«Круговой через Дибуны» - взгляд из кабины. Ноябрь 1982 г.
Основу этого фоторепортажа составляют сюжеты, отснятые Дмитрием Верёвкиным 21 ноября 1982 года во время следования электропоезда ЭР2-470 по маршруту «Круговой через Дибуны». Такие поезда существовали в пригородных расписаниях Финляндского направления ещё с 1926 года. Сначала – на паровой тяге, а после электрификации в1950-х г.г. Сестрорецкого и Зеленогорского участков по этому же маршруту побежали моторвагонные секции, а говоря проще – «электрички». Возможность пропуска таких поездов обеспечивалась особой конфигурацией путевого развития станции Белоостров, позволявшей отклониться с главного Зеленогорского хода на Сестрорецкий без смены направления движения, что особенно было важно при паровой тяге. «Круговой через Дибуны», отправившись с Финляндского вокзала, следовал через Удельную, Парголово, Дибуны до Белоострова, где принимался на один из двух специальных «Сестрорецких» путей. Далее движение продолжалось в ту же сторону. Попетляв изрядно по кривым вдоль берегов озера Разлив, пригородный поезд оказывался у платформы Курорт, но уже в направлении движения к Финляндскому вокзалу. Затем, проследовав всю трассу Сестрорецкого направления, поезд выходил по станции Ланская обратно на главный ход и через некоторое время благополучно возвращался на Финляндский вокзал. В обратную сторону точно таким же порядком двигались поезда, называемые «Круговой через Сестрорецк».
Идея круговых поездов оказалась настолько удачной, что её не предали забвению с переводом участков на электротягу, когда надобность в перестановке и развороте паровоза на конечных станциях отпала в принципе. При той интенсивности пригородного движения, которая существовала на Зеленогорском и Сестрорецком направлениях в 1960-е – 1990-е г.г., было важно сократить простой электропоезда по ст. Белоостров для смены его машинистом кабин управления. Ведь путей Сестрорецкого направления на этой станции было (и есть сейчас) всего два! А «круговые» встречных направлений могли разъехаться по этой станции за одну-две минуты. Поэтому они оставались в графике движения, особенно в часы «пик», вплоть до конца XX века, когда, в силу ряда обстоятельств, началось систематическое уменьшение объёмов пригородных перевозок по железной дороге.
Автор этих фотографий работал с августа по декабрь 1982 года помощником машиниста электропоезда в моторвагонном депо Ленинград-Финляндский. На участке обращения «круговых» поездов, из-за обилия платформ, находившихся в кривых участках пути, помощник машиниста, согласно инструкции, должен был во время движения находиться в хвостовой кабине – для обеспечения лучшего обзора всех автодверей десятивагонного поезда при посадке-высадке пассажиров. Это обстоятельство и позволило сделать фотоснимки – в те времена фотосъёмка на железной дороге считалась чем-то подозрительным и совершенно непозволительным, поэтому в головной кабине, рядом с машинистом, о манипуляциях с фотоаппаратом нечего было и думать.
Поскольку фотографии выполнены в направлении «назад», об этом нужно помнить при просмотре, чтобы правильно сориентироваться в пространстве – иногда кажется, что поезд движется по пути встречного направления. На самом деле это не так. Основная подборка изображений охватывает путь следования поезда от Финляндского вокзала до Белоострова и далее до станции Лисий Нос. На этом месте в фотоаппарате закончилась плёнка. Для полноты картины, в фоторепортаж добавлены два изображения, отснятые в районе Лахты-Ольгино месяцем раньше, но из поезда, следовавшего во встречном направлении – из Ленинграда в Сестрорецк, также из хвостовой кабины.
С момента той поездки прошло более трёх десятилетий. Во многих случаях, местность, отображённая на плёнке, сейчас выглядят совершенно иначе. Наиболее важные особенности каждого фотоснимка разъяснены в кратких комментариях. К сожалению, качество фотографий, отснятых сумрачным ноябрьским днём через двойное остекление оконного пояса кабины управления, оставляет желать лучшего. Но даже такая «весточка из прошлого», без сомнения, вызовет интерес не только любителей железных дорог, но и всех тех, кто изучает историю Карельского перешейка в целом.
/ © Д. Верёвкин, 03.04.2016 г. Фото автора. /
^ вверх
Добавьте Ваш комментарий :
Комментарии
2. 2016-10-03 18:54:34 Виталий (Vitalikstaak@list.ru)
Хотелось бы поинтересоваться, быть может, кто-нибудь в курсе. Когда-то станция Удельная имела путевое развитие, но с 2003 года подъездной путь на объединение "Светлана" демонтирован, также как и боковые пути. Вопрос, какие вагоны подавались на эти боковые пути, а также какие вагоны (цистерны, хопперы или др.) подавались на "Светлану"? Вообще, какой была интенсивность движения на боковых и подъездном пути и какой марки локомотивы использовались. Буду ОЧЕНЬ признателен любой информации, касающейся станции Удельной.
