Выборгская Крепость



Главная страница | Форум  | Написать авторам


::Новейшая история::

Неизвестная крепость.
Выборгская крепость в 1914-1918 гг - строительство фортовой крепости.
© 2007 г.  А. В. Павлов.

Новейшее время

Введение.
1. Краткая история Выборгской Крепости до 1900 г.
2. Крепость в 1900-1914гг.
  2.1 Первое десятилетие. В ожидании перемен..
  2.2 Разработка проекта.
   2.2.1 Эскизный проект.
   2.2.2 Порядок разработки проекта.
   2.2.3 Проект Местной Комиссии.
   2.2.4 Рассмотрение проекта Крепостной Комиссией.
   2.2.5 Дальнейшее прохождение проекта.
   2.2.6 Утверждение проекта.
   2.2.7 Подготовка детального проекта Изыскательской партией.
   2.2.8 Организационные меры.
   2.2.9 Рассмотрение в Инженерном Комитете и Комитете Генерального Штаба.
   2.2.10 Рассмотрение на Комитете Генерального Штаба.

 

Настоящий материал представляет собой препринт статьи, готовящейся к публикации в печатном сборнике, о выходе которого будет своевременно сообщено. Препринт будет выкладываться на сайт частями, материал находится в работе, поэтому возможны отдельные, в том числе, существенные, изменения. Некоторые фрагменты, отмеченные в тексте как <***>, и ряд ссылок на архивные материалы по просьбе Редактора сборника временно удалены, отдельные разделы даны в сокращенном варианте. Некоторые "вкусные" выдержки из архивных документов, наоборот, представлены в расширенном объеме, что было бы затруднительно сделать в печатном варианте, но, без сомнения, позволяет читателю лучше почувствовать "аромат эпохи". Полный вариант в оригинальной авторской редакции (твердая копия) защищен в установленном порядке. Все лакуны будут заполнены по выходе печатного варианта статьи.

Автор считает приятным долгом выразить благодарность всем, в той или иной форме способствовавшим появлению этой работы, прежде всего, С.А.Абдуллиной, Л.В.Войтовичу, В.В.Дмитриеву, А.А.Мартынову, А.Е.Браво, С.В.Головкину, С.А.Воробьеву, John Lagershtedt, создателю сайта "Окрестности Петербурга" AlexSvar'y и участникам форумов Руского Фортификационного Сайта и сайта "Окрестности Петербурга", без бескорыстной помощи которых появление этой статьи было бы невозможно.

Автор будет признателен за все критические замечания.

Введение.

Выборг занимает особое место среди памятников фортификации, расположенных на территории России, так как только тут можно увидеть последовательное развитие фортификационных идей и форм начиная от единственного в России западноевропейского замка эпохи позднего средневековья (XIII века) и до долговременной фортификации середины ХХ века. При этом, если расположенные в самом Выборге замок и более поздние, включая построенные в последней трети XIX века Восточно-Выборгские укрепления, хорошо известны многим и тщательно изучены специалистами, то фортовая Выборгская крепость, строившаяся в годы Первой мировой войны, является, пожалуй, наименее известной среди Российских крепостей начала ХХ века.

Крепость, строившаяся в годы Первой мировой войны, не была достроена и не привлекает внимания величественными фортами с таинственными подземельями и глубокими рвами, столь поражающими воображение любого, даже далекого от фортификации человека. Крепость не принимала участия в боевых действиях и, тем самым, не снискала ни боевой славы, ни позора, на которые столь падки средства массовой информации, и, следовательно, не стала известна из сводок военных действий. Пограничный режим, действующий с небольшим перерывом и по сию пору, резко ограничивает возможности посещения объектов и, соответственно, возникновения праздного люботыства у гуляющей публики. Идеи, заложенные в проект, не отличались особой новизной или оригинальными решениями, достойными того, чтобы быть внесенными в учебники фортификации. После захвата Выборга белыми финнами многие документы оказались в архивах Финляндии, что на долгие годы ограничило возможности их исследования отечественными историками. А дипломная работа выпускника Финляндской военной академии капитана Paoli Öljymäki, посвященная Российской фортификации на территории Финляндии [1], и подготовленная в 1938 году именно по документам русской армии, оказавшимся в архивах Финляндии, по понятным причинам осталась практически неизвестной отечественным исследователям.

