Балтийский Щит   Журнал "Балтийский Щит"

Содержание:

История края. Древний народ водь. (28.01.09).

Древний народ  водь

В петербургском центре коренных народов Ленинградской области.

Самое раннее упоминание о территории, где проживало прибалтийско-финское население "водь", содержится в новгородском "Уставе о мостех" и датируется 1054 годом. В последующие столетия названия водь и Водская пятина неоднократно встречаются на страницах русских летописей. Так под 1240/41 гг. новгородский летописец зафиксировал следующий факт: "Тои же зимы придоша Немцы на Водь с Чудью, и повоеваша, и дань на них Възложиша, а город учиниша в Копорьи погосте". Копорье, бывший погост, вскоре после этого становится военно-административным центром Водской земли. В 1384 году на водской территории был основан г. Ямбург (Кингисепп) и Спасский монастырь, которые стали основными проводниками православия в чудском крае.

Водские ремесла

В XV-XVI вв. Водская земля по своему экономическому развитию значительно опережала соседние территории Северо-Запада. В водских погостах находились наиболее крупные населенные пункты. Так, например, в поселении Пилола насчитывалось 64 двора, а Войноселе 36 дворов. Водский край был богат мастеровыми людьми. Обилие болотной железной руды способствовало развитию в крае железоделательного и кузнечного ремесла. Наибольшее развитие этот промысел получил в Толдожском и Каргальском погостах. В первом в начале XVI века работали 62 домника и 42 кузнеца, а во втором 67 домников и 14 кузнецов.

Однако экономические и политические кризисы конца XVI - XVII вв. не обошли эту территорию стороной. В результате чего произошло сокращение численности водской народности и ареала ее расселения. К середине XIX в. водь проживала в западных районах Санкт-Петербургской губернии. Первые точные сведения о численности води были получены исследователем Петром Кеппеном из формулярных ведомостей 1847 г., хранившихся у православных священников, и церковных книг финских пасторов. Из них следовало, что в Ораниенбаумском уезде (в Глобицком Спасском Приходе, в деревнях - Гостилово, Ивановское, Климатина, Подмошье) проживало 1475 вожан, а в Ямбургском уезде 3673. Общая численность водской народности составляла 5148 человек.

Подробный список водских деревень был опубликован в 1864 г. статистическим комитетом Российской Империи. Согласно ему, водское население проживало в следующих населенных пунктах: селе Котлы, д.д. Гостиловая, Ивановская, Подмошье, Климентина, Виликина, Матти, Большой Конец, Войносолова, Мукково, Савикино, Пумалицы, Калино, Ранолово, Пиллово, Кунково, Елизаветино, Дедково, Пенделево, Корвитино, Маттовка, Вердиво, Чухонская, Ундово, Васакара, Монастырки, Руддила, Глинки, Караколье, Малые Валговицы, Большие Валговицы, Березняки, Верхние Лужицы, Нижние Лужицы, Пески. В деревнях Тютицы и Липковицы в середине XIX в. говорили по-водски лишь некоторые старики. К 1913 году численность води сократилась до 1000 человек, а к 1927 к води причисляли себя уже чуть более 500 человек. В настоящее время водь - самая малочисленная прибалтийско-финская народность на Северо-Западе России - менее 30 человек. Большинство из них проживает в д. Нижние Лужицы.

Традиционная культура вожан

Традиционную культуру вожан стали изучать с конца XVIII в.

"Все они белолицы, голубоглазы и желтоволосы; женщины очень красивы и миловиднее русских и финок, отмечал исследователь. Девушки до замужества не стригут волос и не заплетают их в косы. Мужчины носят такую же одежду, как и русские, но одежда женщин совершенно отлична и от русской, и от финской. Рубашка довольно коротка; поверх нее повязывают синий суконный передник, обшитый по краю раковинами, бусами и другими украшениями. Девушки носят на голове узкие повязки из красного сукна; вместо серег вдевают в уши большие серебряные кольца с подвесками из раковин или корольков. Эти кольца соединяют между собой позади затылка одной или несколькими цепочками, состоящими из раковин. Женщины на ноги надевают онучи из красного сукна и обувь сделанную из одного куска кожи и собранную по краю на кожаный ремешок, который затягивается на пятке".

Вот как описывал костюм и обряды этой народности в начале XIX в. Лудольф Цетреус: "Вотландцы весьма суеверны. Они молятся священным деревьям (дубам); почитают священные источники, их воде приписывают чудесную силу. Самым большим праздником считается день святого Ильи. В этот день проводится ярмарка.

