Железная дорога:Вокзалы : Озерки

Озерки.

 

От старого здания вокзала в Озерках сейчас остался только кирпичный первый этаж. Верхняя деревянная часть сгорела в 1993 году. Не сохранился и пешеходный мост через пути.

Озерки. 1914 год. Из коллекции О.С.Владимирского

 

Из коллекции М. Браудзе

Озерки, 1991 г. Фото Д. Верёвкина

Озерки, апрель 1987 г. Фото с сайта http://vaunut.org

Озерки, 2007 г. Фото М. Браудзе

1991-й год был последним, когда вокзал станции Озерки использовался по прямому назначению. В 1992 - 1993 году здание вокзала было арендовано коммерсантами. По некоторым сведениям, здесь располагалась швейная мастерская. Вскоре в здании произошёл пожар, в результате которого сгорел деревянный второй этаж. В дальнейшем, над оставшимся первым этажом была сделана новая крыша.

Из статьи В. Н. Свешниковой "ЛИНИЯ РИХИМЯКИ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ФИНЛЯНДСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (от Санкт-Петербурга до Белоострова)":

В связи с расширением строительства дач, в частности в районе трех Суздальских озер, на землях, принадлежащих графу Шувалову, стали обременительными условия 30-летней аренды, по истечении которой постройки на участках переходили в собственность графа.

Обращение отдельных арендаторов к владельцу с просьбой о продаже участков не возымело действия.

Наследники графа Шувалова предложили купить не отдельные участки, а всю принадлежащую им территорию у трех Суздальских озер в 15 десятин 1200 квадратных саженей за 350 000 рублей. Таким образом в 1877 году образовалось "Товарищество на паях для устройства дачных помещений" в 70 паев, выкупившее эту местность. Оно занималось не только строительством дач, но и благоустройством территории и другой общественно-полезной деятельностью.

Станция Озерки была построена в связи с открытием между двух озер - Среднего и Верхнего - Озерковского театра с концертным залом, рестораном, эстрадой, где звучала концертная музыка и играл военный оркестр. На горке возвышалась башня, с которой открывался вид на окрестности. В театре устраивались семейные вечера, ставились любительские спектакли, в частности для детей. Арендовали театр и профессиональные артисты. Здесь же, близ Большой озерной улицы, была организована лечебница доктора В. И. Афанасьева "для пользования различного рода ваннами (серными, паровыми, солеными и др.), душами, растиранием, массажем, лечебной гимнастикой, минеральными водами для страдающих нервными, хроническими и худосочными болезнями" . Рядом, на Береговой улице, появился амбулаторный пункт А. А. Оппенгейма. На Большой Озерной, на месте современного кинотеатра "Озерки", был сад Браунса с летним залом, скетинг-ринком, тиром и эстрадой, впоследствии носивший название "Шантеклер". Озерковский театр славился концертами, спектаклями, привлекая большое число зрителей, приезжавших специально из Петербурга.

Все это и послужило причиной появления специального стационарного здания, которое соединялось с территорией театра и лечебным комплексом крытой галереей, так называемой аллеей Оппенгейма. Здание станции Озерки было построено по проекту Бруно Ф. Грангольма в 1902 году. Вокзал был двухэтажным. Первый этаж, занятый служебными помещениями, был каменным, фасад выполнен облицовочным кирпичом. Оконные проемы разные по форме и размерам с клинчатыми перемычками. Над входами металлические кованые зонтики. Второй этаж деревянный, рубленный с облицовкой вагонкой, которая создавала рисунок из обшивки. По обшивке накладные деревянные детали имитировали фахверковую конструкцию. Здание со стороны перрона имело симметричный плоский фасад с небольшими креповками первого этажа и с повышенной средней частью второго этажа.

Фасад в сторону озер отличался асимметричной живописной компоновкой объемов, имел характерную расстекловку оконных переплетов, форму и расстекловку дверей. Активную роль играли слуховые окна на кровле. Между первым и вторым этажами выявлялся уступ, который был завершен горизонтальной тягой - карнизом над объемом первого этажа. Цоколь и ступени входов - из гранита.

На территории станции сохранилось одноэтажное здание каменной сауны. Здесь же были и служебные постройки, обозначенные на генплане проекта. Здание сгорело в 1993 году, но авторский проект фасадов, генплан архитектора Бруно Грангольма, инвентаризационные планы и фотографии дают возможность воссоздания вокзала в полном объеме, так как он был построен без отступлений от разработанного архитектором проекта.

