Раздел посвящен печам и каминам, облицованным изразцами производства
преимущественно финляндских заводов конца XIX - первой трети XX вв.,
как памятникам декоративно-прикладного
искусства и художественной промышленности.
Автор раздела А. И. Роденков.
Реквием по печам и каминам дома Говинга в Выборге (ч.III). (07.03.08)
Последний ряд фотографий 1975 г. зафиксировал изразцовые печи и камины, облицовка
которых была сделана на заводе "Арабиа" в Гельсингфорсе. Завод "Арабиа"
(Arabian tehdas) был основан в 1873 г. как дочернее предприятие шведского
завода Рёрстранда (Rörstrand).
Свое название он получил от одноименного района на северной окраине Хельсинки.
Шведская компания была в действительности более заинтересована в российском рынке,
но доступ к нему был гораздо проще через Финляндию, вследствие более низких
импортных пошлин.
Завод начал работать в октябре 1874 г. (фото 50)1,
в 1885 г. был преобразован в акционерное общество Arabia Aktiefabrik (Arabian
Osaketehdas). Производился широкий ассортимент изделий из керамики, включая
печные облицовки. В первые годы печи изготавливались по моделям, которые для
шведского завода Рёрстранда в 1872-1910 гг. проектировал архитектор
Эрик Хуго Трюггелин (Erik Hugo Tryggelin) (1846-1924).
В заводском каталоге "Арабиа" 1914 г. некоторые эскизы печей подписаны его
именем (см., напр., фото 51-52)2.
В 1890-х гг. к разработке моделей производимой продукции был привлечен финский
архитектор, уроженец г. Выборга
Якоб Аренберг (Jac Ahrenberg) -
фото 533.
Интересно отметить, что Якоб Аренберг выступал руководящим архитектором финского
отдела на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г. в
Москве4, на которой продукция
завода "Арабиа", как явствует из первого заводского каталога на финском языке
(фото 54), была удостоена золотой медали ("kultamitali"). В начале ХХ века
авторами печей становятся финские архитекторы Гран, Карл Густав
(Grahn, Karl Gustaf), Хедман, Эрнста Густав (Hedman, Ernst Gustaf) и
Васастьерна, Кнут Эдгар (Wasastjerna, Knut Edgar)5,
работавшие в архитектурном бюро "Гран, Хедман и Васастьерна" (Arkkitehtitoimisto
Grahn, Hedman, Wasastierna). В заводском прейскуранте под эскизами их печей стоит
монограмма GH&W (cм. фото 55-58)6.
По информации А.А.Дутова с заводом сотрудничала и единственная, насколько
известно, женщина, которая проектировала изразцовые печи, - Хелена Вилениус
(Wilenius Helena)7.
Фото 53. Архитектор Якоб Аренберг.
Фото 54. Первый каталог завода "Арабиа" на финском языке.
Фото 55-58. Эскизы печей, выполненных по проектам архитектурного бюро "Гран, Хедман и Васастьерна".
О последующей истории предприятия, клейма которого (фото 59) стали всемирно
известным брендом, см.
на сайте компании "Арабиа".
Возвращаясь к дому Говинга, отметим, что на фото 60 зафиксирована печь по эскизу
Эрика Трюггелина № 96 В
(фото 61)8. Как мы видим,
красивого навершия с вазами не было уже в 1975 г., в 2004 г. зрелище было еще
более печальное (фото 62).
Фото 59. Клейма завода "Арабиа".
Фото 60. Печь по эскизу Эрика Трюггелина. Фото 1975 г.
Фото 61. Эскиз печи.
Фото 62. Та же печь. Фото 2004 г.
Изящное завершение отсутствовало в 1975 г. и на другой печи завода "Арабиа"
(фото 63) по эскизу № 119 (фото 64)9.
В 2004 г. я застал ее с поврежденной топочной частью (фото 65-66). В таком же
состоянии зафиксировал ее в 2006 г. посетитель сайта Григорий Гуринский (фото 67).
Далее следы ее теряются.
Фото 63. Фото 1975 г.
Фото 64. Эскиз печи.
Фото 65-66. Та же печь в 2004 г.
Фото 67. Та же печь в 2006 г.
