Зеленогорск::Литература::Дмитрий Каралис
Дмитрий
Каралис. ЧИКАГСКИЙ БЛЮЗ
Повествование
в рассказах
X. Китайская картина
1
В
июле, когда до дня рождения отца и дяди Жоры оставалось меньше
месяца, жена предложила продать китайскую картину своей бабушки.
— Ты
же видишь, что происходит, — печально сказала Настя. — Не
хватало только, чтобы они окончательно поссорились накануне юбилея…
— Вижу,
— сказал я. — А тебе не жалко картины?
— А
что делать? Мне жалко твоего отца и твою маму. И Дениску жалко.
И себя жалко. Мне всех жалко… Но без денег будет не
юбилей, а слезы!
— Ты
думаешь, она может прилично стоить?
— Не
знаю, — сказала жена. — Свези для начала в Эрмитаж,
покажи специалистам. Я прикинула: нам надо как минимум восемьсот.
— Чего?
— Не
рублей же! Долларов!
Жена
взялась перечислять необходимые траты, и я погрустнел.
— Подарки
отцу и дяде Жоре! Стол человек на тридцать! Заплатить налог за дачу!
Неплохо бы новые туфли твоей матушке, кроссовки Денису…
Картина
была в темной буковой раме размером с кухонный стол и изображала
суету в каком-то просторном китайском помещении. Настоящий восточный
ребус, написанный разноцветной тушью на тонкой рисовой бумаге: в
одном углу моют в лоханке молодого китайца, в другом — кошка
гонится за мышкой, а за ними собачка, хвостик кренделем; в центре —
делегация в халатах и с сундучками в руках кланяется толстому
мандарину, сидящему на троне. Еще один китаец с белым жасминовым
лицом пишет иероглифы на дощечке… Человек тридцать, не меньше.
И всяк занят своим делом. Сколько я ни разглядывал картину,
смысла происходящего так и не уяснил. Суета в китайском тереме, одним
словом. В фанзе.
Судя
по всему, лет двести той картине было.
Умершая
несколько лет назад бабушка жены, подарившая нам картину, оказалась
женой святого. Ее муж, протоиерей одной из петербургских церквей, был
расстрелян большевиками, а к тысячелетию крещения Руси канонизирован
в ранг святого.
Таким
образом, после канонизации моя теща автоматически стала дочерью
святого, а жена — внучкой святого.
Наш
сын Денис, соответственно, — правнуком святого.
Я
стал мужем внучки святого…
Это,
должен заметить, не хухры-мухры, налагает соответствующие
обязательства. Как, например, можно повздорить с женой, если она
внучка святого? Только взяв грех на душу. Была бы просто жена —
поругались и забыли, мало ли чего не скажешь под горячую руку. А тут
— внучка святого! Большой грех! Поэтому вы, Кирилл Сергеевич,
будьте поосторожнее с эмоциями! Об этом мне не раз намекалось тещей и
ее родственниками. А также говорилось, что я должен дать нашему сыну,
правнуку святого, хорошее образование, и вообще мне предлагалось
личным примером вести его по жизни и оберегать от наущений дьявола…
Вот
и все предложения: веди, дескать, ребенка (пардон, правнука святого!)
по жизни личным примером, а где ты будешь денежки брать — не
наше дело, но постарайтесь без крепких флотских выражений в адрес
нашего прогрессивного президента. Нет, я родственников жены ни в чем
не упрекаю — упаси, Господи! — просто обидно
делается: была держава, и нет ее! И никто ни при делах! Еще и слова
от души не скажи. Была работа — и нет ее. Была зарплата плюс
командировочные и подводные — и нет ничего! Получите копейки и
распишитесь, вот здесь, в этой строчечке. И хотите, господин
старший преподаватель российского вуза, купите на эти деньги литр
водки, хотите — килограмм вареной колбасы и картошки. Либо
напейтесь, либо наешьтесь. Спасибо, господин президент! Дай вам Бог
здоровья и долгих лет жизни, чтобы вам увидеть хотя бы конец первого
действия той пьесы, что вы со своими американскими друзьями
сочинили!..
Кругом
были одни обломы: все дорожало, телевизор раскалялся от пустых
дебатов, долларовый шелест стоял в ушах, но шелестело не в наших
карманах. Мама потихоньку носила на Сенную площадь старые часы и
золотые вещи. И сердце рвалось, когда я видел, как она с грустным
лицом перебирает ломбардные квитанции — на столовое серебро и
малахитовую вазочку.
Леня
Голубков, служивший в телевизоре зазывалой, по сто раз в день скакал
с указкой вокруг плакатов и подговаривал нести денежки только в
«МММ».
Шеф
создавал при нашей кафедре совместное предприятие, но мне, Кириллу
Банникову, места там, похоже, не предусматривалось. Но я знал точно:
как только придет время вывозить с товарной станции ящики с
австрийским оборудованием, меня найдут и на даче.
Я
бы ушел, но куда? Снова ездить в Турцию за шмотками, а потом
стоять с ними на базаре? Это мы проходили — торгаш из меня
никудышный. Готовить абитуриентов к вступительным экзаменам в вуз?
