Раздел посвящен печам и каминам, облицованным изразцами производства
преимущественно финляндских заводов конца XIX - первой трети XX вв.,
как памятникам декоративно-прикладного
искусства и художественной промышленности.
Автор раздела А. И. Роденков.
Печи и камины дачи Мюзера: предисловие. (23.04.08)
Печи и камины дачи Мюзера хорошо известны. Для многих жителей Зеленогорска с ними
связаны воспоминания о самых волнующих минутах в жизни (фото 1-2).
Все, кто любит Зеленогорск, особенно посетители сайта
terijoki.spb.ru,
неоднократно любовались высококачественными фотографиями, сделанными
администратором сайта Александром Браво и ведущим исторического раздела сайта
Владимиром Котляром в октябре 2002 г.
с участием съемочной группы программы "Вести СПб"
(см. видеосюжет), еще раз - Александром Браво -
в январе 2005 г.,
частично воспроизведенными в печатном фотоальбоме
"Зеленогорск"1.
Фото 1. Чета Воронко (фото из архива семьи Воронко).
Фото 2. Чета Ивановых. 1989 г.
Поэтому, поставив задачу рассказать о печах и каминах дачи Мюзера, было бы,
наверно, ошибкой с моей стороны еще раз только воспроизвести их внешний вид,
попутно указав производителя их облицовок. Такой уникальный объект, как комплекс
печей и каминов дачи Мюзера, заслуживает целого цикла очерков-статей, описывающих
их, в том числе и с привлечением специалистов, с максимально возможной полнотой.
История постройки дачи, ее владельцев, последующее использование еще ждут своего
исследователя. Для целей атрибуции печей и каминов, прежде всего, датировки
производства их облицовок, имеет , естественно, значение время постройки самой
дачи. Однако приводимые сведения крайне скупы и противоречивы. Достаточно начать
с того, что в самом последнем издании (2005 г.) справочника ГИОПа
"Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной
охраной" дачи Мюзера как бы и нет. Есть пункт дословно
"1064. Гостиница "Бель-вю": жилой корпус, пансионы(два), парк с гидросистемой.
1900-е, дерево, Театральная 7,8,9"2. На
ошибочность отнесения дачи Мюзера к гостинице "Бель-вю" неоднократно указывалось
и авторами нашего сайта. Как утверждает Владимир Котляр,
"это такая же легенда, как и то, что особняк Новикова якобы был дачей Маннергейма".
О том, что дача Мюзера и гостиница "Бель-вю" - это совершенно разные объекты
(см. экскурсию по Териокам),
нет необходимости долго спорить. Небольшая "прогулка" по финским сайтам,
посвященным довоенным Териокам, и старым финским картам развеет последние сомнения.
В силу вышеизложенного не можем мы принять на веру и дату "1900-е" , указанную в
справочнике скопом ко всем сохранившимся постройкам на Театральной ул. Ближе к
истине, на мой взгляд, начальник отдела ГИОПа Санкт-Петербурга Слава Абрамовна
Симкина, которая уже более десяти лет назад писала о доме на Театральной ул., 9,
что "черты модерна сочетаются в нем с приемами традиционной дачной архитектуры
конца ХIX столетия"3. От нее же мы узнаем,
что "дом дошел до нас, утратив целую башенку, что значительно исказило композицию
в целом"4. К сожалению, попытки найти
фотографию дачи с башенкой, в том числе и в архиве ГИОПа, пока не увенчались
успехом.
Если внимательно рассматривать фасады здания (фото 3-5, 65),
то можно увидеть характерные черты нарождающегося стиля национального романтизма:
сочетание нескольких объемов, обилие фронтонов, широкое применение в декоре
различной резьбы. Возникновение этого нового художественного движения относят к
90-м гг. XIX в. Это было время интенсификации поисков национальной специфики, в
ходе которых "представители романтических течений старались опереться на
богатейшее наследие народного искусства"6.