Ничего не осталось и от печей в стиле модерн, одна из которых зафиксирована в
1975 г. (фото 68), созданных на заводе "Арабиа" по эскизу № 110
(фото 69 )10. Если в 2004 г. отсутствовали
только топочные дверцы (фото 70-71 и 72-73), то в 2006 г. посетитель сайта
Кирилл Никитин застал неободранной только верхнюю часть (фото 74) одной из печей.
Фото 68. Фото 1975 г.
Фото 69. Эскиз печи.
Фото 70-73. Фото 2004 г.
Фото 74. Фото 2006 г.
Последняя из печей "Арабиа", сфотографированная в 1975 г. (фото 75), изготовлена
по эскизу, в деталях верхней части похожего на зскиз № 115
(фото 76)11. Одну из таких печей я застал
в 2004 г. (фото 77) , другую - Владимир Котляр - в 2007 (фото 78-79).
Фото 75. Фото 1975 г.
Фото 76. Эскиз печи.
Фото 77. Та же печь в 2004 г.
Фото 78-79. Аналогичная печь в 2007 г.
До сих пор "держится" зеленая угловая печь "Арабиа", сфотографированная мною в
2004 г. (фото 80). В 2006 г. не прошел мимо нее Кирилл Никитин (фото 81) и в
2007 г. - Владимир Котляр (фото 82-84). Рисунок печи в основном совпадает с
эскизом № 112 (фото 85)12. Если
учесть, что почти идентичный эскиз № 111 (фото 86)13
подписан I.G.Clason,
то можно предположить, что и нашу печь спроектировал выдающийся шведский архитектор.
Еще одно произведение зодчего, входившего в состав жюри конкурса на проект здания
Национального музея Финляндии14, белая печь
(фото 87) безвозвратно погибла.
Фото 80. Зеленая угловая печь "Арабиа". Фото 2004 г.
Фото 85. Эскиз печи.
Фото 86. Почти идентичный эскиз, выполненный И. Класоном.
Фото 81. Фото 2006 г.
Фото 82. Фото 2007 г.
Фото 83-84. Фото 2007 г.
Фото 87. Другая печь, облицованная по проекту И. Класона.
Уже в ходе работы над данным очерком удалось идентифицировать и последнюю печь,
зафиксированную З.А. Новоселовой (фото 88). Как видно из эскиза № 172
(фото 89)15 - утрачена печь завода "Або" (Åbo kakelfabriks aktiebolag(AKF) - Turun kaakelitehdas (TKT)),
аналогов которой в других местах мне обнаружить до сих пор не удалось.
Фото 88. Печь завода "Або". Фото 1975 г.
Фото 89. Эскиз печи.
Подводя итог сказанному, думается, нет необходимости в каких то выводах и
заключительных словах. Единственное, что приходит в голову - это оказавшиеся
зловеще пророческими слова Бориса Зайцева, сказанные по поводу другого дома,
который погиб намного раньше, и о печах и каминах которого речь еще пойдет
впереди, : "И нет Финляндии. Нет майоликовых отделок, матовых кубов, нет
модерна"16.
1. Kotimaisen teollisuuden albumi. Julkaisija, 1913, S.164. 2. Hintaluettelo Arabian tehtaan kaakeliuuneista ja liesistä. 1914. Helsingfors, 1914. 3. См. http://www.jns.fi/ymparistokeskus/SUOMI/Tekstit/Arkkiteh/Ahrenberg.htm. 4. См. Кепп Е.Е. Выборг: Художественные достопримечательности . Выборг, 1992, С. 69. 5. Краткая справка об архитекторах см. finmodern.narod.ru/arkkitehdit.html. 6. Hintaluettelo Arabian tehtaan kaakeliuuneista ja liesistä. 1914. Helsingfors, 1914. 7. А.А. Дутов. Финская печная керамика конца
XIX - начала ХХ века в Санкт-Петербурге. Петербургские чтения 97. Материалы Энциклопедической библиотеки "Санкт-Петербург-2003". Спб, 1997, С. 431. 8. Hintaluettelo Arabian tehtaan kaakeliuuneista ja liesistä. 1914. Helsingfors, 1914. 9. Там же. 10. Там же. 11. Там же. 12. Там же. 13. Там же. 14. finmodern.narod.ru/museo.html. 15. Контора и выставка изразцовых печей акционерного общества "Або". Або, 1907. 16. Борис Зайцев. Собр.соч.: В 5 т. Т.6 (доп.), М, 1999, С.29.