Средняя школа № 450
Зеленогорская средняя общеобразовательная школа № 450 Курортного района Санкт-Петербурга была открыта 1 сентября 1956 года в г. Зеленогорске как начальная школа в двух деревянных зданиях - на Красноармейской улице, д.27 (бывшая дача А. С. Боткина, напротив стадиона, здание до настоящего времени не сохранилось, сгорело в 1990-х гг.) и на Привокзальной ул., д.7 (здание также не сохранилось).
Первым директором школы была назначена Елизавета Антоновна Гусева.
В дальнейшем директорами школы № 450 были:
- c 26.08.1960 - Тискин Борух Залманович;
- с 12.12.1962 - Тихомиров Геннадий Петрович;
- с 21.08.1967 - Барбашина Сусанна Михайловна.
В 1960 году начальная школа была преобразована в восьмилетнюю школу и переехала в здание по ул. Кавалерийской, д.32. В 1967 году стала именоваться полной средней школой.
Пионерская дружина 450-й школы носила имя Павлика Морозова и перед школой был установлен бюст пионера-героя, в открытии которого принимала участие его мама. Позднее вместо бюста был установлен памятник Павлику Морозову в полный рост. Сделан он был из недолговечного гипса и простоял не очень долго. В сквере перед школой вокруг памятника обычно проходили все общешкольные мероприятия.
С 1990 года средняя общеобразовательная школа № 450 находится в здании бывшего интерната № 48 на Красноармейской улице, д.11.
Перед школой расположена Аллея Памяти семьи педагогов Шейнисов, открытая в 2002 году.
Школа № 450 расположена по адресу:
197720, г. Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, Красноармейская ул., д.11.
Телефон:
(812) 433-50-18 - директор Харитонова Марина Анатольевна
Адрес электронной почты: info.shk450@obr.gov.spb.ru
Официальный сайт школы: http://450spb.ru
Уважаемые выпускники, бывшие и действующие преподаватели и сотрудники школы №450! В 2026 году школа будет отмечать свой 70-летний юбилей. Если у вас есть фотографии своих классов, одноклассников, учителей, если вы можете рассказать о годах своей учебы или работы в школе, присылайте нам, пожалуйста, эти материалы. Мы будем публиковать их на этой странице и использовать при подготовке книги, которую предполагается издать к юбилею.
Содержание:
С. Смирнов, выпуск 1975 года. Воспоминания о школе.
Вспоминая школьные годы, прихожу к выводу, что нам, ученикам 450-й школы, сильно повезло. В первый класс я пошёл 1-го сентября 1965 года. Тогда нам казалось, что война давно закончилась, ведь прошло уже 20 лет после её окончания – целая вечность. А сегодня, когда на нашей памяти 30 лет назад распалась страна, в которой мы родились и выросли, понимаешь, как близко тогда всё это было. Рядом с нами жили люди, опалённые войной: кто-то воевал, у кого-то война забрала самых дорогих и близких, кого-то лишила прекрасного мира детства. И вот им, пережившим лихолетье войны, выпало судьбой стать нашими учителями.
Уже позднее мне не раз приходилось сталкиваться с представителями этого поколения, и неизменно поражался их жизненному оптимизму, искренности, готовности прийти на помощь, бескорыстно поделиться своими знаниями и опытом. Такими были и наши учителя. Видимо трудности и лишения одних ломают, а других закаляют и придают им неиссякаемые силы для решения сложнейших задач, которыми так богата наша жизнь.
Рядом со школой вместе с первой учительницей, весна 1966 г.
Моей первой учительницей была Зинаида Васильевна, которая повела нас в увлекательное путешествие в Страну Знаний. В том году в школе на Театральной, видимо, остались только начальные классы, т.к. остальные уже обживали новое здание школы рядом с «Пожаркой». Запомнилось, как на уроке мы составляли план местности и мерили шагами расстояние от сосны, которая росла посередине тротуара рядом со школой, до моста через ручей недалеко от «Четвёрки». Из-за невозможности решить жилищный вопрос, наша Зинаида Васильевна вынуждена была уехать.
Курс начальной школы мы проходили под чутким руководством замечательной учительницы Раисы Сергеевны Рисковой. Как заботливая мама окружила она нас вниманием и заботой, терпеливо обучая школьным премудростям. С пятого класса у нас появилось много новых дисциплин, а вместе с ними и учителей.
