События

Содержание:

К 70-летию С.А. Полянской (Арутюновой). (22.06.2024)

МАСТЕР КОНЦЕРТА

«Живи без возраста, без бед –
Веселым нечего бояться.
Будь щедрой и на склоне лет,
В душе пусть будет восемнадцать!»

С. А. Полянская

День рождения для каждого человека – особый праздник. Его всегда ждут с нетерпением. Обычно собираются близкие: родственники и друзья, чтобы поздравить именинника. Лет до 12-ти основная интрига – «а что подарят, сбудется ли заветная мечта…».
По мере взросления подарки отходят на второй план, а остаётся радость общения. Иногда приезжают гости, которых давно не видел. Тогда День рождения становится еще более радостным событием.
А не должен ли этот праздник стать для нас Днём памяти?! Надо бы перед застольем заглянуть в семейные альбомы, проследить по фотографиям жизнь «виновника торжества» от времени голого пупсика до сегодняшнего дня. И главное – вспомнить о тех, кто подарил ему жизнь, вырастил, воспитал, дал ему всё, чтобы он уверенно шагал по жизни.
Сегодня в гостях у нашей редакции юбиляр София Атомовна ПОЛЯНСКАЯ (Арутюнова).

Первоклассница Сонечка. 1961 год

Первоклассница Сонечка. 1961 год

- София Атомовна, рад приветствовать Вас и поздравить с Днем рождения. Обращает на себя внимание Ваше необычное отчество. Вспоминая физику, предположу, что имя Атом имеет греческие корни – «неделимый».

- Пожалуй, действительно, редкое. Впрочем, скорее всего, имя связано с происхождением отца. В переводе с армянского языка оно означает «божественный Дух».

- Вы – выпускница нашей 450 школы, очень давно живете в Санкт-Петербурге и, как я знаю, более полувека работаете в Зеленогорске. Многие жители нашего городка, как раз наоборот: вынуждены ездить на работу в центральные районы. Чем вызвана Ваша такая нетрадиционная миграция?

- Зеленогорск – моя малая родина. И так получилось, что я связала с ним всю свою жизнь.
Со своей будущей общеобразовательной школой я была хорошо знакома, так как моя мама Зинаида Яковлевна Материкина в 1959 году перешла работать учителем географии в школу № 450, которая вместе с начальной школой № 444 располагалась в небольшом двухэтажном доме на Красноармейской улице, в очень уютном зеленом уголке города напротив стадиона. Директором тогда была одна на две школы легендарная Елизавета Антоновна Гусева. Человек-кремень, которого боялись не только ученики, но и педагоги. Дисциплина была железная!

Уже с шести лет я частенько бывала на уроках Александры Сергеевны Семёновой и не могла дождаться, когда же, наконец, пойду в школу. В 1961 году моим первым и самым любимым учителем стала Александра Сергеевна.

Атом Артемьевич руководит оркестром, Сонечка аккомпанирует, г. Зеленогорск. 1960 год

Атом Артемьевич руководит оркестром, Сонечка аккомпанирует, г. Зеленогорск. 1960 год

- Вы навсегда связали свою жизнь с музыкой – 53 года преподаете в Детской школе искусств Зеленогорска. Наиболее привычное название для жителей: музыкальная школа. Что повлияло на такой выбор?

- Ничего удивительного в этом, пожалуй, нет. Ведь это и педагогика, и музыка. Мама много лет работала в школе, а отец Атом Артемьевич Арутюнов с самого детства увлекался игрой на струнных музыкальных инструментах. С благодарностью вспоминаю соседскую семью потомственных педагогов, оказавших на меня немалое влияние. Мария Андреевна Малова свою педагогическую деятельность начинала еще во времена «Ликбезов», сразу после Октябрьской революции, была образованнейшим человеком. Она привила мне любовь к оформлению стенных газет, показала разные шрифты. Кроме того, помогала подбирать одним пальцем простые мелодии на кабинетном рояле Bekker, который стоял в ее комнате.

Однажды Мария Андреевна сказала отцу, что мне нужно учиться музыке, и подарила нам свой рояль. Отец показал аккорды, и уже с шести лет я стала аккомпанировать на рояле струнному ансамблю.

- А кто еще в семье Маловой был педагогом?

- Наталия Дмитриевна Малова была директором интерната для слабо видящих и слышащих детей, который располагался сначала в здании на Кавалерийской улице («у пожарки»), а затем – на Красноармейской улице. Ее дочь, Татьяна Владимировна Чебановская, отличный математик, работала в Училище в Ленинграде. К ней я часто бегала за помощью, когда возникали проблемы с ее предметом.

