Старые дачи::Дачники

Содержание:

Сестрорецкое Заречье. Дорога к Храму

Храм Христа Спасителя был построен в Дюнах по проекту архитектора В.А. Косякова(1)(2)(3). Освящен 30.11.1904 г. Иконы для иконостаса выполнили матросы под руководством капитана I-го ранга В.В.Игнациуса, погибшего в Цусимском сражении. Прихожанами Храма были в основном дачники, имевшие дачи в этой местности. Храм был летний и постоянного причта не имел. Около Храма был похоронен строитель СПб Сестрорецкой Приморской железной дороги П.А. Авенариус(4). И Храм, и захоронение ныне утрачены.

Территория, где в начале ХХ века находилась конечная станция Приморской железной дороги "Дюны" и Храм Христа Спасителя, в настоящее время является частной. Администрация владельца любезно пошла авторам навстречу и разрешила территорию посетить, благодаря чему были сделаны некоторые снимки. Более того, нам даже показали, где был фундамент церкви, ныне совершенно задерненный, хорошо читавшийся еще в начале строительства на территории. Было также высказано интересное мнение о постройке часовни в память о Храме.

Мост через Сестру Заводскую в районе Дюн существовал еще до строительства церкви и к нему вела дорога от шоссе на Белоостров, проходившая по нынешней Томинской улице (фото 1), что видно из приводимого плана Заречных участков, утвержденного 31.07.1900 г.. Общий план Канонирских и Заречных дачных участков был утвержден в августе 1900 г., и станция Дюны на нем уже присутствует. Правда, номера Зареченых участков на этом плане были позднее откорректированы.


План Заречных дачных участков, 1900 г. Источник: ЦГИА СПб


Общий план Канонирских и Заречных дачных участков, 1900 г. Источник: ЦГИА СПб

1. Часть бывшей Томинской ул. от трассы к Белоостровскому шоссе

2. Мост в Дюнах. Дореволюционная открытка. Из коллекции С. Ренни

3. На месте моста

Последняя фотография (фото 3), наверное, более всего соответствует открыточному ракурсу моста. На этом берегу также, как и на противоположном, сохранились старые березы (фото 4), отмечающие и сейчас дорожку к бывшему мосту, как и прежде обходящую дюну, склон которой и теперь достаточно крут (фото 5).

4. Старые березы

5. Дюна

6. Дюны, церковь. Дореволюционная открытка. Из коллекции С. Ренни

Обогнув дюну, дорожка (фото 7) поднималась к Храму стоявшему на вершине холма (фото 8 и 9). Здесь и стоял когда-то Храм Христа Спасителя, действительно паривший над всей округой, настолько удачно было выбрано место (фото 10, 11).

7. Дорожка

8. Храм на старой открытке

9. Холм, на котором стоял храм

10-11. Место, на котором стоял храм

Храм Христа Спасителя в Дюнах. Реконструкция

На поляне рядом стояла когда-то станция (фото 12, 13), покинув которую пассажиры шли к таможенному мосту через Граничный ручей и далее разъезжались по дачам на финской территории, а на насыпи в небольшом тупичке и заканчивался железнодорожный путь (фото 14, 15)

12. Станция Дюны

13. Место, где была станция Дюны

14. Станция Дюны, железнодорожный тупик

15. Место тупика

Станция Дюны. Реконструкция

Когда поезд шел уже к станции, справа была чудная девственная дюна (фото 16, 17), а слева стояли дачи Заречных участков, от которых так мало, что осталось (фото 18).

16-17. Песчаная дюна на подъезде к станции

18. Здесь стояли Заречные дачные участки

В общем, все было, как в неспешном кино про «дольче вита». Но, даже и теперь, по-прежнему, вид вдаль по железнодорожному полотну все тот же, как в сторону платформы Школьная (фото 19, 20), так и к станции Дюны (фото 21, 22). Еще несколько десятилетий назад по линии полотна зимой проходила лыжня, популярнейшее место времяпрепровождения нескольких поколений лыжников-любителей. Доступ к этой части территории теперь ограничен, с одной стороны - сплошным сетчатым забором, с другой - сигнальной проволокой.

19-20. Вид в сторону пл. Школьная

21-22. Вид в сторону ст. Дюны


Примечания:
1. Подробнее об истории строительства храма в Дюнах читайте в статье "Храм у финляндской границы" из "Прибавления к церковным ведомостям", 1904 год, №50.
2. Протокол заседания Строительного отделения С.-Петербургского губернского правления по утверждению проекта постройки церкви близ ст. Дюны. ЦГИА СПб фонд 256 оп. 27 д. 184а.
3. План Заречного участка №22 1903 года, выделенного под строительство церкви во имя Христа Спасителя у станции Дюны Приморской железной дороги близ Сестрорецка. ЦГИА СПб фонд 256 оп. 28 д. 462.
4. Заключение С.-Петербургской духовной консистории на прошение М.Я. Авенариус, жены П.А. Авенариуса, разрешить похоронить их в церкви во имя Христа Спасителя на Дюнах, близ ст. "Дюны", отправленное 13 декабря 1908 г. в канцелярию С.-Петербургского губернатора. ЦГИА СПб фонд 256 оп. 28 д. 462.
П.А. Авенариус умер в декабре 1909 г. и, в соответствии с разрешением, был погребен в фамильном склепе. Марией Яковлевной судьба распорядилась иначе (она была второй женой Петра Александровича). Ей не суждено было обрести покой рядом с мужем. В воспоминаниях В.И. Лозовской, бабушка которой служила в первом доме Авенариусов в Сестрорецке, сказано, что М.Я. Авенариус в советское время была выслана, насколько это соответствует действительности, пока неясно. Умерла она в 1931 году. Воспоминания В.И. Лозовской опубликованы в выпуске альманаха "Курортный район" № 8.

 

© Е.В. Смирнова, Т.Б. Френкель, декабрь 2018 г.
© Публикация terijoki.spb.ru, 29.12.2018 г.

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)





 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2019 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.