Пробовал — больше не хочу: скользкое это дело! Работать
агентом по недвижимости, как сосед? Денежно. Но зачем я тогда столько
лет учился и еще две пятилетки пахал на оборону нашей страны? Зачем
мне вручали значок «За дальний поход», крепко, по-мужски
обнимая и хлопая по спине? И потом, мне же сорок лет, а не двадцать.
Мне
бы хотелось, как прежде, сидеть в отсеке подводной лодки напротив
своего прибора «Пегас», слышать, как потрескивает,
распрямляясь, корпус ракетного крейсера при подъеме на перископную
глубину, и ждать — дрогнет ли стрелка радиопеленга от плывущего
в облаках натовского «Авакса». И знать, что от того, как
твое КБ «вылижет» после испытаний прибор, будет зависеть
спокойный сон миллионов людей на земном шаре.
Теперь
же я выводил по вечерам из гаража наш обтрепанный «жигуленок»,
клал в карман куртки баллончик с газом, бутерброды и ехал к
могучей арке зеленогорского вокзала — заниматься частным
извозом. Жена крестила меня на дорожку и, уложив Дениса спать,
садилась за швейную машинку — она шила заготовки для сумок с
эмблемой «Adidas». Платили мало, но платили.
Отец
тоже не мог похвастаться делами в институте: за свое доцентство он
получал, как и я, меньше уборщицы в платном туалете, а про маму я не
говорю: их отдел научно-технической информации уже полгода сидел без
зарплаты. Хорошо еще, что их, пенсионеров, не гнали с работы. И если
бы не наши халтуры и не совместная колхозная жизнь на даче —
пропали бы совсем с этими реформами.
2
Один
дядя Жора, оказавшийся на пенсии с развалом своего ЦКБ, не унывал.
В
самом начале лета он обзавелся газонокосилкой, кремовыми шортами,
бейсболкой с длинным козырьком, платиновой майкой с орлом,
кроссовками, мушкетерскими крагами и длинными белыми носочками.
У
них с тетей Зиной появились круглый пластмассовый стол с креслами и
небьющийся сервиз! Плюс просторный цветастый зонтик и телефон с
автономной трубкой, которая берет за триста метров от дачи.
С
этой трубкой дядя Жора сидел по утрам в беседке, буржуазно попивая
кофе и просматривая газеты с развязными заголовками и курсами валют.
На
веревке меж сосен висели махровые простыни с Микки-Маусом. Казалось,
они скоро раздвинутся, как театральный занавес, и впустят дядю Жору и
тетю Зину в сказочный мир сверкающих автомобилей, белых
пароходов, пальм, синего моря и беззаботной жизни, где на завтрак
подают апельсиновый сок, чашку кофе с булочкой и джемом и не надо
никуда спешить — бассейн с голубой водой рядом, изящные
цветники и газоны обихожены садовником, а все проблемы решаются
из шезлонга — с помощью телефона.
— Вы
словно и не родные братья-близнецы! — обращалась мама с легким
укором к отцу, смотревшему очередные телевизионные страсти. —
Жора вон как развернулся, а ты почему-то не хочешь…
— Да
ты пойми! — Отец потрясал вскинутыми руками, поднимался из
кресла и начинал расхаживать по комнате. — Ты пойми, что я
твердо верю в закон сохранения материи, который в вульгарном
изложении для папуасов гласит: сколько в одном месте убавится,
столько в другом прибавится! Не могут мои сто долларов превратиться в
двести! Не могут!
— Но
у брата твоего превращаются, — резонно замечала мама. —
Зина мне говорила…
— Да
плевать мне двадцать пять раз на Зину! — понизив голос, шипел
отец. — Не хочу даже слышать об этом! Я и Жоре сказал…
Вспомни классиков: для того, чтобы кто-то разбогател, нужно, чтобы
кто-то стал нищим! А-а!.. — Отец сердито махал рукой, выходил
через вторую калиточку в лес и пинал сандалиями мухоморы и ставшие
вредными свинушки.
Странно,
но факт — вопреки отцовским рассуждениям, с которыми я в
принципе соглашался, дядя Жора имел неплохие поступления от своих
вкладов, размещение которых готовил как военную операцию — за
письменным столом с зеленым сукном, вычерчивая графики и щелкая
калькулятором.
— И
что ты собираешься косить? — с недовольным видом кивал
отец на газонокосилку.
— Осенью
картошку выкопаю и газон сделаю. А пока так, вдоль дорожек. Давай и
тебе покошу…
— Газон
он сделает, — недовольно крутил головой отец. —
Миллионер! Ты хоть знаешь, что настоящий газон триста лет выращивают?
— Не
хуже твоего знаю! — кивал дядя Жора и начинал усиленно жевать
жевательную резинку. — А внуки на что? Правнуки! А? —
задиристо говорил он и как-то по-американски хлопал отца по плечу. —
А?
— Вот
именно — «правнуки»! — отстранялся отец. —
Что мы им оставим? Промышленность развалена, инженеры на базаре
семечками торгуют, бывшие директора оборонных КБ в банковские аферы
пускаются… Мы же не Польша какая-нибудь, чтобы кормиться за
счет торговли!