А вот правнучка Марии Андреевны, Надя Чебановская, в 70-х годах была моей ученицей в музыкальной школе. Впоследствии окончила педагогическое училище.

- Но пока София еще сама не получила музыкальное образование…

- Да, пока училась в 450 школе, я получала и первое музыкальное образование в Музыкальной школе Зеленогорска, которая занимала на Гостиной улице небольшой деревянный домик, отапливаемый дровами. В нём помещались восемь классов с инструментами, кабинет директора и небольшой Концертный зал. Открылась Музыкальная школа в 1958 году и сначала работала в помещениях 445 школы. Основал и возглавил ее выпускник Хорового училища им. М.И. Глинки Борис Михайлович Барбашин. Он сплотил крепкий коллектив педагогов-единомышленников.

Моей первой учительницей в «музыкалке» стала Евгения Мартыновна Попова. В Детской музыкальной школе (ДМШ) №13 многие годы работал преподавателем фортепиано Андрей Иванович Хотеев, яркий музыкант, человек огромной творческой энергии, широко образованный, уникальный педагог. Практически все его ученики (по мере выпуска из ДМШ) поступали в музыкальные училища, а это дорогого стоит. После переезда Евгении Мартыновны в Ленинград Андрей Иванович взял меня в свой класс. Собственно, благодаря его замечательным, интересным урокам я выбрала свой жизненный путь.

- А значит, продолжили совершенствовать свое профессиональное мастерство…

- А как иначе? Обе школы я окончила в 1971 году. Поступив на заочное отделение Музыкального училища им. М.П. Мусоргского, сразу начала работать в своей родной музыкальной школе, сначала в качестве концертмейстера*, а затем – и педагога. Борис Михайлович был очень хорошим директором и мудрым человеком. Он всех, без исключения, выпускников ДМШ № 13, поступивших в музыкальные учебные заведения, брал к себе на работу. Кроме меня, среди выпускников Наталья Киричева, Наталья Николаевна Перминова (Галицкая), Валерий Филиппович Платонов, Александр Викторович Левин (уже 40 лет работает директором ДМШ № 20 в Сестрорецке), Виктория Иннокентьевна Дмитриева (Рыльских), Ольга Алексеевна Соловьёва (Аксёнова), Ольга Ивановна Хотеева (Мартьянова), Светлана Петровна Терсинских (Павлова), Валентина Васильевна Филиппова (Зорина) и многие другие. Причем практически все пианисты были выпускниками класса Андрея Ивановича Хотеева.

А.Г. Болдырева и Б.М. Барбашин. 1970 год

1 ряд (слева направо): Ольга Мартьянова, София Арутюнова, Валентина Зорина; 2 ряд (слева направо): Любовь Фомина, Андрей Иванович Хотеев, Ольга Рожко.**
г. Зеленогорск. 1971 год

София Атомовна на выступлении с ученицей Галины Сергеевны Камышевой на концерте, г. Зеленогорск. 1974 год

Наш директор сумел создать в школе атмосферу взаимопонимания и дружелюбия. У нас не было никогда никаких дрязг и разборок. Коллектив сначала был немногочисленным: состоял всего из трех преподавателей фортепиано, двух – скрипки, трех – народных инструментов и одного теоретика. А затем в связи с увеличением числа учащихся стало больше и преподавателей. Встал вопрос о нехватке классов. В конце 60-х годов у деревянного корпуса, со стороны Концертного зала, появилась кирпичная пристройка для семи классов, а в начале 70-х годов построили шикарное двухэтажное здание, сохранив здание существовавшей кирпичной пристройки. Позже появилось Художественное и Хоровое отделение (в составе Музыкального отделения), а с 2009 года – Хореографическое, и наша «музыкалка» стала именоваться Детской школой искусств № 13.

С 1972 года заместителем директора по учебной работе была Аля Григорьевна Болдырева, которая после ухода Бориса Михайловича на пенсию, в 1985 году стала директором, а Марина Борисовна Шулишова – заместителем директора по учебной работе. С 2019 года Алю Григорьевну на посту директора сменила Наталья Валерьевна Боравлёва (наш преподаватель по классу гитары и домры), а завучем осталась Марина Борисовна. Коллектив наш менялся, но доброжелательная, дружеская, почти домашняя атмосфера была и остается до сих пор.

Моя деятельность в школе начиналась с работы концертмейстером в классе флейты у Галины Сергеевны Павловой (Камышевой). Через год мне дали учеников по классу Общий курс фортепиано (для учащихся в классе струнных, духовых и народных инструментов). Еще через год Борис Михайлович доверил мне класс Специального фортепиано.

