Железная дорога:История : Таможня

О таможенной службе при Финляндской железной дороге.

 

В 1809 году к Российской империи была присоединена Финляндия, которая стала автономным Великим Княжеством Финляндским. В связи с этим таможенная граница между Империей и Финляндией была упразднена. Качественные и дешевые финские товары, получившие свободный доступ на российский рынок, сразу составили серьезную конкуренцию русским производителям. Для защиты внутреннего рынка русским властям пришлось восстановить внутреннюю таможенную границу. Это произошло 5 ноября 1811 года.

Здание таможни на Финляндском вокзале

Открытие железной дороги, соединившей Россию с Великим княжеством, упрощало процесс доставки товаров, сокращало время, поскольку ранее их привоз совершался главным образом морским путем. По вновь открытой железной дороге разрешался "беспошлинный транзит иностранных товаров, под таможенным контролем как чрез Россию в Финляндию, так и чрез Великое Княжество в Империю". Это требовало организации контроля за перемещением по ней пассажиров и товаров, особенно в пограничной зоне. Одной из мер по устройству "пограничного движения по железной дороге" стало учреждение Отделения Санкт-Петербургской таможни на Санкт-Петербургской станции Финляндской железной дороги согласно высочайше утвержденному мнению Государственного совета от 9 мая 1870 года. Вновь созданному отделению предоставлялось право "досматривать по словесному объявлению, пассажирский багаж и все беспошлинные предметы, из пошлинных же очищать как привозимые пассажирами так и всякие другие предметы на сумму пошлины до 60 рублей". Все остальные товары, облагаемые пошлиной, должны были под таможенным контролем доставляться для уплаты пошлин в Санкт-Петербургскую портовую (главную складочную) таможню.

Площадь перед Финляндским вокзалом. Здание таможни на заднем плане справа

Кроме того, на Отделение возлагались обязанности по сбору отпускных пошлин. Был облегчен порядок отправки российских товаров. Погрузка тех из них, которые находились в свободном обращении и были предназначены к отправке в Финляндию, могла происходить "вне всякого таможеннаго надзора с русской стороны; причем однако подлежащим чиновникам управления железной дороги вменяется в обязанность: а) не отправлять без специального заявления С.Петербургской Таможне пошлиннаго товара (кости и тряпья) в случае доставления такового к отправке на станцию; и б) сообщать ежемесячно С.Петербургской Таможне статистические сведения о количестве вывезенных из России в Финляндию товаров". В случае прибытия "на С.Петербургскую станцию железной дороги не оплаченных пошлиною товаров, оные должны быть немедленно погружаемы, под надзором чиновника русскаго таможенного отделения, в финляндские вагоны, с приложением к ним русских таможенных замков, с коими они должны следовать до границы, где таковые заменяются финляндскими замками".

Новое таможенное учреждение располагалось по следующему адресу: "Выборгская часть, 1 участок по Симбирской ул. при станции "Петербург" Финляндской железной дороги, д. № 37". О здании таможни известно следующее: рядом со станцией располагался окруженный стеной "...просторный двор для телег или саней, привозящих или увозящих товары... в западной части этого двора находится трехэтажной дом, купленный вместе с двором; тут в нижнем этаже - коридор и четырнадцать комнат, в которых помещаются финляндские таможенники. Этаж второй и третий - средний и верхний - заняты квартирами служащих при железной дороге..."

При определении штата таможенного отделения Министерство финансов исходило из ограниченности выполняемых им функций, вызванных тем, что почти все "финляндские произведения допускаются к привозу в Империю беспошлинно", а иностранные товары, привезенные в Россию из Финляндии, направлялись для пошлинного обложения в Санкт-Петербургскую портовую таможню. Следовательно, "действия таможенного учреждения на С.Петербургской станции Финляндской железной дороги будут ограничиваться, по привозу товаров из Финляндии, лишь удостоверением, что привезенные товары суть действительно финляндского происхождения, а досмотру и очистке пошлиною будут надлежать только иностранные товары, привозимые пассажирами и в посылках по транзитному же движению товаров обязанность сего учреждения будет заключаться лишь в наблюдении за погрузкою товаров в финляндские вагоны и привешивании к вагонам замков и пломб; <...> отпуск российских товаров в Финляндию, <...> будет производиться без всякого участия таможеннаго учреждения <...>". Поэтому, для исполнения вышеизложенного, в штат отделения был назначен управляющий Отделением (с окладом 2200 рублей); член и казначей (с окладом 2000 рублей), пакгаузный надзиратель (1300 рублей).

Финляндский вокзал, 1933 г.

На наем канцелярских чиновников, досмотрщиков, на канцелярские и другие расходы была назначена сумма в размере 2000 рублей в год. Одновременно с учреждением Отделения было увеличено число досмотрщиков Санкт-Петербургской сухопутной таможни (на шесть человек) и определено для них дополнительное жалованье в размере 1200 рублей. Они должны были сопровождать транзитные товары при доставке их с Варшавской железной дороги на Финляндскую "для предупреждения похищения и подмены товаров". В 1892 году Отделение Санкт-Петербургской портовой таможни при Санкт-Петербургской станции Финляндской железной дороги было преобразовано в таможню первого класса.

В 1912 году, когда произошло слияние Сухопутной и Портовой таможен, таможня при Финляндской железной дороге продолжила свою работу "в виду специального характера ее деятельности, направленной главным образом на пропуск товаров финляндского происхождения, <...> оставить по-прежнему самостоятельным учреждением, впредь до соединения Финляндской железной дороги с общеимперской сетью". К концу 1913 года соединение дорог произошло, однако Финляндская продолжала независимую деятельность вплоть до получения страной Суоми независимости. Тем временем таможня продолжала работу. В 1923 году её переименовали в Октябрьскую (приказ №147 от 15 октября по Петроградскому таможенному округу). И только в 1928 году таможня при Финляндской железной дороге прекратила существование, передав свои функции единой Ленинградской таможне.

 

Материал подготовил А. Николаенко. 25.05.2008 г.

Использован фрагмент статьи О.М.Тихомировой "Страницы истории таможенной службы Санкт-Петербурга" из альманаха "Труды государственного музея истории Санкт-Петербурга. Выпуск 6" (СПб, 2001) и книга И.А.Богданова "Вокзалы Петербурга" (СПб, 2004).

^ вверх

 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.