— Это
да! — сокрушенно вздыхал дядя Жора. — Согласен! Но
говорят, эти хлопцы из «МММ» вкладывают деньги в
компьютерные технологии, в импорт пищевого оборудования…
Поэтому такая быстрая отдача! Люди наволочками деньги получают, сам
видел! Если хочешь, я дам тебе одну статью почитать.
— Жора,
я тебя умоляю! — зажмуривался отец, как от внезапной головной
боли. — Ты меня извини, но я больше доверяю федеральному
казначейству США, чем нашим мозгокрутам. — Отец имел в виду две
стодолларовые бумажки, лежавшие неприкосновенным запасом в старом
валенке на антресолях. — Компьютерные технологии они осваивают!
Где ты видел банкира, который расшибает лоб ради вкладчика!..
3
Июль
стоял теплый, с ночными туманами, и мама с тетей Зиной по утрам
вносили в калитку маленькие корзинки с лисичками, крепкими сыроежками
и подберезовиками. Они садились в беседке и принимались чистить
грибы. «Господи, раньше почти каждый год на юг ездили, —
вздыхала тетя Зина. — А сейчас что? Разве это жизнь?»
Мать молча снимала липкие разноцветные шкурки с сыроежек и вытирала
нож о газету.
На
юг мы ездили редко, по пальцам можно пересчитать, и мне было жалко
маму — она вдруг начала стареть. Да и батя начал сдавать,
хоть и делал по утрам зарядку. Дело было не в возрасте, а в унынии,
которым окатило отца.
Он
играл с Денисом в настольный хоккей, водил внука в лес за шишками для
самовара, помогал натягивать соскочившую цепь на велосипеде, напевал
ему пионерские песни про картошку и синие ночи, а в глазах стояла
тоска. И телевизор он смотрел на нашей веранде, а не ходил, как
прежде к брату, который теперь допоздна разговаривал с кем-то по
телефону, а потом сидел при свете настольной лампы над своими
расчетами.
Я
понимал и отца: его задевало, что брат-близнец, с которым они с
детства делали все вместе, теперь разорвал связку и в одиночку
добился ощутимых финансовых результатов.
Дядя
Жора подарил брату спиннинг, такие же, как у себя, кремовые шорты и
бейсболку, красивые хозяйственные перчатки с пупырышками на пальцах,
но все это лежало нетронутым на веранде, как разоблаченные дары
данайцев. Даже Денису запрещалось их трогать.
А
ведь девятого августа им исполняется сто тридцать лет на двоих!
И
вообще, я читал, что близнецам, привыкшим с детства друг к другу,
нельзя ссориться и конфликтовать — они могут заболеть и
умереть.
— Меня
Зина спрашивает, как ваш день рождения отмечать будем? —
подступалась к отцу матушка. — Что ей сказать?
— Не
знаю! — отводил глаза отец.
Да,
я его понимал: сложиться деньгами на равных не получится, а принимать
гостей за счет брата стыдно. Но не справлять же, в самом деле,
порознь и в разные дни? Бабушка, как говорится, в гробу перевернулась
бы, узнав про такое…
Мама
съездила в город и вернулась расстроенная, чуть не плача, — я
догадался, что денег достать не удалось. У нас тоже дивидендов не
предвиделось.
Вот
тогда Настя и сказала про китайскую картину…
4
Внизу,
на своей половине, дядя Жора смотрел футбол. К нам на второй этаж его
голос проникал сквозь неведомые щели отчетливо, словно дядька на
манер Диогена, сидел в бочке и бочка эта стояла у меня в комнате:
— Ну!
— вопил дядя Жора. — Бей! Куда же ты бьешь, чудила с
Нижнего Тагила! Ну! Ну! Ну! Го-ол! Молодец!
Дядя
Жора, хоть и ругает игроков за промахи, хвалил за удачу, но и следил,
чтобы судья не зевал и был объективен.
— Ты
что, ничего не видишь? — орал дядя Жора в телевизор. —
Там же чистый офсайт был! Чистый! Правильно, бей своих, чтобы чужие
боялись! Были бы мозги, могло быть сотрясение!
Под
эти вопли мы с Настей уложили завернутую в одеяло картину на стол и
заново перевязали съехавшие тесемки. Тонкая рисовая бумага с
морщинками и складочками, ломкая на вид, уютно разместилась в изящной
буковой раме под стеклом. С годами она посмуглела; пожелтела и
подложка — большой лист ватмана, на котором покоилась картина.
Китайцы,
китайцы, десятки китайцев… Мне вдруг стало безумно жаль эту
загадочную китайскую картину. И пусть я ни черта не понимал, что она
изображает, но мне был мил толстый усатый китаец в халате, я мог
подолгу смотреть на погоню кошки за мышкой, разглядывать делегацию,
явившуюся к трону важного мандарина...
Было
что-то роковое в расставании с картиной, что столько лет висела
сначала у Настиной бабушки, а потом у нас. Потянуло душу, как при
разлуке с дорогим человеком, и вдруг отчетливо стало казаться, что
с картиной уйдет и прежняя мирная жизнь. Мать, отец, Настя,
Дениска, дядя Жора и тетя Зина — все станут хуже, злее,
бессердечнее, словно эти тридцать китайцев, мышка, кошка и собачка
берегут наши семьи, поглядывая из тонкой буковой рамы, и удерживают
нас от скандалов и склок. «Видите, — словно говорили
персонажи картины, — какая у нас суета? Всё движется,
шевелится, гавкает и пищит, торопится, не поспешая, и при этом —
мир, согласие и мудрость в нашем доме…» А сама рама
— прочная и добротная, из чуть маслянистого на ощупь дерева,
показалась мне знаком нашего семейного согласия…
— Может,
не надо? — осторожно сказал я.