Мужчины одеваются, как и окружающие финны и россияне. Женщины к рубахе из грубого холста надевают передник из синего сукна, длиной пол- аршина, унизанный раковинами, монетами и жетонами. По сторонам висят такой же длины красные суконные покромки - kostenna. Девушки, выходя замуж, отрезают себе волосы и повязывают голову белым платком, придавая ему остроконечный вид вышиной почти поларшина. Сверху донизу этот убор покрывают еще одним белым платком; все это называется - "kukka". В ушах носят большие серебряные кольца толщиной с гусиное перо, соединенные между собой длинной цепочкой, которая обвивается вокруг шеи. Вместо чулок ноги обвивают вокруг красным сукном в четыре - пять оборотов, отчего ноги кажутся очень толстыми. Башмаки - kurpuset также из красного сукна; выкроены так, что покрывают одни только пальцы.

Погребальные и свадебные обряды отличаются от греческих и лютеранских обрядов. Умерших людей хоронят в священных рощах - kolamisto. На могилу укладывают большой камень и около получаса поют специальные песни, а по возвращении домой собирают остатки поминальной трапезы: пироги, капусту, выпечку из гречневой муки, масло, водку и отдают священнику вместе с медными деньгами. Поминают умерших родственников в Троицу и Михайлов день.

Брачный возраст наступал у мужчин в 15, а у девушек в 14 лет. О желании жениться парень в первую очередь сообщал священнику для того, чтобы узнать позволяет ли ему степень родства взять избранную им невесту. Затем жених сватал девушку без ведома ее и его родителей. Священник обручал молодых и после этого сам объявлял о свадьбе. Узнав об обручении, мать невесты поднимала шум в доме, хватала невесту за косу и держала ее до тех пор, пока жених не обрезал ей волосы. Затем мать невесты отдавала жениху волосы дочери и говорила: "возьми косу вместе с головой, будь ее господином, а она да будет твоей рабой".

После этого созывали соседей и родственников, который провожали молодых в церковь на венчание по православному обряду. По приезду в дом супруга невесту встречала сестра мужа или другая незамужняя женщина. Она вводила молодую в избу и ставила ее у дверей с правой стороны, а сама вставала с левой. Новобрачная должна была постоянно кланяться до захода солнца. Когда молодая от усталости падала в обморок, девушки, взяв ее под руки, уводили в спальню и укладывали на постель. После этого приходил муж и "выкупал" постель - одаривал девушек гостинцами.

Через час-два молодых приводили к гостям и начинались пляски под звуки волынки. Молодые наполняли кубок вином, ставили его на тарелку и, взяв ее в руки, обходили гостей, предлагая выпить вино. Согласно традиции никто не мог уйти со свадьбы, не опустошив кубок до дна и не положив денег на тарелку. Свадебное гуляние продолжалось два дня. На прощание гости одаривали молодую жену рубашками и курами".

Умельцы на все руки

С давних времен водские крестьяне вели комплексное хозяйство: занимались земледелием - выращивали овес, ячмень, рожь и технические культуры: лен, коноплю. Вплоть до начала XX в. зерновые выращивали на пожогах (подсеках), используя примитивные сельскохозяйственные орудия: деревянную соху и борону, изготовленную из расщепленных пополам молодых стволов елей. Также держали скот (коров, овец, свиней), ловили морскую и речную рыбу. В XIX-XX вв. широкое распространение среди води получил артельный способ рыболовства. На лов рыбаки уходили в море большими группами - артелями. Рыбачили далеко от родных берегов; доходили даже до финских островов. Летом занимались собирательством; заготавливали землянику, морошку, малину, чернику, голубику, клюкву, бруснику, орехи, черемуху и рябину.

В XIX в. в водских деревнях практически не было промысловых и ремесленных центров, ориентированных на внешний рынок. Кожевники, работавшие в деревнях под Ямбургом, и мастера токарного дела, проживавшие в окрестностях Котлов, сбывали свои изделия на местных ярмарках. В свободное от сельскохозяйственных занятий время мужчины и подростки уходили на заработки: работали в Кронштадте извозчиками, брали подряды на перевозку бревен, возили дрова с Пороховых в Петербург. Зимой перед Рождеством шли в лес, рубили самые красивые ели и везли их в город на продажу. Часто промышляли контрабандой: переправляли соль в Выборг; в Кронштадт и Нарву возили кофе, спички и папиросы. В голодные годы торговали картофелем в Петербурге и его округе.

Водских крестьян нанимали на поденную работу в крупные мызы: Рятинскую, Великино и др. Там они работали в поле, на огородах и сенокосах, обслуживали оранжереи. Для своих нужд мужчины в каждом хозяйстве изготавливали необходимую утварь, мебель и орудия труда, а женщины занимались обработкой технических культур, ткачеством, вышивкой, вязанием.

Водские деревни располагались вблизи водоемов. Избы и хозяйственные постройки ставились на фундаменте из валунов или известковой плиты. Обилие камня и дороговизна леса ориентировали население на использование дикого валунного камня в качестве строительного материала для возведения скотных дворов. Сочетание камней различных оттенков со светлым известковым раствором, в который добавлялась гранитная крошка, и оконные и дверные проемы, обрамленные красными кирпичами, в сочетании с соломенной крышей придавали этим сооружениям живописный вид.