В результате, крепости, на создание которой были затрачены колоссальные людские и финансовые ресурсы, как бы и не существует. Местное население, переехавшее в эти края после войны, искренне считает все укрепления русской Выборгской крепости "линией Маннергейма". Особенно сильное эмоциональное впечатление оставляют рассказы о "линии Маннергейма" отставных военных, долгие годы служивших в этих краях и, казалось бы, по долгу службы обязанных знать военную историю России. Именно впечатления от общения с местными жителями оказались той последней каплей, что определила решение подготовить эту статью.

Публикации по истории Выборгской крепости появлялись и раньше. В первую очередь, необходимо упомянуть ряд статей В.В.Дмитриева, посвященных отдельным вопросам истории крепости, например, [2]. Значительным событием было появление в альманахе Цитадель №11 статьи С.Д.Прямицкого, в которой едва ли не впервые в общедоступной литературе дано конспективное изложение истории создания фортовой Выборгской крепости в годы ПМВ [3]. Вместе с тем, при всей безусловной ценности этого материала, он дает только общий обзор и, кроме того, содержит ряд неточностей, обусловленных, очевидно, тем, что автор пользовался только материалами, доступными в архивах Санкт-Петербурга без их полевой проверки. Например, из дела по обороне крепости за октябрь 1917 год [4] в статью перешла фраза о том, что "окопы ... на правом участке от форта № III до ОП литер Д совсем не имеют убежищ", в то время, как в реальности имеется прекрасное бетонное убежище с перекрытием, безопасным от 8 дм бомб (предположительно), по ныне выдранному сплошному слою рельс с асфальтовой прослойкой и оборудованной на крыше стрелковой позицией с банкетом, траверсами и бетонным бруствером.

В настоящей статье предпринята попытка дать более детальное изложение истории переустройства Выборгской крепости в начале ХХ века, основываясь также и на материалах финляндских архивов, равно как и на результатах их проверки "в поле". В силу неохватности темы настоящая статья ограничена по преимуществу инженерной частью, относящейся к сухопутным фронтам, но даже в этих рамках ряд вопросов вынужденно изложен кратко. На ряд вопросов автору пока не удалось найти документально подтвержденных ответов, что оставляет возможности для дальнейших исследований темы. История строительства батарей Биорке, входивших в Выборгский крепостной район и строившихся силами Выборгского крепостного инженерного управления с 19 до передачи их в Морское Ведомство 191 г , вынесена за рамки статьи, в приложение, поскольку к обозначенной теме статьи имеет косвенное отношение. Также, укрепления Приморского фронта детально не рассматриваются и упоминаются лишь при необходимости дать общую картину.

Необходимо предупредить читателей, что большинство географических названий в районе Выборга в описываемый период финские, в архивных документах и на русских картах встречаются самые разные варианты транслитерации одного и того же названия. В статье по возможности использованы общепринятые на сегодня варианты транслитерации, в ряде случаев использованы два варианта транслитерации, в соответствии с тем, какой был употребляем в документах, касающихся рассматриваемого вопроса в соответствующий период. Некоторые названия существовали только в описываемое время и уже на финских картах 30-х годов не встречаются.

Прежде, чем перейти к изложению материала, обратим внимание на географические и геологические особенности местности. Выборг расположен в вершине Выборгского залива, здесь начинается Сайменский канал, ведущий во внутренние воды Финляндии - Сайменскую озерную страну. Карельский перешеек, в том числе, в окрестностях Выборга, представляет собой почти сплошную водную преграду из множества озер, переходящих одно в другое через систему проток, и болот. В районе Выборга Балтийский Щит выходит на поверхность в виде гранитных холмов и скал, поросших лесом и разделенных болотистыми низинами. Часто отвесные стены скал образуют естественные гранитные эскарпы и контрэскарпы высотой до нескольких десятков метров. Иными словами, местность в районе Выборга характеризуется крайней пересеченностью и, как следствие, труднопроходимостью. Поэтому такое значение имеют дороги.

Основные пути сообщения из Финляндии к Петербургу проходят через естественные водные преграды или у самого Выборга, или вблизи него и соединяются в Выборге. С Северо-запада и запада это идущее на некотором расстоянии от побережья Фридрихсгамское шоссе (старая Королевская дорога), железная дорога Гельсингфорс-Рихимяки-Петербург и две дороги от Вильманстранда (ныне Лаппеенранта) - собственно Вильманстрандское шоссе и дорога, идущая вдоль Сайменского канала. С севера подходит железная дорога от Сердоболя и дороги из Вуоксениска (Иматры) и Кексгольма (Приозерск). С юга к Выборгу ведут Биоркское и Петербургское шоссе.

