Балтийский Щит   Журнал "Балтийский Щит"

Содержание:

Град духовный. Выборгские чудотворные иконы. (15.01.09).

Благословение Иоанна Кронштадтского.
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, ИМЕНУЕМАЯ КОЗЕЛЬЩАНСКОЙ, из церкви во имя Успения Божией Матери в Сорвали

Козельщанская икона Пресвятой Богородицы
Названа икона Козельщанской по имению графа В. И. Капниста, в Полтавской губернии Кобелякского уезда, где прославилась эта икона Божией Матери.

Икона старинная, итальянского письма в стиле ХV или ХVI столетия. Она составляла родовую святыню графа Владимира Ивановича Капниста и находилась в имении его в селе Козельщине. По фамильному преданию, икона первоначально принадлежала супруге запорожского войскового писаря Сиромахи, который подписал вместе с гетманом Полуботком акт присоединения Украины к России в 1764 году. По желанию императрицы Екатерины Великой он женился на одной из ее фрейлин, итальянке по происхождению. Вероятно, икона была привезена в Россию из Италии кем-либо из родственников фрейлины. Граф В. И. Капнист происходил из рода Сиромахи, из запорожцев.

Прославление иконы произошло в 1881 году многими чудотворениями. Первым чудом от нее было исцеление от тяжкой болезни Марии, старшей дочери графа, болезнь которой была признана лучшими врачами неизлечимой. Мария страдала заболеванием спинного мозга, отчего она не могла хорошо владеть руками и ногами. Родовая икона Божией Матери всегда пользовалась в семействе графа Капниста особым почетом и уважением. Семейство графа всегда с особенным усердием молилось пред фамильной иконой Заступницы. Однажды, после горячей молитвы матери и дочери у иконы Божией Матери, мать услышала крик дочери: "Мама! Мама! Я чувствую ноги! Мама! Я чувствую руки!".

Молва об этой благодати быстро распространилась по селу. Пред пречистым ликом Божией Матери стали совершать молебны и читать акафисты. Благочестивые люди непрерывно приходили в графский дом помолиться у чудотворной иконы Божией Матери. С разрешения Полтавского епископа Иоанна графом была построена часовня в саду и в ней помещена чудотворная икона.

Позднее была создана Богородице-Рождественская церковь, при которой стараниями семьи графа создался Козельщанский женский общежительный монастырь. Граф с супругой пожертвовали участок земли и построили необходимые здания. Монастырь учрежден по указу Святейшего Синода от 1 марта 1885 года, открыт 4 июня 1886 под именем женской общины, переименован в монастырь 17 февраля 1891 года.

Внешний вид чудотворной Козельщанской иконы Богоматери таков. Богоматерь изображена с Предвечным Младенцем, Который находится в полулежащем положении, держа в правой руке крест. С правой стороны изображена часть стола с чашей и ложечкой. Предполагают, что эти священные предметы составляют символы Таинства Причащения. Иные же объясняют, что это символы самой Богородицы, которая, по выражению акафиста, есть "чаша черплющая радость", то есть некий сосуд, из которого верующие почерпают для себя утешение.

Выборгская икона - это список находящейся в Козельщанском монастыре. Ее происхождение заслуживает внимания.

В городе Выборге проживала зажиточная и многочисленная семья Кравотинских. Младшая дочь Анна страдала недугом, который был признан медициной неизлечимым. Благочестивая мать решила просить отца Ионна Кронштадского приехать в Выборг к больной дочери и отправила к отцу Иоанну в Кронштадт свою старшую дочь.

Отец Иоанн не смог приехать в Выборг. Он помолился заочно о больной и дал икону - список Козельщанской иконы Божией Матери, как свое благословение больной. Когда благословенную икону привезли в Выборг, то пред иконой был отслужен молебен о здравии больной Анны, и вскоре последовало выздоровление.

После совершившегося чуда Козельщанская икона Божией Матери оставалась недолго в семье чудесно выздоровевшей Анны, ибо богобоязненная мать семейства считала, что ее дом не соответствует быть обителью для чудотворного образа Божией Матери, и передала его в церковь во имя Успения Божией Матери в Сорвали, в пригороде Выборга. Православные Выборга, желая поклониться святому образу, во множестве стали приходить в Сорвальскую церковь.