3. 2016-10-04 09:40:30 Дмитрий Верёвкин ()
Уважаемый Виталий! В ближайшие дни я подготовлю ответ на Ваш вопрос по станции Удельная и отправлю по указанному Вами адресу электронной почты.
4. 2016-10-19 21:16:52 Гавриил Павлович (Tengu-Kappa@list.ru)
Уважаемый Виталий. В 80-х годах, по выходным дням, не все пригородные электрички доходили до Финляндского вокзала. Часть из них следовало только до Удельной. Высадив пассажиров на платформе в сторону Ленинграда, электричка переходила на боковой путь, который находился слева (если смотреть в сторону Ленинграда). Машинист переходил в противоположную кабину и подавал состав на платформу уже в выборгскую сторону.
В те годы летом я и мои друзья любили ездить в Комарово, позагорать и покупаться. Время от времени мы попадали под расписание таких электричек. Они были хороши тем, что всегда находились сидячие места, в то время как в следовавших с Финляндского вокзала электричках приходилось до самого Комарово стоять.
Поскольку я жил на Дрезденской улице, которая недалеко от завода "Светлана", то иногда видел маневровые работы. По светлановской ветке работал тепловоз М62, это я точно помню. А вот какие вагоны он туда подавал, уже из памяти стерлось.
P.S. Не знал, что железнодорожный путь в "Светлане" разобрали, как и боковые пути. Как в 1990 году переехал с Дрезденской улицы в Купчино, так с тех пор в районе Удельной не был.
5. 2016-11-08 11:43:23 Владимир Шефер ()
Виталий, за те лет 25, что мне доводилось в качестве помощника и машиниста электровоза следовать через ст. Удельная, лишь пару раз мне удалось видеть работу тепловоза М62 на подъездном пути, там в составе были крытые и полувагоны.
Боковые пути использовались тоже весьма слабо, их длина в условных вагонах только-только вмещала грузовой поезд нормальной для данного участка длины (46 у. е.). Смысл брать грузовой на боковой путь отсутствовал по следующим причинам: с Узла (Сортировки, Кушелевки, Дачи Долгорукова и др.) все поезда следовали медленно на участке Кушелевка - Ланская, часто стояли по Ланской. Отправляя их с Ланской какой смысл ставить поезд снова в Удельной, рядом расположенной, да ещё преодолевая крутой подъём из Ланской на боковой путь в Удельную? Наоборот, поезд должен увеличивать скорость, чтобы удрать от электрички.
В обратном направлении то же самое: в Ланской всё равно придётся тормозить при следовании с отклонением по стрелочному переводу на Кушелевку, поэтому совершенно бессмысленно останавливать грузовой в Удельной.
Правильно сделано, что эта станция ликвидирована!
6. 2016-12-15 22:55:37 Виталий (Vitalikstaak@list.ru)
По поводу фотографии соединительной ветви Ланская-Кушелевка. Мне ни разу не довелось видеть, чтобы по всей её протяжённости проходили поезда. От Кушелевки товарные составы сразу по съезду, запечетлённому на фото, переходят на главный путь выборгского направления. Аналогично по этому же съезду проходят товарные поезда в противоподожную сторону. Хотя сама ветвь тянется вдоль пассажирской платформы Ланская и раньше имела небольшой тупичок (ныне разобранный). Судя по ржавчине колеи, по ней давно ничего не проходит.
А всем, кто ответил мне по поводу станции Удельная, огромное и человеческое спасибо!
7. 2018-01-10 18:25:20 Кирилл (Kirill_Sorokin@mail.ru)
Потрясающе интересно! Большое спасибо!
8. 2018-11-08 19:02:39 Николай ()
Кто знает почему убрали круговые поезда, есть-ли планы вернуть их в расписание?
9. 2018-11-11 09:58:07 Дмитрий Верёвкин ()
Официальной причиной отмены круговых поездов считается стабильное снижение пассажиропотока на Сестрорецком и Зеленогорском направлениях. Плюс к этому, "помогла" пред-Аллегровская реконструкция, когда почти ежедневно на Зеленогорском направлении предоставлялись большие ремонтные "окна", и руководство дороги всеми силами старалось уменьшить количество поездов на этом участке. Надо сказать, что и в последнее десятилетие перед отменой, круговые поезда на участке СПб-Белоостров через Парголово ходили полупустыми. А сейчас - шестивагонная Выборгская электричка идёт мимо станции Шувалово в 16 часов (а это уже почти что час "пик") с половиной свободных сидячих мест в вагонах! Недавно наблюдал. Какие уж тут дополнительные круговые?
10. 2022-05-10 07:16:31 Леонид ()
Насколько я помню, как-раз в 1982 заменили опоры с решетчатых на железобетонные, в нескольких местах заменили рельсы, а на платформах заменили указатели. Было жалко, что уничтожили уникальный указатель на "Морской", впрочем, насколько я знаю, эту платформу потом и вовсе снесли...
1. 2016-04-14 11:36:27 Родионов Сергей (raistloko@gmail.com)
Большое спасибо за такой ценный материал! Я прямо в детство погрузился!