1. Краткая история Выборгской Крепости до 1900 г.

Документально подтвержденная история Выборга начинается с основания в 1293 году шведским военачальником Кнутом Торссеном замка на острове, и поныне называющимся замковым. Русский период в истории Выборга ведет отсчет с начала XVIII века: крепость Выборг, сдавшаяся адмиралу Апраксину в июне 1910 г., была закреплена за Россией Ништадтским мирным договором 30 Августа 1721г. Тогда же Петром Великим было определено и стратегическое значение Выборга в системе крепостей России - "Служить крепкою подушкой Петербургу" [].

Географическое положение Выборга, стоящего на пересечении сухопутных и путей, ведущих из Скандинавии к молодой столице Российской империи и водных из Балтики во внутренние озерные системы Саймы и Ладоги, определило и характерную особенность этой крепости - наличие мощного приморского сектора обороны, включающего береговые батареи и, в более поздние периоды ее развития, минные заграждения.

За те два столетия, что Выборг входил в состав Российской Империи, оценка его значимости как крепости в общей системе обороны государства менялась неоднократно. В XVIII веке приграничное положение определяло неусыпность государственных забот об укреплении обороноспособности Выборга [5]. После присоединения Великого Княжества Финляндского к Империи в результате последней Русско-Шведской войны 1808-1809гг. Выборг с точки зрения государственных деятелей того времени потерял свою актуальность как крепость и база флота. Однако, неожиданное, вследствие грубых просчетов во внешней политике, появление угрозы Петербургу с Финляндского направления во время Крымской войны (появление Англо-французского флота на Балтике), вынудило весной 1855г. начать под руководством специально командированного инженер-полковника В.Д.Кренке лихорадочную деятельность по укреплению крепости, включая создание новых батарей на островах Выборгского залива (Рис.1.). Эта эпопея прекрасно описана В.Д.Кренке в его замечательных мемуарах [6], откуда и взята приведенная схема Рис.1.

А.В.Павлов Выборгская крепость
Рис 1. Схема расположения артиллерийских батарей в Выборгском заливе во время Крымской войны. Из мемуаров В.Д.Кренке.

В начале 1856 г. Комитет по обороне Балтийского побережья выразил мнение, что "Выборг есть пункт довольно важный в отношении стратегическом; но старая Крепость его не может держаться без внешних построек, которые необходимо возвести в большом числе как на шхерах при входе в залив, так и на материке на высотах ..." [7]. Идея о необходимости территориального расширения Крепости посредством выдвижения обороны к Кювесильтскому проливу (ныне по нему проходит фарватер Сайменского канала) и к востоку от Петербургского форштадта получила свое развитие в решении Комитета по обороне Балтийского побережья от ноября 1859г. и новом проекте обороны Крепости, утвержденном в 1863г. Обострение внешнеполитической обстановки способствовало тому, что этот проект в значительной части был реализован. Работы продолжались по сухопутной обороне до 1876 г., а по береговой - до 1889г. Именно в это время были возведены впечатляющие Восточно-Выборгские укрепления, и по сей день привлекающие внимание как туристов, так и историков [8]. Отметим, кстати, что В.Д.Кренке, дослужившийся к тому времени до генеральского звания, оценивал эти (Восточно-Выборгские ) укрепления как бесполезную трату сил и денег [6]. С запада же были возведены только три артиллерийские батареи - одна на острове Линно-саари на 15 орудий, почти полностью уничтоженная при строительстве железнодорожного моста, и две на Сорвали-саари - на 9 и 6 орудий. Валы одной из этих батарей ныне сохранились почти полностью и доступны для осмотра (1 на Рис.2.), от второй остались лишь фрагменты и погреб (2 на Рис.2.), расположенные на территории войсковой части . В целом же, проект 1863 года, несмотря на излишнее внимание обороне Выборга с восточной стороны в ущерб западной, отличался сбалансированностью решений - в нем уделялось внимание как сухопутной обороне, так и морской, поскольку признавалось невозможным успешно оборонять крепость без надежного обеспечения от атаки с моря. Фактически, именно по реализованной части проекта 1863 года крепость и "дожила" до начала первой мировой войны, поскольку столь масштабных работ в ней вплоть до 1914 г. более не производилось, а приморская оборона была даже сокращена.

А.В.Павлов Выборгская крепость
Рис 2. Панорама о. Сорвали c насыпи автомобильного моста через Кювесильтский пролив, фото автора, 2007 г.

