Балтийский Щит   Журнал "Балтийский Щит"

Содержание:

Выдерживай и воздерживайся. О семье владельцев Монрепо Николаи. (14.07.08).

Доклад заведующей научным отделом государственного природного и историко-архитектурного музея-заповедника "Парк Монрепо" О.М. Глазковой на конференции "Заповедано нам и потомкам" вызвал оживленный интерес. Темой ее выступления стало исследование особенностей духовного мировоззрения семейства Николаи.

- Ольга Михайловна, в Вашем докладе Людвиг Николаи предстал глубоко мыслящим человеком, незаурядной личностью, в которой отразилась его эпоха. И в то же время в чем-то он опередил свое время. Некоторые его взгляды до сих пор не утратили актуальность. Что Вас заставило взяться за эту тему?

- Тема вызревала у меня несколько лет. Я без конца перечитывала письма Людвига Николаи к сыну Паулю, который с раннего детства учился в Германии, вдали от семьи. В них открывается богатый духовный мир этого ученого и поэта. К сожалению, многие понятия, ценные для эпохи Николаи, сейчас для нас ничего не значат. Все это и подтолкнуло меня к обобщению моих исследований.

- На какие главные моменты Вы обратили свое внимание?

- Во все времена перед людьми возникала проблема конца света, апокалипсиса. Еще с древнего Египта люди пророчат миру некую катастрофу. Это мировоззрение было близко и Людвигу Николаи. По его мнению, один из главных путей спасения от этой катастрофы - сохранение духовной культуры человека. Дмитрий Сергеевич Лихачев тоже видел путь к спасению от грозящих человечеству катаклизмов в сохранении и приумножении культуры. И здесь мнения выдающихся личностей двух совершенно разных эпох совпадают.

Николаи после окончания университета был приглашен из Германии к российскому императорскому двору воспитателем великого князя Павла. Наследнику престола тогда было всего 15 лет. И педагог для своего юного воспитанника пишет сказку "Красота". Сюжет ее таков. Старый царь дает задание своим трем сыновьям отправиться в поисках самого ценного на земле. И кто принесет самое ценное, тому и будет принадлежать корона. Они путешествуют и приносят отцу подарки. Один привозит птицу Феникс как представителя мудрой и прекрасной природы, которая вечно возрождается. Другой - книгу с научными премудростями. А вот третий - приводит старца. Оказывается, этот старец был когда-то вельможей, распорядителем при королевском дворе. Но нашелся завистник, оклеветавший этого человека, и тот вынужден был навсегда покинуть двор и поселиться отшельником в хижине среди леса. Он сам пашет землю, растит хлеб. Но проходит время, и у ворот своей хижины бывший вельможа встречает старого путника, без сил, больного, и узнает в нем своего завистника. Он дает ему кров, пытается вылечить его, ухаживает за ним. Царь узнает в приведенном ко двору старце своего вельможу. Идея сказки в том, что настоящая красота - это добродетель. И это Л. Николаи внушает венценосному подопечному.

Затем Николаи становится секретарем Марии Федоровны, супруги Павла. Мария Федоровна была очень добродетельна, открывала приюты для больных, больницы. В своей богатой переписке с друзьями из Западной Европы он всегда подчеркивал эту черту в своей высокопоставленной патронессе.

- В литературном наследии Николаи хорошо известен красивый миф об источнике и нимфе Сильмии. Ведь он тоже имеет назидательный характер?

- В поэме перед читателем предстают пастух Ларс и нимфа Сильмия (что в переводе с финского - глаз). Нимфа была скромной и добродетельной. Ларс влюбляется в нее, но любовь оказывается не разделенной. Ларс плачет и от этого слепнет. Нимфа обращается к Богу и просит превратить ее в целебный источник. Так и происходит: нимфа исчезает, а из земли начинает бить живительная влага. Ларс омывает водой свои глаза и прозревает. Идея поэмы в том, что, пожертвовав собой, герой спасает ближнего. Здесь же он раскрывает и другую, не менее важную для него мысль: потеря физического зрения менее страшна, чем потеря духовного зрения. И наоборот, теряя физическое зрение, человек иногда приобретает духовное, которое, по мнению Николаи, более значимо.

Сам Николаи в последние годы практически слеп, видимо, у него была катаракта, он перенес операции на глаза. Он долго боролся с надвигающейся слепотой. Директор выборгского театра (был тогда в городе театр, где играли немцы, шведы, русские) Эверт дружил с Николаи и однажды посвятил ему патетическую оду, в духе моды той эпохи. Он писал, что Николаи потерял зрение физическое, но приобрел духовное.

Добродетель была основной чертой и семейства Николаи. В письмах Николаи к разным людям постоянно ощущается порядочность. Такой стиль жизни он стремился привить и своему сыну.

- Судя по всему, у Николаи было особое отношение к религии?

- Семья была очень верующей, все, взрослые и дети, читали Библию и книги духовного содержания. Известно, что предки Николаи по религиозным убеждениям переехали из Швеции в Германию, в Страсбург. В последствии двое членов рода ушли в монастырь. Леонтий, заслуженный боевой генерал российской армии, порвал связь с миром и надел монашескую ризу. Младшая дочь Пауля тоже провела основную часть своей жизни за стенами монастыря.

Все, что связано с верой, особенно почитаемо в семье. На конфирмацию Пауля мать пишет сыну в Германию письмо, в котором отмечает, что он участвует в торжественном обряде и советует не забывать об этой "трогательной религии", которая будет сопровождать его всю жизнь. Библейские мотивы в парке Монрепо тоже имеют место, но это тема отдельного разговора.

