Праздники
Великий Пост. (11.03.05)
В соответствие с древней христианской традицией великий сорокадневный
пост соблюдался верующими людьми (катехуменами или оглашенными) перед
таинством святого крещения. Символически он напоминает нам о
сорокадневном посте Спасителя в пустыне, который Господь совершил сразу
после Своего крещения в Иордане. По Евангельским свидетельствам в это
время Господь подвергался искушению и нападкам со стороны Сатаны, перед
тем как начать Свое великое служение.
Первые христиане очень высоко
ценили время поста, как особое время, отведенное для духовного
созерцания и насыщения. Собственно говоря, каждый христианин призван к
совершению некоторого подобия духовного поста каждодневно. Однако сам
великий пост всегда занимал особое место в жизни Христианской Церкви,
как свидетельство веры. Именно поэтому во время предшествующее Пасхе все
христиане стремятся уделять особое внимание внутреннему приготовлению к
воспоминанию о том, что сотворил Господь. Воспоминанию о милости и
благодати Божией, благодаря которым и поныне созидается Святая Церковь
Христова.
Не смотря на то, что для многих людей пост чаще всего
ассоциируется с отказом от определенных продуктов, его смысл, в первую
очередь, связан с духовным осмыслением в жизни христианина. Восприятие
Поста как особой диеты, является, скорее всего, мирским пониманием,
никаким образом, не отражающим чаяния и убеждения верующего христианина.
К сожалению, большое количество людей, приходя в церковь, не
задумываются о содержании христианских преданий и традиций, не уделяет
внимания осмыслению учения Церкви, ее веры и жизни, которые заключены в
хождении перед Богом, а не человеками. Подобное светское восприятие
христианских традиций выхолащивает сам смысл Поста и заставляет людей
лицемерить перед собой, близкими и, что самое страшное, Богом. Как
следствие на тему поста бытует огромное количество непотребных
анекдотов. Многим хорошо известна шутка о том, как батюшка нарекает
курицу рыбой или говорит о том, что вся страна на посту. Если бы люди
действительно желали осознать учение Церкви, а не посмеиваться над ним в
стороне, многие бы увидели насколько глубоко и непостижимо то, что
открывается по вере. Надо заметить, что всякий обряд без веры
представляется пустым и бессмысленным отправлением ритуала, как сосуд,
лишенный полноты и содержания. Вот почему, приходя в храм, многим не
понятно о чем вещает священник и поет хор, что происходит в молитве и,
самое главное, для чего совершается все церковное действие. Если нет в
человеке веры, то все его обрядовые действия как бы мертвы и спонтанны,
не насыщены жизнью и силой. Вот почему Патриарх Алексий однажды сказал о
служителях, которые не радеют о своем служении, что, они уподобляются
"кадиломахателям и требоисполнителям". Церковь не есть камни и стены,
она является живым телом Христовым, сообществом святых Божиих, в котором
существует жизнь, данная в воскресении, о котором каждый год вспоминает
весь христианский мир. Посему хочется пожелать всем помнить о том, что
Пост не есть только отказ от еды, но таинственное воспоминание о
страданиях Господа, Его любви, которой Он так возлюбил сей мир "что
отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но
имел жизнь вечную".
Настоятель прихода Преображения Господня о. Александр Асонов
|