При средней школе в поселке им. Калинина уже несколько лет действует музей
усадьбы Суур-Мерийоки. Судя по фотографиям, хранящимся здесь, имение представляло
собой необычайно красивое строение, будто лесной дворец, сошедший к нам со
страниц книги волшебных сказок. Много сил и энергии исследованию истории усадьбы,
поиском документов, проливающим свет на судьбу ее владельцев, отдает известный
выборгский педагог, ныне преподаватель Выборгского филиала Санкт-Петербургского
инженерно-экономического университета Л. В. Геращенко.
Мы попросили Лилию Валентиновну рассказать о том, что удалось разузнать об имении,
которое ныне утрачено, похоже, безвозвратно.
- Лилия Валентиновна, когда и почему появилась эта усадьба под Выборгом?
- Имение Суур-Мерийоки (ныне поселок им. Харитонова), "Лесной дворец", было
расположено в окрестностях города Выборга, в трех километрах от современного
поселка им. Калинина (бывший поселок Тиенхаара). В начале XX века имение было
куплено Максимилианом Отмаром Нойшеллером (в России его фамилия звучала и как
Нейшеллер), который являлся одним из основных держателей акций завода
"Треугольник" - производство резины в Санкт-Петербурге (официальное название
компании - "Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры").
Максимилиан Отмар Нойшеллер.
Склад готовой продукции на "Треугольнике".
Выставки, в которых принимал участие завод "Треугольник".
Лодочная прогулка по реке Укспяя.
С начала возникновения и вплоть до конца своей деятельности "Треугольник" был
монополистом резинового производства в России. Максимилиан Нойшеллер в 1900 году
приобрел для своей семьи в окрестностях Выборга место для проведения летнего
отпуска. Общая площадь всех земель, которыми владел М. Нойшеллер, составляла
1548 га, из них пахотной земли 615 га, где сеяли в основном овес и рожь. Берег
залива находился примерно в 6 км от границ усадебных земель. В намерения
Нойшеллера входило соединение земель усадьбы каналом с берегом залива, но
грандиозному плану не удалось осуществиться, а вместо этого семья использовала
для своих поездок в Выборг в качестве водного пути речку Укспяя (Селезневка).
- Кто же проектировал это чудо-сказку?
- М. Нойшеллер обратился к архитектурному бюро Сааринена, Гезеллиуса, Линдгрена
с целью создания ими проекта усадебного комплекса. Молодые архитекторы к тому
времени стали знаменитыми после победы в 1900 году в Париже, представив финский
павильон.
Архитекторы Э.Сааринен, Г.Гезелиус, А.Линдгрен.
С учетом того, что заказчику М. Нойшеллеру нужен был дом для отдыха,
подъема душевных и творческих сил, архитекторы сделали первый выбор - определили
место будущему строению. Девственный лес окружал главное здание со всех сторон.
Небольшая речушка Мерийоки, извилистая и порожистая, скрытая за густыми ветвями
прибрежных кустов, и сегодня тревожит воображение прохожего. Здание было
построено на возвышенности, к нему вела липовая аллея. Спроектировано здание было
таким образом, что создавалось впечатление замкнутого пространства. Массивная
ограда из природного камня и само здание образовывали прямоугольный двор. Однако
по двум лестницам внутри здания возможен был выход и за пределы двора - прямо в
лес. Угловая башня с конусообразным шпилем, массивные стены придавали строению
облик средневекового добротного особняка. Фундамент здания из природного камня
как бы привязывал замок к земле. Вход во внутренний двор и подвальные помещения
во многом напоминают гроты.
Главное здание усадьбы.
Светлая штукатурка здания ярко контрастировала с красной черепичной крышей. В
углу прямоугольного дворика была сооружена беседка, крыша которой была выполнена
из специального материала, имитирующего солому. Внутри беседки находилась
винтовая лестница.
- Так живописно выглядел особняк снаружи. А что примечательное было в его
внутреннем облике?
- Оказавшись внутри здания, в его главном холле, спроектированном Саариненом,
человек погружался в атмосферу средневекового собора, о чем напоминал
двухъярусный крестовый свод, дверные проемы в виде стрельчатого свода, колонны,
фрески на стенах. Главный холл представлял собой двухсветное пространство, его
размер 10x10 м. Из холла можно было попасть во все части здания (в спальни,
кухню, детские), а также - на террасу и внутренний двор. Холл как бы властвовал
над всем домом и в духовном смысле, как бы указывал на то, что только та семья
крепка, где все собираются вместе. Здесь каждое мгновение видно и слышно всех:
отца и мать, детей, слуг, друзей, гостей. Иными словами, дом предназначен для
такой семьи, которая заключает в себе идеальную модель семейной жизни.
