Статьи о Лютеранской церкви и лютеранах

 

Светлана Сорокина. Проповедь в камне.

Фасады и интерьеры средневековых романских церквей, богато украшенные скульптурой очаровывают каждого, от знатоков искусства до простых путешественников, случайно заехавших в скромный городок вдали от туристических центров. У одних вызывает невероятный восторг мастерство художника, создавшего эту красоту, другим интересна иконография*, третьих волнует возможность сочетания евангельских сюжетов с монстрами из средневековых бестиариев. Однако некоторые элементы декора могут вызвать праведный гнев и непонимание у человека плохо знакомого с эстетикой Средневековья. Даже современники не всегда благосклонно реагировали на художественное оформление ансамблей монастырей. Вот, например, пламенная речь Бернара из Клерво, ярого противника использования изображений в украшении церквей: "Но что же предстает далее, в орнаментах крытых аркад, глазам братьев, погруженных в чтение? Зачем они здесь, эти поразительные нелепые чудовища, эта уродливая статность и статное уродство?...Здесь вы зрите несколько тел, у которых всего одна голова, там - одно многоголовое тело. Здесь вы видите четвероногое животное со змеиным хвостом, там рыбу с головой животного. Там - некое существо, напоминающее лошадь спереди и козла сзади; здесь - рогатого зверя с лошадиным крупом. Со всех сторон вы окружены таким буйным разнообразием форм, что куда приятнее предаваться чтению этих мраморных манускриптов проводить дни восхищаясь каждой подробностью этих орнаментов, вместо того, чтобы размышлять о Божественном Законе"1.

Действительно, на первый взгляд все эти монстры в убранстве церквей могут отвлекать от благочестивой молитвы. Но как вы удержите внимание средневекового человека, имеющего порой очень лишь смутное представление о Боге? Теологические рассуждения рассчитаны лишь на искушенных в тонкостях богословия людей, где ученый обращается к ученому. Между тем тимпан* собора, на котором изображены сцены из Апокалипсиса, где Вседержитель восседает на троне, а чудовищные обитатели ада пожирают нераскаявшихся грешников, были так же понятны как житие или проповедь. Это послание было адресовано всем верующим и оказывало свое воздействие буквально на каждого, от знатного рыцаря и церковного прелата до бедного крестьянина. Сегодня, когда любой человек умеет читать, проще посоветовать ему открыть Библию, чтобы встретится с Богом и услышать Его. Однако 1000 лет назад грамотой владели в основном монахи, даже многие короли средневековой Европы не считали нужным обучаться такому сложному занятию как чтение и письмо. В романе Умберто Эко "Имя розы" один из героев говорит о тимпане аббатской церкви как о "разговоре резного камня, обращенного к зрению и следом прямо к душе (ибо картина, се простецов писание), поражает взор и уводит в мечту, каковую язык затрудняется передать"2. Для монахов искусство было мостом, "который существует как бы между слизью земной и небесной чистотою, и что милостию Божией можно быть перенесенным из этого нижнего, в тот, вышний, мир анагогически"3.

На рубеже 10 и 11 веков люди с благоговейным трепетом и нетерпением ждали Второго Пришествия Христа. Прошла тысяча лет с тех пор как Христос ступал по этой земле. Магия круглой даты завораживала, однако особенно напряженно ждали не 1000 года, как можно было бы себе представить, а 1033 - наступления года страстей, смерти и Воскресения Господа. Неизбежность приближающегося Страшного Суда пугала, и для многих людей, озабоченных своим спасением, паломничество к святым местам давало уверенность, что они точно попадут на небеса. Таким образом, в 11 веке весь христианский мир был охвачен жаждой странствий. Из трех главных пунктов путей паломничества - в Иерусалима, Рима и Сантьяго- де- Компостелуа, наиболее популярным в средние века был именно последний, путь Святого Иакова. Паломники стекались к городку Сантьяго- де- Компостела в испанской провинции Галисия со всей Европы. Существовал даже специальный "Гид для паломников", где были описаны не только местонахождение святых реликвий, но и самые известные произведения искусства. Ибо "Бога славят не только молитвой, Ему приносят в дар прекрасные произведения, декор и архитектурную гармонию зданий, которая становилась лучшим выражением могущества Предвечного"4. Монастыри соревновались между собой за право принять паломников, и вскоре вся Европа превратилась в "художественную мастерскую, где монахи-художники трудились над убранством дома Божия"5. Это вызвало невероятный расцвет искусства в Западной Европе, выразившийся в новом художественном направлении - романском.