Избы имели четырехскатное покрытие с небольшими по размеру треугольными фронтонами вверху с торцевых сторон. В Котельской волости почти повсеместно крыши покрывали соломой. Старинные избы имели богатый резной декор и роспись. На верхней части фронтона избы располагались резные "решетки"; резьбой были покрыты доски-причелены, расположенные по свесам крыши, и полотенца. Оконные наличники, украшенные резьбой, и филенчатые ставни были расписаны масляными красками: розами, окруженными листьями и бутонами, букетами цветов, вазонами, шестиконечными розетками в круге и т.п.

Сорную траву - на межу

До конца XIX в. у води сохранялось большое количество праздников и обрядов, уходящих своими корнями в глубокую древность. Так, накануне Крещения в каждом доме варили овсяный кисель, горох, делали кашу из ржаной муки, а затем шли на двор или улицу и кричали: "Мороз, не поражай наш горох!" Вареный горох относили в амбар и запирали дверь на замок. Затем делали из веревки круг, насыпали туда горох и пускали кур клевать. Этот обряд должен был обеспечить хороший урожай в следующем году.

В Пасху мужчины ходили на горки катать крашеные яйца. На весеннего Егория на окраине деревни, где проходили гуляния, вечером собиралась вся деревенская молодежь. Там они разводили костер из поленьев и пели песню:

"Приходите девицы к огню,
Старые старухи на бдение.
Смольняки в огонь,
Лен в поле,
Сорную траву - на межу!
Кто не придет к огню,
У того девочка пусть родится,
Горшечница будет по прозвищу,
Акулиною по имени назовется ..."

После этого начинались пляски с песнями и молодежные игры.

На Ивана Купалу в селе Котлы устраивали ярмарку и гуляние, на которые приходили крестьяне из соседней Сойкинской волости и с р. Луги. На гулянии жгли колеса от телег, танцевали. Девушки в этот день гадали на замужество - заплетали косы из колосьев в ржаном поле, а на следующий день шли смотреть; если коса расплелась, значит быть свадьбе. В некоторых деревнях девушки сажали под крышей (куда не попадал дождь и не проникал солнечный свет) семена капусты; через девять дней смотрели, если семена не взошли, то это означало, что в этом году замуж они не выйдут.

В Ильин день проводили общинные праздники - "братчины", собирали по 20 копеек с человека, покупали солод и варили пиво; каждая хозяйка приносила от своего дома еду. Гуляния в этот день проходили у священных деревьев (ольхи, дуба), источников и каменных крестов (здесь ставили столы и скамьи). После общей трапезы мужчины и женщины пели, а девушки танцевали. Иной раз праздник заканчивался дракой. В старые времена на этом празднике совершались языческие моления с жертвоприношением: забивали овцу или теленка, мясо жарили и съедали во время трапезы, в голову бросали в кусты - богу.

В водском народном календаре сохранялись и обряды, связанные с животноводством. Так ежегодно, 29 октября в д. Пиллово отмечали день святой Анастасии. В часовню приносили заветы: овечью шерсть, холст. После окончания праздника все заветы раздавали нищим. Крестьяне говорили, что это делается для того, "чтобы овцы лучше были".

До начала XX в. у води сохранялись специфические черты свадебной и погребально-поминальной обрядности. Когда в дом приходила молодая жена, обязательно относили на кладбище полотенце и вешали его на крест (на могиле родственников). Также поступали и на похоронах; полотенце с вышитым на нем именем умершего или начальной буквой имени вешали на намогильный крест.

К священным камням, источникам и деревьям ходили на поклонение и излечение от различных болезней. Так, например, к священным камням в д. Корвитино приносили медные деньги, гвозди без шляпок. Стоя на коленях, кланялись и говорили: "Хозяева земли, хозяйки земли, вам чистая жертва, мне - чистое здоровье!". В д. Бабино была старая береза, почитавшаяся священной; к ней ходили на поклонение ночью, чтобы никто не видел, приносили деньги, а раз в году делали жертвоприношение - резали петуха. В поселении Пиллово почитался священный ручей, согласно преданию там нашли образ божий, а после на этом месте поставили часовню. К ней приходили люди с болезнями глаз, купались в ручье и получали исцеление. В часовню приносили заветы - деньги, рубашки.

/ Людмила Королькова,
Российский этнографический музей.
Санкт-Петербург - специально для журнала "Балтийский щит". /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

Комментарии

1. 2009-04-04 22:27:58 Людмила (9406245@mail.ru)
Вы умница!!!! Очень интересно.Я из Лужиц Кингисеппский рн.





Содержание


 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.