— Надо,
— упрямо кивнула жена, и мне показалось, она знает, в чем
правда. — Если не будет денег на юбилей, все сойдут с ума…
— Она степенно перекрестилась, глядя в открытое окно: —
Помоги, Господи!..
Родители
ничего не знали о готовящейся продаже культурных ценностей. А если бы
и знали, помешать не смогли бы. Как и мы, к сожалению, не мешали
им ходить в ломбарды и на Сенную площадь.
Жена
вышла к воротам на разведку и махнула мне рукой: «Спускайся!»
— Нет,
вы посмотрите на эту балерину в трусах! — бесновался перед
телевизором дядька. — С пяти метров попасть не может! Да я
такие с завязанными глазами забиваю! — хвастался сам перед
собою дядя Жора, словно и не ему накатывало шестьдесят пять.
Я
вынес сверток и уместил его в багажнике на поролон. Вывел машину на
улицу и махнул Насте рукой. В зеркальце заднего обзора было видно,
как она размашисто перекрестила и меня, и машину, и китайскую картину
в багажнике.
Все-таки
внучка святого! Знает, когда перекрестить, когда молитву прочитать,
кому свечку поставить. Нельзя сказать, что живешь, как у Христа за
пазухой, но такой статус уверенности добавляет.
С
другой стороны, лучше не поминать имя Господа всуе, а знать свой
шесток и держать язык за зубами. Это же дедушка жены, принявший
мученическую смерть от богоборческой власти, признан святым, а не
она. И тем более не я.
И
уж, конечно, не дядя Жора, который, узнав про реабилитацию и
канонизацию, обрадовался и хотел было вписать в свою визитную
карточку: «Двоюродный сват дочки святого и двоюродный дядя
внучки святого, кандидат технических наук, лауреат Государственной
премии».
В
Комарове я взял пассажира — высокого мрачноватого мужчину с
выпученными рачьими глазами, представившегося через несколько минут
езды писателем. Я тоже представился: Кирилл Банников, старший
преподаватель, еду в город, чтобы оценить китайскую картину.
Еще
минут через пять я узнал, что у писателя есть знакомый китаист,
хорошо разбирающийся в восточной живописи и знающий китайскую грамоту
— иероглифы. Этот китаист тоже был писателем и во время
корейской войны даже несколько раз переводил выступления Мао Цзэдуна
перед советскими специалистами, за что и был отмечен великим кормчим.
Но после витиеватой похвалы он раздухарился, решил, что ему сам черт
не брат, и залез к дочке китайского лидера под длинную юбку. Дело
получило огласку, и Мао Цзэдун турнул дерзкого переводчика из
Поднебесной. Теперь писатель-китаист слагает мемуары у себя на
Васильевском острове, а по вечерам ходит гулять к устью Смоленки.
— Я
могу дать его телефон, — весело покосился на меня писатель. —
Договоритесь с ним посмотреть вашу картину, он человек общительный…
— Неплохо
бы, — кивнул я, надеясь с помощью китаиста хотя бы прояснить
смысл изображенного на пергаменте. — Если вас не очень
затруднит.
— Меня
это очень затруднит, — иронично сказал мужчина и не спеша
достал телефонный справочник в бледно-розовой обложке. —
Поэтому я буду требовать скидки при оплате за проезд.
— Да
бросьте вы, — махнул я рукой. — Я с вас ничего не
возьму.
— Ну,
смотрите, — повеселел писатель, записывая мне телефон коллеги.
— Это вы сами предложили.
Мы
расстались у Черной речки, и я покатил на Васильевский. Теперь на
острове сходились три точки: художественный салон на Наличной улице,
куда я собирался первым делом, наш дом и место проживания китаиста
Михаила Ивановича, неудачно залезшего под юбку к маодцзэдуновской
дочке.
Я
рассудил, что в антикварный салон всегда успеется: их много, а
китаеведы в наше время редкость. Это раньше, когда мы вовсю дружили с
Поднебесной, а китайцы учились в наших вузах и анекдоты про них
ценились вровень с анекдотами про Ваньтё и Маньтё, китаеведы, надо
думать, водились в каждом институте.
Я
заехал домой и набрал номер китаиста.
— Алё!
— ответил хриплый мужской голос, сильно недовольный моим
звонком. — Кто это?
Я
назвался и назвал фамилию писателя, снабдившего меня номером
телефона. После дотошных «ну?», «от кого, от кого?»
и рассуждений о страшной, чертовской занятости и цейтноте, мы
договорились встретиться через полчаса на месте впадения реки
Смоленки в Финский залив. Попутно я рассказал, что представляет из
себя картина.
— Посмотрим,
— брюзгливо пообещал Михаил Иванович.
Я
подъехал к берегу залива. Машина почти уперлась бампером в парапет.