До 1130 года самыми крупными культурными центрами Западной Европы, колыбелью нового искусства были не города, а монастыри. Пожертвования рекой стекались в аббатства, и тратились на украшение монастырского храма. Монастырь никогда не был замкнутой организацией. Монахи активно общались между собой и объединялись в конгрегации для которых не было географических границ, поэтому романский стиль, который возник в это время, объединяет почти всю Европу.

На церковном соборе в Аррасе Синод постановили, что "посредством некоторых живописных изображений неграмотные созерцают то, что не смогли бы узнать из написанного". Однако существует мнение, что архитектура и изобразительное искусство романской эпохи были понятны лишь избранным. Будто бы божественная тайна открывалась немногим, а только посвященным, "узкому кругу тех, кто начал взбираться по лестнице ведущей к совершенству"6. Но в средневековых рассуждениях о цели искусства мы можем найти совершенно противоположную точку зрения, так Гонорий Августодунский полагает что: прежде всего она служит для украшения Божьего дома, затем для того, чтобы освежить в памяти жития святых и, наконец, к радости людей неученых, поскольку живопись - это литература мирян. И сегодня средневековые монастырские церкви и соборы Западной Европы называют "Библией для неграмотных" или "Библией в камне".

Таким образом, на фасаде церкви Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, неизвестный проповедник рисует нам путь спасения: мы видим грехопадение человека - Адама, Еву и змея-искусителя, затем четырех ветхозаветных пророков, предсказавших рождение Мессии, Благовещение Марии и древо Иессево, встречу Марии и Елизаветы и кульминацию - Рождество Иисуса Христа. Однако евангельские сюжеты из Нового Завета в искусстве того времени чаще всего ограничиваются изображениями младенца Христа и Его страстями. Так, например, знаменитые капители Сен-Пьер в Шовиньи сочетают в себе и новозаветные истории и сцены из Апокалипсиса, потому что Откровение Иоанна Богослова казалось более захватывающим, чем Евангелия. Наиболее же часто иллюстрировались сюжеты из Ветхого Завета или Апокалипсиса. Люди хотели слышать рассказы о славе, а не о нищете. Жизнь Христа, бедного плотника, во многом походила на их собственное существование. Рассказы же о чудесах будили воображение, поэтому изображение Даниила во рву львином или Ноев ковчег более популярны в романскую эпоху, ведь они говорят нам о Христе и Церкви символически. Раннее христианство приучило паству воспринимать основы веры через символы, например рыба, была знаком Мессии. Простолюдин мог легко превратить этот символ в понятный образ. Поняв аллегорию можно постичь истину. Беда Достопочтенный говорил, что "аллегории оттачивают дух, оживляют форму выражения, украшают стиль"7. Таким образом, лев, медведь или пантера уже не просто животные, а символы царственности и божественной силы, но могут быть одновременно и силами зла, а единорог и пеликан, благодаря усвоению традиционного поверья - символы Христа. Символическое истолкование в сознании средневекового человека делает совершенно реальными существами не только единорога и гиппогрифа, но и василиска в компании с другими монстрами. Искусство позволяет передавать сложные богословские рассуждения в простых понятных формах. В символической вселенной каждое существо или вещь находятся на своем месте, они образуют гармонию видимого и невидимого мира. Небеса казались доступными у входа туда, где совершалась молитва. Христос встречает каждого человека у входа в храм, он буквально становится дверью для каждого верующего. Мы видим историю Его рождения, жизни, смерти, воскресения и славы на порталах, тимпанах и капителях церквей, даже если она рассказана на символическом языке.

Искусство этой эпохи выражало надежды людей на вечное спасение, оно не только воздавало хвалу Богу, но готовило их к грядущему Воскресению.

Светлана Сорокина


1.Бернар Клервосский. Апология. Цит. по Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства СПб.:Академический прект,1999. с. 158

2.Умберто Эко. Имя розы. Москва. "Книжная палата", 1989. с. 36.

3.Цит. по Панофский Э. Ук.соч. с. 158

4.Жорж Дюби. Время Соборов. Москва. Ладомир. 2002. с.89

5.Там же. с. 101.

6.Там же . с. 107

7.Цит. по Умберто Эко. Искусство и красота в средневековой эстетике. Спб.2003. с. 76.


*Примечания.

Иконография - систематизация и описание изображений какого-либо сюжета или лица, истолкование их смысла, символики, атрибутов; строго установленная система изображения определенного сюжета или лица.

Капитель - венчающая часть колонны, столба или пилястры.

Портал - архитектурно обработанный вход в здание.

Страсти Христовы - страдания Христа и их циклические изображения от Входа Господня в Иерусалим до Положения во гроб.

Тимпан - углубленная, обрамленная аркой часть стены над перемычкой двери.

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

Комментарии






© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2025 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.