К предстоящему дню Зеленогорска (в этом году 30 июля) публикуем статью местного терийокского "предводителя", поэта и общественного деятеля Микко Уотинена, напечатанную в 1910 г. во втором номере "Хельсингского иллюстрированного журнала".
Статья "Картинки и описания Терийоки" (это в дословном переводе, наверное, можно назвать "История Терийоки с картинками") также была написана к празднику, к Юханнусу (день Ивана Купала) -
http://terijoki.spb.ru/trk_starosti.php?item=113
Не могу не процитировать несколько мест.
Некоторые моменты потрясают тем, что столетиями ничего не меняется.
В последнее время в прогулочной дорожке на берегу появились расколы, песок вынесен, и таким образом берег ослаблен. Что еще хорошего построено для летних гостей? Больше ничего. Здесь еще не понимают, как нужно организовать дачную местность. В старые времена, похоже, это лучше понимали. Тогда было сделано кое-что. Правда, тогда были лучшие времена и вообще лучшие условия для постановки дела.
О, это уже в 1910 году в "старые времена" все понимали намного лучше. "Королева в восхищении".
А это борьба с пьянством. У нас вот ведь пиво только что окончательно стало алкогольным напитком, а мудрый Уотинен еще тогда это понимал.
Есть в селении, конечно, и злокозненные предприятия. В качестве такового следует упомянуть Терийокский пивзавод, который ужасает радеющих о культуре людей. Он разлагает наше селение, и отнюдь не добавляет нравственности. Без этого наше селение было бы намного прогрессивнее.
Пивзавода у нас теперь нет. Явный прогресс.
Интересные фотографии представлены по убийству М. Я. Герценштейна. Один снимок взят, видимо, из следственного дела. На нем, я так думаю, цифрой "1" обозначено место, откуда стреляли в профессора (из-за заборчика), цифрой "2" - где лежало тело убитого (на фотографии, кажется, даже виден обведенный силуэт). Насчет цифры "3" не уверен, возможно это место, где находилась дочь Герценштейна, которая была ранена в руку.
Микко Уотинен особой любовью, мягко говоря, к русским не отличался. В тексте подчеркивается, что у русских в селении были кабаки, а финны эти здания передали школе. Кроме того, летние, читай русские, гости были, надо полагать, довольно заносчивы и финнов в свой "клуб" не принимали:
Примерно 15 лет тому назад летние гости сформировали пожарную команду. Её обязанностью были полив дорог и тушение пожаров. Эти задачи были почти не выполнены. Но всё же парк они содержали. Финны пытались попасть в члены этой компании - не принимали. Почему такой запрет был в то время - неизвестно, но об этом не хочется рассказывать, это слишком неприглядная сторона жизни.
И вообще:
Около 19-20 лет в селении царят русские одежды и манеры. Тогда же в нашем селении была создана русская церковь. <...>. И русская народная школа есть в селении, которой финны много пользовались в прежние времена. В последнее время произошли известные изменения. Распространились чуждые обычаи и манеры. Началось национальное пробуждение. Небрежность в отношении своей национальности еще очень заслуживает внимания. Вывески, названия улиц во многих местах написаны по-русски. Надо взяться за устранение этого несоответствия.
Даже восстание было, против ночных сторожей, деспотия подбиралась:
В 1902 г. произошло привлекшая общее внимание борьба сельчан против тогдашней деспотической системы правящей власти. Хотели установить в селении по русскому образцу ночных сторожей. Сельчане восстали, и дело замяли, хотя и с трудом.
Короче говоря, чтение интересное, рекомендую.