Эти места мне были хорошо знакомы. Несколько лет назад я бегал сюда
по утрам и делал разминку. Я вышел. Смоленка в оправе из высокого
серого гранита упруго теснила мелкие воды залива. Выше по течению, за
широким мостом, где вдоль пологих зеленеющих берегов стояли башни на
курьих ножках, вода в реке казалась зеленой. Зеленел и сам воздух над
дорожками вдоль Смоленки: там росли молодые лиственницы. Здесь же,
среди могучих гранитных плит, вода в реке казалась черной и густой,
словно пройдя под гулкой аркой моста, где, покачиваясь горлышком,
плыла бутылка, она меняла свой цвет.
На
плывущие в воде пустые бутылки был ловец: мужчина с берега кидал
капроновую сеточку с грузиком и, словив добычу, тянул ее к берегу.
Писатель
оказался седым подтянутым мужчиной в джинсовом костюме. В его облике
проступали вчерашнее злоупотребление спиртным и недовольство на этой
почве окружающим миром. Он словно хотел сказать брюзгливо и через
губу: «Ну, что у вас тут?»
Я
вышел из машины и сделал несколько шагов по гранитной набережной. Он
протянул вялую ладонь для рукопожатия.
— Ну,
что у вас тут? — брезгливо и через губу спросил Михаил
Иванович. Он заглянул в открытый багажник автомобиля и стал доставать
очки. — Вот эта, что ли?
— Ну
да, — я поправил одеяло, чтобы картина была видна во всей своей
красе. Она и стала видна: китайцы в халатах подтянулись, собака
напустила на себя азартный вид, чтобы всем было видно, как ей не
терпится настичь кошку и мышку, а мандарин на троне вальяжно
распустил усы и прищурился на делегацию: «Посмотрим, посмотрим,
что вы скажете…»
— Откуда
она у тебя? — писатель вдруг перешел на «ты», и
вопрос прозвучал напористо, словно картина была в розыске.
— От
бабушки жены. — Я почему-то сразу решил говорить правду, и
только правду. — Она оказалась дворянкой. Но не китайской
дворянкой, а нашей… Ее картина…
— Пятьдесят
тысяч долларов, — небрежно сказал Михаил Иванович. — На
аукционе Сотби.
— Что?
— не поверил я. — Вот эта картина?
— А
кем была бабушка при советской власти? — Писатель, слегка
наклонившись вперед, продолжал рассматривать моих китайцев.
— Пенсионеркой,
— пожал я плечами. — Женой святого. В смысле —
священника, которого сначала расстреляли, а недавно реабилитировали и
канонизировали… А в войну станочницей на фабрике работала.
Михаил
Иванович лишь недоверчиво хмыкнул.
— А
что здесь изображено? — спросил я.
— Сдача
экзамена на звание чиновника первого класса, — уверенно сказал
Михаил Иванович. — Роспись тушью на рисовой бумаге.
Восемнадцатый век. Ты ее кому-нибудь показывал?
— Нет…
Только домашние видели. Ну, и гости иногда… — Пятьдесят
тысяч бухали у меня в голове, и я не мог сдержать радостной улыбки: —
А вы не ошибаетесь насчет цены?
— Сейчас
заедем в магазин, возьмем выпивки и закуски, — вместо ответа не
то попросил, не то приказал писатель-китаист. — У тебя
деньги-то есть?
Я
понял, что такой шустряк может залезть не только под юбку, но и в
твой кошелек. С другой стороны, поставить бутылку, когда тебе светит
пятьдесят тысяч долларов, — святое дело.
— Есть!
— Я вспомнил, что жена дала мне деньги заплатить за квартиру.
— А вы что предпочитаете: пиво, коньяк, водку?
— И
водку тоже, — сел в машину Михаил Иванович. — Еще заедем
в прачечную, белье получим… А то я три дня на даче
безобразничал, жена вывезла в город и обрекла на трудовую повинность.
Сердце
пело! Такие огромные деньжищи! Только как попасть на этот Сотби?
— А
как попасть на этот Сотби?
— Что-нибудь
придумаем, — Михаил Иванович стал доставать из портмоне
квитанцию, и я увидел под прозрачной пленкой фото: он стоит,
обнявшись, с президентом Америки Картером. — Я президент фонда
по поиску тел американских солдат, павших во Вьетнаме, —
пояснил Михаил Иванович. — Знаешь, какие самые приятные
женщины? Камбоджийки! На втором месте индианки! — Писатель
повеселел от приятных воспоминаний и ближайших перспектив.
— Понятно,
— сказал я, заводя машину.
— Сейчас
выпьем и что-нибудь придумаем. — Михаил Иванович по-хозяйски
сидел на переднем сиденье и стряхивал пепел на пол.
— Я
женат, — на всякий случай уведомил я. — И не пью!
— А
кто тебе предлагает?
Этот
юбочник-китаист все больше нравился мне.
Мы
доехали до универсама, и писатель, здороваясь с продавцами, набрал в
ларьках выпивки и закуски. Я расплачивался, не спуская глаз с машины,
где лежала фантастической ценности картина.
Затарившись,
мы поехали к заливу напротив гостиницы «Прибалтийская»,
где гранитная лесенка сбегает к удравшей от берега воде.
