Праздники
- Великий Пост. (11.03.05).
- Пасха Христианская и Пейсах Иудейский как символы освобождения. (31.03.04).
- День Святого Валентина и лютеранская Церковь. (17.02.04).
- Рождество.
Рождество
Рождество Христово, его смысл, свет и история

"Но когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и младенца и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь - звезда"
И.А. Бродский
Вот и прошел еще один год. Незаметно приблизилась зима, наступил декабрь. Постепенно начинаются праздничные приготовления и хлопоты. Грядет ощущение сказки и чуда. Ведь что-то должно случится в грядущем, новом, неизвестном, еще непрожитом году. Новый год, удивительное сочетание звуков. Для русского человека пост советской эпохи, новый год подобен дню рождения страны. Все готовы радоваться вместе, сдвигать столы, откупоривать шампанское и, запуская петарды в небо, кричать, что есть мочи, "с новым годом", "с новым счастьем". Уже сейчас в магазинах начинается утомительная суета, связанная с покупкой подарков и застольных даров. Невольно вспоминаются строки И.А. Бродского:
"в продовольственных слякоть и давка...
Запах водки, хвои и трески, мандаринов, корицы и яблок,
хаос лиц и невидно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы".
И действительно не видно тропы, но еще сохранилось в сердцах людей воспоминание о том, что когда-то много лет тому назад, в небольшой деревушке Вифлеем, родился младенец. Уже и деревушка не та и не осталось следов от того вертепа где собрались столь немногие свидетели, а память, как свет погасшей звезды жива. Маленький человек лежал в хлеву, вокруг стояли пастухи, а где то высоко в темном небе горела яркая звезда, чей свет провозглашал явление чуда. Новый год как некий временной рубеж неизбежно связан с празднованием Рождества, особенно в том обществе, где христианская церковь благовествовала на протяжении многих столетий. Даже ныне, когда мы наряжаем елку, то очень часто водружаем на ее вершину, звезду, как некий символ света, который может провести нас по узким тропам судьбы не позволяя тьме затмить прекрасное. Таков и он, этот свет. Его суть и замысел провозглашать надежду и милосердие. Именно об этом возвещает рождество. Для христианского мира Рождественская звезда не просто тусклая точка на темном небосклоне бытия. По всему свету христиане готовятся к празднованию Рождества. Уже начинают звучать Рождественские хоралы и гимны. Многим знакомы строки известной Рождественской песни "Тихая ночь, дивная ночь", которая покорила весь мир. Даже если вы никогда не слышали слов, вам случалось слышать ее мелодию открывая музыкальную открытку, купленную в подарок своим близким. Весь христианский мир находится в предвкушении праздника. Однако многим может показаться, что в этом прекрасном ожидании нет некоторого единства и общей радости. Такое впечатление складывается вследствие того, что в разных христианских церквах, Рождество встречают по-разному и в разное время. Впрочем, стоит только вникнуть в смысл праздника, как все временные и визуальные различия становятся несущественными формальностями. Ведь, Рождество существует вне времени, его сила не в дате и букве, а в историчности, т.е. действенности. Однажды засияла звезда и Свет пришел в мир.
Когда начали праздновать Рождество Христово
Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца" (desembri). Там же сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру". Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский. В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит. Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.
С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.
Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин. Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события. (Zavet.ru)
Почему Рождество на Западе празднуют 25 декабря, а в России - 7 января?