Главный холл здания.
Семья Максимилиана Нойшеллера. Фото 1908 г. В первом ряду слева направо: Корнелия (Александра), Иоганна, Мария, Владимир.
Во втором ряду: Генрих (Андрей), Леопольд, Максимилиан, супруга Леопольда Люси Ван де Пальс.
Ряд скульптур для Суур-Мерийоки были выполнены Ф. Нюлунгом и Лойей Сааринен.
Отметим, что значительную часть скульптур изготовили из дерева. Образы в них
трактуются мягко, лирично. Сделаны они искусно и стали замечательным аккордом для
общей симфонии под названием "Лесной Дворец".
Скульптуры Л. Гезеллиус-Сааринен .
Максимилиан Нойшеллер предоставил архитекторам полную свободу, чрезвычайно важно,
что они не были связаны в финансовом плане, к выполнению заказа были привлечены
лучшие специалисты, мастера своего дела; и таким образом архитекторы смогли
воплотить многие свои идеи.
Главное здание усадьбы Суур-Мерийоки интересно, прежде всего, как памятник
синтеза искусств, как один из лучших образцов финского национального романтизма.
Группе художников, архитекторов, скульпторов, декораторов, работавших в усадьбе,
удалось создать композиционное единство искусств, целостный архитектурно-художественный
образ "Лесного Дворца".
- Усадьба, судя по старым фотографиям, утопала в зелени.
- Главное здание усадьбы находилось в глубине парка. И по сей день здесь растут
великолепные старые деревья, жива дубовая аллея, посаженная Нойшеллером.
Пейзажный парк в английском стиле, окружавший главное здание усадьбы
Суур-Мерийоки, сохранился относительно нетронутым и представляет собой
расположенный на скалистой местности хвойный лес с сетью тропинок. Парковая зона
заросла сейчас в основном елями, кое-где встречаются и сосны.
- А что можно сказать о самом владельце "Лесного Дворца"?
- М.О. Нойшеллер был разносторонним, одаренным человеком. Он увлекался музыкой,
что досталось ему, по-видимому, в наследство от матери, которая была
профессиональной певицей.
Одним из увлечения Максимилиана Нойшеллера была астрономия. На полях усадьбы
Суур-Мерийоки в 1910 году была построена обсерватория, для которой был приобретен
телескоп. С большим увлечением занимался Нойшеллер и цветной фотографией,
используя самые новейшие технические методы.
Фотографии, выполненные М. О. Нойшеллером.
Справа - обсерватория Нойшеллера на фоне вечернего неба.
Лучшие годы жизни усадьбы, это годы с 1900 по 1917 год, но в конце 1917 года
М. Нойшеллера арестовали, как владельца капиталистической собственности, и
доставили в Москву. Рабочие "Треугольника" собрали делегацию, которая
ходатайствовала об освобождении Нойшеллера, и им это удалось, но по возвращении
из Москвы в Петербург Нойшеллер скончался.
- И волшебная сказка о Лесном Дворце закончилась...
- Вдова Нойшеллера умерла в 1924 году, а через два года усадьба была продана
финскому коммерсанту Ингману, а позднее - вооруженным силам Финляндии. На полях
усадьбы были созданы взлётные полосы для аэродрома. В главном здании разместился
офицерский клуб. Во время войны в здание попала бомба, случился пожар.
Повреждены были крыша и верхний этаж, но позднее здание все еще использовалось в
качестве больницы. Окончательное разрушение пришлось на послевоенный период.
- Есть ли надежда, что когда-нибудь эта утраченная красота будет воссоздана?
- Печально, что парковая зона усадьбы сегодня - место разгула варваров. Как их
остановить?! Понятно, что сейчас просто изучать старинные усадьбы, фиксировать
то, что они разрушаются, этого, конечно, не достаточно. Один из вариантов
сохранения хотя бы памяти о знаменитой усадьбе предложен музеем архитектуры в
Хельсинки. Этот вариант включает в себя восстановление внутреннего двора и
беседки для отдыха. В сентябре 2006 года на территории усадьбы был установлен
памятный знак.