Статьи о Лютеранской церкви и лютеранах
- Дискуссия об экранизации романа Булгакова "Мастер и Маргарита" с лютеранской точки зрения. (02.06.05).
- Светлана Сорокина. Паломничество в Сантьяго де Компостела в средние века и в наше время. (28.08.05).
- Ольга Лиценбергер. Русские монархи-лютеране ? К истории династических браков. (11.07.05).
- Михаил Логунцов. Забытая лютеранская церковь Белоострова. (03.03.05).
- КОЙВИСТОВСКОЙ ЛЮТЕРАНСКОЙ КИРХЕ СВЯТОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ - 100 лет. (16.02.05).
- Светлана Сорокина. Проповедь в камне. (28.04.04).
- Ольга Лиценбергер. Финские лютеранские поселения в Сибири. (18.04.04).
- Великий Пост. (03.03.04).
- В первый, но не в последний раз. В церкви Тайнио поют на двух языках. (09.02.04).
- Ольга Лиценбергер. Роль лютеран в российской истории. (29.01.04).
Ольга Лиценбергер. Финские лютеранские поселения в Сибири.
Возникновение финской лютеранской диаспоры в Сибири относится к началу XIX столетия. В пределах нынешнего Красноярского края появление поселений финнов-лютеран также относится к началу ХIХ века. Первая лютеранская колония Рыжково была основана в 1809 году в 180 верстах от Омска добровольными переселенцами финской национальности. Однако, основную массу населения составляли ссыльные, осужденные за административные проступки. С 1845 года сюда стали направлять осужденных за незначительные уголовные преступления. Колония Рыжково, где с 1819 г. служил лютеранский пастор, стала сборным пунктом для ссыльных евангелической конфессии: финнов, эстонцев и латышей.
Финнов, вследствие перенаселения Рыжково - единственной лютеранской колонии в Сибири, начали отправлять в русскую деревню Чистая в Колмаковской волости. До 1857 года подобная практика размещения ссыльных финнов-лютеран вместе с русскими была широко в ходу. Впрочем, национальные противоречия между финнами, эстонцами и латышами в Рыжково заставили правительство организовать новые поселения ссыльных лютеран в Западной и Восточной Сибири по национальному принципу.
Инициаторами миграции из Рыжково выступили пять финских крестьянских семей во главе с Ю. Кульдемом. Но только лишь в 1846 году Енисейский гражданский губернатор разрешил им переселиться в Минусинский округ. В 1847 году "во избежание национальной розни с тамошними финнами" эстонцы основали собственную колонию в Шушенской волости Минусинского уезда - Верхний Суэтук. Однако с 1854 года в колонию активно заселяли и финнов, поэтому многие исследователи именуют данную колонию финской, отмечая, что вследствие преобладания эстонцев, финны в Верхнем Суэтуке перенимали эстонские традиции и обычаи.
Иркутский дивизионный проповедник Карл Бутцке посетил Верхний Суэтук в 1851 году и впоследствии всячески содействовал сосредоточению там ссыльных лютеранского вероисповедания, стараясь расселять их по этническому принципу. Пастор Карл Коссман (впоследствии генеральный суперинтендент и вице-президент Московского консисториального округа) назначенный на место иркутского дивизионного проповедника в 1856 году, официально обратился к енисейскому губернатору с просьбой о соединении всех лютеран в одной сибирской колонии и направлении в нее последующих ссыльных. В том же году Генеральная Евангелическо-лютеранская Консистория подала прошение министру внутренних дел. Она ходатайствовала, чтобы протестанты направлялись из Тобольского приказа о ссыльных только в лютеранские колонии. Консистория также просила, чтобы всем пленным протестантам, уже сосланным в Восточную Сибирь, было бы разрешено переселиться в одну колонию, а покуда этого не произошло, назначить в каждую из колоний с лютеранским населением кистера и светского школьного учителя. Духовным окормлением верующих лютеран должен был заняться по их мысли Иркутский дивизионный проповедник.
После личной встречи пастора Коссмана с генерал-губернатором Восточной Сибири такое разрешение было получено. В 1869 году был образован лютеранский приход Омские колонии.