Фото 3-6. Фасады дачи Мюзера.
Вдохновение искали в истоках, в обращении к темам и образам "Калевалы", в т.н.
"кареалианизме". В этом контексте обращает на себя внимание часто встречающаяся в
экстерьере дачи Мюзера деталь (фото 7). Причем, как видно из иллюстрации в книге
по финскому народному искусству (фото 87),
схожая деталь украшала и интерьеры финского крестьянского дома.
Фото 7.
Фото 8.
На мой взгляд, это не что иное, как колесо прялки
(ср. с фото 9-118, фото 12 - в
Зеленогорском краеведческом музее9).
Интересно отметить, что самопрялка, основной частью которой и является колесо,
в русском переводе "Калевалы" упоминается с эпитетом "красивая"10.
Колесо прялки - многозначный символ, но среди различных смысловых значений обращает на
себя внимание следующий. Широко известна фотография сотрудника журнала Life
Маргарет Бурк-Вайт (Margaret Bourke-White) -
"Ганди возле колеса прялки"(фото 1311).
Причем, когда Маргарет было разрешено сделать его фото возле вращающегося колеса
прялки - символа борьбы за независимость
Индии, ей самой пришлось научиться пользоваться прялкой - таковы были требования
окружения Ганди12. Как тут не вспомнить, что
особенно последовательно по пути национального романтизма развивалось искусство и
архитектура тех стран и регионов, которые стремились к независимости от крупных
европейских держав! Воздержимся от прямых аналогий и прямолинейных выводов. Но
при этом нельзя и забывать, как отмечает Ю.В.Линник , что "мастера финского
модерна были современниками З.Фрейда и К.Юнга. ...в своем творчестве,
ориентированном на карелианизм, они сказали больше того, что хотели сказать
сознательно"13.
Фото 9-11.
Фото 12.
Фото 13. "Ганди возле колеса прялки".
На основании вышесказанного, исходя , прежде всего, из отмеченных особенностей
архитектуры здания, предпочтительней относить время постройки дачи Мюзера к 90-м
гг. XIX в. Соответственно, этими же хронологическими рамками будет определяться и
время изготовления облицовок печей и каминов. Забегая вперед, можно сказать, что
изумительный по красоте декор облицовок по свом стилистическим характеристикам в
большей мере принадлежит концу XIX, нежели началу ХХ века.
1. Зеленогорск. Фотоальбом. Составители А.Е.Браво, Ю.Н.Гладунов, Е.В.Кириллова. 2005 г. 2. "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга состоящие под государственной охраной". Справочник (Отв. ред. Б.М.Кириков). СПб., 2005, С. 307. 3. С.А.Симкина. Дачи модерна на северном побережье Финского залива. - В кн.:
Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга. Исследования и материалы. Выпуск 4. Научн. редактор: Б.М.Кириков. СПб., 1997, С. 335. 4. Там же. 5. http://terijoki.spb.ru/g2/main.php?g2_itemId=3186. 6. В.Г.Лисовский, В.Г.Исаченко. Николай Васильев, Алексей Бубырь. (Архитекторы Санкт-Петербурга. - СПб, 1999, С. 13. 7. Lauri Jänti. Talonpoikaisesineistön katoavaa kauneutta. Porvoo. Helsinki , 1974, илл.97. 8. http://sueverija.narod.ru/Kollekcii/Samoprjalka/Samoprjalka.htm. 9. http://www.terijoki.spb.ru/g2/main.php?g2_itemId=3797. 10. Элиас Лённрот. Калевала. Переводчики Эйно Киуру, Армас Мишин. Петрозаводск, 1998, С.298. 11. http://en.wikipedia.org/wiki/Margaret_Bourke-White. 12. http://blandger.livejournal.com/3828.html. 13. Ю.В.Линник. Архетипы финского модерна. - В кн.: Северный модерн. Диалог культур. СПб., 2005, С.37.