Следующим, после проекта 1863 г., был разработанный в 1877 году по поручению Командующего войсками Финляндского военного округа проект укрепления Выборга, не приведенный, однако, в исполнение.

Последние десятилетиия XIX века были нелегкими в истории крепости, поскольку с изменением внешнеполитической обстановки и приоритетов государственной политики менялась и оценка значимости Выборгской Крепости. Вопрос об укреплении Выборга обсуждался в 1884-1885 гг. Комиссией Генерал-Адъютанта Обручева, которая "не могла не признать, что настоящие Выборгские укрепления крайне обширны, разбросаны и несоответственны ограниченной своей цели - преграждать пути из Финляндии к столице; в смысле же морском позиции еще менее полезны" [7]. Комиссия предложила "сконцентрировать оборону Выборгских укреплений и сделать возможной защиту их лишь небольшим гарнизоном" [7]. Комиссия 1887 г., также под руководством Генерал-Адъютанта Обручева, сохранила точку зрения Комиссии 1884-85 гг. [7].

В 1889г. Вопрос об укреплении Выборга рассматривался высочайше организованной Комиссией по организации береговой обороны Государства, которая признала, что "... морская оборона не имеет смысла: для нашего шхерного флота шхеры представляют прекрасное укрытие без устройства позиций, ... неприятель, высадив десант, перебьет прислугу и захватит батареи ...простым заграждением и минами можно не допустить приближения неприятеля морем ... Без десанта нельзя взять Выборг, следовательно его оборона - сухопутными войсками, при этом морская позиция, не принося особой пользы, заставляет только бесполезно растягивать линию обороны." [7]. 23 Апреля 1889 года было высочайше утверждено мнение Комиссии (Журнал №5), согласно которому укрепления приморской позиции подлежали упразднению, а их вооружение - использованию для обороны намеченных в южной части Балтийского побережья пунктов. К разоружению береговых батарей в соответствии с этим решением было приступлено в 1893г. [9]. Сейчас, более века спустя, легко расуждать об опрометчивости как этого решения, так и решения о строительстве Либавы, да и о недальновидности всей концепции военного и морского строительства, неверной оценке развития геополитической ситуации. Но это сейчас, а тогда до Русско-Японской войны, расставившей все точки над i, было еще 15 лет.

Но и в то время были противники такого решения. Во всеподданейшем отчете за 1893 год Командующий войсками Финляндского военного окурга "сделал, между прочим, следующее заявление": "В виду приморского расположения крепости Выборг, считал бы крайне необходимым ускорить решение вопроса об укреплении Выборга с моря, так как в настоящим своем виде крепость совершенно открыта бомбардировке неприятельского флота... крепость в настоящем своем виде совершенно неспособна к обороне". Означенные заявления были переданы в ноябре 1894 г. на рассмотрение особого совещания под председательством Генерал-Адъютанта Обручева, которое "признав, что опасность, угрозы с моря слаба ... отвергло предложения Комиссии..." и постановило "прежде всего необходимо подготовить к обороне, с наименьшими затратами, западный фронт ... обеспечив сообщение с Гельсингфорсом" [7]. Несмотря на столь явно выраженное мнение совещания о ненужности приморской обороны в составе Выборгской Крепости, командующий войсками Финляндского военного округа уже в следующем, 1895 году снова поднял этот вопрос, представив Военному Министру записку, в которой подчеркивал, что "...появление неприятельского флота в Выборгском Заливе прервет сообщение Финляндии с Петербургом". Понимая, что "... вопрос о передовой приморской обороне Выборга решен окончательно в отрицательном смысле, ... воспрепятствование неприятельскому флоту входить в Выборгский залив может быть достигнуто устроением двух ближайших к городу оборонительных линий ...". Эти соображения также были переданы на рассмотрение высочайше утвержденной Комиссии по организации береговой обороны Государства [7].

В Журнале Комиссии от 15 марта 1897 г. по отношению Крепости Выборга были высказаны следующие соображения: "Значение Выборга в сухопутном отношении должно быть ограничено задачей преграждения возможного наступления неприятеля из Финляндии к столице... Задаче ... существующие верки в полной мере не отвечают, ибо наиболее сильным фронтом крепости является наименее угрожаемый восточный (вспомним Кренке! Авт.).... западная оборона линии Выборга, по мнению Комиссии, должна быть вынесена вперед, за пролив Кивисильта. ..... Комиссия признала необходимым и достаточным обеспечить Крепость от действия неприятеля со стороны моря путем ... минного заграждения на высоте п-ва Кейхясниеми, обстреливаемого с батарей, вооруженных полевыми орудиями, и расположенными на группе островов Кильпсаари...." [9].