По
берегу выгуливали собак, бегали дети, и на плоской глади серого
залива сидели чайки. Вдали, чуть ли не у горизонта, пытался купаться
какой-то пьяный. Он ложился в мелкую воду, поднимал голову к небесам
и вопил, как пароход: «У-у!» Ему было хорошо, на него
показывали пальцем, и чувствовалось, что человек давно не отдыхал
столь насыщенно.
Михаил
Иванович разложил выпивку и закуску на капоте моей машины, налил
коньячку и, хыкнув, выпил за Поднебесную, где он провел лучшие годы
своей жизни. Затем, напомнив себе, что между первой и второй
перемычка должна быть небольшой, он выпил за мою картину и ее
достойную продажу.
— Ну-ка,
дай еще взгляну, — закурив, попросил писатель и, когда я открыл
багажник, уверенно поправил себя: — Я ошибся —
шестьдесят! Не меньше шестидесяти тысяч баксов! Особенно вот этот
сюжет хорош! — Он показал в правый нижний угол, где
жасминнолицый китаец в ультрамариновом халате смотрел на бегущую
собаку, а над его головой вился в розовом облачке образ этой собаки.
В другом углу картины китаянка в красном платье смотрела на мышку, и
над ее головой, как это бывает в комиксах, когда хотят показать,
о чем мечтает или думает герой, тоже витала мышка, которую она
наблюдала.
— Что-то
мне не верится, — сказал я, имея в виду стоимость.
— Ты
хочешь сказать, она стоит больше? — Михаил Иванович наладился
выпить, вспомнив, что не вовремя выпитая третья — это напрочь
загубленные первая и вторая.
— Я
хочу сказать, что сумма мне кажется фантастической. — На самом
деле она уже не казалась таковой, но мне хотелось, чтобы Михаил
Иванович поубеждал меня в ценности картины. — Ведь если
вдуматься — ничего особенного. Бумага, разноцветная тушь…
— Где-то
я недавно видел подобную технику, — сморщившись от выпитого и
вскинув указательный палец, стал вспоминать Михаил Иванович и
вспомнил: — В Музее антропологии и этнографии! Точно! —
Палец уперся мне в живот. — Поедешь туда завтра, скажешь, что
от меня, и тебе подтвердят! Запомни: Музей этнографии, там, где
Кунсткамера!
— Я
лучше запишу.
— Надо
отлить, — отошел чуть в сторону от машины Михаил Иванович.
— Люди
ходят…
— Я
старый больной человек, — сказал Михаил Иванович,— меня
на Даманском в почку ранили, мне можно. — Он пошарил в
штанах и пустил струю, которой можно было бы свалить трехмесячного
теленка. — Сейчас тебе расскажу, как был спецкором
«Литературки» на Даманском и крыл в мегафон китайцев
русским матом. Самое удивительное — они отвечали тем же!
Михаил
Иванович угомонился только под вечер, когда было выпито все, кроме
припасенного на утро пива. Я отвез его домой и помог отпереть дверь.
В прихожей висели портреты Мао Цзэдуна, Че Гевары и Хо Ши Мина. Михал
Иванович дал мне телефон директора музея и несколько актуальных
советов, как следует ублажать китаянок, бирманок и индианок. Про
высокочтимых им камбоджиек он умолчал.
Михаил
Иванович поставил пиво в холодильник и рухнул спать. Я с колотящимся
в горле сердцем помчался к машине. Шестьдесят тысяч долларов!
Я
доехал до дома и позвонил Насте в Зеленогорск.
— Ты
стоишь? Немедленно сядь!
Подготовив
жену, я назвал сумму, в которую оценили картину.
— Сколько?
— охнула Настя. — Не может быть!
Я
сказал, что может, и рассказал все в подробностях.
— Так
ты сегодня не приедешь?
— Нет!
Завтра буду звонить этому дядечке в музей и, если договорюсь, повезу
ему картину.
Настя
помолчала, вздохнула, и я догадался, что сейчас, когда картина
увезена, ей стало по-настоящему жалко добродушных китайцев на смуглой
рисовой бумаге.
Мне
почему-то тоже…
5
Директор
музея надел очки и подошел к стоящей на стуле картине. На другом
стуле комом лежали мое синее солдатское одеяло и тесемки. За окном
величаво текла Нева и нестерпимо сверкала адмиралтейская игла.
— Прекрасно,
прекрасно, — похвалил он, разглядывая картину. — Хороший
экземпляр! Почти как наш! Вы давно не были в нашем музее?
— Лет
тридцать не был, — признался я, — со школьной поры.
— Ну
что же! — Директор уселся за могучий письменный стол,
уставленный статуэтками, и взглянул поверх очков. — У нас
сегодня выходной, но, если хотите, вас проводят и покажут нечто
подобное.
— Подобное
моей картине?
— Да.
— Скажите...
— замялся я, — а правда, что она стоит шестьдесят тысяч
долларов? — Мне почему-то не хотелось идти смотреть подобную
картину.
— Кто
вам это сказал?
— Михаил
Иванович…
— А
вы давно знакомы с Михаилом Ивановичем? — директор по-свойски
усмехнулся.
