Праздники
- Великий Пост. (11.03.05).
- Пасха Христианская и Пейсах Иудейский как символы освобождения. (31.03.04).
- День Святого Валентина и лютеранская Церковь. (17.02.04).
- Рождество.
День Святого Валентина и лютеранская Церковь.
Есть хорошая русская пословица: "После драки кулаками не машут". День Святого Валентина прошел, и есть ли смысл возвращаться к нему и как-то обозначать позицию российских лютеран в отношении этого праздника европейско-американского происхождения, все более укореняющегося в нашей стране. Мне кажется, смысл есть, потому что пройдет год, и вновь на страницах газет начнется дискуссия о "Дне влюбленных", и том, можно ли его праздновать в нашей самобытной России. И нам, лютеранам, в этой дискуссии уготована особая роль. Несмотря на четырехсотлетнюю историю лютеранства в России, многие по сей день воспринимают его конфессией, пришедшей из-за границы, и оттого чуть ли не называют день Св. Валентина "лютеранским праздником". Хорошо известно, что кого-либо в чем-либо разубеждать - задача трудная и неблагодарная. И оттого хочется призвать читателей к совместному размышлению о том, какое значение имеет день 14 февраля в нашем обществе, и как я, прихожанин Зеленогорского прихода Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии, отношусь к этому празднику.
Спору нет, у размаха, с коим отмечают Валентинов день в современном мире, коммерческие корни. Но, собственно, делом коммерсантов является раскрутка любого праздника, будь-то общечеловеческий Новый год или сугубо наш, отечественный "международный" женский день. Нет смысла радоваться этому или с этим бороться, приходится признать как данность желание одних людей получать прибыль за счет других. Гораздо сильнее беспокоят попытки пропагандировать свободную любовь и супружескую неверность под маркой "Дня влюбленных". Накануне 14 февраля Петербургский ЗАГС обнародовал статистику, согласно которой половина супружеских пар в нашем городе распадается. Можно ли назвать такое отношение к семье христианским?
Святой Валентин - легендарная личность. Христианский мученик, казненный 14 февраля 270 г. по приказу императора Клавдия за нарушение закона, запрещавшего венчать солдат. Римская империя в те годы вела тяжелые войны с готами, и главной заботой т.н. "солдатских императоров", одним из которых был Клавдий, была боеспособность легионов. Запретив легионерам жениться, император рассчитывал поднять боевой дух своих солдат. Священник Валентин нарушил закон и пострадал за это. Двести лет спустя, в 494 г. папа Геласий причислил его к лику святых. Все это было во времена неразделенной Церкви, и оттого западные и восточные христиане имеют равное право чтить этого святого. Впрочем, исторических свидетельств о жизни Валентина и его деяниях нет, оттого простор для фантазий на его тему очень широк.
Лютеране чтят святых, но не поклоняются ни им, ни их изображениям на холсте или в камне. Мы чтим их подвиги и свидетельства веры, примеры которых они нам являют. Но мы не считаем нужным молиться им о наших нуждах, ибо у любого христианина всегда есть возможность помолиться Господу и Спасителю Иисусу Христу. Однако, у дней памяти святых есть свое значение. Жизнь наша устроена так, что мы можем забыть помолиться о чем-то очень важном не лично для нас, но для наших ближних. А день святого, история его подвига служит напоминанием о теме нашей общей, соборной молитве, которая может объединить всю Церковь. День Свв. Петра и Павла - хороший повод особо помолиться о проповеди Слова Божьего, день Св. Мартина Турского - о милосердии и жертвенности, день Св. Марии - о смирении пред свершении воли Божьей. И в субботу 14 февраля 2004 г., как всегда по субботам в 17 часов в Зеленогорской кирхе состоялось богослужении. И на этом богослужении мы особо молились о семьях существующих, и о тех, создание которых еще только намечается, о Божьем благословении для этих семей и о том, чтобы искушения и соблазны века сего обошли бы их стороной, и в них сохранился бы мир и покой. В этом я вижу смысл дня Святого Валентина для нашей лютеранской Церкви.
/ Павел Крылов /