По просьбе Генеральной евангелическо-лютеранской консистории было решено "сверх существующей в Минусинском округе колонии, вблизи ее учредить другую, с отводом для нее земли, поселив в первой финнов, эстов и шведов, а в последней - немцев и латышей". В 1858 году латыши приняли решение основать собственную колонию отдельно от финнов и эстонцев. В Каратузском районе появилась новая колония Нижняя Буланка. Финны по-прежнему проживали вместе с эстонцами в Верхнем Суэтуке. Однако в 1861 году в 200 верстах от Минусинска и 7 верстах от Нижней Буланки возникло поселение ссыльных эстонцев - Верхняя Буланка. В 1881 году из новых колоний был создан самостоятельный приход под названием Верхняя и Нижняя Буланка.
Финны по-прежнему проживали в Рыжково, Чистой и Верхнем Суэтуке. В 1869 году был основан евангелическо-лютеранский приход Тобольск-Рыжково, который по состоянию на 1904/1905 гг. насчитывал 4 600 прихожан. Евангелические священники приезжали в эти далекие сибирские окраины, находившиеся на удалении до 500 верст от железной дороги даже из Финляндии. В 1884 году для проживающих в Сибири финнов была учреждена должность разъездного пастора, постоянная резиденция которого находилась в Одессе, первым таким проповедником стал Иоганн Граннэ. Пастор избирался по конкурсу в Финляндии и обязан был знать русский, финский и иные языки своей паствы.
Генеральная Евангелическо-лютеранская консистория считала предметом особой заботы благосостояние лютеранских колоний. До 1864 году благодаря пастору Коссману каждая семья из этих колоний получила от 25 до 150 руб. из вспомогательной Кассы для поддержки евангелическо-лютеранских приходов России. В 1888 году в Верхнем Суэтуке на деньги прихожан и средства финского консульства была построена каменная кирха.
В колониях имелись начальные учебные заведения. Школы в Нижней и Верхней Буланке содержались на средства, выделяемые Центральным комитетом "Вспомогательной кассы для поддержки евангелическо-лютеранских приходов России". В Верхнем Суэтуке было две школы - финская и эстонская. Финская, основанная в 1864 году существовала на средства Сената Великого Княжества Финляндского. В 1901 г. под руководством учителя Вейма в поселении был основан духовой оркестр, известный далеко за пределами Верхнего Суэтука. В колонии имелось две водяные мельницы, поселенцы занимались сельским хозяйством, садоводством и огородничеством, выращивали пшеницу, горох, лён и табак. Местом сбыта сельскохозяйственной продукции служил Минусинск. Многие колонисты занимались сапожным и столярным ремёслами и работали на золотых приисках.
По переписи 1891 года в в Верхнем Суэтуке проживало 531 человек, в Верхней Буланке - 764 человека, в Нижней Буланке - 385. Число колонистов постоянно увеличивалось. Новая волна поселенцев стала пополнять колонии после открытия Транссибирской железной дороги, затем последовал приток ссыльных участников революции 1905-1907 годов. Самая большая миграция пришлась на годы столыпинских реформ, когда в Красноярский край прибыло несколько тысяч крестьян.
Несомненно, религия, которую финны-лютеране привезли со старой родины, и церковь, к которой они могли обратиться в трудные минуты, помогали им выжить. Вера и Церковь были источниками, из которых колонисты не только черпали духовные силы, но и получали действенную материальную помощь.
( Лиценбергер Ольга Андреевна - кандидат исторических наук, докторант кафедры истории Российской цивилизации Саратовского Государственного Университета им. Н.Г. Чернышевского (Россия)
1. 2005-08-29 13:35:46 Уроженец РыжковоЭспер Иван михай ()
Год основания Рыжково (1809) и статус его основателей (добровольные переселенцы) не совпадают с данными исследований учёных Эстонии. В частности,академик АН ЭССР В.А.Маамяги считает годом основания Рыжково 1804 и основателями - крепостных Ямбургского помещика барона Унгерн-Штернберга,сосланных за неповиновение барону по распоряжению императора Александра I (письмо царя от 03.10.1803 губернатору Кушникову).