Конечно, уже не перечесть, сколько было у меня за 50 с лишним лет учеников. Теперь мои бывшие ученики приводят в школу не только своих детей, но и внуков.

- Большая и дружная у Вас семья! Столько труда и забот! Минимум четыре часа в день – на поездки к ученикам. А как же личная жизнь: муж, дети, внуки? Разве возможно разорваться?

- Действительно, училище я окончила в 1976 году. Несмотря на то, что в 1974 году переехала жить в Ленинград, продолжила свою трудовую деятельность в родной школе, где работаю и сейчас.

Через некоторое время после окончания училища вышла замуж и стала Полянской. До замужества у меня была фамилия отца – Арутюнова. У нас в 1981 году родился сын Костик. Он, как и я, – ленинградец, а вот муж мой Виктор родом из Днепропетровска. Сейчас подрастают два внука. Учатся в школе.

Константин окончил Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет. Выбрал профессию строителя. Трудится инженером-кровельщиком. Работать начал, когда учился на втором курсе ВУЗа. Совмещал работу с учебой на дневном отделении.

«Закрой глаза, представь уют,
Представь то место, где всегда поймут,
Где нету зла и нет печали,
Где по тебе всегда скучают.
Ты скажешь – нет такого места…
Нет, есть – Родительское сердце!»

Так что, мои дорогие мальчики – муж и сын – замечательные, трудолюбивые и заботливые. Благодаря их поддержке я могла себе позволить работать в родном городе.

- Говорят, что потеряв двоих детей, родители холят и лелеют свое единственное дитя так, что «делают» из него эгоиста. Как я знаю, Вы своих родителей почитали и любили, заботясь о них до последних дней.

- Родители до 1948 года жили в Туркмении, в городе Ашхабад. Отец окончил сначала Сельскохозяйственный техникум по профессии «Агроном», а затем – Зооветеринарный институт, а мама – Медицинский техникум. Несколько лет работали «на передовой» – в отдаленных кишлаках на границе с Ираном, каждый по своей специальности. В то время на границе было очень неспокойно.

Репетиция квартета: две мандалины, гитара и балалайка. Крайний слева Атом Арутюнов, г. Ашхабад. 1925 год

Атом Арутюнов в черкеске***,
г. Ашхабад. 1928 год

Атом Арутюнов, джигитовка на конеферме под Ашхабадом. 1929 год

Зинаида Материкина с сыновьями,
г. Ашхабад. 1943 год

Отец не только лечил животных, но и выводил новые породы лошадей и верблюдов.

В ночь на 6 октября 1948 года в столице Туркменской Советской Социалистической республики Ашхабаде произошло землетрясение магнитудой 7,3 по шкале Рихтера.
Его очаг был расположен на глубине 18 км – практически прямо под городом. Стихийное бедствие произошло глубокой ночью в 2 часа 17 минут по местному времени, когда большая часть жителей города спала.
Ашхабадское землетрясение считается одним из самых разрушительных в истории человечества. Интенсивность сотрясений в эпицентральной области достигала 9-10 баллов.
По официальным данным того периода, в результате ночных толчков погибли 25–30 тысяч столичных жителей. Однако, как сообщают новые исследования туркменских архивистов, количество жертв значительно больше – более 160 тысяч погибших.

Позже мама переехала в Ашхабад и стала работать в Обкоме партии, параллельно учась в Педагогическом институте, а отец до 1948 года продолжал работать в песках на верблюдозаводе, который во время войны считался оборонным объектом, так как поставлял на фронт лошадей и запасы мяса. В 1948 году в Ашхабаде произошло страшное землетрясение, во время которого родители потеряли двух своих сыновей, 16-летнего Артёма и 12-летнего Эдуарда.

После этой трагедии они переехали в Зеленогорск, где 22 июня 1954 года родилась я. Мама в то время работала в Райкоме партии в Зеленогорске, заведующей сектором учёта, а отец – в Ветлечебнице зоотехником.

Жили мы в мансардном помещении, которое потом отремонтировали, мансарду подняли, сделали засыпные стены и застекленную террасу. Квартира получилась уютная – целый день солнышко обходило ее по кругу, начиная с кухни и заканчивая террасой.

Зимой топили: в кухне плиту, на которой и готовили (до проведения газа), а в комнате – печку. Осенью и зимой утром, часов в пять, отец их затапливал, и к тому моменту, когда мы с мамой просыпались, в комнате уже было тепло, дрова приятно потрескивали.

