Статьи о Лютеранской церкви и лютеранах
- Дискуссия об экранизации романа Булгакова "Мастер и Маргарита" с лютеранской точки зрения. (02.06.05).
- Светлана Сорокина. Паломничество в Сантьяго де Компостела в средние века и в наше время. (28.08.05).
- Ольга Лиценбергер. Русские монархи-лютеране ? К истории династических браков. (11.07.05).
- Михаил Логунцов. Забытая лютеранская церковь Белоострова. (03.03.05).
- КОЙВИСТОВСКОЙ ЛЮТЕРАНСКОЙ КИРХЕ СВЯТОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ - 100 лет. (16.02.05).
- Светлана Сорокина. Проповедь в камне. (28.04.04).
- Ольга Лиценбергер. Финские лютеранские поселения в Сибири. (18.04.04).
- Великий Пост. (03.03.04).
- В первый, но не в последний раз. В церкви Тайнио поют на двух языках. (09.02.04).
- Ольга Лиценбергер. Роль лютеран в российской истории. (29.01.04).
Ольга Лиценбергер. Роль лютеран в российской истории
Место и роль той или иной конфессии в общественной жизни не являются постоянными, они зависят от конкретно-исторических условий и изменяются с течением времени. Лютеранство появилось в русских землях еще при жизни его основателя - Мартина Лютера (1483-1546). И уже с этих самых пор Евангелическо-лютеранская церковь имела важное значение в социально-экономической и политической истории нашего государства.
Российские лютеране занимали видные посты, руководили министерствами и ведомствами, создавали партии и общественные союзы, участвовали в работе Государственной Думы. В 1853 г. число лютеран в Государственном совете достигало 16,3% (9 из 55 человек), в Комитете министров - 11,1% (2 из 18 человек), в Сенате - 10,6% (12 из 113 человек), в губернаторском корпусе - 18,7% (9 из 49 человек).
![]() |
А.И.Остерман |
![]() |
А.Х.Бенкендорф |
Среди известных губернаторов лютеранского исповедания - петербургский военный генерал-губернатор, рижский генерал-губернатор, граф Ф.Ф. Буксгевден, военный губернатор Ферганской обл. - А.И. Гиппиус, генерал-губернатор Западной Сибири - Г.Х. Гасфорт. Только среди Екатеринославских губернаторов ХIХ в. насчитывается около 10 лютеран.
Интересы остзейского лютеранского дворянства в Государственной Думе представляли бароны Г. фон Розен и А. фон Мейендорф, в Государственном совете - графы П. Фон дер Пален, В. Рейтерн, барон А. Пилар-фон-Пильхау и др. В "Союзе 17 октября" была создана т.н. "немецкая группа", одним из руководителей которой являлся лютеранин Н.А. Амбургер.
![]() |
М.Б.Барклай де Толли |
![]() |
Б.Х. фон Миних |
Невозможно переоценить значение, которое оказали лютеране на российскую культуру и науку. Протестанты начали играть все более заметную роль в русской науке и культуре в результате реформ Петра I. Так немецкий славист Генрих Лудольф составил первую грамматику русского языка. Рождение русской истории как науки состоялось при участии петровских академиков Миллера, Байера, Штритера и Щлёцера. Пробст Иоганн Эрнст Глюк, с 1703 г. обучал русских дворян иностранным языкам, а с 1704 г. открыл в Москве гимназию для юношей. Особенно сильное влияние оказали иностранцы на отечественную науку после создания Санкт-Петербургской Академии Наук в 1725 г., подбором кадров для которой руководил лютеранин, лейб-медик Л. Блюментрост. В 1725-1799 гг. из 111 академиков Российской Академии наук 71 были протестантами немецкого происхождения.
Первый полный скелет мамонта, сохранившийся в вечной мерзлоте дельты р. Лена обнаружил и смонтировал в 1805 г. профессор, лютеранин М.И. Адамс. Благодаря переводчику Р. фон Вальтеру, сыну члена Генеральной евангелическо-лютеранской консистории в Европе узнали русских писателей - Пушкина, Достоевского, Чехова, Гоголя, Гончарова, Блока, Пастернака и мн. др.
Заметным было представительство лютеран также и во всех сферах экономической жизни страны. В ХVII в. прославился мастер литейщик, лютеранин Ганс Фальк, отливавший колокола и пушки, и основавший стекольный завод. Создателем монет нового образца и первых в России медалей (1705) стал Г. Гаупт. Отец и сын Кинеманы оставили заметный след в оружейном деле России. Первые железные заводы принадлежали лютеранам Петру Марселису и Филимону Акеме.
Иностранцы протестантского исповедания внесли значительный вклад в развитие горного дела в России и создание Уральского и Алтайского горнообогатительных округов. В 1751 г. специально для группы немецких специалистов горного дела была учреждена должность пастора в Барнауле. В 1764 г. в город прибыл лютеранский пастор Эрик Лаксман. Помимо пастырской деятельности он изучал горное дело, разработал новый метод получения стекла, изготовлял термометры и барометры, занимался сбором коллекций по флоре, фауне и минералогии Алтая, сотрудничал с изобретателем паровой машины Иваном Ползуновым, получил почетное звание академика Петербургской Академии наук.
![]() |
Карл Сименс |
Лютеране способствовали заселению Российской территории и освоению сельскохозяйственных земель: в конце ХVIII - начале ХIХ вв. основав сотни земледельческих колоний в Поволжье, в Причерноморье, на Дону, под Санкт-Петербургом и в других областях дореволюционной России.