1. 2011-09-09 18:28:14 Богданов Владимир Игоревич (gvozdilo@ya.ru) Часто встречающаяся в экстерьере дачи Мюзера деталь фото7 - не что иное, как народный карело-русский светильник.
Сравните, например, проект охотничьего домика Билибина
по ссылке= http://www.pallada-afina.ru/iio/biblin_ohot_pavilion/02_b.jpg
Похоже, да? Свидетельствует о том, что наши предки не чуждались унификации и стандартизации в мелко-домашнем производстве. С уважением ВИБ
2. 2011-09-09 20:19:49 Богданов Владимир Игоревич (gvozdilo@ya.ru) Справочники - дело академическое. Им предпочтительно относить время постройки исключительно по отмеченным, но не названным, особенностям архитектуры здания и стилистическим характеристикам, о которых известно только автору, но не доступных для прямого сопоставления. Словом, субъективизм в чистом виде.
А в архивах БТИ искать не пробовали? Износ всё-таки считали и в советское, и в пост-советское время, и до 1-ой мировой войны, прежде всего от года постройки. ВИБ
3. 2011-09-10 14:56:05 Роденков Андрей (rodandrew@yandex.ru) Уважаемый Владимир Игоревич! Полностью с Вами согласен, что история дома требует дальнейшего исследования. Кроме года постройки мы не знаем даже точно, о каком именно Мюзере идет речь. В только что вышедшей книге Н.В.Григорьевой "Судьбы Карельский перекресток" высказывается даже предположение, что это дом, где проходили "Мюссаровские понедельники".
Что касается карело-русского светильника, то, согласитесь, что он появился гораздо позже колеса прялки, поэтому его форма тоже заимствована, т.е. вторична по отношению к колесу
4. 2011-09-15 18:41:02 Богданов Владимир Игоревич (gvozdilo@ya.ru) Уважаемый Андрей Иванович, форма светильника действительно заимствована, безусловно у колеса и не обязательно у прялки. В связи с чем дальнейшая (извиняюсь) реминисценция с Ганди выглядит, мягко говоря, притянутой. Светильник поименован мною карело-русским по имеющему хождение термину, характеризующему взаимопроникновение народных культур в рамках деревянного зодчества. Он такой-же русский, как и карельский. У Билибина, много ходившего по этим местам, есть ещё одна иллюстрация с изображением подобного светильника, "Съезд князей", страница по истории русской культуры, 1907, цветной разворот книги "Иван Билибин", из собрания Климова, Моска, Терра, 1999. Там эта деталь народного искусства украшает интерьер русского терема, изображён светильник в виде колеса с донышком(!),-подвешенного в красном углу перед образами. Отсканировал, могу прислать, укажите адрес. Про линии БТИ ничего не пробовали? Весьма консервативная организация, архивы хранят. Безусловно, что не пожгли. Важен подход. ВИБ
5. 2011-09-15 19:57:42 Роденков Андрей (rodandrew@yandex.ru) Уважаемый Владимир Игоревич! Спасибо за чудесную иллюстрацию Билибина! Что касается декора в стиле национального романтизма, то несомненно только одно, а именно, что особенно последовательно по пути национального романтизма развивалось искусство и архитектура тех стран и регионов, которые стремились к независимости.
По вопросу хронологии и владельцев дачи, думаю, зеленогорские краеведы покопаются и в БТИ, и в вывезенном в Миккели териокском архиве и рано или поздно установят истину
1. 2011-09-09 18:28:14 Богданов Владимир Игоревич (gvozdilo@ya.ru)
Часто встречающаяся в экстерьере дачи Мюзера деталь фото7 - не что иное, как народный карело-русский светильник. Сравните, например, проект охотничьего домика Билибина по ссылке= http://www.pallada-afina.ru/iio/biblin_ohot_pavilion/02_b.jpg Похоже, да? Свидетельствует о том, что наши предки не чуждались унификации и стандартизации в мелко-домашнем производстве. С уважением ВИБ