/ Последнее обновление от 16.03.2009 /

 

Дмитрий Верёвкин. От «парового трамвая» Петра Авенариуса до Малой Октябрьской (детской) железной дороги в Озерках

Современные электрички Зеленогорского направления останавливаются на платформе Озерки лишь на полминуты, а скоростные Выборгские «Ласточки» и вовсе проносятся мимо с высокой скоростью. Их пассажиры, в большинстве своём, даже не представляют, что, кроме этого стандартизированного остановочного пункта, в Озерках когда-то была ещё одна станция, со своим вокзалом и необычным подвижным составом. А потом, после тридцати лет забвения, та станция возродилась, но уже в узкоколейном варианте, и обслуживали её школьники-подростки. Зачем же потребовалось прокладывать в Озерки ещё одну железнодорожную линию?

В конце XIX века дачная местность в районе Суздальских озёр пользовалась у петербуржцев большой популярностью. Железнодорожные станции Озерки и Шувалово Финляндской железной дороги перестали справляться с возраставшим год от года пассажиропотоком потому, что через них проходило недостаточное количество поездов, ограниченное техническими возможностями того времени. На это обстоятельство обратил внимание российский инженер и предприниматель, тайный советник Пётр Александрович Авенариус, который планировал в конце 1880-х г.г. приступить к строительству ширококолейной (1524 мм) Сестрорецкой Приморской железной дороги. Поскольку эта линия была полностью частным предприятием, и Авенариусу приходилось самому изыскивать деньги на её строительство, Пётр Александрович применил совершенно правильный коммерческий ход – первым построить короткий участок, который после открытия по нему движения поездов, сразу мог бы начать приносить прибыль. Таким участком стала семикилометровая Озерковская ветвь Сестрорецкой Приморской железной дороги, сданная в эксплуатацию 23 июля 1893 года. Начинаясь от Приморского вокзала в Новой Деревне, от которого через год пошли поезда и на Сестрорецк, Озерковская ветвь устремлялась на север и подходила к дачной местности в районе Суздальских озёр примерно посередине между платформой Озерки и станцией Шувалово Финляндской железной дороги. На трассе ветви было организовано три остановочных пункта (Скачки, Графский павильон, Садки) и один разъезд (Коломяги). Конечная станция ветви называлась Озерки, но с одноимённым линейным пунктом Финляндской железной дороги никакой связи не имела.

Для перевозок пассажиров по Озерковской линии использовался специфический подвижной состав, характерный для систем городского «парового трамвая» (промежуточный этап между конкой и обычным, электрическим трамваем). Его особенности отлично знал Петр Авенариус, который ранее был членом правления и директором-распорядителем Невской пригородной конно-железной дороги, переведённой в 1880-х г.г. на паровую тягу. Малогабаритные паровозы и такие же короткие двухосные вагончики хорошо вписывались в крутые кривые рельсовой колеи, проложенной в условиях городских улиц. Путевое развитие станций также не требовало больших площадок. Эти свойства пригодились и на Озерковской ветви, половина которой проходила по достаточно плотно застроенному уже в то время району Коломяги.

Почти вся трасса линии пролегала по равнине. Исключение составлял короткий участок перед разъездом Коломяги, где миниатюрные поезда штурмовали 26-тысячный уклон, взбираясь на Литориновый уступ (берег древнего моря). У проектировщиков линии этот уклон не вызывал особых опасений, так как неподалёку точно такие же поезда Лесной линии парового трамвая, открытой в 1886 году, уверенно справлялись с преодолением аналогичного подъёма на Большом Сампсониевском проспекте, у железнодорожной станции Ланская.

Паровозик Приморской ж.д. проходит мимо храма Дм. Солунского в Коломягах. Около 1910 г. Из коллекции С. Ренни

Вокзал и станция Коломяги Озерковской ветви Сестрорецкой Приморской железной дороги. Репродукция открытки 1900-х г.г.