Таким образом, к концу XIX века на государственном уровне наметилась тенденция понимания необходимости как выноса линии передовых сухопутных укреплений далее на запад, что было очевидно с учетом возросшей дальнобойности артиллерии, так и возрождения недальновидно упраздненной приморской обороны. Эта тенденция и получила свое развитие в первые два десятилетиия ХХ века, точнее в том проекте, которому и посвящена настоящая статья.

 


 Перейти к 2-ой главе статьи: Крепость в 1900-1914гг.  


Библиография:
1: Kapteeni P.Öljymäki, "Venalaisten suorittamat kenttavar ustustyot Suomessa maailmansodan aikana", Sota-Arkisto, SKK-1/289.,
2: В.В.Дмитриев, "Морские укрепления Выборга", Выборг. Фортификация,С.А.Абдуллина., ред., СПб, Европейский дом.2005, с.59-70.,
3: С.Д.Прямицкий, "Приморская крепость Выборг (1710-1918)., Цитадель, №11, с.,
4: , РГА ВМФ, ф.1350, оп.1. д.78, с.36,
5: В.В.Дмитриев, "Крепость Корон-Санкт-Анна в Выборге"", Выборг. Фортификация,С.А.Абдуллина., ред., СПб, Европейский дом 2005, с.34-58,
6: В.Д.Кренке, Оборона Балтийского прибрежья в 1854-1856 годах., СПб.,1887
7: "Записка по обороне Выборга", Инж.Фонд ВИМАИВиВС, КЕУ 2922, Инв.№ 22/801,
8: Н.И.Золочевская, Т.Б.Голубева, Восточно-Выборгские укрепления (1864-1906). В сб. Выборг. Фортификация, С.А.Абдуллина., ред., СПб., Европейский дом., 2005,
9: Архив ВИМАИВиВС, Ф.6, оп.4-1, №862, О вооружении Выборгской Крепости 1897-1907",
10: Инж.Фонд ВИМАИВиВС, КЕУ 2932, Инв.№22/812 , 1901
11: Инж.Фонд ВИМАИВиВС, КЕУ 2935, инв.№.22/804, полк.Данилов, "Краткое описание морских подступов к Выборгу" ,
12: Отчет по Выборгской крепости 27 июня 1905г. Записка по обороне Выборга. Инж.Фонд ВИМАИВиВС, КЕУ 2737, Инв.№ 22/643,
13: "Описания позиций Выборгской Крепости", Sota Arkisto, Venalaisia Karttoja..., Arkistomerkki Pk 9/2,
14: Инж.Фонд ВИМАИВиВС, КЕУ 6493/262,
15: Инж.Фонд ВИМАИВиВС, КЕУ 2735, №22/641, Отчет по Выборгской Крепости за 1909Г.,
16: Отчет по Выборгской крепости за 1911 год. Инж.Фонд ВИМАИВиВС, КЕУ 2838, инв.№ 22/718.,
17: Отчет по Выборгской крепости за 1913 год. Инж.Фонд ВИМАИВиВС, КЕУ 2881, инв.№ 22/760,
18: Инж.фонд ВИМАИВиВС, КЕУ 2736, №22/642, Дело Главного Управления Генерального Штаба 1911-1914гг. Свеаборг, Выборг, Бьорке,
19: В.В.Яковлев, "Эволюция долговременной фортификации", М., Гос.военной изд-во наркомата обороны СССР, 1931,
20: Дело Главного Управления Генерального Штаба 1910г."Программа усиления крепостей на ближайшее десятилетие" Инж.Фонд ВИМАИВиВС, КЕУ 2718, инв.№22/624,
21: Дело Главного Управления Генерального Штаба 1910г. Программа усиления крепостей на ближайшее десятитлетие. Приложение №14 "По усилению Крепости Выборг. К представлению в Государственную Думу 1909г.", Архив ВИМАИВиВС, Инж.фонд, КЕУ 2726, инв.№22/632,
22: Инж.Фонд ВИМАИВиВС, КЕУ 2855, Инв.№22/734, Журнал Крепостной Комиссии №9 , 1913 г. "По переустройству крепости Выборг",
23: О необходимости применения в наших крепостях броневых установок (Министерства Военного Управление Генерал-Инспектора Артиллерии) 1909-1911, Архив ВИМАИВиВС, ф.6, оп.55/4, №5.,
24: [*],
25: [*],
26: [*],
27: [*],
28: [*],
29: В.И.Калинин, Частное сообщение,
30: [*],
31: [*],
32: Инж.Фонд ВИМАИВиВС, КЕУ 2711, инв.№ 22/617, Дело Главного Управления Генерального Штаба 25 Авг.1910 - 15 Янв., 1913.,
33: [*],
34: [*],
35: [*],
36: [*],
37: [*],
38: [*],
39: [*].
40: [*].
41: [*].
42: [*].
43: [*].
44: [*].

