И последнее. Точнее, первое. Ибо первое, что я хотел посетить в Мадриде, это три знаменитых музея - Прадо, галерея Туссен-Боргемиса и музей современного искусства принцессы Софии. Тем более, что от нашего отеля они были ...повернуть направо и перейти улицу - Прадо, повернуть налево и перейти улицу - Тиссен, а до принцессы Софии триста метров.
В Прадо экспозиция кончается началом XIX века, Гойей. Есть там и европейские мастера, но на меня наибольшее впечатление произвели старые испанские мастера - Рибейра, Зурбаран, Эдь-Греко. Рубенс с Тицианом рядом с ними, выражаясь современным языком, отдыхают. У испанцев внимание зрителя фокусируется на лицах, от них не оторвать глаз, они не отпускают. Впрочем, это все сугубо личное мнение
. Кому-то, наоборот, нравятся жанровые сценки или натюрморты, пейзажи. Все правы
.
В Тиссен-Боргемиса замечательная коллекция, охватывающая все периоды - от средневековья до современного. Но больше всего мне понравилась там часть коллекции, показывающая секуляризацию искусства - переход от живописи средневековья как живописи религиозной к живописи сугубо светской. "Старые" картины воспринимаются как ... не скажу как иконы, но как картиныа сугубо религиозные - все внимание обращено на суть изображаемого события. И рядом более поздняя картина, формально изображающая Распятие. Но Распятие, Страдающий на Кресте Иисус, сострадающие Ему оказываются не главным на картине. Главное, то, на что обращается внимание зрителя - какой-то то-ли граф, то-ли еще кто-то, позирующий на фоне Распятия. Трансформация Европейского мировоззрения, называемая возрождением, выражена здесь с необычайной ясностью - в центр мира вместо Бога человек поставил себя, любимого, оставив Творцу и Его жертвенному пути роль фона, на котором так удобно позировать.
В музее современного искусства им. принцессы Софии я понял ЧТО ТАКОЕ Пикассо и Дали. В Эрмитаже Пикассо занимает несколько залов. Он утомляет, его много. Слишком много в одном месте. В "принцессе Софии" не так - там в каждом зале развешаны работы нескольких художников. В результате входишь в зал и ... только одна картина (или две) притягивает взгляд. Что за картина - не знаю. Иду к ней - Пикассо или Дали! Причем Дали еще не сюрреалистического периода, а ранний Дали. В другом зале такая же ситуация - только одна картина притягивает, подхожу - или Дали, или Пикассо. Остальные оставляют равнодушным. И так везде. Вне зависимости от стиля - хоть кубизм, хоть еще что (в современном искусстве не разбираюсь совершенно). Почему, отчего - не знаю, не могу объяснить. Но факт остается фактом - картины Пикассо и Дали сразу захватывают, притягивают и не отпускают. Вне зависимости от того, что на них изображено, нарисовано, написано, наляпано, сконструировано ... не знаю какой термин еще применить. Причем подчеркну еще раз - картины, ранее мне не знакомые. Я не любитель современного искусства. Но тут понял, что Пикассо и Дали - не крик моды, не мыльный пузырь, раздутый коммерсантами от искусства, а действительно величайшие художники ХХ века.
Еще одно впечатление - знаменитая, горячо обсуждаемая "Герника" меня совсем не впечатлила. Может быть потому, что повешена неудачно. Может быть потому, что видел ее на иллюстрациях с детства. А может быть потому, что слишком много о ней разговоров, слишком много политики. И, если превалирует политическая составляющая, то, может быть, меньше остается искусства? Не знаю. Не впечатлила.