— Не
очень.
— Мы
знакомы двадцать лет, и я никогда не знаю, что он отчебучит…
— Ясно,
— сказал я. — Ну, хотя бы приблизительно!
— Молодой
человек, ваша картина бесценна, как всякое произведение искусства!
Уберите ее, и мир изменится в худшую сторону. Я историк,
искусствовед, ученый, наконец, а не оценщик из комиссионного
магазина… Забирайте ее и везите домой. Михал Иванычу привет!
Если решитесь ее продать, покажите как минимум троим. Но мы точно не
купим.
Он
вновь вышел из-за стола и помог укутать китайцев в одеяло и скрепить
его тесемочками.
— А
что здесь изображено? — спросил я на прощание.
— Подготовка
к свадьбе в домах жениха и невесты!
— А
Михаил Иванович сказал…
— Он
вам про индианок и таиландок не рассказывал? — перебил меня
директор, явно тяготясь дальнейшим разговором, но старательно делая
вид, что никогда не видел более приятного собеседника, чем я. —
И как надо начинать церемонию их обольщения?.. — он поклонился.
Интеллигентный
человек, сразу видно.
6
Художественный
салон на Наличной я знал хорошо: мы с Настей частенько заходили в
него, посмотреть на картины, старые вещи и мебель из карельской
березы и красного дерева. Это был своего рода музей городского быта с
постоянно меняющейся экспозицией. Старинные лорнеты с перламутровыми
ручками, веера, чернильные приборы с бронзовыми крышками, брошки и
диадемы, чугунные всадники и собаки — все это успокаивало
душу и вместе с тем навевало щемящее чувство мимолетности жизни. Еще
вчера я видел эти вещи в любой ленинградской квартире, а сегодня они
— антиквариат, частица прошлого, как и наша картина, подаренная
бабушкой своей внучке.
По
телефону мне объяснили, что при салоне дежурит консультант, который в
случае особой художественной ценности картины порекомендует ее для
закупочной комиссии Эрмитажа или Русского музея. Это мне подходило —
разговаривать с перекупщиками антиквариата, крутившимися вокруг любой
ленинградской скупки или художественного салона, совсем не хотелось.
Они
стали доставать меня еще на улице, как только я извлек свой сверток
из багажника автомобиля.
Я
пошел торопливо ко входу. Одеяло слегка съехало и обнажило выпуклую
коричневую рамку.
— Это
Западная Европа? — успел спросить меня настырный очкарик с
бородкой, но я уже открыл дверь.
В
просторной комнате за тремя письменными столами три женщины пили чай.
— Подождите,
пожалуйста, в коридоре, — попросила сидевшая ближе всех к
двери и икнула. — Господи, что это такое… Кто-то
вспоминает.
С
картиной под мышкой я развернулся и вышел в полутемный коридорчик с
клубными стульями.
— Это
Западная Европа? — тихо повторил очкарик с шелухой тыквенных
семечек в бороде.
— Китай!
— сказал я.
— Но
рамка-то европейская, — настаивал очкарик, скорее всего,
дилетант и новичок. — Да вы развяжите, не бойтесь —
здесь все свои.
Еще
два мужичка холеного вида с сопением втиснулись в коридор и выставили
на меня глаза и животы.
— Мы
же хорошие деньги можем дать!
Я
вспомнил наказ директора музея: показать как минимум троим. Ну,
ладно, пусть посмотрят…
Я
снял одеяло и поставил картину на подлокотники кресел. Сам сел рядом,
придерживая раму и с любопытством наблюдая за перекупщиками.
Несколько
секунд они молча смотрели на моих китайцев, затем очкарик, словно он
имел дело не с картиной, а с пиджаком, попросил:
— А
сзади можно посмотреть?
— Сзади?
А что вы сзади увидите?
— Мне
только взглянуть! — Он наложил пальцы на верх рамы, и я пожал
плечами:
— Смотрите.
Только осторожно!
— Да-да-да,
— сказал пузан, не спуская глаз с картины, а второй добавил: —
Вот именно!
Они
повернули картину изображением к стене, и так, словно живопись
принято осматривать с обратной стороны, уставились на задник. Очкарик
нетерпеливо потеребил гвоздик, торчавший из рамы и прижимавший
толстый лист картона.
— А
вы никогда ее не вскрывали? — взглянул он на меня.
— Зачем?
— пожал я плечами.
— Интереса
ради. Мне кажется, под подложкой, — он быстро наклонил картину
к себе и взглянул на нее с лицевой стороны, — хранится либо
полотно, либо гравюра. Посмотрим?
— Да-да,
— в один голос сказали толстяки. — Нам тоже кажется.
— Обратите
внимание, — продолжал уговаривать тот, что с шелухой в
бородке, — рамка западноевропейская, а картина китайская
или японская. Меж стеклом и задником, — он понажимал пальцем на
упругий картон, — многослойный бутерброд! Может, откроем
культурненько, глянем? — В его руке щелкнули плоскогубцы. —
Мало ли что оставили вам предки? Может, приличную работу начала века…
— А
китайская картина разве не приличная работа? — Меня так и
подмывало брякнуть про аналогичный экземпляр в музее и шестьдесят
тысяч долларов. Какие-то не настоящие перекупщики: на китайский
шедевр даже внимания не обращают. — Или вы…
— Восток
другой человек собирает, — досадливо сказал очкарик, —
его сегодня нет… Ну, так что — откроем?
