Железная дорога:Подвижной состав : Локомотивы МПС-РЖД

Железная дорога::Подвижной состав::Локомотивы железных дорог Карельского перешейка

Содержание:

Дмитрий Веревкин

Части 1 - 5 этого материала представляют собой статьи об одной из серий локомотивов, эксплуатировавшихся в 1970-е - 2000-е годы на железнодорожных линиях, проходящих по территории Карельского перешейка. Оригиналы статей были ранее опубликованы в специализированном альманахе "Локотранс". Здесь приводятся тексты, адаптированные автором для широкой аудитории читателей, не имеющих специального железнодорожного образования. Объяснение профессиональных терминов, имеющихся в тексте, приводится в кратком пояснительном словарике (в конце каждой части). Часть 6 написана специально для сайта terijoki.spb.ru и ранее нигде не публиковалась.

Часть 6. «Опытная единица». (История маневрового тепловоза ТЭМ17-001)

В 1991 году на Брянском машиностроительном заводе был построен опытный маневровый тепловоз с использованием трёхосных бесчелюстных тележек, обеспечивавших безударную передачу тягового усилия от буксового узла на раму тележки и не требовавших ежедневного ухода в эксплуатации. К этому времени тележки такой конструкции уже хорошо себя зарекомендовали в эксплуатации на многих массовых сериях отечественных магистральных тепловозов: ДМ62, 2М62У, 3М62У, 2ТЭ116, 2ТЭ10М, 2ТЭ10У и целого ряда других. Помимо тележек, на новом маневровом тепловозе был установлен дизель 1-ПД4 (1350 л.с.), - более мощный, чем применяемый на серийно выпускаемых тем же заводом маневровых тепловозах серии ТЭМ2 различных индексов дизель ПД-1М (1200 л.с.). Турбокомпрессор* дизеля 1-ПД4 размещался не на остове тягового генератора, как обычно, а несколько выше, на специальном кронштейне. Поэтому искрогаситель и его декоративный кожух у нового тепловоза были также приподняты по сравнению с серийными ТЭМ2. Имелось и несколько других отличий в конструкции, не повлиявших на внешний вид локомотива. Среди них - гидромеханический редуктор привода вентилятора холодильника** и система подогрева воды и масла***. Новому тепловозу присвоили серию ТЭМ17 и порядковый номер 001.

Опытный тепловоз был закончен постройкой в ноябре 1991 г., а в феврале 1992 года прибыл для эксплуатации в локомотивное депо Ленинград-Финляндский (ТЧ-12) Октябрьской ж.д. После расконсервации тепловоз ТЭМ17-001 приступил к ежедневной работе на станции Ленинград-пассажирский-Финляндский. С точки зрения деповского начальства это было очень удобно и правильно – в случае чего, ремонтная база рядом, и любая поломка опытной машины могла быть быстро устранена. Но вот для накопления эксплуатационного опыта такое решение – эксплуатировать тепловоз с повышенной мощностью дизеля на пассажирской станции, было, мягко говоря, неудачным. Даже когда через несколько лет из-за сокращения объёмов работы был отменён отдельный маневровый тепловоз Финляндской товарной станции, и ТЭМ17-001 работал в одиночку на путях как пассажирского парка, так и товарного, всё равно, - эксплуатационная нагрузка достаточно редко была адекватна его проектной мощности. Гораздо лучше было бы отправить тепловоз на работу, например, на Кушелевку, в Ручьи, а то и в Кузнечное, - туда, где ежедневно производятся манёвры с тяжело гружёными балластными «вертушками», но увы…

Опытный маневровый тепловоз ТЭМ17-001 прибыл с Брянского машиностроительного завода в локомотивное депо Ленинград-Финляндский Окт.ж.д. Защитные кожухи с прожектора и буферных фонарей ещё не сняты. Фото: Д. Верёвкин, 11 февраля 1992 г.

Старшим машинистом тепловоза ТЭМ17-001 в 1990-е г.г. был Пётр Толстых. Во многом, его стараниями локомотив работал практически безотказно и содержался в чистоте и порядке. Светло-синий тепловоз с жёлтыми полосами вверху и внизу капота очень эффектно смотрелся во время манёвров с составом скорого поезда «Сибелиус», вагоны которого тоже были окрашены в синий цвет, но более тёмный.

В 2003-2004 г.г., в связи с заменой парка маневровых локомотивов СПБ-Финляндского узла на тепловозы серии ЧМЭ3, опытный тепловоз ТЭМ17-001 отправили для дальнейшей работы в локомотивное депо Дно (Псковская обл.). Затем, уже в 2010-х, последовала «чехарда» передач – Бологое, Великие Луки… В 2019 году тепловоз был списан по предельному сроку службы и передан в ведение Центрального музея железнодорожного транспорта. Это очень хорошая судьба для опытной машины.

По неизвестным автору причинам, тепловоз ТЭМ17 так и не пошёл в серийное производство. Брянский машиностроительный завод планировал выпустить ещё один тепловоз ТЭМ17, но в северном исполнении, обозначив его как ТЭМ17С. Однако, это было признано нецелесообразным, так как обычные тепловозы ТЭМ2 достаточно хорошо работали в условиях низких температур наружного воздуха. Подготовленные для ТЭМ17С дизель 1-ПД4 мощностью 1350 л.с. и гидромеханический редуктор, которые на момент отмены решения о выпуске тепловоза уже имелись на заводе, установили на серийный тепловоз ТЭМ2УМ (№ 915). В дальнейшем, тепловозы ТЭМ17 не строились.

Дмитрий Верёвкин, март 2021 г.

Примечания:
* Турбокомпрессор – агрегат, повышающий давление свежего воздуха, подаваемого в рабочие объёмы цилиндров дизеля. Приводится в действие напором выхлопных газов, поступающих на лопасти турбинного колеса. Весь процесс называется «газотурбинный наддув».
** Гидромеханический редуктор привода вентилятора холодильника – позволяет получить требуемую по условиям охлаждения частоту вращения вентиляторного колеса холодильной камеры независимо от частоты вращения вала дизеля (при более простом по конструкции механическом редукторе эти величины связаны друг с другом пропорционально).
*** Система подогрева воды и масла – позволяет при длительных стоянках заглушить дизель, поддерживая необходимую для последующего запуска температуру охлаждающей воды и масла.

^ вверх

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

Комментарии

1. 2021-03-08 15:55:10 SHOMAS4416 ()
первые месяцы работы: https://trainpix.org/photo/104621/?vid=12220





 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2021 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.