Тимофеева Нина Петровна всегда строгая и неприступная с безукоризненной причёской - настоящая классная дама из дореволюционной гимназии. Обладательница уникального почерка, её оценки с трудом помещались в клеточку журнала.
Шамрай Тамара Геннадьевна удивительно мягкий человек. На своих уроках широко использовала просмотр школьных фильмов, что нам очень нравилось. Не раздумывая вытолкнула из-под колёс мотоцикла ребёнка на пешеходном переходе, а сама погибла в 1992 году.
Левичева Елена Ивановна, наша «баба Лена», так за глаза мы её называли, напоминала нам домомучительницу из мультика про Карлсона, отличалась строгостью и бескомпромиссностью. Вызывала искреннее недоумение со стороны моих одноклассников: «Как она узнала, что мы курили на перемене, ведь мы и рот полоскали и жвачку жевали?!»
Бакутина Галина Ильинична спокойный и ироничный учитель. При её непосредственном участии был создан кабинет химии, где прямо за своим столом мы могли что-нибудь «нахимичить».
В кабинете химии, 1970 г.
Бубнова Мария Сергеевна (с 7-го по 8-й класс наш классный руководитель) строгий, но справедливый преподаватель. Отличный методист, удивительно доходчиво объясняла материал, предлагала подумать, не спешить решать задачу «в лоб», попытаться найти нестандартное решение. Радовалась, когда мы находили эти варианты. Могла вместе с нами от души посмеяться, когда кто-нибудь из учеников у доски «сморозит» какую-нибудь нелепицу. Руки всегда в меле, а иногда и не только руки. Билеты, которые мы писали в 8-м и 10-м классах помогли всем успешно сдать экзамены.
Морозова Светлана Александровна добродушный и улыбчивый учитель. Она создала пришкольный опытный участок, который комиссией РОНО был признан лучшим в районе. Таким образом, на уроках биологии мы познавали природу не только в теории, но и на практике.
Осипова Галина Андреевна (с 9-го по 10-й класс наш классный руководитель) педагог вузовского уровня. В отличие от своих коллег, когда в классе поднимался шум, голос не повышала, а понижала. И это удивительно, но в классе наступала тишина. Благодаря Галине Андреевне, в созданном под её руководством кабинете физики, мы своими руками могли провести многие эксперименты. Как бы сейчас сказали, логистически правильно построенная работа, позволяла за один урок собрать схему, получить желаемый результат и оформить это в тетради. Да это же классические лабораторные работы из ВУЗа! Именно на этих уроках мы впервые открыли для себя мир фотографии, повторили опыт Ньютона и узнали, что белый свет состоит из различных цветов, услышали музыку из собранного простейшего детекторного приёмника и многое другое.
Собираем детекторный приемник, весна 1975 г.
Вершинина Капиталина Аристарховна, пожалуй, самый терпеливый учитель. Только на её уроках мы могли позволить себе разные шалости. Пока мы что-то рисовали или чертили, она ходила между рядами, делала поправки в наши рисунки и рассказывала о законах перспективы, о художниках и их картинах, об истории создания бумаги и многом другом.
Розенблюм Глеб Борисович (литература в 9-м и 10-м классе) с первого урока сообщил нам, что будет вести занятия как в институте, и если кто-нибудь захочет в туалет, не надо прерывать учителя своими просьбами, можно просто встать и выйти.
Браво Галина Абрамовна удивительно тактичный человек. До сих пор помню, как на уроках анатомии мы составляли меню на день с учётом пользы продуктов для здоровья, и сделанное тогда для себя открытие, что не всё вкусное полезно.
Усыскина Софья Александровна - невысокого роста, худенькая женщина, обладавшая твёрдым характером. В её бытность в школе появился лингафонный кабинет. И мы получили возможность изучать язык не только по учебнику и газете «Morning Star», но и слушая живую речь. Все наши учителя были разными, но их объединяла любовь к своей профессии, высокий профессионализм, мастерское владение предметом, умение донести материал до каждого ученика, не унижая его человеческое достоинство. В них сочеталась высокая требовательность с уважительным отношением к ученикам, потрясающее терпение и удивительная скромность.