Прихожане, относясь с должным почитанием к иконе, служили молебны, приносили ее в свои дома для молитвы и несли свои жертвы для украшения чудотворного образа. Появилась вышитая золотыми нитками риза. Из золота принесенных предметов была изготовлена рама, в которую вделали ряд драгоценных предметов, тоже пожертвованных верующими. Все это было материальным выражением благодарности глубоко благочестивых душ за обильные блага, полученные по молитвам у этой святой иконы.

Чудотворная Козельщанская икона Божией Матери вывезена из Выборга и помещена в Успенском соборе в годы Второй мировой войны. В Хельсинки поклонения святой иконе и приношения жертв благочестивых прихожан для украшения иконы не уменьшаются, наоборот, даже увеличиваются.

Праздник Козельщанской иконы Божией Матери 21 февраля.

Ходатай о наших нуждах и печалях.
ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА из Выборгского Спасо-Преображенского собора.

Икона Святителя Николая
Икона относится к разряду чудесно явившихся. По преданию явление ее было таково. На восточной окраине города Выборга была местность по названию Хави, близь берега Выборгского залива. Здесь, на земле принадлежавшей шведской фамилии Альфтан, был свечной завод, в последствии разросшийся в крупное химическое предприятие. Но в первой половине XIX века завод был небольшой и он примыкал к усадьбе Альфтанов, расположенной ближе к заливу и окруженной парком. Тут же рядом с землей Альфтанов находилось старое православное кладбище с небольшой деревянной часовней, существовавшее с первых времен завоевания Выборга Петром Первым. Кладбище это было закрыто для захоронения умерших в начале XIX столетия, но часовня и могилы оставались до уничтожения их в 1880-годах, когда была построена тут же вблизи православная церковь святителя Николая Чудотворца.

В усадьбе был колодезь питьевой воды, и в этом колодце однажды увидели доску с изображенным на ней человеческим ликом и доложили об этом старой барыне Альфтан, которая распорядилась, чтобы икона была вынута из колодца. Барыня была лютеранка, но богобоязненная женщина, относившаяся с уважением к религиозным верованиям русских, узнав по виду, что она имеет дело с иконой православных, сообщила о такой находке Выборгскому духовенству, предложив поместить ее в бывшей кладбищенской часовне. Естественно, что Святитель Николай, изображенный на иконе, был узнан с первого взгляда и образ его был помещен в часовне.

Икона была простая, примитивного письма и без всяких украшений, но как особо чтимая русским народом и явившаяся таким чудесным образом, сразу же привлекла к себе молящихся. Установился обычай в день "Весеннего Николы", 9 мая, праздновать явление иконы, и тогда весь православный Выборг шел в Хави в старую часовню и там служили молебен с акафистом Святителю Николаю. Многие молившиеся пред иконой по молитвам Святителя получали Божию помощь, и почитание иконы укреплялось в душах жителей Выборга. В следствие того икону эту решено было из часовни перенести в Спасо-Преображенский собор, в котором издавна был придел имени святителя Николая, но каждой весной к 9 маю икона эта торжественно крестным ходом переносилась в часовню в Хави.

В зимнее время и после снесения часовни и построения вместо неё Никольской церкви икона находилась постоянно в Выборгском Спасо-Преображенском соборе, откуда и была эвакуирована в начале войны в Хельсинки и установлена в Успенском соборе.

Многие и многие жители Выборга, целый ряд их поколений от всего сердца с любовью и верой молились святителю пред образом его, почитавшимся чудотворным, и в молитвенном общении с этим угодником Божием находили отраду и душевный покой.

Все украшения иконы - риза, венчик, крест, драгоценные камни - все это вещественные знаки благодарности, жертва хвалы святителю за его благодеяния.

Откуда и как попала икона в колодезь ничего неизвестно - предположения могут быть различные, но будем верить, что в этом сказалась промыслительная Божия воля, давшая нам близкого Друга Божия в ходатаи о наших нуждах и печалях.

Великомученица Варвара.
Икона великомученицы Варвары из Выборгского Спаса-Преображенского кафедрального собора.

