Раздел посвящен печам и каминам, облицованным изразцами производства
преимущественно финляндских заводов конца XIX - первой трети XX вв.,
как памятникам декоративно-прикладного
искусства и художественной промышленности.
Автор раздела А. И. Роденков.
Печи и камины в здании Абосской гуманитарной академии в Турку. (03.06.12)
В Турку (финск. Turku), на Piispankatu,13, находится здание (фото 1-2) Абосской гуманитарной академии (Humanisticum Åbo Akademi), построенное в 1895-96 гг. по проекту известного архитектора Густафа Нюстрёма (Gustaf Nystrom ). В настоящее время в нем расположен исследовательский Доннер-институт (Donner-instituutti).
Фото 1-2. Здание Абосской гуманитарной академии в Турку
Фото 3. Полихромная печь с богатым рельефным декором
В доме сохранились замечательные интерьеры, в т.ч. и изразцовые печи. Среди них выделяется полихромная печь (фото 3) с богатым рельефным декором (фото 4-9). Рекламный рисунок печи № 73 А (фото 101) находим в прейскуранте завода "Арабиа" (Arabian tehdas)) в Гельсингфорсе. Завод "Арабиа" (Arabian tehdas) был основан в 1873 г. как дочернее предприятие шведского завода "Рёрстранд" (Rörstrand), вследствие чего в первые годы деятельности печи изготавливались по моделям, которые для шведского завода Рёрстранда в 1872-1910 гг. проектировал в т.ч. архитектор Эрик Хуго Трюггелина (Erik Hugo Tryggelin) (1846-1924). Среди модельного ряда печей Эрика Трюггелина, приводимого шведской исследовательницей Маргаретой Крамер (Margareta Cramér) (фото 112), можно найти под тем же номером (R 73 А), что и в прейскурантах завода "Арабиа", рекламный рисунок печи, представленной в Турку.
Фото 4-7. Рельефный декор печи
Фото 8-9. Рельефный декор печи
Фото 10. Эскиз печи из прейскуранта завода «Арабиа»
Фото 11. Эскизы печей по проекту Эрика Трюггелина
В одной из комнат дома привлекает внимание белоглазурованный камин с растительным рельефным декором (фото 12-17). Не исключено, что камин изготовлен по индивидуальному проекту для этого дома (во всяком случае, в известных автору прейскурантах финских заводов его рекламный эскиз отсутствует).
Фото 12-17. Белоглазурованный камин с растительным рельефным декором
В интерьерах здания, разумеется, широко представлены и печи местного завода «Або» (Åbo kakelfabriks aktiebolag(AKF) - Turun kaakelitehdas (TKT)). Это, во-первых, полихромная глазурованная каминная печь (фото 18) с рельефным декором в стиле неорококо (фото 19-23). Ее облицовка выполнена в соответствии с эскизом заводской модели № 109 (фото 243).
Фото 18. Полихромная глазурованная каминная печь
Фото 19-21. Рельефный декор печи в стиле неорококо
Фото 22-23. Рельефный декор печи в стиле неорококо
Фото 24. Эскиз печи
Вторая печь завода «Або» (фото 25) - с рельефным декором в стиле неоренессанса (фото 26-29) – облицована в соответствии с эскизом модели № 121 (фото 304).
Фото 25. Вторая печь завода «Або»
Фото 26-27. Рельефный декор печи в стиле неоренессанса
Фото 28-29. Рельефный декор печи в стиле неоренессанса
Фото 30. Эскиз печи
Ряд печей в доме на Piispankatu,13 в Турку продолжает терракотовая печь с глазурованными зеркалами (фото 31-32) , с рельефным декором в стиле неорококо (фото 33-37). От рекламного эскиза печи № 124а (фото 385) завода «Або» отличается отсутствием барельефа-панно на центральном зеркале. Известно, что эту печь в разных ее модификациях спроектировал немецкий художник, скульптор и дизайнер Пауль Обст (Paul Obst) (подробнее о художнике см. статью "Каминная печь по проекту П.Обста в музее-квартире Н.А.Некрасова").
Фото 31-32. Терракотовая печь с глазурованными зеркалами
Фото 33-34. Рельефный декор печи в стиле неорококо
Фото 35-37. Рельефный декор печи в стиле неорококо
Фото 38. Эскиз печи
Одну из комнат дома украшает белоглазурованная печь (фото 39) с рельефным декором в стиле национального романтизма (фото 40-42). Эскиз печи № 168 (фото 436) находим в прейскуранте завода «Або» (Åbo kakelfabriks aktiebolag(AKF) - Turun kaakelitehdas (TKT). Из книги по истории завода7 следует, что автором модели является Луис Спарре (Louis Sparre). Барон (финск. paroni) Луис Спарре (1863 - 1964) - шведский художник, дизайнер и рисовальщик. Как сообщает Хелена Соири-Снеллман (Helena Soiri-Snellman) в вышеупомянутой книге, Луис Спарре в соответствии с выбранными вариантами цветовой окраски этой модели, назвал печь «Home», что в переводе с финского означает «плесень»8. Несколько печей этой модели (фото 44) украшают интерьеры б. дома страхового общества "Россия" в Санкт-Петербурге (Б.Морская ул., 35).
Фото 39. Белоглазурованная печь
Фото 40-41. Рельефный декор печи в стиле национального романтизма
Фото 42. Рельефный декор печи в стиле национального романтизма
Фото 43. Эскиз печи
Фото 44. Аналогичная печь в доме страхового общества "Россия" в Санкт-Петербурге
В интерьерах дома имеются две идентичных задних стенки печей (фото 45-48 и фото 49-51), облицованные закрашенной с элементами золочения терракотой. Их рельефный декор в стиле неоренессанса соответствует эскизу № 65 (фото 529) завода «Або».
Фото 45-48. Задняя стенка печи с рельефным декором в стиле неоренессанса
Фото 49-51. Задняя стенка печи с рельефным декором в стиле неоренессанса
Фото 52. Эскиз печи
Замыкает ряд печей и каминов дома белоглазурованная печь с минималистским декором (фото 53-54).
Фото 53-54. Белоглазурованная печь с минималистским декором
Настоящий «ансамбль» печей и каминов в здании Абосской гуманитарной академии в Турку представляет большой художественный интерес и и несомненно является памятником декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности конца XIX – начала ХХ вв.
1. Hintaluettelo Arabian tehtaan kaakeliuuneista ja liesistä. 1897. Helsingfors, 1897. 2. Cramér, Margareta Den verkliga kakelugnen : fabrikstillverkade kakelugnar i Stockholm 1846-1926. Stockholm, 1991. S.562. 3. Åbo Kakelfabriks Aktiebolag. Priskurant öfver kakelugnar 1894. Åbo, 1894. 4. Там же. 5. Åbo Kakelfabriks Aktiebolag. Priskurant öfver kakelugnar 1906. Åbo, 1906. 6. Там же. 7. См. Helena Soiri-Snellman. TURUN KAAKELIN KAKLUUNIT. Turun kaakelitehtaan uunimallit vuosina 1874 - 1954. Turun maakuntamuseo. 2003. S.98-104. 8. Там же. 9. Åbo Kakelfabriks Aktiebolag. Priskurant öfver kakelugnar 1894. Åbo, 1894.