Вокзал Терийоки 30 ноября 1939г. Начало Зимней войны.
  
Рассказ из первых уст всегда звучит достовернее. Георг Берг, рапорт которого 
мы представляем  читателям, в 1939 году был начальником станции Терийоки.  
В январе 1940 года был написан этот документ, направленный в  управление путей 
сообщения. Он лаконичен по стилю, но повествует о первых минутах Зимней войны 
и несёт в себе дыхание того тревожного времени..  
Издан в финском железнодорожном журнале "Resiina" 02-2000.
 
 
- Имею честь сообщить о последних событиях в Терийоки.  
29 Ноября работали как обычно. От военных не получили никаких уведомлений об 
обстановке. Ночь 29.11  30.11 прошла спокойно. Ночная смена в билетной кассе 
досталась барышне Эльзе Итконен.
 
Пассажирский поезд N 248 отправился из Терийоки вовремя (6.40). 30 числа 
примерно в 7.00 на смену заступил практикант Рихард Тиркконен. Я находился в 
своей квартире, когда в 7.00 позвонил мне по телефону Тиркконен:  "Стреляют!" 
В то же мгновение первый снаряд пролетел над станцией. Канонада доносилась с 
разных направлений от границы.  Бросился  вниз в контору. Достал из сейфа 
деньги и бухгалтерские книги, загодя  уже упакованные в ящик. Закрыл сейф. 
Тиркконен сообщил, что по цепи передали: - "можем уходить". Отправился на 
перрон посмотреть обстановку. Снаряды частью рвались в воздухе, другие падали 
на землю. В  сам вокзал попаданий не было. 
 
Кроме железнодорожников и людей из 
подразделения  обслуживания дороги и складов, на станции скопилось много 
гражданских лиц, и прибывали всё новые. Принялся разыскивать среди 
железнодорожников табельщика второго класса Аарне Ахола. Пошёл в контору 
просить Тиркконена позвонить в контору грузоперевозок, поскольку Ахола обычно 
ночевал там. Тиркконен сказал, что незадолго, до семи часов Ахола звонил и 
просил идти послушать радио. Теперь телефон не отвечал. Я решил, что Ахола 
отправился домой в деревню и поэтому отсутствовал. 
 
 
  
    
 |  
Пассажирский вагон серии "Е" (слева, за паровозом)  |  
 
К нашим услугам на станции 
оставался маневровый паровоз, один маленький вагон серии Е (пассажирский), а 
также несколько крытых грузовых вагонов, из которых сформировали поезд. 
Штатный поезд со станции Раяйоки, который ночевал в Терийоки, ушёл в 7.05. 
Всех людей, находящихся на станции, погрузили в вагон Е и грузовые. Было решено 
отправляться между 7.30 и 8.00. Хотя мы и проводили заблаговременно тренировки 
на случай подобной ситуации, волновались всё же очень сильно и хочу отметить, 
что из конторы начальника станции прошли специальные тренировки лишь Тиркконен 
и ваш покорный слуга. Нам нужно было спасти большое количество людей и очистить 
пристанционную территорию от всех лишних под сугубо военные нужды. Понятно, что 
нужно было оставить запас вагонов и т.д. По грузовым перевозкам я не имел 
представления о вагонах и количестве товаров. 
 
  
    
 |  
Грузовой вагон серии "G"  |  
 
 Конечно, на складах пакгауза было приготовлено к отправке много грузов. В 
отделе срочных грузов на путях остался гружёный  вагон серии Gt. Отправитель  
привокзальный ресторан. В пакгаузе для срочных грузов товаров осталось не 
много. Часть их и прибывшие посылки были спасены. На всё это составлен список, 
куда занесены и  некоторые предметы оборудования. Был также спасён вагон N 39058, 
с оборудованием,  вывезенным из Оллиа, Канерва и  Келломяки. В Выборге я 
попросил отправить этот вагон дальше  на Миккели, и передал ключи начальнику 
станции Каартинену. Вагон терийокского полицейского управления N 51991, 
который также прибыл в Выборг, был на попечении местного констабеля.  Спасена 
бухгалтерская книга, часть печатной продукции, набор посылочных штемпелей, 
чеки оплаченных возвратов (13.190)  и деньги 4.886:45, (всё это ещё у меня). 
Активы Национального Акционерного банка  50.000:  - передал под расписку 
кассиру в Миккели. У практиканта Тиркконена  была разменная касса с выручкой 
500: - и собственная касса с выручкой в 400:- а также билеты за 29.11. 
Попросил Тиркконена отправить деньги в Миккели. 
В заключение хочу отметить, что практикант Рихард Тиркконен, в опасный для 
Терийоки момент, работал спокойно и во всём образцово, от чего мне была 
большая помощь.
  
Георг Берг. 
Начальник станции Терийоки.
 
P.S. 
Почтовый поезд N 4 Раяйоки  Хельсинки, с ухудшением ситуации на границе, 
отправился из Раяйоки раньше срока по расписанию и потому ночевал в Терийоки. 
Почтовый поезд N 7, шедший в направлении  границы, развернулся в Райвола.
 
Ещё одно отступление: - "1 Декабря 1939 года в гор.Терийоки (Восточная 
Финляндия) по согласованию левых партий и восставших солдат образовалось новое 
правительство  правительство Финляндской Демократической Республики..." (из 
публикаций в советской прессе).
 
/ Публикация подготовлена Дмитрием Шитовым /
 
  
Добавьте Ваш комментарий :
Комментарии
 
 
 
	 
         | 
    
1. 2005-10-28 12:42:58 Никита ()
Спасибо. Очень интересно и познавательно!