/ © А. В. Павлов. "Неизвестная крепость. Выборгская крепость в 1914-1918 гг - строительство фортовой крепости". 2007 г. Последнее обновление 02.04.2008.
Обращаем внимание уважаемых читателей, что полная версия статьи опубликована в Сборнике "Крепость Россия", Вып. 4. Сборник "Крепость Россия" можно заказать у Калинина Владимира Ивановича по электронной почте kalininv1957@mail.ru. Подробнее ознакомиться с различными выпусками сборника "Крепость Россия" можно на сайте издания. /


Содержание:
Введение.
1. Краткая история Выборгской Крепости до 1900 г.
2. Крепость в 1900-1914гг.
  2.1 Первое десятилетие. В ожидании перемен..
  2.2 Разработка проекта.
   2.2.1 Эскизный проект.
   2.2.2 Порядок разработки проекта.
   2.2.3 Проект Местной Комиссии.
   2.2.4 Рассмотрение проекта Крепостной Комиссией.
   2.2.5 Дальнейшее прохождение проекта.
   2.2.6 Утверждение проекта.
   2.2.7 Подготовка детального проекта Изыскательской партией.
   2.2.8 Организационные меры.
   2.2.9 Рассмотрение в Инженерном Комитете и Комитете Генерального Штаба.
   2.2.10 Рассмотрение на Комитете Генерального Штаба.


Обсудить статью на форуме, написать автору или


An ERROR has occured!

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   

Комментарии

1. 2008-01-15 19:33:13 иван ()
Очень своевременный и полезный материал. Необходимо четко указать границы крепости в разное время . По наименованию населенных пунктов принять либо переименованные к настоящему времени , либо финские названия . Например , остров Николаевский , ведь он имеет по крайней мере три названия .Хорошо бы представить , что же имела Россия конкретно к 1917 году - форты , батареи.,минные заграждения за такие деньги.Сообщите как с вами связаться ,есть кое какие мысли о новейшей истории крепости.

2. 2008-01-15 20:42:59 Александр Павлов ()
Иван, Спасибо за замечания и предложения. Постараюсь из учесть. Для связи со мной проще всего зарегистрироваться и зайти на форум, в раздел, посвященный Выборгской Крепости. Если почему-либо желаете вести сугубо личную переписку, то можно воспользоваться на форуме кнопочкой "личные сообщения".

3. 2008-01-18 14:04:15 раттенберг ()
Материал очень качественный , но изложение суховато. Побольше беллетристики , типа Сергея Переслегина .Ведь прошло около 100 лет и можно прямо сказать ,что хорошо ,что плохо. Интересно ,были ли приписаны к крепости боевые корабли , какова конфигурация минных подводных заграждений (линии,банки)????Может нужно поднять вопрос ,кто строил эти сооружения _-стройбат ,гражданские ,заключенные????????

4. 2008-01-18 21:42:12 Александр Павлов ()
Что касается беллетристики, то тут я ничем помочь не могу. А вот ответы на поставленные Вами вопросы будут даны в последующих частях, это запланировано и материал есть.

5. 2008-01-19 10:56:57 раттенберг ()
Продолжение. Ведь вокруг крепости много мест заключения , откуда привозили материал ,кто проектировал. И какова идея крепости к 1914 году , что ожидали - десантную операцию или вход в Выборгский залив линкоров , или все вместе .Несмотря на тыловое местоположение крепости ,она приняла боевое крещение и в 1940 , 1941 ,1944годах. Как вели себя укрепления 1914 года в тех условиях, может быть была заложена изначальная ошибка ,ведь крепость рассчитана на длительную оборону .