А возглавляла этот уникальный учительский коллектив Сусанна Михайловна Барбашина. Человек с непререкаемым авторитетом, сумевшая собрать замечательных педагогов, приложившая огромные усилия, чтобы наша школа встала в один ряд с физико-математическими школами Ленинграда.
Сусанна Михайловна Барбашина с учителями школы на марше, посвященном 50-летию пионерской организации, 19 мая 1972 г.
Сейчас в это трудно поверить, но в наше время школа была почти всегда открыта, на входе не стояли охранники, и любой человек мог свободно войти в её двери. Да, вокруг школы был забор, но он носил скорее декоративный характер. Мы любили по нему ходить, а зимой с удовольствием прыгали в глубокий снег.
Для поддержания порядка, в школе существовала система дежурств. Ученики дежурного класса приходили раньше всех и с красными повязками на рукаве занимали свои «посты»: на входе (проверяли сменную обувь), в раздевалке, на лестничных площадках, в рекреационных залах, в столовой. Счастливчиком считался ученик, которому доверили «пост» у звонка, ему поручалось включать звонок на урок и перемену. Эта «должность» давала право ученику уйти с урока на несколько минут раньше и прийти на урок с опозданием. Самым хлопотным было дежурство по коридору и в рекреациях, ведь в конце дежурства нужно было натирать паркетные полы, поэтому дежурили парами.
Дежурство вносило разнообразие в размеренную школьную жизнь, позволяло почувствовать себя хозяином школы, ощутить чувство ответственности за порученное дело. Ведь за дежурство класс получал оценку, которая напоминала нам о достигнутых успехах «шершавым языком плаката».
Дежурные были не только по школе, но и в классах. Дежурный отвечал за то, чтобы перед уроком был мел, доска была чистая, а тряпка – мокрая, чтобы ученики выходили на переменах в коридор, а в середине 60-х ещё и проверял чистоту рук у одноклассников. В конце недели дежурные делали влажную уборку класса, стирали «наскальную живопись» на партах, поливали цветы. Это было нормой нашего бытия, и никто не видел в этом ущемления наших прав и свобод.
Да, в школе были уборщицы, но они, наверное, убирали то, чего не сделали дежурные. Регулярно устраивались субботники для родителей, чтобы вымыть в классе окна. Но и мы вносили свой посильный вклад в поддержание чистоты и порядка в школе, тем самым приучаясь относиться к школе как к дому.
Отдельного внимания заслуживают уроки труда. Кораблёв Юрий Николаевич обучал нас столярному делу (5-6 класс), Кузьмин Борис Михайлович – слесарному (7-8 класс), а Кудряшов Владимир Павлович – радиотехнике (9-10 класс). У девчонок были уроки домоводства. Школьные мастерские были хорошо оборудованы: у каждого настоящий верстак с набором инструментов и даже токарные станки. Нас учили правильно обращаться с инструментами, особенностям обработки дерева и металла, соблюдению техники безопасности. Мы приобрели практические навыки, которые нам пригодились в жизни. В конце урока мы сами убирали рабочее место и раскладывали инструмент в строгом порядке.
В школе мы постоянно чем-то занимались и не только в учебное время, но и во время школьных каникул: пионерские сборы, туристические походы по окрестностям Зеленогорска (на Красавицу, Щучье или Чёртово озера), поездки в Выборг и Ленинград с посещением театров, музеев, зоопарка, экскурсия на Дорогу жизни.
В походе на привале: классный руководитель М.С. Бубнова и кинодокументалист М.С. Корбацкова, лето 1973 г.
В старших классах – автобусная экскурсия в Пушкинские Горы, с чтением стихов и дегустацией медовухи, и совсем дальние поездки на поезде в Ригу с посещением детского концентрационного лагеря Саласпилс и целое пятидневное путешествие по маршруту Минск-Брест-Хатынь через Москву.
Экскурсия в Брестскую крепость, весна 1975 г.
Была ещё пятая трудовая четверть, когда мы одну-две недели работали на приусадебном школьном участке или в садово-питомническом комбинате в Зеленогорске, а старшеклассники – целый месяц в лагере «Бригантина» на полях совхоза Поляны. Работа была не сложная, но монотонная – мы пололи грядки. Жили в спартанских условиях: 10-ти местные армейские палатки с деревянными настилами, ватными матрасами, трёхразовое питание на летней кухне и свежий воздух.