- Л. Николаи в течение многих лет работал в непосредственной близости к императору, в блистательном Петербурге, и в тоже время мечтал об уединении на лоне природы?

- Главный девиз семьи - "выдерживай и воздерживайся". Кроме того, для Людвига Николаи, как для всякого немца, порядок превыше всего. По-моему, благодаря этим качествам Л. Николаи долго продержался при дворе Павла, который из-за отсутствия материнской любви все же вырос очень противоречивым по характеру. В семье Николаи очень многое значило служение императору, само понятие служения. Супруга Николаи узнает о том, что одна из ее знакомых, графиня Ревельская, потеряла под Аустерлицем своего сына, и утешается такими словами, что хуже, если бы в этом сражении потеряли императора. Позднее графиня была приглашена в Монрепо и здесь отдыхала.

Павел сделал Л. Николаи президентом Российской Академии наук. Ему вменили в обязанность написать устав академии. В одном из писем к друзьям он отмечает, что ему дали отпуск и он сможет отдохнуть в Монрепо, поэтому он со рвением взялся дописывать устав академии.

У него в Петербурге было ощущение беспокойства. В одном из писем он предается мечтам: "Я уйду от катастрофического бытия столицы и буду сидеть у камина". Античный горацианский идеал для него много значил: жизнь на природе, простой труд и занятия творчеством. Все это давало ему выборгское имение. Его трудолюбию может позавидовать каждый, ведь он создал девять томов сочинений. Кстати, в Германии его, конечно, считали не первостепенной величины писателем, но называли вторым Виланом. Он в литературном творчестве во многом сориентирован на классицизм.

- Расскажите подробнее о личных качествах Людвига Николаи.

- Людвига Николаи отличало величайшее чувство долга. О нем говорили, что любую свою, даже мелкую, обязанность он исполнял так, будто несет на своих плечах весь мир. Также и сыну он прививал чувство долга.

Характеризуя своих друзей, он с теплотой подчеркивает в них такую черту, как скромность. Д.С. Лихачев тоже считал, что истинное отличие интеллигента ? это скромность. Действительно, чем больше узнаешь, тем лучше понимаешь, что знаешь очень мало.

Л. Николаи учил Пауля независимости, оригинальности. Сын просит прислать образец почерка, чтобы выработать похожий почерк, а отец непреклонно отвечает: ты должен выработать свой.

Сыну он пишет: будь выше всего мелочного, сколь бы это ни было трудно. "Я всегда смирялся с трудностями, и сейчас с чувством гордости смотрю на тех, кто, может быть, благодаря противоположному добился больших успехов, но это решительно не способствовало большему уважению его или большему счастью", - замечает он. Быть выше мелочного - это очень трудно и в наше время.

В нем были доля смирения, философский взгляд, покорность судьбе. "Кто знает, что совершается в чреве судьбы?" - вопрошал как-то в личной переписке Л. Николаи. В последние годы он постоянно получал известия о смерти своих друзей. Тогда он написал Фоссу, немецкому наставнику сына: "Сколько еще мы простоим?". Когда он появился в Монрепо, то чувствовал себя цветущим деревом, набирающим силы. Но прошло время, около 20 лет, он почувствовал, что внутри этого дерева труха и замечает о себе: "Но я еще не готов упасть". И все время до последних дней он находился в творческих исканиях. "Если Бог даст, то появится второе описание Монрепо, так как у отца рождаются все новые идеи", - это уже Пауль об отце.

Для него были характерны черты рыцарства. Фамильный герб был увенчан перьями и рыцарским шлемом с девизам "выдерживай и воздерживайся". Он увлекался рыцарскими романами. В одном из писем вспоминает доблестные времена рыцарей Круглого стола, а теперь, говорит он, остались рыцари, которые "сражаются с кузинами вместо великанов".

Интересно, как Л. Николаи относился к работникам. Встречаем такое его суждение о столяре: "Я не могу доверить ему эту работу, потому что пока он еще не волшебник". Видимо, здесь в Монрепо даже простыми рабочими должны были работать почти волшебники! Конечно, во время Николаи здесь текла особая духовная жизнь. Мы тоже стараемся создать духовную атмосферу и восстановить неповторимое волшебство этих мест.

- Как Вам видится будущее Монрепо?

Наш парк совершенно особенный. Скальный, пейзажный, единственный в России... Сам Николаи - личность яркая, обладавшая энциклопедическими познаниями, по сути он был гражданином мира, на него повлияли немецкая, английская и русская культура

Мы приглашали в Монрепо Аркадия Павловича Вергунова, мэтра истории отечественного садово-паркового искусства, автора книги "Энциклопедия садов", просили его взяться за концепцию возрождения парка. Он ответил: не решаюсь? Хотя мы вместе с ним разрабатывали нашу мифологическую туристическую тропу. Парк - это всегда синтез искусств. Полное прочтение Монрепо может быть по силам специальной, мощной творческой группе, которая создаст рабочий проект. В архиве у нас целые шкафы разработок, только по источнику 10 вариантов решений специалистов. Уже 10 лет Монрепо руководит Е.И. Труфанов - архитектор и поэт. За это время в парке восстановлены многие архитектурные формы, фрагменты исторического ландшафта, накоплен большой научно-исследовательский и фондовый материал. Жизнь Монрепо продолжается.

/Беседу вела Вера Смирнова.
Статья любезно предоставлена редакцией журнала "Балтийский Щит". /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)





Содержание


 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.