Икона великомученицы Варвары
Варвара была дочерью богатого римлянина Диоскуруса, жила в Гелиополисе (город Солнца), во время правления кесаря Максимиана (305-311). Уже в юности она обрела веру в истинного Бога, Творца неба и земли. За свою веру ей пришлось перенести страдания и пытки. На призыв поклоняться римским богам Варвара воскликнула: "Славлю Единого своего Бога и хочу принести себя в жертву во имя Светлого Его Имени. А ваши боги - это тщета, и поэтому ваше вера в них - тщетна." Мученическую смерть Варвара приняла от своего отца, который сам отвел ее на место казни. Варвара положила голову на плаху, и ее отец, жестокий Диоскурус своим мечом отрубил голову дочери. Некий крещенный Галентианус забрал тело мученицы и захоронил его. Позже он построил церковь на могиле Варвары.

После крещения Руси отношения между русскими князьями и Греческими царями складывались благополучно. В этот период Киев получает в дар от Константинополя мощи великомученицы Варвары, которые были помещены в Киевский в честь Архангела Михаила освященный монастырь.

Икона великомученицы Варвары, ныне находящаяся в Успенском Кафедральном соборе города Хельсинки, когда-то была в Выборге в Спасо-Преображенской церкви. Икону жители Выборга очень почитали и многие любили ее. Как она появилась в городе?

В начале ХIХ века из Олонецкой губернии в Выборг переехала семья купца Гусова, который и привез образ с собой. Очень почитаемую домашнюю икону поместили в специально отведенную комнату. Позднее, когда старшая дочь в семье вышла замуж за купца Сапетова, икона святой Варвары вместе с невестой перешла в новый дом. Икону установили в комнате, которая была проходной, и мимо нее ходили люди, которые приезжали по делам к хозяину дома. Эта икона придавала вес хозяину. Часто в дом приезжали Олонецкие купцы, они всегда поклонялись иконе, обращались к святой с молитвой об избавлении от болезней и утешения в горестях. Именно благодаря этим, почитающим икону людям, икона обрела красивое обрамление и была украшена ладожским янтарем. Богобоязненные люди предупреждали хозяина дома, о том, что не уважительное отношение к иконе может повлечь за собой неприятности. И это их предупреждение было не безосновательным .

Финансовые трудности Сапетова привели в конечном итоге к полному разорению купца и потере имущества. Иконе угрожало быть проданной с молотка на аукционе, если бы не законодательство, которое предотвратило эту трагедию. Банк изъял икону из общего имущества, ушедшего за долги, и по обоюдному договору с семьей Сапетова, икона была передана Выборгскому кафедральному Спасо-Преображенскому собору.

Икону великомученицы Варвары поместили перед левым клиросом. По соглашению с семьей Сапетова день памяти святой Варвары праздновался по такому чину. 3 декабря, накануне праздника, в церкви проводилось ночное богослужение (вигилия) и читался акафист. Сам день памяти отмечается 4 декабря и в этот день служили литургию и читался молебен перед иконой великомученицы.

Икона святой Варвары, возможно, была написана в конце ХVII века. На ней Варвара изображена во весь рост, а по краям - ее великомученические этапы жизни вплоть до самой смерти, которую она приняла от рук своего отца жестокого Диоскуруса.

Есть поверие, что и сейчас от молящихся в Хельсинки прихожан любовь передается покорной и верной до самой своей смерти Христу Варваре, чьей иконе поклоняясь и молясь, можно получить избавления от всяких горестей и всего дурного.

/ Подготовлено по материалам, переданным в редакцию журнала "Балтийский щит" из центра "Виипури". /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

Комментарии

1. 2009-05-18 13:13:16 Надежда ()
В нашей семье есть икона Козельщанская. Нам подарили родители моего мужа, она старинная передавалась по наследству. Мне бы хотелось узнать сколько всего копий этой иконы.

2. 2009-05-18 13:53:24 Надежда (nadegda_19.58@mail.ru)
Если можно пришлите мне пожалуйста ответ на мой адрес указанный выше.

3. 2011-08-13 02:43:58 Галина (HOSTA004@yandex.ru)
где находится оригинал иконы Великомученицы Варвары и сколько всего копий этой иконы





Содержание


 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.