Зеленогорск
 Литература 
Terijoki

Анрей Жуков

Рассказы для детей

Рисунки Бориса Акинина

       

Где бы вы ни жили, куда бы ни занесла вас судьба, на вашей родине или вдали от дома вы можете пойти в храм.

Храм - слово старинное, чаще всего употребляется оно в значении "место общественного богослужения". у православных это церковь, у католиков - костел, у мусульман - мечеть... Каждый храм, и малый и большой, бесценны своим предназначением. Многие из них прославились архитектурным совершенством: слава таких, как церковь Покрова на Нерли под городом Владимиром, Домского собора в городе Риге или мечети Гур-Эмир в Самарканде, распространилась далеко за пределы нашей страны.

У каждого храма свои особенности. Зная, в чем различие, а в чем сходство храмов, можно много полезного почерпнуть для себя, проходя мимо церкви или костела.

Раньше, например, путешественник на Руси, подъезжая к какому-нибудь селению, мог без ошибки сказать, куда он попал. Если над крышами виднелась главка церкви - значит, село; деревни церквей не имели.

Жители окрестных деревень, ходившие в одну церковь, составляли приход, во главе его стоял священник, он же вел в церкви, службу для своих прихожан, отправлял, как тогда говорили, служение по уставу...

Строили церковь всегда на самом высоком месте, чтобы было видно ее со всех дорог и рек. Всякому человеку она служила ориентиром.

Beнчaл каждую церковь - крест, символ христианской религии. Если церковь была с несколькими куполами, то и крестов было несколько; когда их покрывали золотом, то под лучами солнца кресты сияли, "горели копьями Господа". Путник, внимательно приглядевшись, мог по крестам, как по компасу, всегда правильно определить стороны света. Кресты одной стороной смотрят на восток, туда, откуда солнце встает, на восточной же стороне каждой церкви расположен алтарь. На западной стороне - притвор, главный вход, и кресты всегда повернуты к нему другой своей стороной.

Остановившись около церкви, путник мог определить, в какой стороне остался родимый дом, мысленно перенестись к родным, близким, помолиться. об их благополучии и собственном пути. На Руси храмы располагались столь часто, что когда из взгляда исчезала одна церковь, то вдалеке появлялись очертания другой, и вы могли путешествовать, не боясь заблудиться, как по морю плыть от маяка к маяку.

Строители самых красивых храмов перемещались из города в город, из государства в государство. Для работ над убранством церквей приглашали лучших плотников, каменотесов, художников. Люди не жалели сил, чтобы землю украшали храмы.

Герой повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Иван Северьянович Флягин о самых трудных минутах своего житья у кочевников в степи вспоминал: "Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь".

Древние зодчие строили храмы по образу и подобию человека. И вправду - приглядитесь к иной сельской церкви или монастырскому собору. Под самым высоким и потому самым большим крестом высится главный купол - как голова всему храму, под ним стены - как широкие плечи, оконца, как глаза, смотрят из-под сводов - строгих бровей. Уверенно и легко словно взлетает к небу колокольня, колокола на ней с голосом, понятным человeкy. От видения такого храма захватывает дух, сердце устремляется к нему. Каждый храм, как весь мир. Вступая в него, ощущаешь причастность к Вселенной, соразмерность с ней. Потолки расписаны - как небеса. И каждый человек рядом с вами в храме - как друг, можно не бояться никого.

Храм Пресвятой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре под Москвой создавался Сергием Радонежским, по выражению его жизнеописателя, "чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистною разделенностью мира". И эта любовь, которая соединяет людей в храме, распространяется на живых и мертвых.

В церкви после рождения человека начиналось его принятие в лоно веры с обряда крещения, а после смерти провожался он в последний путь Отпеванием.

Часто вокруг церквей возникали кладбища. Умершие как бы находились рядом с живыми всякий раз, когда те посещали храм. Такие сельские погосты лучше любых слов напоминали часто неграмотным крестьянам о связи времен, поколений, о святости памяти по ушедшим.

Русский философ Н. Ф. Федоров высказывал убеждение, что главная задача всех живущих на земле состоит в том, чтобы победить ненавистную каждому человеку смерть. Обретение бессмертия всех землян виделось ему в соборном единении под знаками любви, веры, надежды.

И храмы, как то место, где ради этого всегда в сборе все люди, и ныне живущие и покинувшие мир земной, лучшие символы того, что в нас не умирает стремление к благородной цели: не дать погибнуть всему наследию человечества и каждому человеку дать уверенность в бесценности его жизни, веру в то, что его душа не исчезнет бесследно из бытия.

Храмы - как страницы книги, которые писало человечество в своем противлении бедам, злу, насилию. Каждый храм посвящен какому-нибудь религиозному событию, устою вероучения или святому, то есть человеку, когда-то много и свято служившему во имя веры. Незабываемые явления христианской религии Отражены в таких названиях, как храм Воскресения Христова, Преображенский храм. Сергиевские храмы названы в честь Сергия Радонежского, Петропавловские в честь апостолов Петра и Павла.

"Под каждой могильной плитой лежит всемирная история",- сказал великий Гете, определяя значимость каждой человеческой жизни. Так и каждый храм является свидетелем и памятником судьбы и истории твоего народа.

Много войн прошло по миру, много неумных и злых людей рождалось на свете. Страдали от них и храмы.

Вот как пишет летописец Нестор в "Повести временных лет" о разорении Печерского монастыря в Киеве набегом половцев летом 1096 года: "Безбожные же сынове Измаилеви высекоша врата монастырю и поидоша по кельям, высекающе двери, и изношаху, аще что обретаху в кельи; посемь выжгоша дом святыя владычице нашея Богородице, и придоша к церкви, и зажгоша двери, яже к угу устроении, и вторыя же к северу, и влезше в притвор у гроба Феодосьева, емлюще иконы, зажигаху двери и укоряху бога и закон наш".

в Древней Греции глупый честолюбец Герострат сжег храм Артемиды Эфесской, который его современники причисляли к одному из семи чудес света.

На нашей Родине и нынче еще стоит много полуразрушенных, запущенных храмов. Но каждый из них достоин лучшей доли. Ведь в них венчались, вступая в брак, наши предки, чтобы дать жизнь другим поколениям; звучало под их сводами слово священника, призывавшего воинов к отпору захватчикам. Церкви становились оплотами духа борющегося народа. Самых видных героев и сынов Отечества хоронили внутри храмов.

В Ленинграде, в храме Александро-Невской Лавры покоится прах Александра Невского, на Бородинском поле была воздвигнута, как храм, усыпальница полководца Багратиона, пока в Софийском соборе Новгорода был храм, над могилой великого русского поэта Державина теплилась, не угасая, лампадка.

Наши современники тянутся к храмам. Чтобы восстановить их, услышать светлые слова о любви, труде, хлебе насущном.

Не забывая о том, что у нас каждый человек сам выбирает дорогу в жизни, мы относимся с уважением к тем, кого она ведет в храм.

( Гонорар за этот материал автор передал в фонд восстановления церкви Казанской божьей Матери в ropoдe Зеленогopcке )



© Андрей Жуков, Рисунки Б.Акинина. 1990 г.
© Интернет-публикация terijoki.spb.ru , 2001.
© Публикуется по журналу"Костер", номера 3 и 4 за 1990 год.


Назад   На главную страницу

Rambler's Top100 page counter


© TAG Ltd., 2000,2001