6. 2008-01-19 19:15:53 Александр Павлов ()
За вопросы спасибо. Ответы на них найдете в следующих частях, которые будут выкладываться на сайте постепенно. В частности, часть 2.2.2. посвящена разработке и корректировке Генерального Плана крепости, а также детального проекта, включая проектирование отдельных ОП. Но сразу хочу обратить Ваше внимание на то, что использование труда заключенных на строительстве Выборгской крепости не практиковалось - крепость строилась еще до исторического материализма. Ну а кто строил - в соответствующих разделах все будет.

7. 2008-01-19 22:36:58 раттенберг ()
Как совмещали частную собственность на острова и строительство укреплений ???????

8. 2008-01-19 22:39:22 раттенберг ()
Рассматривая карту прибрежной зоны , у меня возник вопрос ,почему такое внимание острову Овчинному- у него два причала и два моста - с островом Подберезовым и острова Подберезового с материком ??????????????????

9. 2008-02-08 16:06:20 Александр Павлов ()
раттенберг () Как совмещали частную собственность на острова и строительство укреплений ??????? Потерпите немного, все будет освещено. Времени не хватает на все :-)

10. 2008-02-14 11:55:39 раттенберг ()
Можно сделать вывод из Вашей статьи , что в Крепость-Выборг входили города Приморск и Высоцк т. е .вся акватория Выборгского залива .Будут ли в Вашей работе материалы о минных заграждениях , минно-артиллерийских позициях . Торпедных катеров в Выборге не было.Но отмечено пребывание в Выборгском яхт-клубе dанглийских катеров ,совершивших нападение на Кронштадт, была ли база их в 1914 году и отмечается ли это в Вашей работе?????????????????????????7777

11. 2008-02-14 12:33:04 Александр Павлов ()
10. 2008-02-14 11:55:39 раттенберг () Можно сделать вывод из Вашей статьи , что в Крепость-Выборг входили города Приморск и Высоцк т. е .вся акватория Выборгского залива .Будут ли в Вашей работе материалы о минных заграждениях , минно-артиллерийских позициях . Торпедных катеров в Выборге не было.Но отмечено пребывание в Выборгском яхт-клубе dанглийских катеров ,совершивших нападение на Кронштадт, была ли база их в 1914 году и отмечается ли это в Вашей работе?????????????????????????7777 Вы задаете правильные вопросы. Вопрос минных заграждений и, соответственно, средств обеспечения их боевой устойчивости, должен быть освещен. Это будет в последующих разделах, которые будут в ближайшем будущем постепенно появляться на сайте. Также, отдельная глава посвящена Биорке. Вопросы, касающиеся действий английской эскадры, выходят за рамки статьи.

12. 2008-02-21 17:57:16 раттенберг ()
Известно ,что в юго-западной Финляндии находились промышленные предприятия ,современные по тому времени -целлюлезо-бумажные , металлургические,гидро и теплостанции, в Выборге функционировал трамвай .Будет ли в Вашей работе отражено влияния этого промышленного потенциала на Выборгскую крепость вообщем , и в частности обеспечения теплом и электроэнергией в мирное и военное время.

13. 2008-02-21 21:59:00 Александр Павлов ()
Виктор Сергеевич, никто не охватит необъятное (С)К.П.

14. 2008-03-05 22:25:00 рвс ()
Не могли бы Вы дать более развернутую характеристику артиллерии Выборгской крепости . Добавить столбец по калибрам орудий данными по весу ,году выпуска , вес снаряда .,дальность выстрела . Например -6 дм в 190 пудов - это 152 мм пушка ,образца 1877 года , вес -4,8 тн , вес снаряда 33.2 кг. ,дальность выстрела . Зная эти параметры можно будет сделать вывод о значимости крепости .

15. 2008-03-05 22:35:41 Александр Павлов ()
2008-03-05 22:25:00 рвс () Виктор Сергеевич, "никто не охватит необъятное" (С) К.П. В сети доступно множество сайтов, на которых представлена достаточно полная информация по отечественной артиллерии. В магазинах и библиотеках ест "История отечественной артиллерии" Широкорада - прекрасно изданная книга с замечательными иллюстрациями.

16. 2008-03-05 23:03:09 рвс ()
Поймите , что вооружая крепость 152 мм орудиями , ожидали врага с меньшим калибром орудия . Принимая такое решение Выборгскую крепость сознательно низводили до уровня третьестепенной заштатной крепости . И поэтому таким диссонансом выглядит боевая минная станция на острове Туркинсаари , имеющей 2-х метровое перекрытие , способное противостоять 16 дм снарядам ( 400 мм), когда на крепостных батареях орудий свыше 6 дм (152 мм) не было.Какими соображениями руководствовались принимая такое решение? Хотелось бы узнать Ваше мнение.