— А
кто закрывать будет?
— Я
помогу! — нетерпеливо кивнул очкарик.
— Это
я вам помогу, — заупрямился я. — А вы соберете все,
как было…
— Ладно,
ладно, договорились.
Очкарик
беспрерывно кивал головой; толстяки стояли порознь: один — на
входе в магазинный зал, как на шухере, второй — рядом с
очкариком, готовый принять, подать, подержать.
Я
подставил ладошку и набрал горсточку прохладных гвоздей. Очкарик
убрал плоскогубцы, положил картину лицом вниз на подлокотники кресел,
ловко подцепил ногтями картон задника и извлек его из рамы.
Пахнуло
пылью и слежавшейся бумагой.
Толстячок,
стоявший на подхвате, чихнул.
— Блин!
Мне же сказала Люси: не лезь к старью, а я, блин!.. — Он вновь
чихнул.
Очкарик
с лицом фокусника вытаскивал с задней стороны рамы следующий лист
картона — он гнулся и был потоньше первого.
— Оппоньки!
Что я говорил!
Еще
прежде, чем он произнес эти слова и перевернул картон, я понял, что с
лицевой стороны есть рисунок.
— Ба-а!
Кажется, пастель! Давненько не попадалась…
Очкарик
осторожно возложил лист на раму, и толстяки, напирая друг на друга,
сунули носы к обнаружившейся картине.
Женщина
под фиолетовым зонтиком лежала на животе в поле цветов и с улыбкой
смотрела на меня. Она смотрела именно на меня, знала меня и смотрела.
«Привет! — говорили ее глаза. — Вот мы и
встретились. Ты меня забыл? Ха-ха-ха… А я тебя нет! Ну
вспоминай же, вспоминай, как меня зовут!» На ней возлежало
легкое розовое платье, и босые, согнутые в коленях ноги, которыми эта
женщина болтала в воздухе, не попадали под тень зонтика и приятно
согревались солнышком. Шелковое платье было длинным, почти до пят, но
оно упало с незагорелых, мелькающих в воздухе икр к коленям и легло
бледными розовыми горками среди цветов. Женщина утопала в цветах, их
было много — целая лужайка, и лишь те, что были на первом
плане, можно было разглядеть отчетливо: вот наша ромашка, васильки,
львиный зев, белые колокольчики… Остальные скорее угадывались,
покрытые легкой дымкой, словно смотришь на них через сбитый фокус.
— Сколько
бы вы за нее хотели? — Очкарик потеребил меня за плечо. —
Деньги сразу…
Я
вдруг понял, что если сейчас же не расстанусь с этой женщиной, то не
расстанусь с ней никогда. Мы будем смотреть друг на друга, и больше
ни на кого я смотреть не смогу… Как же ее зовут? Да-да, раньше
я знал ее имя, но забыл, забыл, надо напрячься и вспомнить!.. Я
отодвинул перекупщиков, взял в руки раму вместе с рисунком и слегка
наклонил к себе. Какие краски! Это здесь, в бледном свете коридора! А
если вынести на улицу… На мгновение мне даже показалось, что
женщина зовет меня к себе, и я могу войти в картину и лечь на траве
лицом к лицу, она будет щекотать мне лицо травинкой, я вырву травинку
и коснусь губами ее пальцев…
— Так
сколько? — повторил голос за моей спиной.
…Когда
я уже ехал по Приморскому шоссе в Зеленогорск и припоминал
подробности разговора, мне показалось — нет! я был твердо
уверен! — что, когда мне задали этот вопрос: «Сколько?»,
я загадал: если назову цену и они согласятся, то отдам немедленно;
если начнут торговаться или поднимут на смех, не продам никогда и ни
за какие деньги.
Я
назвал цифру в восемьсот долларов — во столько Настя
накануне оценила все наши финансовые потребности.
— Нет
проблем! — Картина превратилась в трубочку, нырнула в невесть
откуда взявшийся чертежный тубус, а в мою руку ткнулась упругая
стопочка денег: — Пересчитывайте!
— Все
правильно! — я посмотрел на доллары и сунул их в карман
джинсов.
Картина
исчезла, будто ее и не было. Она растворилась, как клиповая картинка
в телевизоре, и из-за стекла на меня вновь смотрели наши славные
китайцы… На мгновение мне даже показалось, что фокус
с картиной — их рук дело.
Опуская
некоторые мистические видения, я рассказал эту историю Насте. Она
только махнула рукой и заплакала, словно и не была рада деньгам.
Потом вытерла слезы и попросила:
— Сходи
отдай маме деньги, пусть готовится к юбилею…
И
взялась торопливо протирать стекло и раму картины бархоткой —
за время всех этих передряг они изрядно заляпались…
I. Дача
II. Борода
III. Кронштадтские пупки
IV. Раки
V. Грустный июль
VI. Холодный борщ
VII. Космонавт
VIII. Катер
IX. Аспирант
XI. Чикагский блюз
XII. Вместо эпилога
2002–2003
гг.
|