Грузового движения по Озерковской ветви Сестрорецкой Приморской железной дороги практически не было. Но даже и без него линия работала в достаточно напряжённом ритме – поезда ходили часто, а их вагоны почти всегда были переполнены. На конечной станции в Озерках к открытию движения возвели деревянное здание вокзала, располагавшееся за тупиками станционных путей. Его конструкция была аналогична такому же зданию на главной станции в Новой Деревне. Пассажиры, вышедшие из вагонов на деревянную платформу, проходили по ней внутрь вокзала, не пересекая ни одного станционного пути, что уберегало их от возможного травмирования маневрирующим паровозом. С другой стороны вокзала был переезд Финляндской железной дороги. Этот переезд сохранился до наших дней (по нему проходит автобус 38-го маршрута), а коротенькая улочка, ведущая к нему со стороны Среднего Суздальского озера, называется Приморская. Так через века сохраняется память о существовавшей здесь когда-то Озерковской ветви Сестрорецкой Приморской железной дороги.

А в начале прошлого, XX века в вокзальном ресторанчике любил бывать поэт Александр Блок, который часто ездил по Озерковской линии на загородные прогулки. Именно эти шлагбаумы переезда Финляндской железной дороги, хорошо видимые из окна ресторанного зала, упомянуты в его знаменитом стихотворении «Незнакомка»:

«…И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки…»

В конце стихотворения проставлена дата – 24 апреля 1906, и место – Озерки. Увы, уже в следующем, 1907 году вокзальное здание сгорело. Пришлось строить новое, на менее удобном месте, сбоку от станционных путей. Изменился в худшую сторону и вид пассажирской платформы. Вместо повышенной, с дощатым настилом (которую, очевидно, также не пощадил огонь), устроили некое подобие платформы из песка, лишь со стороны пути ограниченную деревянным брусом. Чуть южнее нового вокзала, также у кромки станционной площадки, стоял служебный жилой дом. Он хорошо заметен на фотографии 1910-х г.г. Это здание, сохранившееся до наших дней, иногда ошибочно принимают за бывшее вокзальное. Однако, настоящий второй вокзал станции Озерки Приморской ж.д., в советское время переделанный под жильё, уже к 1980-м г.г. пришёл в ветхое состояние и был разобран.

Первый вокзал станции Озерки частной Сестрорецкой Приморской ж.д. Начало 1900-х г.г., репродукция открытки издательства Ришар.

Второй вокзал станции Озерки частной Сестрорецкой Приморской ж.д. Фотография нач. 1910-х г.г.

В 1914 году, когда началась Первая Мировая война, в целях улучшения обороноспособности северного берега Финского залива была организована непосредственная связь Сестрорецкой Приморской железной дороги с основной железнодорожной сетью Российской Империи. Для этого между станцией Озерки Сестр. Прим. ж.д. и станцией Шувалово Финляндской ж.д. уложили короткую соединительную ветку. Эта мера вряд ли могла считаться действенной и исчерпывающей, ведь Сестрорецкая Приморская железная дорога по своей сути не была предназначена для серьёзного грузового движения и пропуска стандартного подвижного состава Имперских ж.д. Неизвестно, как часто и с какими последствиями для технических обустройств Озерковской и Сестрорецкой веток происходило такое движение. В документах того времени упоминается лишь о пропуске по веткам отдельных грузовых вагонов и о возникавших при этом трудностях.

Октябрьская революция 1917 года и последовавшие за ней катастрофические события коренным образом изменили привычный ход жизни Петрограда и его пригородов. В 1918 году пассажирское движение по Озерковской ветви Сестрорецкой Приморской железной дороги было остановлено. Через шесть лет начался демонтаж рельсов, а в 1927 году Озерковская ветвь полностью прекратила своё существование. Но, спустя много лет, гудки локомотивов снова огласили окрестности Коломяг. И произошло это по совершенно неожиданной причине.

* * * * * * * * * *

Железные дороги – стержень государства. Это хорошо понимали руководители Советского Союза. В 1930-е годы, когда высокими темпами проводилась индустриализация страны, от железнодорожного транспорта потребовалась значительно более интенсивная работа, чем это было в прежние времена. Строились новые линии, модернизировались существовавшие ранее. В этих обстоятельствах на многих участках сети возникла проблема кадров, недостаточного количества специалистов-железнодорожников, в том числе и массовых профессий. Одним из путей её решения (конечно, в долгосрочной перспективе) стало привлечение на транспорт учащейся молодёжи. Для этого в середине 1930-х г.г. во многих городах СССР стали открываться детские железные дороги, на которых школьники 5-10 классов обучались под руководством опытных инструкторов азам железнодорожных профессий. Затем, обретя интерес к этому виду деятельности, юные железнодорожники поступали в специализированные учебные заведения и, окончив их, вливались в трудовые коллективы «взрослых» железных дорог. Типичная детская железная дорога представляла собой обособленный участок узкой колеи, в большинстве своём, шириной 750 мм. Это было связано с меньшими, по сравнению со «взрослой» дорогой, габаритами узкоколейки, а значит, и с меньшим весом деталей и приспособлений, с которыми могли бы управляться дети без вреда для здоровья. В 1939 году НКПС СССР издал постановление о строительстве детской железной дороги и на территории Ленинграда.