17. 2008-03-06 11:29:26 Александр Павлов ()
Виктор Сергеевич, Вы совершенно правы касательно диссонанса. Но примите, пожалуйста, во внимание, что на сайте выложено пока только лишь описание эскизного проекта 1909 года. До начала реализации проекта он прошел еще несколько стадий разработки, на каждой из них он изменялся, поскольку принималось во внимание как развитие военной техники, так и изменение общей ситуации. А это время - начало ХХ века - время очень быстрого прогресса. Кроме ого, крепость строилась уже в годы ПМВ, когда пришлось поменять многие взгляды. Потерпите немного, совсем скоро будет выложена следующая часть - проект Местной Комиссии (и скорректирована уже выложенная), затем обсуждение проектов в Крепостной Комиссии. Это очень интересно, понять развитие мысли авторов, столкновение мнений, ошибки и заблуждения... Но не все сразу. Времени не хватает.

18. 2008-03-06 12:53:51 Александр Павлов ()
Еще один момент касательно калибров. Калибр определяется задачей. А толщина перекрытия - вероятным калибром у противника. Минную станцию могут обстреливать: 1. Линкоры с 16 дм пушками; 2. Осадная артиллерия, которая, как показала практика ПМВ, может быть даже большего калибра. На задач обеспечения боевой устойчивости минных заграждений не подразумевает артиллерийской борьбы с линкорами. Артиллерия, прикрывающая минные заграждения, должна препятствовать их вытраливанию, т.е. бороться с тральщиками и поддерживающими их кораблями. а это не линкоры. для борьбы с осадной артиллерией также не требуется равного ей калибра, так как осадная артиллерия устанавливается более-менее открыто, а ее калибр определяется необходимостью пробития перекрытий фортификационных сооружений. Для решения этих задач 6 дм вполне достаточно. А задача борьбы с линейным флотом, еще раз повторюсь, на Выборгскую крепость не возлагалась.

19. 2008-06-13 01:42:02 1 ()
зачем только картинки "загаживать" копирайтами? Неужели так боитесь за свой труд? что его кто-то себе припишет? если не трудно, публикуйте все же без этих красочных надписей или хотябы сделайте их более "водянистыми", чтоб сама картинка была читаема (я про Рис 3. Кроки передовой позиции у д. Витсатайпале (публикуется впервые).)

20. 2008-06-13 21:20:49 abravo ()
По поводу копирайтов. Мы за свой труд не боимся, мы хотим, чтобы его уважали. Поверьте, в эту работу вложено очень много труда, годы работы. Без всякого преувеличения. А наша текущая практика показывает, что тексты и картинки с сайта воруют сотнями, даже тогда, когда достаточно просто спросить разрешения на публикацию. Зайдите на форум, поищите там соответствующие темы. Поэтому размещения знака копирайта автора на фотографиях, картинках, картах - мера вынужденная, но в наших условиях неизбежная. Что касается качество их исполнения - мы над этим работаем, обратите внимание, что на следующих картах они уже более "незаметные".

21. 2008-06-19 15:19:00 Ирина (anissimova@mail.ru)
Мой прадед военный инженер Сухомлин Николай Герасимович был в 1913 году сначала старшим производителем работ, а потом начальником Инженеров Восточного отдела обороны крепости (июль-август 1914) пока его не отправили на фронт. У меня есть только его послужной список, интересно было бы найти информацию чем именно он занимался

22. 2008-06-19 17:03:44 Александр Павлов ()
Ирина, здравствуйте! Очень рад Вашему сообщению на сайте Выборгской крепости! Это просто замечательно, что Вы нашли наш сайт. Сегодня вечером посмотрю документы по крепости, поищу по Вашему прадеду, о результатах напишу. Надо нам с Вами будет поплотнее пообщаться на эту тему. С уважением. Александр

23. 2016-12-18 15:19:44 Сергей (psv_rgo@mail.ru)
Александр,подскажите,пожалуйста--можно ли ныне где-нибудь за должные деньги купить сборник "Крепость Россия" с этой Вашей статьёй про Выборгскую крепость в 1914-18 г.г.. Как с Вами связаться по мобильному,куда подъехать,если найдёте это издание.

24. 2016-12-21 08:37:50 Александр ()
Сергей, в городе есть только один экземпляр сборника, но у него повреждена обложка. Если такой вариант устроит, то дам координаты.




 Главная страница | Форум | Написать авторам

Перейти в раздел: 



Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2014