов. Фото: Шефер В.Д.

Общий вид санузла. Фото: Шефер В.Д.

Внутренний интерьер одного из вагонов. Фото: Шефер В.Д.

Новогодняя тематика на оконном стекле. Фото: Шефер В.Д.

Оконный стеклопакет и форточка. Фото: Шефер В.Д.

Ретро-электропоезд ЭР2К-980 «Лахта». Промежуточная стоянка по станции Каменногорск. Фото: Шефер В.Д.

Ретро-электропоезд ЭР2К-980 «Лахта». Промежуточная стоянка по станции Каменногорск. Фото: Шефер В.Д.

Ретро-электропоезд ЭР2К-980 «Лахта» прибыл на станцию Выборг-пассажирский. Фото: Шефер В.Д.

Ретро-электропоезд ЭР2К-980 «Лахта» прибыл на станцию Выборг-пассажирский. Фото: Шефер В.Д.

Ретро-электропоезд ЭР2К-980 «Лахта» прибыл обратным рейсом из Выборга на 9-й перронный путь станции СПб-пассажирский-Финляндский. Фото: Д. Верёвкин

Ретро-электропоезд ЭР2К-980 «Лахта» прибыл обратным рейсом из Выборга на 9-й перронный путь станции СПб-пассажирский-Финляндский. Фото: Д. Верёвкин

^ вверх

 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.