После окончания Педагогического института им. А.И. Герцена, в 1958 году мама перешла на работу сначала в 445 школу, а затем – в 450, где до пенсии работала преподавателем географии. Отец по-прежнему работал зоотехником, но позже поменял работу.

В 450-й школе маме сразу дали классное руководство в одном из самых сложных классов. Через несколько лет он стал первым выпускным в 450-й тогда еще восьмилетней школе.

Ученицы первого выпуска 450 школы. 1962 год

Ученики Зинаиды Яковлевны с подарком от рабочих Кировского завода,
г. Зеленогорск. 1960 год

Ученики не отличались примерным поведением, поэтому маме потребовалась помощь в плане воспитания и дисциплины её учеников. Вот здесь отец сумел проявить свои способности. На базе маминого класса он организовал Струнный ансамбль, в который привлек достаточно много ребят из ее класса. Дети играли на гитарах, мандолинах, домрах, балалайках. Был даже контрабас. Отец строго следил за посещением репетиций.

Когда мне исполнилось 6 лет, он посадил меня за пианино и показал аккомпанемент. Наш Струнный ансамбль выступал на концертах, не один раз занимал первые места на различных конкурсах.

«Столько для меня вы в жизни сделали,
Чтоб смогла я человеком стать.
Наши чувства временем проверены,
И хочу за все «спасибо» вам сказать».

Хочу заметить, что после выпуска 8-а класса руководство школы попросило отца продолжить работу со струнным ансамблем (естественно, на общественных началах). Еще в течение нескольких лет в школе функционировал струнный ансамбль, состав которого значительно увеличился. Помимо руководства ансамблем, отец помогал и в других делах, начиная от организации родителей для уборки и покраски в школе и заканчивая изготовлением наглядных пособий. В частности, отец сделал большой стенд по теме «Часовые пояса». Выпилил циферблаты, нарисовал цифры, часовые стрелки расположил в зависимости от пояса. Конечно, много помогали и родители. Существовал Родительский комитет, который решал многие вопросы: как хозяйственные, так и воспитательные.

София Арутюнова с родителями, г. Зеленогорск. 1972 год

София Арутюнова с родителями, г. Зеленогорск. 1972 год

Над первым выпуском учащихся взял шефство Кировский завод. Рабочие предприятия подарили ребятам точную копию портального крана. Такие краны выпускались на их заводе. У макета крутились все винтики, открывались дверцы, кран вращался вокруг своей оси. Можно представить, как восхищены были школьники таким подарком!

Многие ребята этого выпуска после окончания школы получили хорошее образование. В частности, Валя Глазова (Игнатова) тоже пошла по педагогической стезе, окончила институт им. А.И. Герцена и работала преподавателем истории. Надя Белякова училась в Музыкальном педучилище и стала музыкальным руководителем в детском саду.

Вместе с учениками одного из классов мама установила переписку со всеми Гидроэлектростанциями страны, существовавшими на тот момент. Им присылали интересные материалы о станциях и фотографии.

Помимо педагогической работы мама занималась и общественной деятельностью. Была секретарем парторганизации школы, а также – распространителем Союзпечати. В те времена это была важная работа.

У мамы долгие годы сохранялись хорошие отношения с учащимися, их родителями и с педагогическим коллективом. Уже после ухода на пенсию ее часто навещали бывшие ученики (особенно первый выпуск) и коллеги.

- Слушаю и думаю, какая же Вы счастливая: сколько добрых, замечательных людей Вас окружало, сколько полезного Вы и Ваши родители сделали для людей! Не случайно Вас тянет в родной коллектив, где каждый человек стал близким, практически членом семьи! У каждой семьи, как и у коллектива Детской школы искусств города Зеленогорска есть своя история. И Вас, София Атомовна, с гордостью можно назвать ее частью. Я благодарю Вас за интервью и желаю Вам крепкого здоровья на долгие годы.

Сергей КУКУШКИН

* Концертмейстер – профессиональный музыкант, чаще всего пианист, который работает в тандеме с солистами, хором, танцорами или инструменталистами, помогая им в подготовке к выступлениям или концертам. Он также сопровождает на концерте основную музыкальную партию своей игрой на инструменте, как правило, на фортепиано. Дословно с немецкого языка концертмейстер переводится как «мастер концерта».
** Все – ученицы А.И. Хотеева, окончили ДМШ №13 с разницей в 1-3 года и поступили в Музыкальные училища (им. М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова). Работали в Музыкальной школе. Валентина Зорина и София Полянская (Арутюнова) работают по настоящее время.
*** Черке́ска – русское название верхней мужской одежды – кафтана, которая была распространена в обиходе фактически у всех народов Кавказа.

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)






© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.