Для многих до сих пор остается загадкой - почему на Западе Рождество и Пасха празднуются в одно время, а в России в другое. Следует прежде всего отметить, что такое различие никоим образом не вызвано догматическими или доктринальными спорами. Собственно говоря, многие православные церкви празднуют Рождество по новому стилю, т.е. как все западные церкви. Например, наш ближайший сосед - Финская православная церковь (говоря ближайший, я предполагаю к Санкт Петербургу). В нашей стране Григорианский календарь был введен в 1918 году, но Русская Православная Церковь (РПЦ) продолжает пользоваться Юлианским календарем и по сей день. Поскольку, была проведена календарная реформа, появилось два стиля - старый и новый. Старый относится к Юлианскому календарю, а новый к Григорианскому. Изначально в Московской Патриархии шли очень оживленные дебаты о том, стоит ли переводить церковный календарь на новый стиль. В результате решили этого не делать, а жить по старому. Иными словами государственный календарь у нас - Григорианский, а церковный в РПЦ - Юлианский, тот, который использовали в России до 18го года. Именно поэтому у нас и существует два Рождества, два новых года, две Пасхи и т.д. (временная разница между датами этих праздников составляет сейчас около двух недель). Стоит подчеркнуть, что в царской России христианские церкви многих конфессий праздновали Рождество по Юлианскому календарю, т.е. одновременно. Юлианским календарем для празднования Рождества пользуется следующий ряд церквей - русская, болгарская, сербская, иерусалимская. В соответствии с Юлианским календарем, 25-е декабря соответствует 7-му января григорианского календаря. В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4-х лет равнялась 365.25 суток, что на 11 мин 14 с длиннее тропического года. Длина года в григорианском календаре в среднем равна 365.2425 сут., что лишь на 26 с. превышает тропический год. Различие между старым и новым стилями в 1582 году (в год, когда он был введен в Европе папой Григорием) составляло 10 суток, в 18 веке - 11 суток, в 19 веке - 12 суток, и в 20 соответственно - 13 суток.
Дата Рождества
К сожалению, сама дата Рождества Христова остается весьма спорным вопросом, и по сей день. Дело в том, что все ранее сделанные расчеты обладают историческими неточностями. Так, например, астроном Кеплер отыскал у Исаака АБРАБАНЕЛЯ (иудаистский толкователь Библии, живший в Португалии в 1437-1508) указание на "мессианский знак" - схождение планет Сатурна и Юпитера в созвездии Рыбы. Кеплер допустил, что этот знак мог быть замечен евангельскими волхвами. Сделав расчеты, ученый получил 7 дней до н.э. и выдвинул предположение, что эта дата Рождества точнее традиционной, предложенной Дионисием Малым (6 в.). В настоящее время мнение Кеплера принято большинством историков, т.к. оно подтверждается уточненной датировкой смерти Ирода (4 д. н.э.).
Рождественский свет
Для любого, кто верит в Бога и чувствует любовь к ближнему мерные лучи Рождественской звезды, так ярко освящают путь из смертной тьмы к жизни вечной, что тьма не способна затмить его. Вифлеемская звезда не перестает сиять даже тогда, когда мир погружается в темный мрак земной ночи и грядущее кажется пугающим. В Евангелии есть прекрасные слова "и свет во тьме светит, и тьма не объяла его". Свет Рождественской звезды подобен именно этому свету. Ветхозаветный пророк Исаия возглашает "Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою".
В мире пост модерна и глобализации, террора и отчуждения. В мире, где слепые ведут слепых, а стремящиеся к правде испытывают поношения, в мире, где человеческое одиночество и духовный вакуум порождают невыносимые страдания души, приводя к равнодушию, в мире, где очень часто торжествует латинская поговорка "homo homini lupus est". В этом одиноком, кружащемся в суете мире, Рождественская звезда является провозвестником любви, милосердия и сострадания. Евангелист Иоанн говорит нам "Был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал". Воистину мир не способен познать Творца, поскольку грех ослепляет мировое сознание. Именно по этому апостол Павел восклицает "бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти", а древнеримский философ говорит о том, что "человек - слабая душа обремененная трупом". Но, Господь приходит к нам и становится нашим светом. Он разрывает темную земную ночь надвое, подобно завесе в Иерусалимском храме, дабы всякий, кто призовет имя Его был спасен. В Священном Писании есть прекрасные слова "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы". Спаситель говорит " Я есть свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни".
В предверии празднования великого Рождества Христова хочется искренне пожелать всем, чтобы великий свет любви и милосердия всегда просвещал всех людей, и подобно свету Рождественской звезды, озарял путь.
(Статья подготовлена и.о. настоятеля Евангелическо-лютеранского прихода "Терийоки" диаконом Асоновым А.А. )