Существенное влияние оказали лютеране на становление и развитие отечественной медицины. Начиная с ХVI в. руководство медицинскими службами России было сосредоточено в руках выходцев из западноевропейских государств. Первые аптекари России на службе Ивана Грозного - Г. Шлитте, А. Классен-фон-Штеллинсфорт. Из придворных медиков-лютеран ХVII в. можно назвать А. Энгелярта и Л. Блюментроста. Лютеране первыми открывали в России аптеки, больницы, приюты. Первая казенная аптека Москвы появилась благодаря лютеранину И. Гутменшу в 1672 г. В Санкт-Петербурге первая частная аптека была открыта в 1760 г. лютеранином М. Берендтом, в Саратове первая в городе аптека появилась в 1805 г. благодаря лютеранину Линдегреену. Первый госпиталь в Москве был основан в 1705 г. голландским доктором Н. Бидлоо. Лютеране заложили основу формирования благотворительности в Российской Империи.
Значительный вклад в развитие социально-экономической жизни страны и ее духовной культуры внесли лютеранские пасторы. Многие священнослужители являлись образованными людьми, писателями, поэтами, историками, переводчиками, врачами, учителями. Пастором первой евангелической общины в Москве являлся И. Веттерман, известный тем, что систематизировал собрание книг Ивана Грозного.
Впервые в стране систему социального страхования нищих предложил пастор И. Грот (1733-1799). Первое всесословное общеобразовательное светское учебное заведение в Москве было открыто пастором И.Э. Глюком (1654-1705). Первое в стране училище для глухонемых (1860) и школа для слепых (1882) были созданы епископом Г. Дикгофом (1833-1911). Автором первого перевода Библии на русский и латышский языки являлся уже упоминавшийся пастор И.Э. Глюк, переводчиком "Слова о полку Игореве" был пастор К. Зедергольм (1789-1867).
Пастор Иоганн Грегори (1631-1675), обладавший талантом "составлять и представлять комедии", вошел в русскую историю как организатор первого придворного театра в Москве, артистами которого были ученики лютеранской школы и жители Ново-Немецкой слободы. В день первого представления пьесы "Артаксерксово действо", 17 октября 1672 г., царь Алексей Михайлович "в удивлении... смотрел целых десять часов, не вставая с места". После премьеры государь наградил пастора 42 соболями и разрешил ему беспошлинно варить пиво для домашнего обихода.
К евангелическо-лютеранскому вероисповеданию принадлежали известные дворянские роды. Среди них лютеране, долгое время жившие в России и оказывавшие покровительство церкви св. Екатерины в Санкт-Петербурге, шведские изобретатели и промышленники Нобели, семья художников и архитекторов Брюлловых, ювелиры Фаберже. Заметный след в истории России оставили потомки лютеран Безаков (в роду которых - обер-прокурор Сената, начальник главного управления почт и телеграфов, автор учебников арифметики, адъютант великого князя), Икскулей (в роду которых - лифляндский губернатор, член Государственного совета, посол в Италии, посол в Лондоне, маршал и пр.) и мн. др.
![]() |
И.Ф.Крузенштерн |
На протяжении всей русской истории лютеране формировали мировоззрение российских царей и отдельных государственных деятелей, входили в число придворной знати. Среди ближайших советников Петра I большинство составляли протестанты: полковник русской службы Франц Лефорт, обучивший царя обращению с астролябией Тиммерман, прививший Петру любовь к кораблям и парусам Карштен-Брат. Знатными вельможами царского двора и приближенными императора стали сын кистера и органиста лютеранской общины П.И. Ягужинский, дети виноторговца Монса - Филимон и Вилльям, сыновья Брюса - Яков и Вильям и др. В процессе реформирования России, заменив в 1717-1718 гг. устаревшую систему приказов двенадцатью коллегиями, Петр I использовал рекомендации и проект немецкого философа и математика, лютеранина Лейбница, который, в свою очередь, получил у царя разрешение на проведение протестантской миссии в азиатской части России. Кроме того, лютеране являлись членами правящей династии, были близкими родственниками коронованных особ, входили в число придворной знати.
Вклад лютеран в политику, экономику, культуру и образование Российской Империи был очень весом и разнообразен. Разумеется, лютеранство считалось вероисповеданием иноземцев, и оттого его роль коренным образом отличалось от роли первенствующей в стране Русской Православной церкви. Но ему самым удивительным образом было суждено оказать влияние на ход всей российской истории.
/ Ольга Лиценбергер - кандидат исторических наук, докторант Саратовского государственного университета /
От редакции журнала "Церковь Ингрии": роль лютеран в истории нашей страны, конечно, не исчерпывается списком имен выдающихся личностей. Российские лютеране, также как и христиане других конфессий, пахали землю, сеяли хлеб, растили детей, строили дома и церкви, торговали на рынках, работали на мануфактурах. Лютеранство, как и православие или католицизм, не было конфессией сугубо элитарной, исповеданием людей знатных, богатых и успешных. Однако, для нас, российских лютеран начала XXI в., знание о братьях по вере, достигших в прошлом известности и славы на ниве общественного служения, обладает особой важностью. Воспитанное в годы государственного атеизма предубеждение против верующих и внедряемый в сознание общества их образ, как людей недалеких, необразованных, малограмотных, пассивных, продолжают бить по нам и сегодня. Статья Ольги Андреевны Лиценбергер, ее далеко не исчерпывающий (ибо нельзя объять необъятное) список известных лютеран, служит лучшим доказательством того, что у нас есть примеры для подражания не только в молитве, но и в труде на благо себе и своим ближним.