Обитатели одной из палаток, молодежный лагерь «Бригантина – 1974»
После зарядки и завтрака мы боролись с сорняками на грядках, уходящих за горизонт, к обеду под лучами палящего солнца возвращались в лагерь пешком или на стареньком автобусе. И сразу на озеро, чтобы смыть с себя пыль и грязь. После обеда – «тихий час», а потом каждый занимался своими делами: футбол и волейбол, пионербол и настольный теннис, чтение книг, какие-то конкурсы и соревнования между школами. Ведь в лагерь приезжали ребята из разных школ Зеленогорска и Сестрорецка. По субботам и воскресеньям мы отдыхали, а по вечерам были танцы. Самое интересное начиналось после отбоя: анекдоты по кругу, страшные рассказки и соревнование – кто заснёт последним.
Смена заканчивалась празднованием Дня Нептуна с русалками и чертями, с купанием, праздничным обедом и обязательными ночными вылазками в палатки девчонок, чтобы намазать их зубной пастой. Мы возвращались домой на автобусе, распевая пионерские песни, счастливыми, загоревшими, окрепшими, повзрослевшими, обретя новых друзей, пополнившими свой багаж новыми знаниями и умениями.
И везде: в походах и поездках, на экскурсиях и на грядках, с нами были пионервожатая Галя Паукку и наши учителя, которые своё личное время проводили вместе с нами.
За всеми этими казалось бы разрозненными событиями угадывается единый замысел. Школа не только учила, она занималась воспитанием своих учеников – культурным, нравственным, трудовым.
Наш 10 класс вместе с Галиной Андреевной Осиповой, весна 1975 г.
Я благодарен школе за то, что она дала мне не только хорошие базовые знания, но и заложила основы для формирования личности, научила уважительному отношению к людям, умению излагать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, ценить дружбу, признавать свои ошибки, прощать чужие слабости и бороться со своими недостатками. И, в конечном счёте, помогла мне сделать правильный жизненный выбор. После выпуска из школы поступил в «Можайку», и с того времени моя жизнь связана с космосом: сначала военным, а после увольнения в запас – с гражданским. Очень интересная и увлекательная работа на самой современной технике, дающая возможность заглянуть с космических высот практически в любую точку земного шара.
Сергей Смирнов, перед увольнением в запас, 2010 г.
За годы, проведённые в школе, я обрёл друзей и товарищей, близких мне по духу, с которыми мы регулярно встречаемся. Формат наших встреч разный: от двух-трёх человек где-нибудь на нейтральной территории, до сбора в стенах школы на 25-летие выпуска в 2000 году, когда пришли две трети класса. И хотя мы давно уже бабушки и дедушки, друг для друга мы остались теми же мальчишками и девчонками, которых сдружила школа, и нам по-прежнему интересно в нашей компании.
В школе вместе с любимыми учителями, лето 2000 г.
На встречу в 2000 году пришли и наши учителя: М.С. Бубнова, Г.А. Осипова, С.А. Морозова и С.А. Усыскина. И мне приятно осознавать, что мы успели сказать им слова благодарности за их тяжёлый, но благородный труд, за неизгладимый след, который они оставили в нашей жизни. Отдельно хочется сказать о наших классных руководителях: Раисе Сергеевне Рисковой, Марии Сергеевне Бубновой и Галине Андреевне Осиповой. Это учителя с большой буквы, щедро делившиеся с нами не только своими знаниями, но ещё отдававшие частичку своего сердца и души, формировавшие нас как людей, граждан своей страны.
Низкий вам поклон, дорогие наши учителя, и долгих лет жизни!
С искренним уважением, выпускник 1975 года Смирнов Сергей.
Декабрь 2022 года.
1. 2023-07-15 22:41:20 Юрий. Иванов (Jihome@msil.ru)
Спасибо за добрые воспоминания о нашей школе, за добрые слова об учителях, которые готовили нас к жизни и помогали счастливо жить в юношестве. Всем спасибо. Юрий, выпускник 8 класс1983 г., классный руководитель Мария Сергеевна БкБубнова