Первоначально детскую дорогу предполагалось разместить на южных окраинах города (существовало два варианта трассы). Но эти планы так и остались нереализованными. Сначала было упущено благоприятное время в 1939 году, - это произошло из-за того, что на Ленинградском железнодорожном узле продолжалось масштабное строительство новой сортировочной станции Шушары и усиление подходов к ней, а для работ на трассе будущей детской железной дороги не оставалось ни средств, ни техники, ни людей. Затем началась Советско-Финляндская война. После её окончания на Октябрьской ж.д. велись срочные работы по восстановлению железнодорожной сети новых районов Карельского перешейка, отошедших к СССР, а также по увеличению пропускной способности правобережной части Ленинградского узла. Вопрос о начале строительства детской дороги опять пришлось отложить. Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война перечеркнула все планы, и в итоге, детская железная дорога появилась в Ленинграде только в 1948 году. По новому проекту, восьмикилометровую линию узкой колеи (750 мм) с тремя станциями – Озёрная, Зоопарк и Кировская, построили на севере города, с частичным использованием трассы разобранной Озерковской ветви бывшей Сестрорецкой Приморской железной дороги (от Озерков до окончания спуска с Литоринового уступа в Коломягах). Объекту присвоили наименование «Малая Октябрьская железная дорога имени XXX-летия ВЛКСМ».

Перед началом летнего сезона 1965 года трассу детской дороги значительно уменьшили, ликвидировав перегон Зоопарк – Кировская. Длина оставшейся части составила 3 км 100 м. Тогда же между оставшимися станциями Озёрная и Зоопарк (с 1969 г. - Пионерская) построили промежуточный разъезд Юный. А в 1992 году от линии «отрезали» ещё километр, и Юный стал конечной станцией. В таком усечённом виде Малая Октябрьская железная дорога в Озерках пребывает и поныне. Попытка расширения трассы в северном направлении с использованием трёхниточного пути «большой» железной дороги через станцию Шувалово и далее в сторону улицы Академика Харитона, предпринятая в 1999 году, к сожалению, оказалась неудачной.

История проектирования, строительства и эксплуатации детской железной дороги города Ленинграда/Санкт-Петербурга в период 1948-2006 г.г. подробнейшим образом описана в фундаментальном труде московского исследователя истории железных дорог Дмитрия Вячеславовича Сутягина «Наши детские железные дороги» (том 1, главы 23 и 24, стр. 273-329), вышедшем в издательстве «Железнодорожное дело» в 2008 году. Поскольку Малую Октябрьскую ж.д. лишь весьма косвенно можно отнести к понятию «Железные дороги Карельского перешейка», подробный пересказ всей истории развития этой линии в рамках раздела «Железная дорога» нашего сайта не предусмотрен. В качестве дополнительных материалов по данной тематике, вниманию читателей предлагается подборка фотоматериалов и копий документов, зафиксировавших отдельные моменты повседневной жизни Малой Октябрьской (детской) железной дороги в Озерках.

Переход к альбому фотографий Малой Октябрьской (детской) железной дороги

Переход к альбому документов Малой Октябрьской (детской) железной дороги

/ ©Д. Верёвкин, май 2020 г. /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

Комментарии

1. 2008-11-06 18:08:24 Алексей Булыгин (peredonov@mail.ru)
Дорогие друзья! Очень большая просьба - есть ли у кого фотография вокзала в Озерках - в более высоком разрешении и лучшего качества? Был бы бесконечно признателен, если бы смогли выслать. Со своей стороны могу выполнить любой ваш каприз по части оперы или классической музыки. Заранее признателен, АБ

2. 2020-05-22 09:21:22 Владимир (shefervd@yandex.ru)
Премного благодарен за фотографии перегонов и станций Пионерская, Лесная, Береговая - более нигде их не увидеть никогда!





 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2020 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.